Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Феномен социальной агрессивности : сущность и формы проявления. Пашина, Людмила Александровна бесплатно
00:13
Скачать Феномен социальной агрессивности : сущность и формы проявления. Пашина, Людмила Александровна бесплатно

Феномен социальной агрессивности : сущность и формы проявления

Диссертация

Автор: Пашина, Людмила Александровна

Название: Феномен социальной агрессивности : сущность и формы проявления

Справка: Пашина, Людмила Александровна. Феномен социальной агрессивности : сущность и формы проявления : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Кемерово, 2006 165 c. : 61 07-9/81

Объем: 165 стр.

Информация: Кемерово, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I Феномен социальной агрессивности как проблема рассмотрения в частно-научных подходах
11 Исследование феномена социальной агрессивности психоаналитической антропологией
12 Исследование феномена социальной агрессивности психологической наукой
Глава
II Феномен агрессивности в социально-философском измерении
21 Феномен социальной агрессивности как предмет социально-философского знания
22 Анализ понимания феномена социальной агрессивности и форм его проявления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СНИСОК

Введение:

Актуальность темы исследования. Современный нериод развития общества характеризуется глубокими сдвигами, проявляющимися во всех сферах социального бытия и направленными, в конечном счете, на адекватный ответ тем вызовам, которые бросает нам история. Острота переживаемого момента, его переломный характер обусловливают настоятельную потребность в осознании исторического смысла происходящих перемен, их связи с культурным потенциалом человечества. Сознательное удовлетворение этой потребности предполагает осуществление социально-философского анализа одного из важных факторов социальных изменений. Речь идет о всестороннем осмыслении феномена социальной агрессивности. Неоднозначность его роли в социальном развитии способна превратить эту активность, как в процесс социального и культурного обновления, так и привести к полному разрушению цивилизации. Исследование специфики феномена социальной агрессивности, прояснение его сущности и генезиса форм проявления дает ключ к пониманию многих событий прошлого и настоящего, позволяет найти общую основу, казалось бы, разнопорядковых явлений. Несомненно, что сам по себе факт усиления внимания со стороны философской мысли к феномену социальной агрессивности, его активная теоретическая реальными разработка и обусловлены потребностями объективными сегодняшней факторами, социальной условиями действительности. К тому же ряд явлений социальной истории второй половины XX в. (как, например, неустойчивость политической обстановки, которая наблюдается в современном мире, обострение социальных противоречий, значительный рост преступности, тотальное распространение терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты) содействовал значительной актуализации данной проблематики. Нарастание процессов «ремифологизации» и манипулирования общественным сознанием и социальным поведением людей, создание новых проектов модернизации России только усиливают позитивную роль исследований подобного типа. Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена как собственно научными потребностями, так и социальными проблемами, стоящими перед современным обществом. Проблема исследования заключается в противоречии между реальным множеством сложившихся в современной науке и философии исследовательских подходов к определению сущности и изучению форм проявления социальной агрессивности, а также отсутствием целостной философской концепции исследуемого феномена, с одной стороны, и единой природой, универсальным характером указанного феномена с другой стороны. Степень научной разработанности нроблемы. Феномен социальной агрессивности в различных его аспектах является традиционной научной проблемой, хотя до сих пор он не подвергался специальному социальнофилософскому изучению. Так, множество школ и направлений не исчерпывают возможных интерпретаций, по-прежнему оставляя вопрос о природе феномена социальной агрессивности открытым. Основы философского анализа феномена социальной агрессивности с позиций психоаналитической антропологии были разработаны 3. Фрейдом, A. Адлером, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом, Г. Маркузе, В. Райхом, Ф. Александером, Д. Боулби, Г. Салливаном, К. Хорни, Э. Эриксоном. В социологии проблема агрессивности рассматривается в рамках более общей, относительно самостоятельной проблемы девиантности, начало оформления и осмысления которой положили труды Ч. Беккариа, М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Мертона, Р. Миллза, Т. Парсонса, А. Подгурецкого, Н. Смелзера, П. Сорокина, Г. Тарда, Э. Ферри, Э. Фромма и др. Из отечественных ученых следует назвать А. А. Александрова, Б. Братуся, Л. И. Божович, А. Беличеву, Л. Выготского, М. Г. Гернета, Я. И. Гилинского, А.А. Габиани, И. Голода, В. П. Кащенко, И. Кона, B. Н. Кудрявцева, Ю. А. Клейберг, В. Т. Лисовского, А. Макаренко, A. A. Реана, E. В. Руденского, A.C. Свядоща, A. A. Сукало, Т. Шацкого, Д. И, Фельдштейна, М. Г. Ярошевского и других ученых. Традиции изучения феномена социальной агрессивности складывались, в основном, в рамках психоаналитических и социологических школ: в теории социокультурной динамики, социальной мобильности, социальной стратификации (П. Сорокин); теории аномии, структурного и функционального анализа дисфункциональных явлений в обществе, дезинтеграции культурных целей и средств их достижения (Р. Мертон); концепции социальной системы, основанной на функциональных императивах адаптации к среде и достижения цели, общих нормах и управлении нанряженностью, интеграции (Т. Парсонс); теории аномии и распада социальных норм (Э. Дюркгейм); теории социальных детерминант коллективного поведения, девиации и социального контроля (Н. Дж. Смелзер); теории связи абсолютных норм с культурными нормами, относительности норм и отклонений (П. Уорсли); концепции «отклонения и системы устойчивости», необходимости для общества девиантов, помогающих понимать и сохранять нормы (Э. Эриксон); теории деструктивности и социального конфликта как одной из форм проявления девиантного поведения (Б. Банк, К. Шарп, Н. Прево, Д. Кретч, Р. Крутчфилд, Н. Ливсон, Д, Дена и др.); концепции агрессивного поведения подростков как формы самоутверждения (А. Басе, А. Бандура, Р. Вальтер, Р. Лазарус и др.); концепции взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением (Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бэйли); концепции «лабеллинга» (И. Гоффман, Г. Беккер); теории штампов (Г. Беккер); этогенетическом направлении, исходящем из нризнания детерминированности поведения человека системой функционирующих в данной культуре и отдельных субкультурах правил, аналогичных грамматическим правилам и рассматриваемых в рамках «социальной грамматики поведения» (Р. Харре); теории дифференцированных возможностей: концепции наличия различных возможностей располагать незаконными средствами (Гловард, Орлин); теории дифференцированной ассоциации (Сазерленд); культурологическом объяснении девиаций в рамках конфликта между нормами культуры (А. Коэн, Д. Миллер, Зак); теории «фокального» взросления (Дж. Коулмен). Психологические подходы обнаруживают источник агрессивности во внутренних процессах человека, детерминирующих, в конечном счете, его социальное поведение. Так, в теории Дж. Долларда фиксируется связь агрессивности с фрустрацией. Еще одна теория, связывающая агрессию с явлением фрустрации теория образования новых когнитивных связей Л. Берковица, Э. Доннерстайна. В теории социального научения А. Бандуры и Р. Уолтерса агрессия представлена как обучаемая форма поведения. В рамках психологических также наук проблема агрессивности Р. К. активно Вельдера, разрабатывалась в работах Б. Г. Ананьева, Т. Б. Дмитриевой, А. А. Реана, Т. Г. Румянцевой, В. А. Хащенко, Т. Н. Шипуновой, Б. В. Шостаковича. Феномен агрессивности как предмет рассмотрения патопсихологии выступает в качестве центрального в работах Ю. М. Антоняна, Э. Берна, В. В. Гульдана, Н. А. Дубинко, А. Ф. Зелинского. Криминальная агрессия исследовалась М. Иншаковым, В. П. Кудрявцевым, И. А. Кудрявцевым, В. Кудрявцевым, Н. А. Ратиновой, В. П. Ревиным, Э. Побегайло, О. Ф. Савиной, Е. Г. Самовичевым, Ф. Сафуановым, Г. Шнайдером. Подростковая агрессивность является центральной темой в исследованиях А. Бандуры, Р. Вельдера, О. В. Гордяковой, П. А. Дубинко, 3. А. Зимелевой, A. В. Котова, Л. М. Семенюк, Р. Уолтерса, И. А. Фурманова. Связь влияния телевидения на уровень проявления агрессивности исследовалась в работах А. Ю. Дроздова, К. А. Тарасова. Социально- психологический аспект изучаемого явления рассматривали О. Д. Ситковская, Г. Спасибенко. Особенности проявления агрессивности в экстремальных условиях жизнедеятельности были центральной темой Д. В. Ольшанского, B. А. Хащенко. Различные аспекты изучаемого феномена разрабатывали в своих трудах Д. Майерс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Ф. Перлз, Милграм, А. Беличева, п. Шихирев, Д. Галтунг, А. Ю. Дроздов, В. Холличер, О. В. Гордякова, Э. Аронсон, А. Маслоу. Проблемами связи языка и феномена социальной агрессивности, снособов его вербального выражения занимаются Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелёв, Л. В. Володина, В. И, Жельвис, Д. Жмуров, Е. Ю. Булыгина, Т. И. Стексова, Е. А. Ренина, В. Т. Абишева. Исследованием возможности манипуляции сознанием с помощью средств массовой информации занимаются Е. Л. Доценко, Г, Кара-Мурза, Ф. Клозе, Ф. И. Минюшев, Г. Поцепцов, П. Шампань. Однако, несмотря на актуальность вопроса и более чем обширный круг уже разработанных аспектов изучаемого феномена, можно сделать вывод, что обобщающего исследования феномена социальной агрессивности до сих пор предпринято не было, и, следовательно, разработанность этой важной в современных условиях проблематики нельзя считать полной и достаточной. Объектом агрессивности. Предметом исследования выступает сущность и формы проявления настоящего исследования является феномен социальной социальной агрессивности в различных сферах общественной жизни. Целью диссертационного исследования является экспликация инвариантных особенностей феномена социальной агрессивности в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни. Достижение указанной цели обеснечивалось постановкой и последовательным решением следующих исследовательских задач: 1. Определить понятия агрессии и агрессивности, концепт установить их соотношение. Сформулировать рабочий феномена социальной агрессивности с целью обнаружения его существенных черт и выработки методологии исследования конкретных форм его проявления в жизнедеятельности социума. 2. Реконструировать характер взаимосвязей социального бытия и фе1юмена социальной агрессивности, раскрыв причины, обуславливающие возникновение и мультиплицирование изучаемого феномена, а также особенности его влияния на общественное бытие. Эксплицировать соответствие репродуцирования элементов феномена социальной агрессивности имманентным потребностям человека, 3. Произвести сравнительный анализ психологических, социологических, философско-антропологических агрессивности. 4. Определить структуру феномена социальной агрессивности, выделить его основные типы, а также систему факторов, способствующих проявлению и закреплению агрессивного способа реагирования как основной стратегии социального взаимодействия. 5. Проанализировать сущностное содержание категорий «агрессивность», «девиантность», «насилие», «манипуляция», «принуждение», концепций феномена социальной «дискриминация», «конфликт», «терроризм» с целью уяснения их общности. Теоретико-методологические осиоваиия исследования. Теоретико- методологической базой работы были определены диалектический подход, сравнительно-системный анализ, а также общенаучные (типологизация, классификация, идеализация, абстрагирование, формализация, моделирование, концептуализация) методы и герменевтические процедуры. Концептуальную основу исследования составило положение о том, что философский анализ путем обобщения соответствующего специального научного знания позволяет сформировать целостную систему представлений об истоках и сущностных характеристиках социальной агрессивности, конкретных формах и универсальных закономерностях ее проявления. Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее важными теоретическими положениями, претендующими на научную новизну, являются следующие: 1. Сформулировано и обосновано социально-философское определение социальной агрессивности, под которой нами попимается совокупность мировоззренческих и поведенческих установок субъекта действия, содержащих его намерение (активность) но отношению к объекту воздействия, имеющее целью занять более выгодную (доминирующую) позицию и/или нанести объекту воздействия определенный ущерб. 2. В результате анализа исследовательских подходов установлена амбивалентность феномена социальной агрессивности, которая позволяет рассматривать его равно и как фактор социальной деструктивности, так и как созидательный фактор. 3. Определено понятийное поле феномена социальной агрессивности как явления социума. Выявлены онтологические основания феномена социальной агрессивности. Показано, что агрессивность являет собой измерение» преобразований социального бытия. 4. Установлена комплексность взаимосвязи общественного бытия и «человеческое феномена социальной агрессивности целеполагающий характер человеческой деятельности, незавершенность социального бытия и желание подчинить его, которые и являются факторами появления и мультипликации феномена социальной агрессивности. Последний, в свою очередь, выступает в качестве одного из источников социальной динамики, средства преодоления социального отчуждения. 5. Установлены факторы, моделирующие уровень проявления феномена социальной агрессивности. Теоретическая полученные значимость исслсдоваиия заключается в качестве в том, что результаты можно использовать эвристического инструментария для определения и типологизации многообразных форм проявления социальной агрессивности. Практическая зиачимость данного исследования обусловлена его комплексным характером, что позволяет использовать данный материал для создания курсов социально-гуманитарного цикла. Также полученные результаты могут служить базой для проведения дальнейших исследований феномена социальной агрессивности. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке и чтении вузовских курсов по философии, социологии, политологии, культурологи, а также спецкурсов по соответствующей и смежпой проблематике. Апробация диссертационного исследования. Осповные положения работы и результаты исследования были представлены в виде докладов на наука, Международной научно-практической конференции «Образование, инновации» (Кемерово, 2006); на Международной научной конференции «Четвертые Кузбасские философские чтения: Анализ феномена терроризма» (Кемерово, 2006); на Первом Российском культурологическом (Санкт-Петербург, 2006); на IV региональной конгрессе научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 10-летию ПФИ КемГУ (Повокузнецк, 2006); Всероссийской научной конференции «Паука и образование» (Кемерово, 2004), на Всероссийской научной конференции «Третьи Кузбасские философские чтения: Социальная агрессивность» (Кемерово, 2004), а также докладывались и обсуждались на методологических и аспирантских семинарах кафедры философии Кемеровского государственного университета в 2005-2006 гг. Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Кемеровского государственного университета. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих четыре

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 237 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz