Четверг, 19.09.2024, 05:51
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий. Прудовская, Ольга Юрьевна бесплатно
03:58
Скачать Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий. Прудовская, Ольга Юрьевна бесплатно

Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий

Диссертация

Автор: Прудовская, Ольга Юрьевна

Название: Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий

Справка: Прудовская, Ольга Юрьевна. Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Прудовская Ольга Юрьевна; [Место защиты: Рос. гос. проф.-пед. ун-т] Омск, 2007 203 c. : 61 07-13/2912

Объем: 203 стр.

Информация: Омск, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Информационные технологии в профессиональной подготовке дизайнеров
11 Применение информационных технологий в сфере образования
12 Использование программных средств при обучении дизайнеров
121 Информационные технологии как объект изучения
122 Информационные технологии как средство обучения
123 Информационные технологии как среда обучения
Выводы к главе
Глава
II Проблемы формирования готовности к применению информационных технологий дизайнеров в профессиональной деятельности будущих
21 Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера
22 Готовность к применению ИТ как профессионально важное качество дизайнера
23 Диагностика готовности студентов-дизайнеров к применению ИТ в профессиональной деятельности
Выводы к главе
Глава
III Методика формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности студентов-дизайнеров
31 Содержание и методика преподавания курса компьютерной графики для формирования профессиональной готовности студентовдизайнеров
32 Анализ построения структуры учебного материала в специализированной компьютерной обучающей среде
33 Анализ результатов реализации методики формирования готовности студентов-дизайнеров к применению ИТ в профессиональной деятельности
Выводы к главе
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Усложняется мир, трансформируются идеология, экономика, политика, все сложнее становится система межличностных отношений. В связи с этим концептуально иной становится и предметно-пространственная среда, которая окружает людей и является продуктом их творческой деятельности, их понимания красоты и гармонии. Дизайнер не может и не должен оставаться в стороне от происходящих в мире изменений, в том числе и научно-технического прогресса, развития культуры, цивилизации, ведь именно дизайнер формирует облик предметов, с которыми человек имеет непосредственный контакт, именно дизайнерская мысль руководит созданием образа пространственной среды, в которой человек живет, отдыхает, трудится, творит. [16, 25, 34, 77] Это и определяет социально-педагогический уровень исследования. Дизайн зарождался на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования и науки. Сегодня дизайн это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности. Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна это использование наряду с гуманитарными дисциплинами философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др., средств инженерно-технических и естественнонаучных знаний. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление. [200, 112] Научно-теоретический уровень данного исследования предполагает ответ на вопрос; каким должен быть дизайнер наступившего века века развития творческих способностей и человеческой интуиции? Этот вопрос не может не интересовать общество в целом и во многом определяет стратегию образовательных учреждений. [124] Рассматривая эти вопросы с позиции изучения специальных дисциплин, традиционный взгляд на содержание обучения, его роль и место в образовании будущего специалиста-дизайнера требуют существенной переоценки и уточнения, и в первую очередь в связи с появлением новых информационных технологий и компьютерной графики. Научно-методический уровень актуальности исследования определяется фундаментальными переменами, связанными с развитием компьютерных технологий и их использованием в профессиональной деятельности будущих дизайнеров. Сегодня человек, вероятно, уже не может считаться грамотным, и, тем более, профессионально компетентным, не владея в достаточной степени компьютерными технологиями. Для дизайнера сегодня уже недостаточно знать закон построения пространственных форм на чертеже, необходимо понимание алгоритмов и правил отображения их на экране монитора. Для продуктивной деятельности дизайнера в современном информационном мире нужна фундаментальная базовая компьютерно-графическая подготовка. Важной задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня подготовки специалистов-дизайнеров не только как пользователей универсальных графических пакетов, но и как специалистов, способных использовать полученные знания при рещении стоящих перед ними задач с помощью современной техники для интерпретации разнообразной социальной, экономической, технической и др. информации. В настоящее время информационные технологии широко используются при подготовке специалистов различного профиля, в том числе и специалистов-дизайнеров. Проведенные исследования существующих подходов и методик использования информационных технологий при обучении студентов дизайнерских специальностей показали, что, в основном, они применяются как средство визуализации принимаемых решений и практически не используются как средство для получения профессиональных проектно- художественных навыков. [65, 171, 172] При этом целью обучения является освоение конкретной графической программы и выполнение в ее среде заданий профессиональной направленности. Однако, современные графические пакеты могут быть использованы дополнительно, как средство интенсификации процесса обучения, а также получения и развития профессиональных художественных навыков. [135, 183] Высшая школа, решая конкретную задачу подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в новых условиях, должна вносить свой вклад в формирование таких качеств личности, как системное научное мышление, информационная культура, творческая активность, высокая нравственность. Этот вклад должен найти отражение в профессиональной готовности выпускника вуза, поскольку она является критерием результативности высшего образования. В педагогической теории готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется с конца 50-х годов прошлого столетия (В. Ильин, А. Рубинштейн, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и другие) и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий ее сущность и структуру. Проблемам формирования профессиональной готовности посвящены работы М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Г. А. Бокаревой, К. М. Дурай-Новаковской и др. На результаты названных выше исследований опираются и В. Ильин, Н. В. Кузьмина, Н.К, Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др. Однако в этих работах проблемы подготовки специалистов в системе дизайн-образования не рассматриваются. Следовательно, специфика подготовки дизайнера в научной литературе осмыслена недостаточно. Информационно-компьютерные технологии, базирующиеся на аппаратно-программных комплексах, стали инструментом, средством интеллектуальной активности и профессиональной деятельности человека. Но, несмотря на то, что с каждым новым поколением они все более приближаются к человеку, ориентируясь на пользователя, для которого данные технологии не самодель, а лишь средство профессиональной деятельности, их огромные возможности во многом остаются неиспользованными. Как отмечено в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, "лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров". Это свидетельство того, что профессиональное образование не успевает в содержательном плане следовать за быстро изменяющимися технологиями. Возникает необходимость устранения разрыва между требованиями, которые предъявляют к человеку новая техника, информационные технологии, и его информационно-компьютерной подготовкой как специалиста. Вышеназванные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в формировании готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, обусловленную социальным заказом, недостаточностью теоретической и практической разработанности исследуемой проблемы. Решение этой проблемы связано с разработкой соответствующей технологии подготовки студентов. Необходимость разрешения выявленных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий». Целью исследования является разработка научно-методических основ формирования готовности к применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности у студентов-дизайнеров. Объектом исследования является процесс формирования готовности будущих дизайнеров к использованию информационных технологий. Предметом исследования являются содержание, формы, методы и средства, способствующие формированию готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий в условиях специализированной компьютерной обучающей среды (СКОС). Гипотеза исследования состоит из следующих предположений: -процесс формирования готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий будет более эффективным при условии уточнения сущностных характеристик готовности к профессиональной деятельности, понимаемой как результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессиональной направленностью, сформированностью знаний, умений и навыков, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессиональных функций; -организация процесса обучения будет ориентирована на поэтапное формирование готовности к применению информационных технологий не только в профессиональной деятельности в целом, но и в отдельных ее компонентах (мотивационном, содержательно-операционном, рефлексивном), а также в планомерном переходе от низкого уровня к более высокому в соответствии с логикой формирования готовности; -процесс формирования готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий будет более эффективным при условии, что подготовка дизайнера будет осуществляться в условиях СКОС, разработанной с учетом специфики деятельности дизайнера с помощью средств информационных технологий (ИТ) и направленной на формирование его готовности к применению данных средств в профессиональной деятельности. Общий подход к конструированию дидактических компьютерных сред (ДКС), использованию их в обучении и формированию умений обучаться в таких средах подробно рассмотрен А. М. Коротковьш [86]; особенности использования ДКС в личностно ориентированном обучении проанализированы Е. А. Локтющиной [87], Продолжая в целом линию, начатую их исследованиями, мы конкретизируем понятие ДКС, определенное А. М. Коротковьш как «ближнее окружение ученика в обучении с использованием электронновычислительной техники», выделяя понятие специализированной компьютерной обучающей среды, предназначенной для подготовки будущего специалиста-дизайнера и формирования у него готовности к применению в профессиональной деятельности новых информационных технологий. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи: 1. На основании анализа психолого-педагогической литературы исследовать проблему подготовки дизайнеров к применению информационных технологий в теории и образовательной практике высшей школы, 2. Уточнить сущностные характеристики готовности будущих дизайнеров к профессиональной деятельности. 3. Исследовать структуру и содержание готовности студентов, обу- чающихся по специальности 052400 «Дизайн» (специализации «Дизайн среды») к применению информационных технологий нальной деятельности. 4. Сконструировать экспериментальную специализированную компьютерную обучающую среду, обеспечивающую реализацию предлагаемой системы формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера. 5. Проверить в ходе опытно-поисковой работы эффективность разработанных методов в процессе подготовки студентов-дизайнеров. Теоретико-методологической основой исследования являются философские положения о системном подходе к анализу явлений и процессов, всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений, а также важнейшие положения философии, педагогики и психологии о деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития, исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам использования компьютерных технологий в учебном процессе. В значительной степени диссертационная работа опирается на результаты исследований в области теории и методики профессионального образования, представленные в трудах Я. Батышева, П.Ф. Кубрушко, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, в будущей профессиоB.A. Федорова, Н.К. Чапаева и др.; концептуальные и методологические подходы к формированию проектной культуры, к дизайн-образованию (В.Л. Бенин, М.С. Каган, В.П. Климов, С М Кожуховская, Л.В. Левицкий, Л.Б, Переверзев, В.И. Пузанов, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко). Теоретическим фундаментом исследования являются теории личности, деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К, Платонов, Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов), личностноориентированного обучения (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.). Существенное значение в концептуальном плане имеют положения о сущности педагогического процесса (В.И. Андреев, А.С. Белкин, В.В. Краевский), об активизации познавательной деятельности посредством реализации методов и форм обучения (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Л.В. Моисеева, Н.Н. Тулькибаева и др.). Нами анализировались также труды педагогов и психологов в области автоматизированных систем интенсивного обучения на базе компьютерной техники (Б.И. Андреев, СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Г.А. Китайгородская, Н.Ф. Талызина), а также теория компьютеризации образования (Б.С Гершунский, А.П. Ершов, Е.А. Машбиц, В.М. Монахов и др.), теоретические, методологические и философские труды, посвященные вопросам использования новейших информационных технологий в образовании (И.В. Роберт, СА. Христочевский и др.), научные основы готовности к профессиональной деятельности (Г.А. Бокарева, М.И. Дьяченко, Г.Н. Жуков, Л.А. Кандыбович, Е.Э. Смирнова), труды по теории и методологии дизайнпроектирования (О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, Д.Л. Мелодинский, СМ. Михайлов), диссертационные исследования по проблемам дизайнобразования (В.П. Климов, СМ. Кожуховская, Т.В. Костогриз, Т.М. Степанова), а также идеи Л.С Выготского об активизации восприятия в процессе деятельности, А.Н. Леонтьева о значении деятельности в формировании И личности, Б.Д. Эльконина о развитии мотивационно-потребностной сферы личности. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие взаимодополняющие методы исследования: изучение и сравнительный анализ существующих и используемых в практике подготовки студентов компьютерных средств, систем и технологий; теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности; моделирование; наблюдение за учебным процессом в вузе с целью изучения условий формирования готовности будущего дизайнера к применению компьютера в дизайн-проектировании, в частности, при организации обучения в условиях СКОС; тестирование и анкетирование студентов, интервью с ведущими специалистами, анализ продуктов опытно-поисковая работа; математическая обработка эмпирического материала. База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Омского государственного института сервиса. Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), Сибирского профессиональнопедагогического колледжа (СППК), Регионального центра инновационных технологий (Омск). В исследовании приняли участие студенты художественно-технологического факультета ОГИС (121 чел.), обучающиеся по специальности «Дизайн» (специализация «Дизайн среды»), студенты факультета туризма и прикладной информатики ОГИС, обучающиеся по специальности «Туризм», «Гостиничный сервис» и «Домоведение» (150 чел.); студенты факультета прикладной информатики СибАДИ (46 чел.); студенты отделения «Дизайн» СППК (38 чел.); слушатели Регионального центра инновационных технологий (136 чел.). проектно-художественной деятельности, Этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2006 г. Общий замысел и логика исследования определили последовательность этапов исследования. Первый этап (2001-2002) поисково-теоретический. На основе теоретического анализа литературы определялись исходные параметры исследования, осуществлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования, объект, предмет, цель, задачи, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат исследования. На этом этапе была построена рабочая версия понятия «готовность к применению информационных технологий», выявлены компоненты и уровни готовности, а также разработана рабочая гипотеза. Второй этап (2002-2004) опытно-поисковый. На этом этапе была разработана технология (отобраны содержание, формы и методы обучения). Уточнена система педагогических средств, способствующих формированию готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности у будущих дизайнеров. В данный период проведен формирующий этап опытнопоисковой работы, в ходе которой проверялась гипотеза и решались выдвинутые задачи. Результатом этой работы явилось создание комплекса программно-педагогических средств, направленных на формирование готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнеров и внедрение этих средств в учебный процесс. Третий этап (2004-2006) итогово-обобщающий. Был проведен контрольный этап опытно-поисковой работы, позволяющий перепроверить правильность сформулированных теоретических выводов, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, оформлялось диссертационное исследование, осуществлялось внедрение полученных результатов в практику работы высшей школы. Научная иовизиа исследования состоит в следующем: 1. Уточнено понятие сущности готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности дизайнера, понимаемое как целостное свойство личности, характеризующее единство ее знаний, умений, способностей и навыков к творческому использованию ИТ. 2. Обоснована структура компонентов готовности будущих дизайнеров к применению ИТ, включающая мотивационный, содержательно-операционный и рефлексивный компоненты, а также их содержание.3. Создана специализированная компьютерная обучающая среда, ориентированная на формирование готовности к применению ИТ в будущей профессиональной деятельности дизайнеров, на основе дидактических принципов (научности, адаптивности, информативности, последовательности, наглядности). 4. Разработаны научно-методические рекомендации по формированию готовности будущих дизайнеров к использованию ИТ в условиях обучения в специализированной компьютерной обучающей среде. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: оно вносит вклад в дальнейшую разработку теории формирования готовности к профессиональной деятельности, готовности к применению информационных технологий в будущей профессиональной деятельности, в обосновании логики поэтапного формирования готовности применения ИТ в условиях компьютерного обучения и выявлении состава и структуры специализированной компьютерной обучающей среды, обеспечивающей необходимый уровень подготовки дизайнеров в области использования ИТ в будущей профессиональной деятельности. Практическая зиачимость исследоваиия состоит в том, что разработанная автором система подготовки будущих дизайнеров к применению ИТ в профессиональной деятельности позволяет перейти на более высокий уровень качества подготовки специалиста в высшей школе; разработанные методические рекомендации по использованию графических программных средств в учебном процессе, способствующие развитию профессиональных художественных навыков, а также продуктивному формированию готовности к применению ИТ, внедрены в учебный процесс при подготовке специалистов художественных специальностей. Практическую значимость имеют также компьютерные программы, методические и дидактические материалы, созданные в ходе исследовательской деятельности и используемые в учебном процессе. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается адекватностью методической системы цели, предмету и задачам исследования, научно-методическим обеспечением опытно-поисковой работы, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах, репрезентативностью эмпирических материалов, воспроизводимостью и повторяемостью результатов опытно-поисковой работы, обработкой экспериментального материала методами математической статистики. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования проверялись и корректировались в ходе опытно-поисковой работы, обсуждались на заседаниях кафедр дизайна, рисунка и живописи, социально-культурного сервиса и туризма Омского государственного института сервиса, кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета (ОГПУ) и отражены в публикациях автора. По результатам исследования опубликован ряд работ в научной и научно-педагогической периодике; они докладывались, были обсуждены и поддержаны на научных конференциях международного, всероссийского, регионального уровня: IX Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании», Пенза, 2002; Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса», Омск, 2003; II межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Молодежь. Паука. Творчество 2004», Омск, 2004; III Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе», Омск, 2005; Международная научно-практическая конференция, посвященная 45-летию факультета искусств (ХГФ) ОГПУ «История, проблемы и перспективы художественно-педагогического образования».Омск, 2005; научно-практическая конференция, посвященная 20-летию кафедры педагогики РГППУ «Профессиональная педагогика: становление и пути развития», Екатеринбург, 2006. Полученные в ходе исследования результаты внедрены в учебный процесс ОГИС при подготовке студентов специальностей «Дизайн», «Гостиничный сервис» и «Домоведение». На защиту выносятся следующие положения: 1. Готовность дизайнеров к применению ИТ в профессиональной деятельности есть цель целостного педагогического процесса, состав которой структурируется совокупностью следующих компонентов: мотивационного, отражающего побуждения к совершенствованию знаний и умений в области познания теоретических основ информационных технологий; содержательно-операционного, включающего владение теоретиче- скими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для применения информационных технологий в профессиональной деятельности; рефлексивного, отражающего значимость развитой готовности к применению ИТ для профессиональной деятельности дизайнера. 2. Логика формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера определяется тремя уровнями ее развития: начальным, средним и высоким. Содержание каждого из уровней зависит от сформированности мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов готовности. 3. Процесс формирования готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнеров проходит в своем развитии несколько этапов, каждый из которых направлен на формирование ее компонентов и оснащен системой педагогических средств. 4. Формирование готовности к применению ИТ будущих дизайнеров будет более эффективным в условиях обучения в специализированной компьютерной обучающей среде, учитывающей специфику проектно-художественной деятельности дизайнера, максимально приближенной к потребностям, возможностям и особенностям обучающихся. Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация (203 с состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (208 наименований) и приложений. Диссертация содержит в тексте 11 рисунков, 8 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 249 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz