Воскресенье, 08.09.2024, 23:34
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Сравнительный метод в общественных науках. Ойнус, Михаил Эдуардович бесплатно
09:04
Скачать Сравнительный метод в общественных науках. Ойнус, Михаил Эдуардович бесплатно

Сравнительный метод в общественных науках

Диссертация

Автор: Ойнус, Михаил Эдуардович

Название: Сравнительный метод в общественных науках

Справка: Ойнус, Михаил Эдуардович. Сравнительный метод в общественных науках : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 Ленинград, 1984 209 c. : 61 85-9/184

Объем: 209 стр.

Информация: Ленинград, 1984


Содержание:

Введение
Глава I, Сравнение как средство познания §I Основания сравнительного изучения явлений §
2 Сравнение как элемент различных мыслительных операций и познавательных процедур §
3 Сравнение и сравнительный метод
Глава
II Формирование и развитие сравнительного изучения явлений §I Анализ философских и специально-научных представлений о сравнительном изучении явлений §
2 Марксистская методология общественного познания и сравнительные исследования
Глава
III Формы сравнительного метода в общественных науках, §I Модификация сравнительного изучения явлений §
2 Сравнительно-классификационный и сравнительно-аналогический методы §
3 Сравнительно-типологический и сравнительно-синтетический методы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы II II

Введение:

Актуальность теш.Проблемы методологии познания всегда были существенны для марксистско-ленинской общественной науки. Современный этап развития общественного познания характеризуется усилением интереса к логико-методологическим проблемам специальных наук. В статье "О состоянии и направлениях философских исследований" прямо указывается, что методологические проблемы общественных и естественных наук относятся к числу важнейших направлений, требующих сосредоточения научно-исследовательской работы как философов, так и представителей специальных областей науки. Философия не должна оставаться "в стороне от обобщения нового методологического материала, который поставляют специальные науки, не должна замыкаться лишь в кругу традиционных философских проблем,подчеркивается в статье.- Долг философии осмыслить этот новый материал в контексте общих принципов марксистско-ленинской методологии, помочь специалистам конкретных областей знания преодолеть эти трудности" О важности разработки методологических проблем науки говорилось и наИгоньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. Среди проблем марксистско-ленинской методологии анализ методов науки занимает особое место. Это определяется той ролью, которую методы играют в процессе исследования. Именно от метода, от степени его совершенности и определенности принципов его прит О состоянии и направлениях философских исследований.Коммунист, 1979, 15, с.76. См. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983.менения зависит эффективность всего исследования, Сравнительный метод является одним из самых распространенных способов исследования. Он применяется и в естественной и в общественной областях научного познания. Благодаря использования этого метода становится возможным изучение общих закономерностей явлений, определение происходящих изменений, установление тенденций развития. Популярность сравнительного метода велика, Его применение привело к созданию специальных отраслей науки сравнительного правоведения, сравнительного языкознания, сравнительной анатомии, сравнительного литературоведения и других, Появление этих наук высоко оценили К.Маркс и Ф.Энгельс. Они указывали на роль сравнительного метода в них, считая, что эти науки "достигли больших успехов лишь благодаря сравнению и установлению различий в сфере сравниваемых объектов", что в них "сравнение приобретает общезначимый характер" Формирование и развитие сравнительного метода имеет длительную историю, осле необыкновенной популярности его в науках XIX века, к середине XX столетия он претерпел своеобразный кризис, который был связан не только с недостатками применявшегося тогда сравнительного исследования, но и с изменением теоретических основ общественной науки. Если в XIX веке главным принципом исследования был поиск закономерностей, общего в явлениях, то к середине XX века распространение идей неокантианства об уникальности исторических явлений, естественно, изменило отношение и к сравнительному методу, который прямо основывается на отношениях сходства и различия. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, том 3, с.443.Применение марксистской методологии в сравнительном изучении общественных явлений открыло новые возможности для использования сравнительного метода. Благодаря введению в общественные дисциплины научных категорий общественно-экономическая формация, способ производства и др., стало возможным рассматривать сходства и различия, находимые с помощью сравнительного метода, не только как внешние отношения (на описательном уровне), но и объяснять их, ставя в соответствие с категориями экономической, исторической, социальной наук. В рамках марксистской методологии применение сравнительного метода стало для многих наук (фольклористики, этнографии, правоведения и др.) "внутренней потребностью" Начиная с конца 50-х годов интерес советских обществоведов к сравнительному методу растет, появляются сравнительные исследования социальных, исторических и культурных явлений Степень разработанности проблемы. Интерес к методологическим проблемам сравнительного изучения явлений возник с самого начала применения этого способа познания. В ходе сравнительных исследований всегда вставали вопросы о сравнимости или несравнимости сопоставляемых объектов, критериях сходства и различия. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического исследования фольклора. Л., 1976, с.5. 2. Жирмунский В.М, Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М., 1958; Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историке-этнографические области.- Советская этнография, 1955, te 4, с.3-17; Гусев В.Е. Партизанская народная поэзия у славян в годы второй мировой войны.- В кн.: История, фольклор, искусство славянских народов. М., 1963, C.29I-347.с научно-материалистических позиций проблемы сравнительного метода рассматривали классики марксизма-ленинизма. В их трудах мы можем найти и применение самого этого метода. "Капитал" Маркса, "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф.Энгельса, "Развитие капитализма в России" В.И.Ленина представляют собой теоретические исследования на основе сознательного использования сравнительного метода. В произведениях основоположников диалектического и исторического материализма разработаны принципы сравнительного изучения на основе научной методологии, которые предполагают исследование явлений в их связях с окружающим миром, в развитии, взаимодействии, взаимовлиянии. В работах по методологическим проблемам общественных наук и в специально-научных трудах исследуются особенности сравнительного метода, его функциональные свойства, познавательные возможности. Большинство представителей специальных областей науки обычно ставят вопрос о границах применимости этого метода в своей области, исследуя объективные основания, имеющиеся в предмете данной науки и позволяющие проводить изучение на основании отношений сходства и различий. В исследованиях М.П.Алексеева, Н.Артановского, М.А.Барга, Ю.В.Бромлея, В.М.Жирмунского, Л.Зивса, В.В.Иванова, Н.И.Конрада, Д.СЛихачева, Э.А.Макаева, Д.Ф.Маркова, Е.М.Мелетинского, А.И.Першица, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, А.А.Тилле и Г.В.Швекова, Л.В.Черепнина и других ученых непосредственно применяется сравнительный метод, разрабатываются принципы его использования в истории, этнографии, правоведении, литературоведении, гуманитарных областях науки. Основываясь на положениях классиков марксизма-ленинизма и развивая их, советские философы исследуют проблемы логической операции сравнения и сравнительного метода. В работах И.Д.Андреева, В.И.Бартона, И.Гончарука, Э.С.Маркаряна, Х.Н.Номджяна, М.М.Новоселова, А.М.Плотникова, Г.А.Подкорытова, И.Т.Фролова и других философов анализируются и разрабатываются проблемы, связанные с гносеологическими и методологическими аспектами этого способа исследования. На основе изучения специально-научного применения сравнительного метода философами ставятся вопросы.о его сущности, соотношении с диалектическим методом, соотношении теории и метода, специфики теоретических и эмпирических форм сравнения. Все эти работы вносят большой вклад в методологию общественного познания и содержат материалы, позволяющие обобщить имеющийся опыт сравнительного изучения общественных явлений в различных науках. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы, основываясь на принципах, законах и категориях диалектического и исторического материализма, провести теоретический анализ применения сравнительного метода в науках, изучающих общество. Эта проблема еще не получила своего достаточно полного решения. Большинство монографий и статей направлено на анализ гносеологических, познавательных функций сравнительного метода, сферы его применения. В то же время логико-методологические аспекты его разработаны недостаточно. Выяснение сущности сравнительного метода, анализ его становления будет способствовать более эффективному применению этого способа исследования в специальных науках. Исходя из этого, диссертант ставит перед собой следующие задачи: исследовать проблему объективных и логических оснований сравнительного метода; проследить роль логического приема сравнения, на котором основан научный сравнительный метод, в познавательной деятельности человека, выяснить его функции в различных мыслительных операциях и познавательных процедурах; выяснить сущность сравнительного метода, его характерные особенности и место в ряду других способов научного познания; проследить этапы формирования и развития сравнительного изучения общественных явлений; рассмотреть использование в сравнительном исследовании вспомогательных логических средств, определить формы, которые принимает сравнительный метод при анализе общественных явлений, исследовать их особенности; выяснить недостатки метафизического подхода к сравнению, совместить позитивное исследование проблемы с критикой ненаучных концепций, Теоретической и методологической основами исследования являются произведения основоположников марксизма-ленинизма, программные документы КПСС. В процессе работы автор опирался также на исследования советских и зарубежных философов-марксистов. Большую методологическую помощь в решении поставленных задач оказали работы, которые непосредственно не связаны с проблемой сравнительного изучения социальных явлений, но в которых содержатся важные мысли о процессе научного исследования, его уровнях и формах, специфике общественного познания, принципах изучения духовной жизни общества и культуры. Это труды Г.Е.Глезермана, Д.П.Горского, А.В.Гулыги, В.Г.Иванова, В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзона, И.О.Кона, П.В.Копнина, М.Я.Корнеева, В.А.Лекторского, В.Н.Орлова, Ю.В.Перова, Б,Ф,Поршнева, П.Н.Федосеева и Ю.П.Францева, В.С.Швырева, В.А.Штоффа, А.И.Уемова, А.Яновской. Научная новизна исследования определяется прежде всего характером проблем, поставленных в диссертации и значимостью их решения для методологии научного познания и для специальных наук. В работе было сделано следующее: исследована сущность сравнительного метода, его функциональные характеристики, место в ряду других научных методов; выявлены функции приема сравнения в различных мыслительных операциях и познавательных процедурах; исследован вопрос о применении в сравнительном изучении других логических операций и на этой основе произведена классификация форм сравнительного метода, определены характерные черты каждой формы. Научно-практическая ценность исследования непосредственно связана с элементами ее научной новизны. Теоретические выводы диссертации могут способствовать дальнейшей разработке методологических проблем общественного познания. Материалы исследования могут оказать и помощь исследователям проблем истории, этнографии, археологии, правоведения, литературоведения, культуры, других общественных наук. Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на кафедре философии для гуманитарных факультетов ЛГУ им.А.А«Жданова. С основными положениями и выводами исследования автор выступал на теоретическом семинаре кафедры философии для гуманитарных факультетов, конференциях молодых ученых "Молодые ученые XIX съезду ВЛКСМ", "Идеологическая борьба и молодежь", "Развитие фундаментальных и прикладных исследований". Материалы диссертации получили свое отражение в 4-х научных публикациях автора и используются им в ходе педагогической деятельности. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Первая

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 437 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz