Четверг, 19.09.2024, 05:57
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 13 » Скачать Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи. Менщиков, Владимир Михайлович бесплатно
01:01
Скачать Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи. Менщиков, Владимир Михайлович бесплатно
Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи

Диссертация

Автор: Менщиков, Владимир Михайлович

Название: Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи

Справка: Менщиков, Владимир Михайлович. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.04 Челябинск, 2001 394 c. : 71 02-13/94-6

Объем: 394 стр.

Информация: Челябинск, 2001


Содержание:

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОС-НОВПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
11 Историко-логический анализ проблемы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи
12 Методологические основания профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи, как предмет теоретического исследования
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
21 Диагностика готовности обучающихся учреждений начального профессионального образования к овладению ценностями профессионально-прикладной физической культурой
22 Системный подход к управлению профессионально-прикладной физической культурой
23 Формирование у обучающихся потребностно-мотиваци-онной установки на занятия профессионально-прикладной физической культурой
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
31 Моделирование дидактических основ профессионально-прикладной физической культуры
32 Управление здоровьесберегающей организации профес-сионально-прикладной физической культурой учащейся молодежи _
33 Содержание физкультурно-образовательных программ, нивелирующих отрицательное воздействие факторов производства на здоровье индивида
Выводы по третьей главе
ГЛАВА 4 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
41 Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования
42 Критерии эффективности опытно-экспериментальной работы
43 Оценка результатов исследования и их интерпретация
Выводы по четвертой главе

Введение:

Актуальность проблемы и темы исследования. Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры прежде всего связаны с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций. Его социокультурная сущность - в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ системы культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой - обусловлен опытом учащегося как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры (81, с. 19)\ Поэтому образовательный процесс в большинстве своем ориентирован на формирование и воспитание обучающегося как субъекта собственной физической культуры (М.Я. Виленский, Б.И. Загорский, В.А. Кабачков, А. Полиевский, И.П. Ратов и др.).Духовно-нравственное становление подростков и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в полях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики (134, с. 75-76).Разработка и принятие Программы развития воспитания в системе Российского образования на 1999-2001 годы является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики страны в сфере образования, в том числе - физкультурного. Программа ориентирована на повышение / ' В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. - 5 общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов.Проблема оздоровления учащейся молодежи вызывает озабоченность родителей, педагогов, широкой общественности. Негативное состояние в этой сфере человеческого бытия хорошо известно, примеров тому множество (109; 124; 143; 191; 206; 250; 315; 380; 388; 392; 396).Исследования В.К. Бальсевича (33), А.А. Дмитриева (123), Б.И. Загорского (133), В.Г. Панаева (294), В.П. Филина (379), Н.А. Фомина (383; 384) и др. показывают, что педагоги школ, ДЮСШ, ПТУ, техникумов «сталкиваются» с психической напряженностью учащихся на уроках физической культуры.Подавляющее число опрошенных педагогов, тренеров, методистов ФК (78 %) затрудняются назвать пути повышения психической устойчивости школьников к фрустрирующим ситуациям, имеющим место на уроках физической культуры. Хотя при этом почти 86 % педагогов отмечают положительное влияние спортивной деятельности на психическое состояние учащейся молодежи. Психическая напряженность, преломляемая через неустроенность, усиливает проявление таких личностных свойств, как агрессивность и тревожность учащихся.Сегодня все чаще в печати и на телевидении уделяется внимание проблеме проявления у школьников психической напряженности, особенно агрессивного поведения, причиной которого является, скорее всего, социальная напряженность общества. Социальная среда, видеофильмы, реклама, печатные издания, пропагандирующие насилие, усиливают психическую напряженность у учащейся молодежи. Молодежь часто не в состоянии произвести «нравственный отбор» в потоке поступающей информации. Накопление негативной информации изо дня в день, из года в год приводит к «привыканию» молодежи - 6 к агрессивности, тревожности. Эти качества, как верно отмечает В.И. Сиваков, закрепляются в их поведении и переносятся в социальную среду, а в результате проявления и закрепления этих качеств личность деградирует (356, с. 12-13).Что в этих условиях делать? И где выход из тупиковой ситуации? Эти вопросы ставят уже давно педагогическая общественность и ученые. Есть смысл в качестве отправной позиции подчеркнуть то, что является для специалистов, как пишут Л.П. Матвеев и В.П. Полянский (246, с. 42-47), почти тривиальной истиной: подлинное гуманное общество, независимо от того, как называется его социально-экономическое устройство, не может (не имеет никакого объективно оправданного права) беззаботно относиться к физической культуре, в том числе и к рассматриваемой стороне профессиональноприкладной ФК. Ведь бесспорно доказано, что от состояния профессиональноприкладной физической культуры в обществе существенно зависит сохранение и умножение его самой большой ценности («капитала») - народного здоровья и производительных сил. Поэтому надо сделать все, чтобы в условиях происходящих у нас в стране социально-экономических и политических изменений не утратить положительных традиций, государственной и общественной заботы о развитии рассматриваемой стороны культуры и ее нормальном функционировании в системе профессионального образования и в сфере труда, независимо от того, организуется ли он в государственных или негосударственных предприятиях и учреждениях (246, с. 46).Как верно отмечается в методических рекомендациях Российской академии образования, в период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают (256, с. 11-12): а) формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы физкультурного образования; б) обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и < - 7 терпимости; в) достижение личностью такого состояния, при котором реализуются ее индивидуальные и социальные процессы с самореализацией.Процессы демократизации, происходящие в обществе, коснулись и системы физкультурного образования. Идеи гуманизации положены в основу государственной политики в сфере образования (135). В частности, они реализуются в отношениях «учитель-ученик», в учебно-воспитательной работе в школах, ПТУ, ДЮСШ и т.п. Это безусловно позитивные аспекты реформируемого на новых гуманистических началах физкультурного образования.Многие ученые: И.А. Аршавский (14; 15), В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева (32), К.М. Гуревич (ИЗ), В.А. Кабачков и А. Полиевский (169; 170; 171), Л.П. Матвеев (243), Д. Неверкович (278; 279), М.И. Станкин (365), В.П. Филин (378), Н.А. Фомин (384), В.А. Цаун и А.П. Пустовой (394) - отмечают, что овладение навыками профессионально-прикладной физической культуры, развитие профессионально значимых качеств и способностей молодых специалистов позволяют им успешно осваивать навыки профессиональной деятельности при оптимальном расходовании физиологических ресурсов организма. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи профессиональных образовательных учреждений, рассматриваемая в узком смысле слова, не дает возможности применения профессиональных знаний и умений в широком спектре смежных профессий при изменении конъюнктуры на рынке труда.Теоретическое обоснование дидактического обеспечения профессионально-прикладной физической культуры, в известной мере способствует разрешению противоречия между потребностями общества, развивающегося на рыночных экономических началах, и недостаточной разработанностью проблемы дидактического обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки молодых специалистов для продуктивной деятельности в реформирующемся социуме.Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследо- 8 вания. Анализ литературных источников (8; 31; 55; 103; 115; 138; 169; 249; 308; 329; 367; 388) и реальной образовательной практики состояния профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи показывает, что физическая культура, туризм и спорт являются эффективным средством, способствующим улучшению состояния здоровья, повышению работоспособности и производительности труда. Отмеченное не вызывает сомнений. Это подтвердили и наши собственные изыскания (252). Хотя в работах ряда ученых: В.А. Кабачкова и А. Полиевского (169), М.В. Мацкевича (247), М.И. Станкина (365) и др. - отмечается, что прямой зависимости между ростом показателей физической подготовленности, работоспособности и производительности труда не наблюдается. Общая физическая подготовка лишь создает определенные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней, главным образом через такие факторы, как состояние здоровья, общая выносливость, сосредоточенность, воля и некотоf рые другие качества. Прямая зависимость между этими показателями прослеживается лишь в случае совпадения или направленного развития физических и профессиональных качеств.На протяжении длительного периода в психолого-педагогической и методической литературе обсуждаются различные аспекты развития профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) учащейся молодежи. В исследованиях отечественньгк и зарубежных ученых К.Э. Алаберта, К. Беннетта, Л.А. Джамгарова, Г. Жиру, В.А. Кабачкова, Ф. Кауфмана, Л.П. Матвеева, В.Л. Полянского, Н.И. Пономарева, Д. Садкера, П. Слэтери, В.В. Столбова, Т. Хай1> мут, В.Н. Фусс, X, Хекхаузен раскрывается понимание сущности воспитания учащейся молодежи средствами ФК, выделяются основные закономерности процесса физкультурного образования таких подростков.Специалисты по проблеме ППФК М.Я. Виленский, СИ. Гуськов, В.А. Кабачков, С. Коровин, Л.П. Матвеев, В.А. Понамарев, В.П. Филин, Н.А. / Фомин и др. отмечают, что овладение ценностями ФК способствует формированию социальной культуры личности и обеспечивает становление ее специ- 9 фического компонента - физической культуры субъекта.Вместе с тем необходимость целенаправленной подготовки человека к трудовой деятельности и накопление обширного фонда теоретических и экспериментальных данных о потенциале физической культуры в этом процессе обусловили выделение специфической отрасли профессионально-прикладной физической культуры, в целом направленной на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией, оптимизацию его профессиональной деятельности (С.С. Коровин, Т.е. Куршин, Л.А. Леонова, Л.П. Матвеев, Н.А. Мусаелов, Л.Н. Нифонтова, В.Г. Панаев, Н.И. Пономарев, Р.Т. Раевский, Н.Ш. Хаматнуров).В целом ряде диссертационных работ И.А. Беляева (37), И.Г. Васильева (70), И.В. Муравова (265), В.А. Соколова (364), И.В. Шманевой (406) профессионально-прикладная физическая культура рассматривается лишь в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально ориентированных образовательных учреждениях и находит отражение в подготовке учащейся молодежи к профессиональной деятельности и активного в ней участия.Таким образом, как верно отмечает в своей докторской диссертации С. Коровин, современная система профессионально-прикладной физической культуры все еще часто рассматривается как средство целенаправленного совершенствования человека в связи с подготовкой и его участием в конкретной профессиональной деятельности (195, с. 5-6). В то же время ее активное воздействие на мотивационно-социальную сферу субъекта по-прежнему остается вне поля зрения исследователей. А между тем, только в этой ситуации личность реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого приобретает свою культурную идентичность.Лишь в этом случае, как пишет Н.М. Амосов, личность воспринимает образование в сфере физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, может образовать себя сама, поднять образование до целей личностного роста (5, с. 6-8). Одновременно образование становится фактором - 1 0 психической активности личности, формой ее культурного бытия. Вместе с тем, образование в значительной мере детерминировано логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей. А для этого, как отмечает В.К. Бальсевич, должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообразования (30, с. 22-26).Анализ литературы, широкой образовательной практики, наши собственные изыскания показали, что учащаяся молодежь в своем большинстве не является активным, самостоятельным носителем и транслятором ценностей, накопленных и востребованных в этой сфере культурного развития. А это, как пишут М.Я. Виленский и Р.С. Сафин, существенно ограничивает перенос полученных знаний, практических умений, отношений на культуру учебного и профессионального труда, быта, отдыха, стиля жизни, отношения к здоровью, снижает в целом гуманитарно-личностное развитие (79, с. 65).Сложившееся положение требует разрешения ряда основных противоречий, которые характеризуются: а) необходимостью повышения уровня образованности учащейся молодежи в гуманитарном пространстве физической культуры и их неготовностью к постижению ее широкого ценностного содержания; б) значимостью проявления подростком субъективной позиции в физкультурно-образовательном процессе и низким использованием личностно развивающих педагогических технологий, обеспечивающих ее становление и проявление; в) деятельной природной активностью, присущей учащейся молодежи, и слабым проявлением ее в освоении методов и способов познавательной и практической деятельности в сфере физической культуры.Разрешение данных противоречий определяет проблему исследования.Каковы дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи, включающие триаду: культуру движений (двигательную культуру), культуру телосложения и культуру физическо- 1 1 го здоровья.Решение сформулированной проблемы возможно в рамках избранной нами темы диссертационного исследования «Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи».Цель исследования: разработать дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащихся образовательных учреж-* дений системы начального профессионального образования.Объект изыскания: профессиональное образование учащейся молодежи с использованием средств и методов направленно-прикладной физической культуры.Предмет исследования: дидактические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры личности будущих специалистов.В основу исследования была положена следующая гипотеза. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры* учащейся молодежи будут успешно реализованы в образовательном процессе, если: • сформирована потребностно-мотивационная установка учащейся молодежи на занятия упражнениями профессионально-прикладной физической культуры; • в учебном процессе реализована ориентация молодежи на освоение ценностей профессиональной физической культуры; • разработаны концептуальные основы профессиональноприкладной физической культуры для учащейся молодежи; • реализованы основные положения теоретической модели дидактических основ профессионально-прикладной физической культуры; • внедрены здоровьесберегающие технологии использования средств и методов профессиональной физической культуры.В соответствии с объектом, предметом и целью изыскания были поставлены и решались следующие задачи. - 1 2 1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике отечественной и зарубежной педагогике физической культуры, осуществить постановку проблемы, сформулировать предварительное системное представление об объекте и предмете изыскания.2. Разработать концептуальную модель дидактического обеспечения профессионально-прикладной физической культуры в подготовке учащейся молодежи к профессиональной деятельности.3. Обосновать педагогические условия здоровьесберегающей организации для занятий профессионально-прикладной физической культурой.4. Разработать педагогическую технологию снижения психоэмоциональных и физиологических затрат на адаптацию молодежи к условиям производственной деятельности.5. Теоретически обосновать и проверить эффективность работы по экспериментальным программам ППФК, обеспечивающим снижение неблагоприятных условий производственной среды.Методологической основой исследования были общенаучные принципы системного подхода (В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, Дж.Дженкинс, Ю.А. Конаржевский, М. Месарович, Ньето, Г.Н. Сериков, Я. Тахакара, Н.А. Фомин, Т.В. Щюрихин), теоретические концепции и научные разработки, ставшие предпосылками: а) теории деятельности (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, Г.С. Костюк, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин); б) методологии и теории педагогических исследований (А.Г. Гостев, М.Е. Дуранов, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, А.Я. Наин, В.М. Полонский и др.); в) исследования педагогических систем (М.С. Каган, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, Л.М. Кустов, Ф.А. Сохин, Г.П. Щедровицкий); г) исследования в сфере инновационной педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, В.Я. Ляудис, А.Я. Наин, В.А. Петровский, - 1 3 В.И. Слободчиков, Е.В. Шорохова, Г.П. Щедровицкий и др.); д) теории управления (К.Я. Вазина, Ю.В. Васильев, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, А.Ф. Зверев, Ю.Д. Красовский, Р.Л. Кричевский, Л.П. Матвеев и др.); е) программно-целевого подхода (Е.П. Голубков, И.С. Ладенко, А. Репин, И.К. Шалаев и др.); ж) методологии и теории педагогического управления (Ю.В. Васильев, А.Г. Гостев, В.И. Загвязинский, B.C. Лазарев, А.Я. Наин, Д. Неверкович, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, А.Д. Сазонов, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, М.Н. Скаткин, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова и др.); з) разработки программы развития образования (А.Г. Асмолов, Е.Я. Бутко, Б.С. Гершунский, Ю.В. Громыко, Л.М. Кустов и др.); и) управления профессиональным развитием кадров (К.Я. Вазина, Ю.В. Васильев, Э.Ф. Зеер, Л.М. Кустов, А.К. Маркова, А.Я. Наин, Э.М. Никитин, A.M. Новиков, Е.В. Ткаченко и др.); к) личностной ориентации молодежи в образовании (Ш.А. Амонашвили, В.Я. Ляудис, Ю.М. Орлов, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).Исследование было проведено в три этапа, общая продолжительность которых составила 10 лет.На первом этапе (1990-1993 гг.) нами разрабатывалась научная гипотеза; изучалась научно-методическая, психолого-педагогическая, философская литература по проблеме изыскания; разрабатывалась программа констатирующего и формирующего эксперимента. Были определены цели, задачи, объект и предмет исследования.На втором этапе (1994-1996 гг.) был проведен широкомасштабный констатирующий эксперимент, в ходе которого было изучено состояние профессионально-прикладной физической культуры в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования Южно-Уральского региона и Зауралья. Параллельно разрабатыва- 1 4 лась теоретическая модель дидактических основ профессиональноприкладной физической культуры с ориентацией на здоровьесберегающие технологии и их широкое использование в культурологическом аспекте.На третьем этапе (1997-2001 гг.) был спроектирован, организован и проведен формирующий эксперимент. В процессе его организации: а) было обеспечено повышение квалификации преподавателей и руководителей системы НПО как предпосылка реализации программы экспериментальной проверки эффективности концептуальной модели дидактических основ ППФК; б) были проверены дидактические условия эффективного использования средств и методов профессионально-прикладной физической культуры в сфере повышения профессиональной готовности, физической кондиции, психо эмоциональной устойчивости, реализации культурологических аспектов профессионально-прикладной физической культуры.В диссертационной работе использовались следующие методы научно-педагогического исследования: а) методы содержательного анализа научных источников: нормативных документов и образовательных программ по физической культуре федерального и регионального уровней, документов, характеризующих деятельность региональных органов управления начальным профессиональным образованием, интеллектуальной продукции образовательных учреждений системы НПО; б) методы педагогической диагностики, педагогического моделирования, проектирования и реконструирования педагогических объектов профессионально-прикладной физической культуры; в) педагогический эксперимент в управлении здоровьесберегающей организацией образовательного процесса в сфере ППФК; г) методы педагогических измерений; статистическая обработка результатов исследования. - 1 5 Научная новизна исследования 1. Разработаны дидактические основы базовых физкультурноразвивающих технологий (административная, психолого-педагогическая, профессиональная, воспитательная, информационная), обеспечивающие непрерывное профессионально-прикладное физическое развитие каждой личности и всего коллектива образовательного учреждения.2. Реализована в образовательном процессе концепция профессионально-прикладной физической культуры здоровьесберегающей направленности, которая включает: а) потребностно-мотивационную установку личности к своему телу как к ценности, предполагающую сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме своего физического состояния, различных его параметров; б) многообразие используемых для этой цели средств (уровень знаний об организме субъекта, о его физическом состоянии; ориентация молодежи на освоение ценностей ППФК; в) формирование и совершенствование не только знаний по ППФК, но и интересов, потребностей, умений и навыков, проявляемых молодежью в соответствующем поведении, образе (стиле) жизни; г) рассмотрение физического воспитания как элемента более широкой системы воспитания, включающей в себя эстетический, нравственный экологический и другие компоненты формирования здорового образа жизни и физической культуры учащейся молодежи.Теоретическая значимость исследования заключается в методологическом обосновании и теоретической разработке дидактических основ профессионально-прикладной физической культуры; в системном подходе к решению задач ППФК в условиях перехода общества к новым социально-экономическим устоям с постоянно меняющимся рынком рабочей силы.В теорию и методику физического воспитания привнесена идея о - 1 6 возможности гармонического воспитания личности средствами профессионально-прикладной физической культуры на основе здоровьесберегающих технологий и культурологических начал. Разработаны теоретические основы моделирования дидактического обеспечения профессионально прикладной физической культуры учащейся молодежи в условиях перехода на рыночные отношения в сфере социально-экономической жизни общества.Практическое значение работы состоит в повышении эффективности использования средств и методов профессионально-прикладной физической культуры как в узкой отрасли профессиональной деятельности, так и при подготовке выпускников сферы начального профессионального образования к трудовой деятельности в смежных с основной профессией областях. Разработанные и внедренные в практику экспериментальные программы по физической культуре с детальным анализом содержания и средств профессионально-прикладной физической культуры позволили существенно повысить качество подготовки специалистов системы НПО, создать условия для повышения физической кондиции, психо эмоциональной устойчивости и накопления резервов здоровья.Апробированные дидактические основы здоровьесберегающей организации занятий профилирующими и общеразвивающими видами физических упражнений внедрены в региональной (Южный Урал и Зауралье) системе профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи. Апробированные положения дидактических основ профессионально-прикладной ФК подтверждены актами внедрения.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались следующим применением комплекса взаимодополняющих методик исследования, адекватных его целям и задачам, использованием методов теоретического анализа проблем и методов моделирования; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных; количественным и каче- 1 7 ственным их анализом; корректной математической обработкой; соответствием полученных данных базису системного описания и научным представлениям о дидактических основах профессионально-прикладной физической культуры.Положения, выносимые на защиту 1. Профессионально-прикладная физическая культура как полифункциональная сфера деятельности учащейся молодежи обеспечивает реализацию творческого потенциала, потребностно-мотивационной, познавательной и реально-деятельностной сфер учащейся молодежи.2. Теоретической предпосылкой проектирования развивающих технологий ППФК в учебных заведениях системы начального профессионального образования должна стать ориентация на саморазвитие личности, а не на функционирование учебных заведений. Это позволит снять основное социально-экономическое противоречие между потребностью общества в конкурентно способном специалисте и возможностя-ми традиционной системы воспроизводства кадров.3. Концепция развития профессионально-прикладной физической культуры состоит в создании развивающего пространства для всего коллектива, и прежде всего для обучаемых, с целью непрерывного системного роста их духовных, физических и профессиональных способностей.Базовыми компонентами концепции являются: а) физкультурное воспитание, то есть формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала учащейся молодежи; б) социально-психологическое воспитание, которое сводится к формированию жизненной убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры в процессе формирования профессиональной компетентности работника; в) профессиональное воспитание, предполагающее возможность - 1 8 формирования у человека комплекса ключевых квалификаций, охватывающих широкий спектр индивидуально-ориентированных способностей (ответственность, самостоятельность, критичность, стремление к качественной работе, надежность), связанных с физкультурными знаниями.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работы в профессиональных образовательных учреждениях системы НПО гг. Кургана, Челябинска, Магнитогорска и Екатеринбурга; в лаборатории профессиональной подготовки кадров кафедры педагогики УралГАФК (1995-2001 гг.); на региональных научно-методических конференциях «Проблемы профессионально-прикладной физической культуры в регионе» (Курган, 19961999 гг.); на Международной научной конференции «Наука, культура, образование на пороге III тысячелетия» (Смоленск, 1996 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Пенза, 1998 г.); на Межрегиональной научно-практической конференции «Региональная система социальных учреждений: проблемы профессиональной подготовки и практической деятельности специалистов» (Екатеринбург, 1999 г.); на Международной научно-практической конференции «Могущество нации - в здоровье каждого человека» (Тюмень, 2000 г.); на Региональных научно-методических конференциях молодых ученых Уральской государственной академии физической культуры (Челябинск, УралГАФК, 1998-2001 гг.); на международной научнопрактической конференции «Ценностные приоритеты общего и профессионального образования» (Москва, 2000 г.); на методологических семинарах (Челябинск, 1999-2001 гг.) научно-исследовательского Центра профессиональной подготовки кадров Уральской государственной академии физической культуры (рук. проф. А.Я. Наин).Всего автором опубликовано 76 работ, в том числе 53 - по теме исследования. Научно-методические рекомендации внедрены в практику - 1 9 работы профессиональных образовательных учреждений системы начального профессионального образования Зауралья и Уральского региона; адаптированы в лекционных курсах по теории и методике физического воспитания молодежи Курганского и Магнитогорского государственных университетов. Челябинского государственного педагогического университета, Шадринского государственного педагогического института, Уральской государственной академии физической культуры. - 2 0

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 216 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz