Четверг, 19.09.2024, 05:51
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования. Артамонова, Елена Геннадьевна
05:03
Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования. Артамонова, Елена Геннадьевна
Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования

Диссертация

Автор: Артамонова, Елена Геннадьевна

Название: Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования

Справка: Артамонова, Елена Геннадьевна. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 2005 175 c. : 61 05-19/743

Объем: 175 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1 МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ
11 Проблемабней в хологии9
12 Мнемичиебни и ихруктура26
13 Структурирование как операционный механизм мнемических способностей38
14 Развитие мнемичихбней через развитие их операционных механизмов как овие ешни произвольной регуляции мнемичой деятельни48
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МНЕМИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
21 Критерии произвольной регуляции мнемической деятельни62
22 Исследование уровня сформированности произвольной регуляции мнемичих девий младших школьников64
23 Анализ результатов ледования произвольной мнемичой деятельни дтилетних школьников81
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ОВЛАДЕНИЯ ОПЕРАЦИЕЙ СТРУКТУРИРОВАНИЯ
31 Цель и задачи обучающей программы84
32 Развитие операционных механизмов мнемических спбней на примере операциируктурирования89
33 Сравнительный анализ произвольной регуляции мнемичих девий пе проведения обучающей программы 122
34 холого-педагогичие рекомендации по ользованию операциируктурирования для повышения продуктивни мнемичой деятельни учащи137

Введение:

Актуальность исследования. Основой и средством психического и личностного развития человека является обучение. В настоящее время перспективной формой обучения является развивающее обучение. Школа стремится не только к познавательному обогащению учеников, но и к развитию их личности в целом. Учитывая это, нужно использовать в обучении особый педагогический подход, основанный на знании закономерностей развития психических процессов. Как утверждал С. JI. Рубинштейн: «Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть развитие его способностей» /129, с.56/.
Важная роль в реализации такого подхода принадлежит начальной школе, так как в этот период ученики активно овладевают не только знаниями, но и самим умением учиться. Память на протяжении всей жизни человека является одной из основных психических функций. Но именно в младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие мышления и памяти. В частности, создаются благоприятные условия для освоения приемов осознанного запоминания, формируется произвольная мнемическая деятельность. Этим обусловлена необходимость изучения способов развития мнемических способностей учащихся, основанных на овладении различными операционными механизмами.
В данном направлении был проведен ряд исследований, в которых изучались функциональные и операционные основы мнемических способностей, их диагностика и развитие (В. Д. Шадриков, JL В. Черемошкина, 1990); проводилась диагностика мнемических способностей младших школьников в учебной деятельности (Т. В. Зотова, 1991); делалось сравнение мнемических способностей младших школьников разных лет на основе анализа используемых операционных механизмов (Г. А. Стюхина, 1996); рассматривалось повышение эффективности запоминания за счет использования мнемических приемов смысловой группировки, опорных пунктов и мнемического плана (Т. X. Хасаева, 1997).
К сожалению, в школьной практике встречается мнение учителей, что развитие мнемических способностей у детей происходит само по себе в ходе выполнения учебных заданий, и специальных занятий этот процесс не требует. Однако, не овладев мнемическими операциями в начальной школе, в старших классах ученики будут испытывать трудности в работе с большими объемами информации, что замедлит темпы и снизит эффективность их познавательной деятельности. Поэтому изучение условий повышения эффективности мнемических способностей школьников — насущная задача педагогической психологии.
Таким образом, очевидна актуальность проблемы целенаправленного развития мнемических способностей учащихся начальных классов в процессе их учебной деятельности.
Выбор темы диссертационного исследования «Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования» связан с необходимостью дальнейшего изучения произвольного регулирования мнемической деятельности и расширения арсенала мнемических действий.
Объект исследования — мнемические способности учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие операционных механизмов мнемических способностей у младших школьников.
Цель исследования — разработка, обоснование и экспериментальное апробирование методики развития мнемических способностей младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что продуктивность мнемических способностей младших школьников может быть повышена за счет формирования мнемической операции структурирования. Овладение мнемическими операциями повышает уровень произвольного регулирования познавательной деятельностью.
Исходя из цели и гипотезы исследования, мы выдвинули задачи:
1) Рассмотреть основные теоретические подходы современной психологии в области изучения способностей.
2) Провести теоретический анализ мнемических способностей, изучить их структуру и механизмы развития.
3) Разработать обучающую программу развития мнемических способностей на основе формирования мнемического приема структурирования.
4) Экспериментально проверить эффективность предложенной программы развития мнемических способностей младших школьников.
5) Разработать психолого-педагогические рекомендации по использованию операции структурирования в процессе обучения для повышения продуктивности мнемической деятельности учащихся.
Методологической основой исследования стали теоретические положения отечественной психологии способностей, разработанные С. JL Рубинштейном, Б. М. Тепловым; идеи развития высших психических функций JI. С. Выготского; исследование взаимосвязи развития памяти с развитием интеллектуальных способностей А. А. Смирнова, П. И. Зинченко. Теоретической основой в понимании сущности, структуры и генезиса мнемических способностей являлась концепция способностей В. Д. Шадрикова.
В работе использовались следующие методы:
• теоретический анализ общей и специальной психологической и методологической литературы по проблеме исследования;
• методы наблюдения и беседы со школьниками; констатирующий и формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ работ учащихся.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигаются благодаря их опоре на теоретические и методологические положения онтогенетических исследований памяти; адекватности методов исследования его предмету, цели и задачам; экспериментальной проверке гипотезы; качественному анализу и статистической проверке эмпирических данных.
На защиту выносятся положения:
1. Целенаправленное формирование операционных механизмов мне-мических способностей способствует развитию произвольной регуляции мнемической деятельности.
2. Мнемические способности младших школьников развиваются в процессе учебной деятельности на основе применения программы формирования мнемического приема структурирования.
Научная новизна и теоретическая значимость. Работа вносит вклад в педагогическую психологию как в общетеоретическом плане, подтверждая возможность развития способностей путем формирования операционных механизмов, так и прикладном плане - предлагая конкретную программу развития мнемических способностей за счет овладения операцией структурирования.
Практическая значимость исследования представлена разработкой конкретных способов развития мнемических способностей младших школьников. Методики экспериментального исследования могут использоваться учителями начальной школы для изучения и развития мнемических способностей учащихся в рамках образовательной программы.
Апробация работы. Теоретические и экспериментальные положения диссертационного исследования были отражены в выступлениях на кафедре психологии младшего школьника МПГУ.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе средней общеобразовательной школы № 82 г. Москвы. Общее количество испытуемых — 93 ученика. Эмпирическое исследование проводилось в течение 2003-2005 учебного года.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения с выводами, списка использованной литературы, включающего 180 наименований, и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 281 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz