Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 17 » Скачать Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения. Афонина, Марина бесплатно
03:31
Скачать Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения. Афонина, Марина бесплатно

Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения

Диссертация

Автор: Афонина, Марина Викторовна

Название: Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения

Справка: Афонина, Марина Викторовна. Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Барнаул, 2007 274 c. : 61 07-13/1110

Объем: 274 стр.

Информация: Барнаул, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретические осиовы профессиональной деятельиостн педагогов в условиях профильного обучения
11 Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности педагога ,
2 Профессиональная компетентность педагогов: современные подходы и структура профессиональной компетентности
13 Профильное обучение как важный элемент школьной реформы
14 Методическая система обучения как методология исследования в области методики профессионального образования
Выводы по первой главе
Глава
II Структура и содержаиие подготовки учителя информатики к ирофессиональной деятельности в условиях профильиого обучения
21 Организация профессиональной подготовки учителей информатики в системе российского образования
22 Современные направления подготовки учителя к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
23 Концепция формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
24 Методика формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
Выводы по второй главе
Глава
III Опытпо-экспериментальная работа по формировапию готовности учителей информатики к профессноиальиой деятельиости в условиях профильиого обучеиия
31 Общая характеристика педагогического эксперимента: цели и основные этапы реализации поставленных задач
32 Критерии готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
33 Анализ уровня готовности учителей информатики и выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения
34 Использование методов многопараметрической статистики для структуризации и оптимизации учебного материала
35 Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы по третьей главе Заключеиие
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность исследования. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одной из первоочередных задач является внедрение в старших классах общеобразовательной школы системы профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся. Несоответствие между уровнем реальной и требуемой подготовки учителей информатики к её преподаванию в условиях профильной дифференциации объясняется не только спецификой информатики, которая, с одной стороны, является фундаментальной, а с другой технологической и постоянно развивающейся отраслью знаний, но и «отставанием» действующих образовательных стандартов высшего профессионального образования 2000 г. от государственного стандарта среднего общего образования. В 2005 г. вступили в действие новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, но и в них вопросам подготовки учителя информатики профильной школы уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что обучение информатике в условиях профильной дифференциации требует от учителя ряда специфических профессиональных знаний и умений (выбор приоритетных для изучения в классе конкретного профиля информационных систем, технологий и средств, разработка программ элективных курсов, создание индивидуальной образовательной траектории для учашихся и др.). В связи с этим возникла необходимость специальной подготовки учителей информатики к реализации профильного обучения в школе. Проблемы готовности специалистов к эффективной профессиональной деятельности изучены в работах М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е. А. Климова, К Д. Лееитоеа, А. К. Марковой, Л. Ф. Мещеровой, В. А. Сластенина и др. Российская система образования: состояние и перспективы М., РАО, 2005. 70 с Модернизация российского образования: документы и материалы Редактор-составитель Э. Д. Днепров.- М.: ГУ ВШЭ, 2002. 332 с.; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. 1756-р.; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Стандарты и мониторинг в образовании. 2002.-№5.Внедрению компетентностного подхода в образование посвящены работы И. А. Зимней, В. А. Козырева, Е. А. Ракитиной, М. В. Рыжакова, Л. А. Трубиной, А. П. Тряпицыной и др. Известны исследования в области подготовки будущих учителей информатики, выполненные Т. А. Бороненко, А. А. Веряевым, И. Б. Готской, Т. В. Добудько, Д Каракозовым, А. А. Кузнецовым, Э. И. Кузнецовым, В. В. Лаптевым, М. П Лапником, Н. И. Рыжовой, М. В. Швецкгш и др. В последнее десятилетие выполнены исследования, в которых рассмотрены различные стороны организации и методического обеспечения профильного обучения информатике и отдельные аспекты подготовки учителей к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения. В диссертационных работах А. П. Шестакова (1999), Н. Т. Сухановой (2000), О. Г. Смоляни- новой (2002), А. Л. Симоновой (2003), И. Б. Государева (2004), Я 3. Хасаншиной (2004), А. В. Якушина (2004) и др. исследованы вопросы формирования отдельных компонентов профессиональной компетентности учителя информатики профильной школы (алгоритмическая подготовка, формирование информационной компетентности, подготовка к использованию информационно- коммуникационных технологий в профильном обучении, к отбору содержания обучения в рамках отдельного профиля и др.). В работах Е. А. Певцовой (1994), Е. Ю. Никитиной (1995, 2001), М. В. Бутаковой (1999), А. М. Шамаевой (2005) и других раскрьггы педагогические особенности организации и управления профильным обучением в общеобразовательной школе. В диссертациях Т. А. Калашниковой и К В Останиной (2002) рассмотрены дидактические основания дифференцированного подхода в обучении школьников и развития умений учителя применять его в профессиональной деятельности. А. Звягиной (2005) и Е. Ю. Яковлевой (2005) изучены некоторые подходы к совершенствованию методической системы и средств подготовки учителя информатики к осуществлению профильного обучения.Вместе с тем, проблема формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения остается до конца не решенной. Возникли противоречия между: потребностью в совершенствовании профессиональной подготовки учителя информатики, реализуюш,его современные стандарты образования и подходы к обучению, и недостаточной теоретической и методической разработанностью педагогических основ, обеспечивающих её эффективность; необходимостью реализовать профильное обучение на старшей ступени средней общеобразовательной школы и сложившимся уровнем готовности учителей информатики осуществлять процесс обучения в соответствии с профилем школы, класса на основе дифференцированного подхода к учапщмся. Выделенные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, одним из путей решения которой может быть разработка и реализация методической системы обучения, базирующейся на компетентностном и деятельностном подходах. Актуальность проблемы определила тему исследования: «Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения». Цель исследования состоит в педагогическом проектировании методической системы обучения, обеспечивающей формирование готовности будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, и ее практической апробации. Объект исследования: общепрофессиональная и методическая подготовка учителей информатики в педагогическом вузе. Предмет исследования: формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.Гипотеза исследования заключается в том, что готовность учителя информатию! к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения будет сформирована, если: в основу теоретической модели формирования готовности учителя к профессиональной деятельности положен компетентностный подход, при этом профессиональная готовность понимается как целостная совокупность компетентностей в решении профессиональных задач; в основу проектирования методической системы обучения, обеспечивающей формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, положена ее классическая модель, включающая взаимосвязанные элементы (цели, содержание, методы, формы и средства обучения) и направленная на развитие трех основных компонентов готовности: психологического, научно-теоретического, операционнотехнологического. в процессе формирования готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения школьников используется метод целесообразно подобранных задач, соответствующих структурным компонентам. Концепция исследования заключается в том, что методическая система обучения, обеспечивающая формирование готовности будущего учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, базируется на: трактовке понятия «готовность учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения» как целостной совокупности ключевых, базовых и специальных компетентностей в решении профессиональных задач учителя информатики профильной школы; методе целесообразно подобранных задач, соответствующих структурным компонентам профессиональной деятельности учителя информатики профильной школы {как основном методе обучения). ее Цель, предмет и гапотеза исследования обусловили постановку следующих задач: 1. Проанализировать состояние, проблему и направления совершенствования подготовки учителей информатики к профильному обучению школьников. 2. Выявить психолого-педагогические основы готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения. 3. Спроектировать методическую систему обучения, направленную на формирование готовности учителей информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения. 4. Предложить критерии готовности будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения. 5. Провести апробацию построенной методической системы в учебном процессе педагогического вуза. Теоретико-методологической осиовой исследования являются: диалектриеская теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; психологическая теория деятельности, разработанная в отечественной и зарубежной науке; положения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельности; идеи дифференцированного обучения. Наиболее значимые методологические положения: необходимость изучения педагогических явлений в их развитии и изменении; изучение педагогической системы как целостного образования; единство логического и исторического; комплексное использование методов исследования; педагогическая эффективность поисков; внедряемость результатов в практику. Значительное влияние на концепцию и содержание настоящего исследования оказали: исследования в области образования и методологии психолого- педагогической науки {Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. К Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.); работы в области инноваций в образовании, социально-педагогического проектирования, моделирования и применения его в педагогических исследованиях {В. И. Загвязинский, М. В Кларин, Е Полат, А. М. Пышкало и др.); исследования основных закономерностей развития профессионального и профессионально-педагогического, общего образования {В. Г. Кинелев, К. К. Колин, А. Ю. Уваров и др.); исследования готовности к профессиональной деятельности (М И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е. А. Клгтов, Н. В Кузьмина, Н. Д Левитов, А. К. Маркова, Л. Ф. Мещерова, А. М. Новиков, В. А Пономаренко, В. А. Сластенин и др.); работы по проблемам внедрения в практику компетентностного подхода к обучению {И. А Зимняя, К. Г. Митрофанов, М. В. Рыжаков, О. Г. Смолянинова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской, Б. Д. Эльконин и др.); исследования индивидуализации и профильной дифференциации обучения {Р. Винклер, В. В. Гузеев, Г. В. Дорофеев, В. М. Монахов, В. А. Орлов, Е. Рабунский, И. Э. Унт, В. В. Фирсов, И. С Якиманская и др.); работы в области методологии и методики обучения информатике (С А. Бешенков, Т А. Бороненко, А. А. Веряев, А. Г. Гейн, Т. В. Добудько, А. А Дородницын, А. П. Ершов, Д. Каракозов, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. А. Ракитина, М. В. Швецкий и др.). Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов работы. Общенаучные методы: научно-методический анализ литературы по философским, социальным и психолого-педагогическим проблемам, связанным с модернизацией образования, ее влиянием на личность и систему образования; работ по теоретической и прикладной информатике, методике преподавания информатики; анализ школьных и вузовских учебных программ, учебников и учебных пособий; логико-исторический анализ; моделирование методической системы обучения.Методы эмпирического уровня, прогностические (экспертная оценка, самооценка и др.); диагностические (беседа, анкетирование, тестирование учителей, студентов, преподавателей педагогических вузов); обсервационные (длительное фиксирование, прямое и косвенное наблюдение); моделирование и структуризация содержания обучения, направленного на формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения; констатирующий, поисковый, формирующий и контролирующий эксперименты; статистические методы обработки данных эксперимента. Опытно-экспериментальная база: факультет математики и информатики Барнаульского государственного педагогического университета. Логика и основные этапы исследования На первом этапе (2000-2002 гг.) проводился теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной и методической литературы с целью определения степени разработанности проблемы; анализировались состояние и проблемы подготовки учителей информатики в педагогических вузах; проводились наблюдения за процессом обучения

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 195 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz