Четверг, 19.09.2024, 05:57
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Проектирование системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в процессе изучения общепрофессиональных
05:08
Проектирование системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в процессе изучения общепрофессиональных

Проектирование системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин

Диссертация

Автор: Корнеева, Ольга Сергеевна

Название: Проектирование системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин

Справка: Корнеева, Ольга Сергеевна. Проектирование системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Тамбов, 2006 235 c. : 61 06-13/1873

Объем: 235 стр.

Информация: Тамбов, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИСТОВ
11 Институциональная основа непрерывной профессиональной подготовки специалистов
12 Проблемы организации системы непрерывной профессиональной подготовки экономистов в современных условиях
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ
21 Методологические основы проектирования содержания непрерывной профессиональной подготовки
22 Принципы отбора и конструирования содержания общепрофессиональных дисциплин подготовки менеджеров
23 Методика проектирования содержания общепрофессиональной дисциплины (на примере дисциплины «Маркетинг»)
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ» В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ
31 Дидактические условия изучения общепрофессиональных дисциплин в контексте организации системы непрерывного профессионального образования
32 Методика проведения семинарских и практических занятий по общепрофессиональным дисциплинам (на примере дисциплины «Маркетинг»)
33 Опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемого подхода
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность исследования. На сегодняшний день получили достаточно широкое распространение различные системы организации непрерывной профессиональной подготовки специалистов. Создаются и функционируют университетские комплексы и другие многоуровневые образовательные структуры, наблюдается тенденция сближения профессиональных учебных заведений различного уровня. Как правило, непрерывность профессиональной подготовки обеспечивается посредством тесного сотрудничества между учреждениями различных ступеней образования: школами и вузами; техникумами, колледжами и вузами.
Однако на практике интеграция образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования часто осложняется проблемами обеспечения преемственности учебных планов и программ, а также образовательного процесса в целом. Это создает значительные препятствия для реализации профессиональной подготовки, что в конечном итоге противоречит образовательным потребностям обучающихся, а также требованиям современного рынка труда, который предъявляет повышенный спрос на квалифицированных специалистов, в том числе и экономического профиля. С этих позиций актуализируется изучение вопросов проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля с учетом реализации принципа преемственности.
Исследование и опыт практической работы подтверждают, что реализация принципа преемственности в системе непрерывной профессиональной подготовки должна рассматриваться с позиций содержательного, организационного и методического аспектов осуществления образовательного процесса.
Вопросам проектирования систем профессиональной подготовки специалистов посвящены исследования ряда ученых (З.Д. Жуковская, Е.С. Заир-Бек, Н.В. Молоткова, В.Е. Родионов, А.П. Тряпицина и др.). Проблемам совершенствования процесса непрерывного профессионального образования посвящены исследования Н.Е. Астафьевой, А.П. Беляевой, A.JL Денисовой, О.П. Околелова, Н.К. Солоповой, М.С. Чвановой и других авторов. Имеют место достаточно весомые с научной точки зрения результаты в области разработки принципиальных основ формирования содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, О.П. Околелов, М.Н. Скаткин, П.А. Юцявичене). Отмечая достижения теории и практики в области проектирования содержания непрерывного профессионального образования (В.А. Ермоленко, Т.В. Ефремцева, М.В. Ярошенко и др.), приходится констатировать, что проблема проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля с позиций преемственности всех компонентов образовательного процесса требует особого внимания и дополнительного исследования. В связи с этим актуальность приобретает проблема согласованности содержания общепрофессиональных дисциплин, изучению которых уделяется значительное внимание на каждом уровне профессиональной подготовки. В частности, в контексте подготовки менеджеров особую значимость имеет дисциплина «Маркетинг», входящая в цикл общепрофессиональных дисциплин государственных образовательных стандартов на уровне среднего и высшего профессионального образования. Поскольку в рамках изучения данной образовательной области формируются базовые компоненты профессиональной культуры специалиста сферы менеджмента, целесообразно рассматривать основы проектирования непрерывной профессиональной подготовки на примере изучения этой дисциплины, что позволит разработать наиболее унифицированный и адаптивный подход.
Исследования и опыт практической работы позволили автору сформулировать ряд противоречий между:
• необходимостью реализации системного и целостного подхода в построении систем непрерывного профессионального образования и прослеживающейся несогласованностью в содержательно-процессуальном аспекте организации образовательного процесса на различных ступенях профессионального образования;
• потребностями общества в специалистах экономического профиля, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, способных к профессиональному росту и совершенствованию, и возможностями существующей системы непрерывной профессиональной подготовки экономистов удовлетворить их;
• объективной необходимостью формирования базовых элементов профессиональной культуры экономистов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и отсутствием соответствующих методических разработок для системы непрерывного профессионального образования.
С учетом выявленных противоречий была определена тема исследования, проблема которого заключается в определении теоретических и методических основ проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и реализация методики проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки экономистов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.
Объект исследования - профессиональная подготовка специалистов экономического профиля.
Предмет исследования - проектирование системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс профессиональной подготовки специалиста экономического профиля будет эффективней, если:
• проектирование системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов осуществляется на основе реализации системного и культурологического подходов с учетом специфики уровней профессионального образования, институциональной организации процесса, ориентации на достижение заданного уровня профессиональной культуры;
• разработана и внедрена в образовательный процесс методика проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин с позиции согласования различных уровней подготовки, логики овладения специальностью;
• определены дидактические условия изучения общепрофессиональных дисциплин подготовки с позиций реализации принципа преемственности.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Проанализировать особенности организации системы непрерывной профессиональной подготовки в современных условиях.
2 Выявить специфику реализации принципа преемственности в системе непрерывной профессиональной подготовки.
3 Определить принципы отбора и конструирования содержания общепрофессиональных дисциплин подготовки менеджеров.
4 Разработать методику проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин на примере дисциплины «Маркетинг».
5 Выявить дидактические условия изучения общепрофессиональных дисциплин в системе непрерывной профессиональной подготовки и разработать методику проведения практических и семинарских занятий на примере общепрофессиональной дисциплины «Маркетинг».
6 Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности предлагаемого подхода.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории личности и деятельности, персонализации личности и ее развития в деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.И.
Божович, K.K. Платонов и др.); теоретические основы формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности (A.JI. Денисова, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); методология проектирования и использования современных технологий в профессиональном обучении и непрерывном профессиональном образовании (Н.Е Астафьева, B.C. Безрукова, A.A. Вербицкий, A.JI. Денисова, Е.Э. Захаржевская, B.C. Леднев, Н.В. Молоткова, О.П. Околелов, М.С. Чванова и др.), принципы дидактики и методики профессионального образования (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, С.Я. Загвязинский, B.C. Леднев, И .Я. Лернер, В.А. Ситаров, М.Н. Скаткин, Н.П. Пучков и др.); методология культурологического подхода и его применения в системе профессионального образования (М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Н.В. Кузмина, А.И. Мищенко, Н.В. Молоткова, В.А. Сластенин, Н.Л. Шеховская, С.Н. Щербакова, Н.Е. Щуркова и др.).
Существенное значение имеют положения о сущности педагогического процесса (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев и др.); о принципиальных основах формирования содержания образования (Н.Е.Астафьева, А.Л.Денисова, В.В.Краевский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, О.П.Околелов, М.Н.Скаткин, В.Д. Чернилевский, П.А.Юцявичене); методология проектирования образовательных систем (Б.С. Гершунский, З.Д. Жуковская, Е.С. Казакова, Н.В. Молоткова, В.Е. Родионов и др.); теория активизации познавательной деятельности студентов (С.Л. Рубинштейн, В.Я. Ляудис, Е.С. Полат); положения о психолого-дидактических аспектах самостоятельной работы студентов (В.Б. Бондаревский, P.A. Кизамов, А.О. Думчена и др.).
Выбор методов исследования определялся целями и задачами исследования. Применялись следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников; проектирование и моделирование систем и процессов; изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса непрерывной профессиональной подготовки специалистов; эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, интервьюирование, тестирование, экспертная оценка); праксиметрические методы (оценка результатов деятельности обучающихся); педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в период с 2003 по 2006 гг. на базе Некоммерческого партнерства «Тамбовский техникум экономики и предпринимательства», ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» филиал в г. Тамбове, ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты второго курса специальности 0602 «Менеджмент» техникума, студенты первого -второго курса специальности 080507 «Менеджмент организации» филиала академии в г. Тамбове, преподаватели техникума и кафедры «Экономика и менеджмент» филиала академии, преподаватели отдельных кафедр и многопрофильного колледжа Тамбовского государственного технического университета.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2003-2004 гг.) изучалось состояние проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста в педагогической теории и практике профессионального образования. Изучена институциональная основа непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля. Рассмотрена реализация принципа преемственности в образовательном процессе с позиции непрерывности профессиональной подготовки. Сформулирована предварительная гипотеза, определены цели и намечены задачи исследования. Проведен анализ государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалистов сферы менеджмента. Выработана система требований к уровням сформированности профессиональной культуры и готовности выпускника к профессиональной деятельности.
Обобщены промежуточные результаты. Проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2004-2006 гг.) определены основные подходы к проектированию содержания непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля. Выделены общие дидактические и частнометодические принципы отбора и конструирования содержания общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов данного профиля. Разработана методика проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин в системе непрерывной профессиональной подготовки с учетом принципа преемственности. С этих позиций сформировано содержание общепрофессиональной дисциплины «Маркетинг» для студентов среднего и высшего профессионального образования специальностей 0602 «Менеджмент» и 080507 «Менеджмент организации». Разработаны учебные программы данной дисциплины для указанных специальностей и соответствующий дидактический материал. Опираясь на специфику деятельности специалистов сферы менеджмента, необходимость соблюдения преемственности обучения, выбраны методы и формы организации образовательного процесса в рамках изучения общепрофессиональной дисциплины «Маркетинг» в контексте непрерывной профессиональной подготовки. Определены дидактические условия изучения общепрофессиональных дисциплин в данной системе. Проводился формирующий эксперимент, обобщались его промежуточные результаты.
На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) продолжалось проведение формирующего эксперимента, систематизировались результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности разработанного подхода. Сформулированы выводы исследования, завершено оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• определена система требований к реализации принципа преемственности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин с позиций особенностей непрерывной профессиональной подготовки экономистов и институциональной организации данного процесса;
• разработана методика отбора и конструирования содержания общепрофессиональных дисциплин в структуре многоуровневой профессиональной подготовки специалистов экономического профиля на I основе логико-семантической модели, отражающей взаимосвязь уровней профессионального образования и позволяющей проследить преемственность содержания профессиональной подготовки в рамках конкретной учебной дисциплины;
• научно обоснована и экспериментально апробирована система дидактических условий изучения общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающая формирование базовых компонентов профессиональной культуры экономистов;
• разработана методика проведения занятий и организации самостоятельной работы студентов по общепрофессиональной дисциплине «Маркетинг» в системе непрерывного профессионального образования с позиций активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, содержательной и методической преемственности уровней профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• обосновании теоретических положений, определяющих организацию непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля при изучении общепрофессиональных дисциплин на основе методологии педагогического проектирования, системного и культурологического подходов;
• определении и содержательном наполнении системы общедидактических и частнометодических принципов проектирования содержания общепрофессиональной подготовки экономистов и специфики их реализации на уровне среднего и высшего профессионального образования;
• разработке системы требований к изучению общепрофессиональных дисциплин с позиций содержания, методического, технологического и организационного обеспечения образовательного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов экономического профиля в системе непрерывного профессионального образования реализована в практике подготовки специалистов сферы менеджмента в Некоммерческом партнерстве «Тамбовский техникум экономики и предпринимательства», ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» филиал в г. Тамбове, ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» и обеспечивает:
• преемственность образовательного процесса в данных учебных заведениях;
• активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин;
• формирование заданного уровня профессиональной культуры специалистов.
Самостоятельную практическую значимость имеют:
• методические разработки автора, включающие учебно-методические комплексы по общепрофессиональной дисциплине «Маркетинг» (уровни среднего и высшего профессионального образования);
• методика проведения семинарских и практических занятий в процессе изучения данной дисциплины будущими специалистами сферы менеджмента в системе непрерывной профессиональной подготовки.
На защиту выносятся:
1 Методика проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов экономического профиля.
2 Дидактические условия изучения общепрофессиональных дисциплин в контексте непрерывной профессиональной подготовки менеджеров.
3 Методика проведения практических и семинарских занятий по общепрофессиональной дисциплине «Маркетинг».
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в рабочих программах общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов экономического профиля, методических рекомендациях, научных статьях, тезисах докладов, докладах автора.
Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Экономика и менеджмент» ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» филиал в г. Тамбове; заседаниях педагогического совета Некоммерческого партнерства «Тамбовский техникум экономики и предпринимательства»; заседаниях Региональной научно-исследовательской лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета (2003-2006 гг.); Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования» (г. Пенза, 2004 г.); I Международной научно-практической конференции «Управление качеством: методология и социально-экономические проблемы» (г. Тамбов 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Наука на рубеже тысячелетий» (г. Тамбов, 2005 г.); II Международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии развития» (г. Тамбов, 2005 г.); Международной конференции молодых ученых «Новейшие технологии и актуальные проблемы территориального развития современной России и стран СНГ» (г. Орел, 2006 г.).
По теме исследования опубликовано 9 работ общим объемом 2,1 печ.л., в том числе авторских 1,7 печ.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 295 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz