Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи в области образования. Грачева, Галина Владимировна бесплатно
04:04
Скачать Формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи в области образования. Грачева, Галина Владимировна бесплатно
Формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи в области образования

Диссертация

Автор: Грачева, Галина Владимировна

Название: Формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи в области образования

Справка: Грачева, Галина Владимировна. Формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи в области образования : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 Москва, 1999 123 c. : 61 00-22/198-X

Объем: 123 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения ценностных ориентаций молодежи в сфере образования
11 Динамика и иерархия ценностей молодежи в реформируемом обществе
12 Факторы формирования ценностей образования у современной российской молодежи::
Глава 2 Содержание и динамика ценностных ориентаций молодежи в сфере образования
21 Динамика изменения ценностных ориентаций молодежи в период реформирования общества
22 Содержание ценностных ориентаций российской молодежи в сфере образования

Введение:

Актуальность исследования. Российская молодежь проходит свое социально-возрастное становление в сложных условиях коренного изменения духовных ценностей, которое вызвано процессом формирования новых общественных отношений. Молодежь оказалась вовлеченной в многочисленные проблемы не всегда продуманного реформирования общества. Ситуация, в которой находится современная молодежь, неоднозначна. С одной стороны, политические и социальные условия российской действительности значительно расширили жизненные возможности молодого человека, с другой - социализация молодежи происходит в условиях нестабильности общества в целом и затянувшегося кризиса привычных норм и ценностей, в частности. Молодежь является специфической социальной (демографической) группой общества, которая активно откликается на происходящие общественно-политические изменения. Типичными особенностями молодежного периода жизни является потребность в самоопределении, познании самого себя, определении своего назначения в жизни и личного самоутвердения.
Изменившиеся общественные условия не могли не разрушить сложившуюся в советское время систему социализации молодежи. Новые ценности, формы, методы и факторы социализации апробируются на поколении сегодняшних молодых людей.
В условиях реформации общества произошли существенные изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, в отношении молодых людей к традиционной системе ценностей, включая и образование.
Образование признано важнейшим институтом, содействующим демократии и социальному равенству, через образование происходит передача культуры, воспроизводятся и создаются социальные функции и статусы. Именно образование стало одним из решающих факторов быстрого развития экономики современных развитых стран.
Система образования является основным социальным институтом, обеспечивающим процесс интеграции личности в общество, она позволяет делать процесс социализации личности в определенной степени управляемым процессом.
В российском обществе традиционно сложилась устойчивая тенденция преимущественной ориентации молодежи на получение высшего образования. Несмотря на то, что кардинально изменилась оценка престижа определенных профессий и специальностей в сознании молодежи, данная тенденция сохраняется и в настоящее время. Однако ориентационные установки молодежи, как свидетельствуют результаты социологических исследований, существенно изменились. Следует отметить возникшую в последние годы в среде молодых людей тенденцию самостоятельно решать жизненные проблемы через приобретение престижных профессий и, соответственно, стремиться к получению образования. Ценностные ориентиры в понимании жизненных перспектив стали замыкаться на материальном благополучии и условиях удовлетворения личностных потребностей. В складывающихся сегодня условиях человек превращается в товар, свои жизненные силы он воспринимает как инвестицию, которая может и должна принести ему максимальную прибыль и дивиденды, возможные при рыночных условиях. В ценностных ориентациях молодежи прослеживается предпочтение "индивидуалистическим ценностям", нежели ориентации на такие, как "общественное признание", "коллективизм", "социальное благополучие". Признавая значимость для человека материального благополучия, индивидуального развития, необходимо учитывать роли и значение социальных, ценностей для человека. Государство, заботясь о своем будущем, не может не учитывать, какие ценности формируются у молодежи, насколько она готова к новому типу социально-экономических отношений, насколько сформировавшиеся ценности будут способствовать успешному, прогрессивному, общественному развитию.
В современной России меняется роль образования и воспитания. Социальная значимость образования особенно возрастает в периоды резких социальных трансформаций, смене одних жизненных ориентиров на другие. Адаптация людей к новым условиям идет с трудом, и образование может внести свой вклад в этот процесс, путем расширения горизонтов видения мира и получения новых знаний. Образование способствует подготовке молодого поколения к жизни в рыночных условиях, освоению достижений научного прогресса, а также освоению социокультурных ценностей общества.
Исследование отношения молодежи к образованию, места и роли образования в системе ценностей, структуры и содержания как ценностной ориентации в сфере образования является актуальной для обоснования государственной политики в сфере образования, при определении государственной молодежной политики в целом.
Необходимость исследования обозначенных проблем, выработка соответствующих практических рекомендаций по определению государственной молодежной политики в сфере образования обусловили актуальность темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. Вопросы содержания ценностей российской молодежи, ее ценностных ориентаций на различных этапах исторического развития страны обстоятельно изучались отечественной наукой, в том числе, социологической, в прошлом и исследуются в настоящем. Это научные труды Блинова Н.М., Головатого Н.Ф., Головахи В.Е., Гордона J1.A., Дмитриева A.B.,
Иконниковой С.Н., Колесникова Ю.С., Комаровского B.C., Лисовского В.Т., Матулениса A.A., Осипова Г.В., Потапова В.П., Рубина Б.Г., Руткевича М.Н., Слепцова Н.С., Филлипова Ф.Р., Шубкина В.Н. и других1.
Важное место в обосновании теории общественных ценностей принадлежит Виндельбанду В., Канту И., Конту О., Риккерту Г. Известные западноевропейские и американские исследователи - Дюрк-гейм Э., Вебер М., Знанецкий Ф., Ингельхарт К., Клакхон К., Парсонс Т., Перри Р., Рокич М. внесли значительный вклад в общую теорию ценностей2.
Много внимания проблеме общественных ценностей было уделено хорошо известными отечественными исследователями, такими, как: Ананьев Б.Г., Анисимов С.Ф., Архангельский Л.М., Дробницкий О.Г., Здравомыслов А.Г., Каган М.С., Кон И.С., Тугаринов В.П., Ядов В.А.
2 См.: Виндельбанд В. О свободе воли. - М., 1905; Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990; Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. - 1991. - № 2; Нечаев H.H. Развитие системы образования в условиях становления рыночной экономики // Orientacie meodziczy w warunkach gospodarki rynrowej. Zielona Gora, 1995. и другими1. Исследование вопросов ценностей, ценностных ориентации молодежи дано в работах Бестужев-Лада И.В., Ильинского И.М., Леванова Е.Е., Тощенко Ж.Т., Шендрика А.И. и других. В работах данных исследователей изучены содержание, структура ценностных ориентаций молодежи, объективные и субъективные факторы их формирования2.
Большое значение для исследования ценностных ориентаций в сфере образования имеют работы, посвященные проблемам социологии образования, среди которых работы Гросса Г., Колева В., Саймона Дж., Болтона Ф., Бурдье П., Альтюссера Л. и другие. В научных трудах представленных ученых получили развитие такие вопросы, как анализ социальных аспектов обучения и воспитания, изучение струк
Значительный вклад в изучение ценностей образования у молодежи был внесен отечественными специалистами, среди которых: Афанасьев В.Г., Беспалько В.П., Дряхлов Н.И., Ежов С.А., Завали-щинЕ.П., Иванов А.Е., Жильцов E.H., Кинелев В.Г., Кочергин А.Н., Кумбс Ф.Г., Миронов В.Б., Пономаренко Б.Т., Потапов В.П., Поташник М.М., Смирнов С.Д., Целищев Д.П., Штарке К., Эймонтова Р.Г., Якунин В.А. Они дали всесторонний анализ влияния кардинально изменившейся общественно-экономической ситуации на содержание образования, место ценностей образования в общей системе ценностей современной российской молодежи, сделаны и обоснованы конкретные социологические прогнозы1.
Новые исследовательские проблемы в области социализации молодежи, процессов интериоризации изменившихся ценностей молодежью обозначились с конца 80-х - начала 90-х годов, что связано с началом общественных изменений и последующих реформаций в анализируемой области. Появились многочисленные публикации, мате
Отмечая несомненно важное значение научных достижений в области социологических исследований ценностей молодежи, анализа изменения условий социализации, появление новых явлений в образовательном процессе, следует учитывать, что ряд важных аспектов данных проблем только включается в исследовательский социологический процесс. В этой связи особую актуальность и практическую значимость может приобрести анализ ценностных ориентаций молодежи в сфере образования, их содержание, социальная направленность, основные тенденции изменения роли и места ценности образования в общей системе ценностей современной российской молодежи.
Цель диссертационного исследования - определить содержание ценностных ориентаций молодежи в сфере образования и особенности их формирования в условиях трансформирующегося российского общества.
Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения следующих задач исследования:
• определить место и роль ценностных ориентаций молодежи в сфере образования в общей системе ценностей молодежи;
• выявить позитивные и негативные тенденции изменений в ценностных ориентациях молодежи в сфере образования в переходном российском обществе;
• показать основные факторы формирования и изменения ценностных ориентаций молодежи в сфере образования в условиях трансформирующегося общества;
• дать практические рекомендации, способствующие оптимизации формирования ценностного потенциала молодежи в образовательной сфере, ориентированные на укрепление позитивных тенденций развития российского общества в условиях становления новых общественных отношений.
Объект исследования - ценностные ориентации молодежи в условиях социально - экономической, политической реформации российского общества.
Предмет исследования - ценностные ориентации молодежи в сфере образования, их содержание, тенденции изменения в условиях трансформации российского общества.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные принципы познания социальных явлений, прежде всего - диалектический метод познания социальных процессов и явлений, общеметодологические принципы социологической теории социологии управления. В процессе исследования также были применены системный и конкретно-исторический подход, статистические методы анализа данных, процедуры прикладного социологического исследования.
В своей работе над диссертацией автор опирался на теоретические концепции и понятийный аппарат, разработанный в трудах российских и зарубежных ученых по проблемам системного анализа, социологии управления, труды социологов, изучающих высшее образование.
Эмпирическая база исследования:
• Законодательные акты РСФСР, РФ по проблемам образования, государственного управления образовательной сферой, а также документы органов государственного управления РСФСР, РФ по вопросам образования и управления образованием;
• Результаты специальных исследований, проводимых органами статистики РФ по проблемам образования;
• Результаты вторичного анализа материалов исследований отечественных социологов в девяностных годах по изучаемой проблематике;
• Данные комплексного социологического исследования, проведенного ( при участии автора ) под руководством Лисовского В.Т. в НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского гос. ун-та в 1998-1999 году на тему: "Молодежь России на рубеже веков". Выборка многоступенчатая, квотная, гнездовая. Объем выборки-2784 чел.;
• Результаты социологического исследования, проведенного лично автором в г. Калининграде на по проблемам реализации жизненных планов студентов университета, коммерческих вузов и колледжей. Опрос был проведен в два этапа в 1997 и 1998 годах. На каждом этапе было опрошено 150 выпускников колледжей и 200 студентов университета.
В диссертационной работе также использованы эмпирические материалы Научно-исследовательского центра Института молодежи, Института социологии РАН.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
Научная новизна диссертационного исследования заключаются в следующем:
• Уточнено понятие "ценностная ориентация", как конкретной формы проявления направленности личности; содержание "ценностной ориентации" является одновременно и результатом прошлого развития личности и предпосылкой ее дальнейшего поведения, будущей деятельности;
• Определены место и роль ценностных ориентаций молодежи в сфере образования в системе ценностей молодежи, выявлена их взаимосвязь с жизненными перспективами молодежи, показана их преобладающая ориентация на материальное благополучие и удовлетворение личностных потребностей;
• Показано, что получение образования способствует повышению эффективности адаптации личности молодого человека к новым социально-экономическим реалиям российского общества, путем расширения горизонтов видения мира, его подготовки к социальному взаимопониманию, а также овладению достижениями научно-технического прогресса;
• Выявлены позитивные и негативные тенденции изменения в ценностных ориентациях молодежи в сфере образования в переходный период. Общество еще не сформировало новые ценностные ориентации, новые ценностные установки, общественные идеалы, которые позволяют направить социальную мобильность молодого поколения в оптимальное русло общественного и индивидуального развития; показано наличие тенденции к получению конкретных видов знаний, но не передаче определенных духовных, ценностных ориентиров;
• Определено, что основные социальные факторы формирования и изменения ценностных ориентаций молодежи в сфере образования обусловлены содержанием рыночных социально-экономических условий, необходимостью обретения конкурентоспособности на рынке труда. Социокультурные факторы влияют на процесс формирования ценностных ориентации молодежи через опосредованные структуры, процессы, явления, что существенно трансформирует их содержание;
• Уточнены роль и место системы образования в структуре социального управления. Показано, что образование включено в структуру социального управления, по отношению к государству образование является объектом управления, оно формирует заданный обществом социальный тип личности, воспроизводит социально-профессиональную структуру общества, определяет будущее страны.
Практическое значение диссертации. Сформулированные в процессе исследования выводы и предложения могут быть использованы в сфере образования и воспитания молодежи, в социальном управлении, при подготовке государственных нормативно-правовых актов, касающихся молодежной политики, для совершенствования учебно-воспитательной работы, научной организации управления в системе высшего образования, повышения его эффективности и качества; для организации и проведения конкретно-социологических исследований проблем высшего образования; при чтении спецкурсов по социологии управления.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях проблемной группы кафедры социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Идеи, основные положения диссертационного исследования были опубликованы автором в статьях, докладывались на международных, российских научно-практических семинарах, конференциях: 1. Всероссийская конференция 30-31 октября 1997 г. - Санкт-Петербург; 2. Всероссийской конференции "Социальная реальность и социальные теории" 28-29 мая 1998 г. - Санкт-Петербург; 3. Четвертая международная конференция "Ребенок в современном мире" 8-10 октября 1997 г. - Санкт
Петербург; 4. Международная конференция 1Ри\\^ - Ассоциации женщин с университетским образованием - сентябрь 1998 г. - Санкт-Петербург. Практические предложения автора по совершенствованию различных форм обучения были апробированы в процессе научно-педагогической деятельности в Калининграде.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 301 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz