Четверг, 19.09.2024, 05:46
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре. Ткачук, Татьяна Николаевна бесплатно
07:00
Скачать Формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре. Ткачук, Татьяна Николаевна бесплатно
Формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре

Диссертация

Автор: Ткачук, Татьяна Николаевна

Название: Формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре

Справка: Ткачук, Татьяна Николаевна. Формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ткачук Татьяна Николаевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т] Тюмень, 2008 193 c. : 61 08-13/1057

Объем: 193 стр.

Информация: Тюмень, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения студентов к иноязычной культуре
11 Проблема ценностного отношения к культуре в контексте современного образования
12 Сущность, структура и критерии сформированности ценностного отношения к иноязычной культуре
13 Организация и методика формирования ценностного отношения к иноязычной культуре в контексте иноязычного образования
Выводы
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования ценностного отношения студентов к иноязычной культуре
21 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения студентов к иноязычной культуре в межкультурном образовательном процессе Констатирующий этап
22 Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения студентов к иноязычной культуре Формирующий этап
23 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Контрольный этап
Выводы

Введение:

Интеграционные процессы различных сфер социальной жизни вовлекают в единое пространство общения людей разных культур с разновекторной мозаикой ценностей, говорящих на разных языках и мыслящих разными смысловыми категориями. Тесное культурное взаимодействие обостряет вопросы сохранения национальной самобытности народов ввиду поверхностного заимствования чужого культурного опыта. В связи с этим перед системой образования встает проблема превращения культурного многообразия в средство поиска ценностно-смысловых ориентиров, которые синтезируют обогащающий потенциал разных культур, способствуя укоренению молодежи в родной культуре и приобщению к мировой культуре. В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иноязычной культуре как источнику развития мышления, ценностных ориентаций, моделей поведения и форм деятельности, обеспечивающих свободу культурного самоопределения и успешность самореализации в полифонии современной культуры.
В современных научных исследованиях накоплен солидный багаж знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Философские аспекты проблемы формирования ценностных отношений раскрываются в трудах В.А. Василенко, М.С. Кагана, Ф. Ницше, В.П. Тугаринова, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра и др. В целом ряде научных психологических исследований раскрывается роль ценностей в развитии личности человека, их связь с процессами смыслообразования; представлены механизмы формирования ценностных отношений, раскрывающие взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов (А.А. Бодалев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В. Франки и др.). Наиболее сензитивным периодом для формирования ценностных отношений ученые выделяют юношеский возраст — период становления самосознания, активизации ценностно-ориентационной деятельности и актуализации потребности в культурной идентификации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.С. Гершунский, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.)- Вопросы создания базовых педагогических условий, способствующих формированию ценностных отношений как основы развития мировоззрения, нравственной сферы, целостного развития личности обучающихся, рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандрова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. Роль ценностей и значимость формирования ценностного отношения в обучении иностранному языку как базы развития гуманистической личности с поликультурным мышлением и способностями межкультурного общения освещаются в трудах современных исследователей Е.И. Пассова, И.Л. Плужник, Пчелинцевой И.Г., В.В. Сафоновой, С.Г. Тер-Минасовой и др.
Анализ состояния разработанности проблемы в науке и практике позволил выявить следующие противоречия:
• между потребностью современного общества в гражданах с устойчивой системой ценностных отношений, ориентированной на достижения национальных культур, и недоосознанием роли ценностного отношения к иноязычной и отечественной культуре как источников формирования этих личностных характеристик;
• между уникальным образовательным потенциалом предметов гуманитарного цикла и иностранного языка для формирования ценностного отношения студентов к иноязычной культуре и недостаточной разработанностью соответствующих дидактических условий.
Перечисленные обстоятельства позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении путей и способов использования иноязычной культуры как средства приобщения к мировой культуре и углубленного погружения в родную культуру.
Тема исследования: «Формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре».
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально доказать и реализовать систему педагогических методов и средств формирования ценностного отношения студентов к иноязычной культуре средствами обучения иностранным языкам и ряда других предметов гуманитарного цикла.
Объект исследования: образовательный процесс в высшей школе.
Предмет исследования: взаимосвязь процесса обучения иностранному языку и общекультурного развития студентов (обогащение системы ценностей, качественное изменение образа мышления, моделей поведения, характера образовательной деятельности) на основе сопоставления потенциала родной и иноязычной культур.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре возможно при условии организации образовательного процесса по принципу «маятниковой траектории» как непрерывного движения от осмысления особенностей иноязычной культуры к осознанию ценностей родной культуры и обратно к углубленному пониманию иноязычной культуры с помощью личностных приращений (ключевых культурологических понятий, обогащенной системы ценностей, способностей), синтезирующих продуктивный потенциал иноязычной и родной культур.
Реализация гипотезы основывается на следующих концептуальных положениях:
1. Освоение иноязычной культуры осуществляется на основе механизмов осознания, переосмысления, корректировки культурных ценностей и их последующего синтеза для порождения новых ценностных смыслов.
2. Модель образовательного процесса реализует единство функционирования мотивационно-потребностного, когнитивно-операционального, оценочно-эмоционального и деятельностно-поведенческого компонентов ценностного отношения к иноязычной культуре, обеспечивая формирование и развитие:
• мотивов расширения культурологических знаний; потребности в культурной идентификации; стремления к созиданию социокультурного пространства посредством: актуализации субъективного межкультурного опыта студентов, переживания ситуаций недостаточности собственного культурологического знания, интеграции образовательной и социокультурной деятельности;
• основы межкультурного когнитивного ориентирования студентов через рефлексивный межкультурный анализ англоязычных текстов и лингвистических средств, отражающих культурную специфику, выявление ценностных аналогий и скрытых ценностных смыслов в сравнительно-сопоставительном анализе русскоязычных и англоязычных текстов, прогнозирование культурного взаимовлияния в межкультурных ситуациях;
• опыта межкультурной ценностно-ориентированной деятельности путем моделирования личностно-значимых межкультурных ситуаций оценивания и выбора культурных ценностей, развитие на их основе своей культурной позиции; вербализации и сигнификации субъективного переживания нового культурного опыта (выражение своих чувств и мыслей в письменной форме и устных высказываниях на английском языке);
• умений освоения иноязычной культуры, осуществления межкультурного общения и созидания социокультурного пространства через инициацию культурно-творческой деятельности в образовательном пространстве, игровое моделирование межкультурных ситуаций, тренинг межкультурного поведения.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы, психолого-педагогические и методические основы процесса формирования ценностного отношения студентов к иноязычной культуре в ходе учебной и внеучебной деятельности; определить критерии и уровни сформированности данного отношения.
2. Разработать теоретическую модель образовательного процесса, обеспечивающего формирование ценностного отношения студентов к иноязычной культуре в условиях сравнительно-сопоставительного освоения ценностей иноязычной и родной культур.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели в практике обучения; исследовать приращение уровней ценностного отношения к иноязычной культуре.
Методологическую основу исследования и его теоретические источники составляют: социально-философская теория ценностей (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А. Маслоу, В.Г. Тугаринов и др.); психолого-педагогические исследования проблемы отношений (Б.П. Битинас, Я. Корчак, А.Ф. Лазурский, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Сидельковский, Н.Е. Щуркова и др.); теории деятельности и личностного смысла (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В. Франкл и др.); идеи возрастной психологии, раскрывающие особенности юношеского возраста (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Р. Берне, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.); теории взаимосвязи культуры и образования (В.Л. Бенин, B.C. Библер, И.Е. Видт, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Лотман.); концептуальные идеи культурологического личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, А.В. Хуторской и др.); идеи биологичности культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, Б.С. Гершунский, Ю.М. Лотман и др.); концептуальные положения методологии и теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер); теории и идеи в области межкультурной коммуникации (Е.М. Верещагин, Н.Д. Гальскова, Е. Н. Морозова, Е.И. Пассов, И.Л. Плужник, И.Г. Пчелинцева, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические - теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование; эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, самооценка, индивидуальная беседа; опытно-экспериментальная работа; изучение продуктов образовательной деятельности студентов; математическая обработка экспериментальных данных, полученных в ходе исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2000 по 2007 гг. на базе групп студентов I, II курсов отделения английского языка и методики его преподавания факультета иностранных языков Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева, Нижневартовского государственного педагогического института, в образовательном учреждении с углубленным изучением иностранных языков «Лингва-Центр» (г. Сургут).
Основные этапы исследования.
На теоретико-поисковом этапе (2000—2002 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме; выяснялось состояние проблемы исследования в практике ВУЗа и инновационной школы; создавалась исходная теоретическая модель исследования, опробовались её отдельные элементы; разрабатывался критериальный аппарат исследования; проводился констатирующий эксперимент.
На опытно-экспериментальном этапе (2003-2006 гг.) проводилась корректировка исходной гипотезы, осуществлялся формирующий этап опытно-экспериментальной работы, обрабатывались ее результаты.
На заключительном этапе (2007-2008 гг.) проводились обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и рекомендации, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Определена сущность понятия «ценностное отношение к иноязычной культуре» как личностного интегративного свойства, выражающего способность студента к сознательно-избирательному присвоению ценностей иноязычной культуры, последующему синтезу продуктивного потенциала иноязычной и родной культуры и построению на их основе новой системы ценностей в качестве субъекта своей национальной культуры.
2. Выделены в содержании ценностей англоязычной и русскоязычной культуры продуктивный и непродуктивный потенциалы для эффективного межкультурного общения, определены способы их синтеза: взаимодополнение, частичное включение, органический синтез.
3. Установлена зависимость между освоением иноязычной культуры и углубленным пониманием студентами родной культуры на основе гармонического взаимосодействия их ценностей, в котором иноязычная культура расширяет спектр продуктивных ценностей родной культуры студентов, а родная культура определяет «векторы» собственного ценностного поиска в пространстве мировой культуры.
4. Разработана модель формирования ценностного отношения к иноязычной культуре, которая включает обогащение опыта межкультурного когнитивного и ценностного ориентирования, нацеленность на расширение субъектного культурного опыта, выработку поликультурной ценностной позиции, умений эффективного межкультурного общения и организации образовательной культурно-творческой деятельности в социокультурном пространстве при условии выявления обогащающего культурного потенциала и его усиления посредством диалога с другой культурой.
5. Определены основные этапы формирования ценностного отношения к иноязычной культуре (смыслообразующий, смыслопреобразующий, субъектнореализующий) с учетом особенностей процесса смыслообразования в условиях межкультурного взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Дополнена структура ценностного отношения студентов к иноязычной культуре включением в нее, наряду с когнитивно-операциональным, оценочно-эмоциональным и мотивационно-потребностным компонентами, деятельностно-поведенческого компонента, обогатившее представление о содержании этого личностного свойства.
2. Определены принципы организации образовательного процесса, направленного на формирование исследуемого отношения: диалогичности (организация межкультурного образовательного процесса на основе интерактивных межсубъектных отношений для развития субъектности личности); эмоциогенности (актуализация эмоционально-оценочной деятельности студентов в процессе познания иноязычной культуры); межкультурного мысленного резонанса и генерализации (активизация смыслопоисковой деятельности студентов, проникновение в суть культурных особенностей иноязычной (англоязычной) и родной (русскоязычной) культур и выявление в них ценностных аналогий); индивидуального образовательного ъ^енностно-смыслового пространства (создание студентами базы личностных образовательных смыслов как результата реализации индивидуальной образовательной программы).
3. Выявлен личностно-развивающий потенциал иноязычной культуры, заключающийся в культурологическом (факты иноязычной и родной культуры), лингвистическом (язык), педагогическом (система ценностей иноязычной культуры в сопоставлении с родной культурой студентов), психологическом (диалогическое мышление, эмпатические способности и др.), социальном (умения осуществлять межкультурное общение и образовательную культурно-творческую созидательную деятельность) компонентах содержания иноязычного образования; расширяющий возможности целенаправленного формирования поликультурной личности.
4. Раскрыты содержательные компоненты модели, определяющие возможности личностного развития студентов как субъектов родной культуры и участников межкультурного общения посредством стимулирования культурологических интересов и потребности в совершенствовании социокультурного пространства, развития поликультурного мышления и способности культурной самоидентификации, формирования сознательно-избирательного отношения к особенностям иноязычной культуры, развития умений практического использования знаний культурных особенностей и иностранного языка как инструментов освоения чужой культуры и осуществления успешного межкультурного общения.
5. Обозначена траектория движения студентов к ценностям мировой культуры посредством отбора лучших достижений иноязычной и родной культуры через фильтр общечеловеческих ценностей и собственный критериальный фильтр.
Практическая значимость исследования состоит в разработке:
• процедуры формирования ценностного отношения к иноязычной культуре, основанной на идее постепенного взращивания субъектной культурной позиции студентов посредством попеременного погружения в ценностные смыслы иноязычной и родной культур, используя синтезированное содержание предметов иноязычного и гуманитарного образования;
• методического обеспечения иноязычного образовательного процесса, направленного на формирование исследуемого отношения (комплекс ситуационных заданий и упражнений, направленных на развитие умений межкультурного когнитивного и ценностного ориентирования; творческие задания по анализу лингвистических средств, отражающих особенности англоязычной и русскоязычной культур, которое может быть использовано в практике высшей и общеобразовательной школы;
• диагностического инструментария, позволяющего оценивать степень сформированности ценностного отношения студентов к иноязычной культуре.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В противовес существующему мнению о том, что освоение иноязычной культуры способствует отчуждению обучающихся от их родной культуры, мы считаем, что процесс межкультурного иноязычного образования, организованный на основе взаимообогащающего диалога ценностей иноязычной и родной культур, обладает уникальным потенциалом развития личности как субъекта культуры, предоставляя возможности для изменения стиля мышления, личностных качеств, моделей поведения и способов деятельности, содействуя формированию личностно-значимых критериев ориентации в межкультурных ценностях. Иноязычная культура реализует в этом процессе дополняющую функцию, обогащая реестр продуктивных ценностей студентов посредством глубокого освоения особенностей родной и иноязычной культур.
2. Конкретизируя разнообразные трактовки ценностного отношения, мы определили понятие «ценностное отношение к иноязычной культуре» как интегративное свойство личности, характеризующее студента как субъекта образовательного процесса с устойчивой мотивацией расширения культурного опыта, способного ориентироваться в многообразии культурных ценностей и синтезировать их обогащающий потенциал, выстраивая на их основе собственную систему ценностей, свой индивидуальный национальный образ и выбирая способы творческой самореализации в поликультурном образовательном пространстве.
3. На основе обобщения представлений о процессуальных закономерностях ценностного отношения мы определили структуру ценностного отношения к иноязычной культуре как комплекс когнитивно-операционального (база знаний особенностей иноязычной и родной культур, умение межкультурного когнитивного ориентирования); мотивационно-потребностного (мотивация расширения культурологических знаний и созидания социокультурного пространства); оценочно-эмогщоналъного (умения межкультурной ценностно-ориентированной деятельности, продуцирования новых ценностных смыслов); деятелъностно-поведенческого компонентов (умения освоения иноязычной культуры; выбора ситуационно-приемлемых моделей вербального и невербального поведения в межкультурном общении; образовательной социокультурно направленной деятельности).
4. В результате систематизации исследований механизмов смыслообразования мы определили содержание и средства формирования ценностного отношения к иноязычной культуре в зависимости от его этапов. На первом — смыслообразующем, этапе происходит активизация деятельности межкультурного когнитивного ориентирования и актуализация мотивационной сферы студентов через переживание ситуаций недостаточности межкультурных знаний, рефлексивный межкультурный анализ англоязычных текстов и лингвистических средств; выявление ценностных аналогий в сравнительно-сопоставительном анализе русскоязычных и англоязычных текстов. На смыслопреобразующем этапе активизируется ценностно-ориентированная деятельность студентов с целью ревизии многообразия смыслов иноязычной и родной культур посредством моделирования личностно-значимых межкультурных ситуаций осмысления и выбора культурных ценностей, развитие на их основе собственной культурной позиции; вербализации субъективного переживания нового культурного опыта и его сигнификации (выражение своих мыслей и чувств в устной и письменной форме на английском языке). На субъектнореализующем этапе осуществляется стабилизация обновленной системы ценностных отношений в моделях вербального и невербального поведения, ценностных ориентациях, качествах личности и характере деятельности студентов путем инициации их образовательной культурно-творческой деятельности, игрового моделирования межкультурных ситуаций, тренинга межкультурного поведения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на основные положения современной психолого-педагогической науки; методологической обоснованностью теоретических позиций, использованием системы методов и приемов, адекватных поставленной цели, задачам и предмету исследования; анализом достигнутых результатов опытно-экспериментальной работы и ее положительными результатами.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию материалов и выступление на научно-практических конференциях: международных - Сургут, 2002 г; Тобольск, 2003, 2006, 2007, 2008 гг.; в рамках Программы международного сотрудничества «60 параллель» (Сургут, 2001 г); на I Конгрессе «Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы» (Сургут, 2004 г.); всероссийских — «Первой олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам» в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 2007); II Всероссийских Менделеевских чтениях «Образование и культура как фактор развития региона» (Тобольск, 2007); окружных - Нижневартовск, 2002, 2003 гг.; межрегиональных - Тюмень, 2002 г; Тобольск, 2002, 2004 гг.; обсуждение на аспирантских семинарах (Тобольск, 2001-2008 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован рисунками и таблицами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 235 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz