Главная » 2014»Август»29 » Скачать Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности бесплатно
04:12
Скачать Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
Тема: Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности
Страниц: 56  
Формат: doc  
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………..7
1.1. Знакомство детей дошкольного возраста с геометрическими понятиями…………………………………………………………………………7
1.2. Цели, задачи и методика формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………….16
1.3. Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности……………………21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….23
2.1. Описание методов исследования…………………………………23
2.2. Проведение, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента………………………………………………26
2.3. Проведение работы, направленной на формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности (формирующий эксперимент)…………30
2.4. Проведение, количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента……………………………………………………37
2.5. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов…………………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….49
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность – это действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, которая в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает имеющиеся у него фобии, преодолевает негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в педагогической литературе принято называть логическими приемами умственных действий.
Включение этих операций в процесс усвоения математических знаний дошкольниками - одно из важнейших условий построения обучающей программы, т.к. продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психологических функций ребенка.
Именно поэтому, тема нашей работы: «Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности», является чрезвычайно актуальной.
Объектом исследования является процесс формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности.
Предмет исследования – геометрические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной курсовой работы: изучить процесс формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности.
В качестве гипотезы курсовой работы выдвинуто предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий и средний уровни развития геометрических представлений, однако при активной и целенаправленной работе, направленной на формирование геометрических представлений в продуктивных видах деятельности, у детей будут преобладать средний и высокий уровни развития геометрических представлений.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности.
2. Провести анализ теоретических основ изучения проблемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности.
3. Провести эмпирическое изучение проблемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности.
4. Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
5. Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов, по проблеме формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. Метод изучения научной педагогической и методической литературы, архивных материалов. 2. Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию обучения и воспитания детей дошкольных учреждений. 3. Анализ программ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию для детей дошкольных учреждений. 4. Эксперимент (констатирующий, преобразующий (формирующий) и контрольный). 4. Психодиагностический метод. 5. Метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное нами теоретическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов. А эмпирическое исследование - может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования проблемы.
Структура и объем работы. Представленная курсовая работа состоит введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы исследования.
В 1-й главе работы проведен анализ теоретических основ изучения проблемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности: приведен краткий обзор возникновения геометрических знаний; раскрыто знакомство детей дошкольного возраста с геометрическими понятиями; освещены цели и задачи формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста; раскрыто формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности.
Во 2-й главе работы приведено описание проведенного нами эмпирического изучения проблемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста продуктивных видов деятельности: дано обоснование методов исследования, приведено описание всех этапов и приведены графические данные проведенного в процессе эмпирического исследования естественного эксперимента, а также разработаны педагогические рекомендации для родителей и педагогов, по проблеме формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В заключении сформулированы результаты проведенного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена рабочая гипотеза, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В списке используемой литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.
В приложениях описаны методики, использованные для проведения эмпирического исследования, приведены протоколы и программа исследования.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Знакомство детей дошкольного возраста с геометрическими понятиями
Начнем с того, что геометрические фигуры являются бесценным материалом для формирования количественных представлений ре¬бенка. Например, такое свойство, как протяженность или длина, является, с одной стороны, пространственной характе¬ристикой, а с другой стороны, всегда имеет свое численное выражение, являясь одновременно количественным свой¬ством геометрической фигуры. При этом длина - это чув¬ственно воспринимаемое свойство геометрической фигуры. Форма - это свойство геометрической фигуры, связанное со свойством «протяженность» и со свойством «быть в опреде¬ленных отношениях в пространстве». Например, отрезки име¬ют характеристики «длина» (выражаемые численно), но опре¬деленным образом расположенные на плоскости отрезки дают качественно новую форму - фигуру. При этом эта форма об¬ладает теми же свойствами, что и образующие (ограничиваю¬щие ее) отрезки, а также новыми свойствами, порожденными этим новым качеством, например, площадью или периметром, также имеющими численные выражения. В свою очередь, определенным образом расположенные в пространстве конк¬ретные фигуры порождают новые формы (ограничивают их в пространстве) - тела, обладающие как всеми прежними свой¬ствами (длинами сторон, площадями граней), так и новым свойством - объемом, также имеющим численное выражение. Геометрические фигуры, как и реальные предметы, в отли¬чие от чисел, имеют ориентацию (на плоскости и в простран¬стве), можно говорить об их взаимном расположении (принад¬лежности, включении, касании, местоположении относитель¬но друг друга: за, перед, между, внутри, вне, над и т.п.). На Простейших наглядных примерах геометрический материал позволяет познакомить ребенка с важнейшими математиче¬скими (и в общем даже философскими) положениям
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчан Т.А. Мне сверху видно все… Геометрия для дошколят. – М.: Карапуз, 2006. – 16 с.
2. Белошистая А.В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 320 с.
3. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет.д ред. А.А. Столяра. – М.: АСТ, 1996. – 56 с.
4. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 416 с.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
7. Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду»./ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 400 с.
8. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”./Под ред. Руссковой Л.В. - М.: Просвещение, 1996. – 400 с.
9. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. – СПб.: Питер, 1998. – 220 с.
10. Нефедова Е. Веселая геометрия. Малышам от 4 до 7 лет. – М.: Эксмо, 2005. – 61 с.
11. Новикова В.П. Математика в детском саду, Подготовительная группа. – М.: Мозаика- Синтез, 2006. – 184 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. Васильевой Г.И. - М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
13. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. – 336 с.
15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
16. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика./Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова./Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: Аванта +, 2002. – 680 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика №1 «Выявление знаний детей о геометрических фигурах»