Четверг, 19.09.2024, 05:50
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Диагностическое исследование агрессивного поведения у девочек подростков бесплатно
06:11
Скачать Диагностическое исследование агрессивного поведения у девочек подростков бесплатно
Тип: Дипломная работа
Предмет: Психология
Тема: Диагностическое исследование агрессивного поведения у девочек подростков
Страниц: 66  
Формат: doc  

Содержание

Введение 3

1.Теоретические аспекты исследования агрессивности в подростковом возрасте 7

1.1.Отечественные и зарубежные подходы к исследованию агрессивности как проявления девиантного поведения 7

1.2. Предпосылки и факторы девиантного поведения в подростковом возрасте 13

1.3.Особенности проявления агрессивности у девочек-подростков 23

2.Диагностическое исследование агрессивного поведения у девочек подростков 29

2.1.Методические основы исследования и его ход 29

2.2.Анализ полученных данных 34

2.3. Рекомендации по организации социально-психологической профилактики агрессивного поведения и реабилитации девочек-подростков с агрессивным поведением 41

Заключение 50

Глоссарий 53

Список использованных источников 56

Приложение А 59

Приложение Б 61

Приложение В 62

Приложение Г 63

Приложение Д 64

Приложение Е 65

Приложение Ж 66

Введение

Отклоняющееся поведение является разрушительным по своей сути. И хотя нельзя ставить знак равенства между девиантным поведением и агрессивным, но все же они взаимозависимы, и часто проявляются вместе. И.С. Кон определяет девиантное (отклоняющееся) поведение следующим образом: "Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали" . Изучение психологических особенностей агрессивного поведения девочек-подростков особенно актуально на данном этапе развития российского общества. Если принимать в расчет половые различия, то понимание отклоняющегося поведения еще более осложнится. Какое качество и количество агрессивных поступков может позволить себе девушка, женщина, и может ли она вообще это делать? Женщина в обществе понимается скорее как пассивная, беззлобная, беззащитная, а мужчина как активный, добычливый, в меру агрессивный, умеющий защитить. Подобное понимание социальных ролей мужчины и женщины претерпело серьезные изменения практически во всем мире, а особенно на территориях развитых и быстро развивающихся стран.

Известно, что на становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Само по себе обесценивание института семьи привело к тому, что более половины детей рождаются вне брака. В итоге происходит размывание границ гендерных ролей, когда женщины становятся более маскулинными, и, как следствие агрессивными, а мужчины, наоборот, усваивают женские стереотипы. Повышенную агрессивность в поведении можно считать выражением дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; конфликты с законом; изоляция. В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям; завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм; хронический эмоциональный дискомфорт; конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений; когнитивные искажения реальности. Подростки, являясь одним из самых уязвимых слоев общества, быстро подвергаются дезадаптации. Но в этом же возрасте заложены и резервы - подростки гибки в отношении усвоения новых знаний о новых социальных нормах. Профессионалы, призванные работать с детьми с девиантным поведением в настоящий момент ориентируются не на карательные меры, а на помощь детям, в том числе и подросткового возраста. Россия, присоединившись к "Конвенции о правах ребенка" , признает, соответственно и статью третью этой Конвенции. Статья третья "Конвенции о правах ребенка" утверждает, что "во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка". Основной отечественный документ, защищающий права детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, не идет в разрез с Конвенцией. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Этот закон четко определяет понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". Наряду с детьми-инвалидами, переселенцами, жертвами военных действий и пр. под данное определение подпали и дети с отклонениями в поведении. Очевидно, что повышенная агрессивность - это отклонение в поведении. И к таким детям должны применяться не карательные меры, не жесткие санкции. Таким детям необходимо, прежде всего, помогать в преодолении агрессивного поведения и в социальной адаптации. Согласно этому закону государство гарантирует как судебную, так и внесудебную защиту ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Объектом данной выпускной квалификационной работы является агрессивность как проявление девиантного поведения.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются психологические особенности проявления агрессивности у девочек-подростков.

В данной работе рассматривалась гипотеза: агрессивность девочек-подростков имеет характер самозащиты от внешних негативных воздействий и проявляется как агрессивное поведение.

Цель работы - изучить особенности проявления агрессивности девочек-подростков.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1) Изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию агрессивности;

2) Изучить основные причины и факторы формирования агрессивного поведения;

3) Изучить научную литературу об особенностях проявления агрессивности у девочек-подростков;

4) Провести экспериментальное исследование и проанализировать особенности проявления агрессивности у девочек-подростков;

5) Разработать рекомендации по профилактике агрессивного поведения и реабилитации девочек-подростков с агрессивным поведением;

6) Сделать необходимые выводы.

Теоретической основой данной выпускной квалификационной работы выступают труды Е.В. Змановской , И.С. Кона , В.Г. Степанова , З. Фрейда , С.А. Беличевой , Р. Кочюнаса , А.Е. Личко и других отечественных и зарубежных ученых.

Эмпирической основой данной выпускной квалификационной работы является исследование, выполненное на базе подростковых клубов Волгограда в 2008 году. Все участницы исследования - девочки-подростки, проводящие досуг в подростковых клубах "Алые паруса", "Пламя", "Шанс", "Лидер" Краснооктябрьского района г. Волгограда. Количество участниц исследования 20 человек. Средний возраст участниц 15,5 лет.

Для получения результатов использовался метод тестирования. Методический инструментарий состоял из комплекта, включавшего "Методику диагностики самооценки психических состояний личности" Г. Айзенка и "Экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций" С. Розенцвейга. Данное исследование имеет высокую практическую значимость в связи с необходимостью снижения агрессивности в обществе. И начинать социально-психологическую профилактику агрессивного поведения необходимо с детского и подросткового возраста.

Данные и результаты нашего исследования возможно использовать в деятельности практического психолога, работающего в системе образования, социальной защиты, здравоохранения, то есть в работе тех учреждений, в функции которых входит профилактика и реабилитация отклоняющегося поведения, вызванного социально-психологическими причинами и факторами.

Данная выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы, используется глоссарий и девять приложений к работе.

Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка [Текст]; Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. - Режим доступа: http://www.constitution.ru

2. ФЗ № 170 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [Текст] в редакции от 21.12.2004. - Режим доступа: http://www.constitution.ru;

3. Абрамова Г.С. Практическая психология [Текст]. - Екатеринбург, 1998.

4. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] . - Свердловск, 1985;

5. Альманах психологических тестов [Текст]/ сост. Р.Р. Римский и С.А. Римская. - М., 1997;

6. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы [Текст]// Вестник МГУ, сер. 14, Психология. № 4, 1995;

7. Асеев В.Г. Возрастная психология. [Текст]- Иркутск, 1989 ;

8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. [Текст] - М., 1999;

9. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде) [Текст]. - М., 2000;

10. Беличева С.А. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. [Текст]- М., 1994;

11. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. [Текст]- Киев, 1989;

12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. [Текст]- СПб., 1999;

13. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. [Текст] - СПб., 1997;

14. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. [Текст]- М, 1991;

15. Гиппенретер Ю.Б. Введение в общую психологию. [Текст]- М., 1997;

16. Глэддинг С. Психологическое консультирование. [Текст]- СПб., 2002;

17. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? [Текст] - М., 1991;

18. Грешнев Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: [Текст] Автореф. дис… канд. психол. наук. - Тамбов, 2002;

19. Дмитриев А.В. Конфликтология. [Текст]- М., 2000.

20. Драгунова Т.В. Подросток. [Текст] - М., 1976;

21. Зимбардо Ф. Застенчивость. [Текст] - М., 1991;

22. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). -[Текст] М., 2003;

23. Каширский Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами // Вопросы психологии. [Текст]- 2001, № 6 ;

24. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. [Текст]- М., 2001

25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. [Текст] - М., 1999

26. Леонгард К. Акцентуированные личности. [Текст] - Ростов-на-Дону., 1997;

27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// [Текст] Психология подростка. Хрестоматия/ сост. Ю.И.Фролов. - М., 1997.

28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст]- Ленинград, 1983 ;

29. Лоренц К. Агрессия. [Текст] - М., 1994;

30. Майерс Д. Социальная психология. [Текст] - СПб., 1998;

31. Майерс Д. Изучаем социальную психологию [Текст] - Режим доступа: www.ihtik.lib.ru;

32. Меркушин В. И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных центрах социальной реабилитации: социологический анализ (на материалах Московской области). Автореферат на соиск. ученой степени кандидата социологических наук. [Текст] - М., 2006;

33. Можинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. [Текст]- СПб., 1999 ;

34. Морозова М.В., Овчинникова М.Н. Диагностика суицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / [Текст] под ред. С.А. Беличевой. - М., 1994;

35. Основы конструктивного общения/ [Текст] сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. - М., 1997;

36. Основы психодиагностики/ под ред. А.Г.Шмелева. [Текст]- Ростов-на-Дону., 1996;

37. Практическая психодиагностика/ [Текст] ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998;

38. Психоаналитические термины и понятия/ [Текст] под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. - М., 2000;

39. Психология и психоанализ характера/ [Текст] ред.-сост. Д.Я.Райгородский - Самара, 1998;

40. Психология. Словарь / [Текст] сост. Л.А.Карпенко. - М., 1990;

41. Ракульцева Е.В. Подготовка педагогов к предупреждению дезадаптации подростков в системе внутришкольного повышения квалификации. [Текст] Автореферат на соиск. ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, 2007 ;

42. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. [Текст] - М., 2003 ;

43. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. [Текст] - М., 1998;

44. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] - Ростов-на-Дону, 1997 ;

45. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ [Текст]ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара, 1996;

46. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. [Текст]- М., 1978;

47. Фрейд З. Психология бессознательного. [Текст] - СПб, 2007 ;

48. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. [Текст]- М.,1994 ;

49. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. [Текст] - М., 1994;

50. Шульженко Е.Е. Конфликты у подростков в школе и дома // Вопросы психологии. [Текст] - 2002. - № 2;

Примечания

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 214 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz