Главная » 2014»Октябрь»1 » Сервисы обучения информационной безопасности в теории и методике обучения информатике студентов гуманитарных и социально-экономических
04:43
Сервисы обучения информационной безопасности в теории и методике обучения информатике студентов гуманитарных и социально-экономических
Сервисы обучения информационной безопасности в теории и методике обучения информатике студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей
Диссертация
Автор: Абиссова, Марина Алексеевна
Название: Сервисы обучения информационной безопасности в теории и методике обучения информатике студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей
Справка: Абиссова, Марина Алексеевна. Сервисы обучения информационной безопасности в теории и методике обучения информатике студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Санкт-Петербург, 2006 214 c. : 61 07-13/245
Объем: 214 стр.
Информация: Санкт-Петербург, 2006
Содержание:
В в е д е н и е
Глава 1 Анализ различных аспектов обучения информационной безопасности в системе высшего профессионального образования
11 Информационная безопасность в обществе, в системе научного знания, в образовании
12 Анализ содержания дисциплин, обучающих информационной безопасности студентов, специализирующихся не в этой области
13 Анализ проблем обучения информатике и информационной безопасности в системе высшего профессионального образования
Выводы по главе 1
Глава 2 Сервисы обучения информационной безопасности студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей, методика их разработки
21 Определение и классификация сервисов обучения, перспективы использования и распространения этого понятия
22 Отбор технических классов сервисов обучения для решения проблем обучения информатике и информационной безопасности
23 Анализ путей решения проблем обучения информатике и информационной безопасности на основе сервисов обучения
24 Методика разработки, применения и корректировки сервисов обучения информационной безопасности
Выводы по главе 2
Глава 3 Совершенствование обучения информационной безопасности посредством применения разработанных сервисов обучения
31 Разработка, применение и корректировка сервисов обучения информационной безопасности студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей
32 Оценка эффективности разработанных сервисов обучения информационной безопасности в педагогическом эксперименте
33 Оценка статистической надежности выводов диссертации
Выводы по главе 3
Введение:
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Информационная безопасность (ИБ) - это научная дисциплина, предметом изучения которой являются такие специфические свойства информации как конфиденциальность, целостность, доступность, неотрекаемость, учет использования информации. Именно они обеспечивают безопасность сбора, хранения, передачи, обработки информации. В связи с динамичными процессами информатизации общества, науки, образования в настоящее время роль ИБ существенно возросла. Современные ученые рассматривают ИБ как важнейший раздел информатики.
Наше исследование выявило ряд проблем обучения СГСЭС информатике вообще и ИБ в частности (они описаны в главе 1, подробнее о них см. далее). Эти проблемы вызывают противоречие между нарастающей важностью ИБ в учебной и будущей профессиональной деятельности СГСЭС и неадекватно низкими эффективностью и качеством их обучения ИБ.
Под сервисом обучения (СО) мы будем понимать набор из некоторой возникающей именно в процессе обучения задачи и непустого множества ее решений. Решением задачи мы будем считать механизм ее реализации в учебном процессе. СО направлены главным образом на оперативное решение возникающих в процессе обучения нетривиальных задач. Фиксация в рамках СО и задачи, и найденных ее решений позволяет использовать СО неоднократно в аналогичных ситуациях. Если перед педагогом стоит некоторая нетривиальная задача, причем ее решение ему не известно, но его необходимо оперативно найти и реализовать, тогда педагог фактически строит СО, если использовать нашу терминологию. Таким образом, СО - это независимая от нас объективная педагогическая реальность. Мы эту реальность попытались исследовать, введя новое понятие СО и построив соответствующую теорию.
КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в возможности решения выявленных нами проблем обучения ИБ студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей в результате оперативных разработки, применения, корректировки СО ИБ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс обучения информационной безопасности студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - сервисы обучения информационной безопасности студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в совершенствовании теории и практики обучения ИБ студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей на основе разработки и применения соответствующих СО.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что использование сервисов обучения сделает возможным повышение качества обучения информационной безопасности студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей в результате: повышения уровня познавательного интереса студентов к обучению информационной безопасности; уровня усвоения и освоения знаний и навыков, полученных при обучении информационной безопасности; повышения уровня заинтересованности студентов в использовании достижений информационной безопасности: в их профессиональной деятельности; при обучении другим дисциплинам, кроме информатики и информационной безопасности; в свободное время. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Анализ различных аспектов обучения ИБ в системе высшего профессионального образования с целью выявления возможных направлений его совершенствования.
2. Обоснование целесообразности ввода понятия СО в теорию и методику обучения информатике для решения проблем обучения ИБ студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей.
3. Построение методики разработки, применения и корректировки СО ИБ.
4. Обоснование эффективности применения СО ИБ студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей.