Четверг, 19.09.2024, 05:56
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации : На примере биатлонистов. Потапов, Виктор бесплатно
04:14
Скачать Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации : На примере биатлонистов. Потапов, Виктор бесплатно
Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации : На примере биатлонистов

Диссертация

Автор: Потапов, Виктор Николаевич

Название: Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации : На примере биатлонистов

Справка: Потапов, Виктор Николаевич. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации : На примере биатлонистов : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.04 Тюмень, 2002 280 c. : 71 03-13/53-1

Объем: 280 стр.

Информация: Тюмень, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ
• ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 Индивидуальный стиль как психологическое понятие и личностный подход к его исследованию
12 Проблема индивидуального стиля деятельности
13 Когнитивный подход к исследованию индивидуального стиля
14 Структурно-функциональное моделирование систем саморегуляции в спорте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ В ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СПОРТСМЕНА
21 Саморегуляция произвольной активности человека
22 Система саморегуляции функциональных систем спортсмена
23 Индивидуальные особенности саморегуляции в связи с успешностью спортивной деятельности
24 Концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности спортсмена
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У БИАТЛОНИСТОВ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
31 Обоснование к реализации разработанной методики формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации
32 Моделирование суггестивных текстов аутовоздействия при формировании индивидуального стиля саморегуляции
33 Индивидуальные стилевые особенности саморегуляции биатлонистов высшей квалификации
Выводы по третьей главе
ГЛАВА 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У БИАТЛОНИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
41 Анализ изменения показателей свойств личности биатлонистов в процессе педагогического эксперимента
42 Изменение показателей общефизической и специальной подготовленности биатлонистов в процессе эксперимента
43 Изменение показателей функционального состояния биатлонистов в процессе педагогического эксперимента
Выводы по четвертой главе

Введение:

Актуальность исследования. Быстрый рост спортивных результатов и обострившаяся конкуренция на международной арене настоятельно требуют дальнейшего совершенствования системы тренировки спортсменов высшей квалификации. На наш взгляд, первостепенное значение в этом направлении имеет разработка вопросов, отражающих содержание подготовки спортсменов высшей квалификации на основе использования научных данных о феномене индивидуального стиля саморегуляции как многоаспектном психофизиологическом явлении, управляемом на морфологическом и динамическом уровнях.
На современном этапе развития спорта высших достижений, когда практически исчерпаны возможности высокообъемных и интенсивных тренировочных нагрузок, в сочетании с различными вариантами средств и методов спортивной тренировки, разработка методики формирования и практическая реализация индивидуального стиля саморегуляции в общей системе подготовки спортсменов высшей квалификации будет способствовать росту их спортивных результатов. Это обусловлено тем, что при относительно равных внешних и многих внутренних условиях, особую значимость для успешности подготовки спортсменов высшей квалификации приобретают сложившиеся у них стилевые особенности, индивидуальные регуляторные возможности программировать цели и средства общей и специальной подготовки, сознательно подчиняться принятым планам и корректировать их выполнение в зависимости от результатов на различных этапах подготовки.
В основе понятия «саморегуляция» лежат развитые представления о системе саморегуляции произвольной активности человека и ее индивидуальных особенностях (Н.Д. Левитов; А.В. Петровский; C.JT. Рубинштейн, Н.А. Бернштейн, К.В. Судаков). Проблема саморегуляции произвольной активности человека тесно связана с субъектным подходом к исследованию психики (G.W.Allport; А. Адлер; Б.Г. Ананьев; А.А. Бодалев).
Саморегуляция произвольной активности человека понимается как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей (О.А. Конопкин; В.П. Мерлинкин). Применительно к спортивной деятельности, произвольная активность (в широком смысле этого слова) направлена на достижение результата, а процессы саморегуляции - на обеспечение психологическими и физиологическими средствами самого процесса его получения.
В концепции осознанной саморегуляции проводится мысль о согласованности деятельности и ее саморегуляции, а именно принятая субъектом цель определяет как направленность деятельности, так и ее регуляцию, т.е. какой операционально и содержательно будет саморегуляция, такой будет и деятельность (С.Л. Рубинштейн).
Структурными компонентами саморегуляции являются процессы переработки информации, соответствующие регуляторным функциям планирования, моделирования, программирования, оценивания и коррекции различных форм психической активности. Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации, что показано в исследованиях И.А. Давыдовой, Б.А. Вяткина, П.Я. Гальперина, Н.С. Пантиной, Г.Г. Илларионова.
Применительно к спортивной деятельности, спортсмен непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним партнеров по команде, соперников (Л.П. Матвеев; Л.Д. Гиссен; А.В. Родионов). Но в ситуации выбора снятие неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психической регуляции -средствами саморегуляции в том смысле, что спортсмен сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты (Н.И. Александрова; В.В. Давыдов; О.В. Дашкевич; А. Маслоу).
Основываясь на имеющихся фактах, полученных, в частности, в работах П.К. Анохина, А.Р. Лурии, Е.Д. Хольской, Н.П. Бехтеревой логично было предположить, что индивидуальные проявления перечисленных процессов, как организация целенаправленных движений и действий, сложные интеллектуальные операции, высшие гностические процессы, программирование конструктивной деятельности, произвольные формы психических функций, целенаправленная активность, высшие формы эмоций и потребностей, должны быть, так или иначе, связаны с общими свойствами как фундаментальными особенностями регуляторной системы мозга человека (В.Д. Небылицин, Е.Д. Хольская). Конечно, предполагаемые свойства регуляторных отделов нервной системы, как считал В.Д. Небылицин, тоже региональны в том смысле, что лишь с малой долей вероятности они могут быть одинаковыми для всей массы мозга.
В психолого-педагогических исследованиях наблюдается повышенный интерес к изучению различных сторон и аспектов саморегуляции поведения (А.П. Кашин). Явление саморегуляции относится к весьма сложной проблеме, имеющей в своем арсенале многочисленные механизмы, различающиеся по выполняемой роли, уровням организации и способам функционирования.
Современные представления о регуляторной основе деятельности говорят о том, что для реализации поставленной цели целесообразно в начале создать направляющую модель деятельности, способную предвосхищать и программировать будущие результаты действий, а затем успешно реализовать эту модель с помощью многоуровневого аппарата корригирования. Саморегулирование активности на основе обратной связи дает ключ к пониманию механизмов любых форм психологической деятельности (B.C.
Юркевич). Понятие саморегуляции деятельности в ее общем виде можно, вероятно, рассматривать в качестве способности человека эффективно управлять своими действиями и состояниями как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровнях психики (А.П. Кашин), в связи с чем, основной целью настоящего исследования является разработка одного из вариантов интегральной методики, с помощью которой можно было бы получить показатели, адекватно описывающие саморегуляцию поведения спортсмена.
Ведущим средством формирования индивидуального стиля саморегуляции служит речевая деятельность — словесное воспроизведение человеком наблюдаемых и выполняемых действий, а также идеальная деятельность - воспроизведение образа действия и его коррекция с помощью специальной диагностирующей аппаратуры.
Обобщение полученных данных и разработка методологических вопросов о соотношении понятий деятельности, саморегуляции, произвольной активности позволило рассмотреть О.А. Конопкину концептуальную модель саморегуляции как основу структурно-функционального подхода к анализу не только процессов осознанного саморегулирования сенсомоторной деятельности, а в более обобщенной форме, как было изложено выше, применительно к саморегуляции произвольной активности человека. Саморегуляция относится к природе потребностей как генетически предопределенных, так и социально оформленных. Потребности высших уровней могут служить ключевыми мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней саморегуляции. По мнению А. Маслоу, высшие духовные потребности становятся ведущими факторами повышения активности личности, если при этом стимулируются индивидуальные достижения, самосовершенствование и творческая активность. Как утверждают F. Herzbeirg, Н.А. Батурин, мотивации к достижению успехов порождаются и первичными и высшими потребностями.
В отношении конкретного спортсмена регуляторные процессы должны иметь индивидуальную специфику, которая определяется как индивидуальными психологическими особенностями, так и требованиями конкретного вида спорта (Н.Ф. Круглова; Г.С. Прыгин; JI.A. Соколова; В.И. Степанский).
Следовательно, одной из основных задач анализа изучаемой проблемы является выявление связи устойчивых особенностей саморегуляции спортсмена и, в частности, биатлониста, соревновательно-тренировочная деятельность которого происходит в экстремальных средовых условиях.
При формировании общих научных предпосылок и программ индивидуальной психической саморегуляции в методическом плане весьма значима необходимость системного подхода, изучения спортсмена как индивида, индивидуальности, субъекта деятельности, личности (В.А. Гинзен; Л.А. Головей). По мнению В.Д. Небылицина, регуляторная система могла быть с полным основанием соотнесена с ведущими уровнями функциональных систем, формирующихся при реализации специфических для человека действий. В связи с чем, важнейшей общей субъективно-личностной предпосылкой формирования саморегуляции служат устойчивые индивидуальные особенности сложившейся системы психического саморегулирования произвольной активности, т.е. конкретный вид произвольной активности в том или ином виде спорта предъявляет специфические требования к саморегуляции спортсменом своих действий и поступков.
В связи с изложенным, необходимо изучить комплекс тех индивидуальных особенностей саморегуляции, которые устойчиво проявляются у спортсменов высшей квалификации.
Имеющиеся на сегодня данные о структуре процессов психической регуляции целенаправленных действий и об основных закономерностях системного взаимодействия отдельных функциональных компонентов этих процессов открывают принципиальную возможность для определения путей, для разработки методологии и практических средств решения этой многосторонней проблемы.
Таким образом, особенностями саморегуляции необходимо называть индивидуальные особенности системы саморегуляции спортсмена, устойчиво проявляющиеся в различных видах произвольной активности, в поведении и соревновательной деятельности. Среди них различаются особенности, характерные для регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции.
Следует отметить, что составляющими индивидуального стиля деятельности являются различные индивидуальные формы реализации произвольной активности (особенности движений, способы действий, особенности операций и т.д.), то составляющие индивидуального стиля регуляции - индивидуально-типические особенности саморегуляции. Стиль деятельности неминуемо связан с особенностями конкретного вида деятельности (вида спорта), ее способами и приемами, а единицы индивидуального стиля носят более обобщенный характер. О наличии стилевых особенностей произвольной активности можно говорить лишь в том случае, когда характерные для данного спортсмена особенности регуляции имеют тенденцию устойчиво проявляться в различных жизненных ситуациях, разнообразных видах деятельности и поведения. В.Д. Небылицин, развивая идеи Б.М. Теплова, C.JI. Рубинштейна, писал: «У человека никакой из основных анализаторов не играет специфически ведущей роли, поскольку главное регулирующее значение в процессе его эволюции приобретают факторы небиологического характера, обусловленные вероятно, в основном врожденными и унаследованными особенностями морфологической организации соответствующих кортикальных областей, но в какой-то мере, возможно, и условиями онтогенетического развития». По мнению П.К.
Анохина, через описание общих свойств может быть дана нейрофизиологическая интерпретация целостных особенностей индивидуального поведения. При этом выделение регуляторной системы может быть с полным основанием соотнесено с ведущими уровнями функциональных систем, формирующихся при реализации специфических для человека действий.
Следует особо подчеркнуть, что стиль саморегуляции не является пассивным интегратором влияния внешних и внутренних условий существования спортсмена, хотя и представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей, у него сформировавшихся. Понятие индивидуального стиля саморегуляции активности в данном контексте включает не только и не столько приспособительную активность, но и активность спортсмена, преобразующего окружающий мир и себя как субъекта этой активности.
Стиль саморегуляции реализуется в конкретных стилях деятельности, но, будучи более обобщенным и связанным с личностными структурами более высокого порядка, включен в более широкий контекст жизнедеятельности спортсмена.
К проблеме регуляции в психологии, физиологии спорта обращаются достаточно часто (О.А. Дашкевич; Ю.Я. Киселев; Б.Б. Коссов; Е.Н. Сурков; А.С. Солодков; В.А. Сальников и др.). Однако, на наш взгляд, эти авторы вкладывают в понятия «регуляция», «саморегуляция» иное, чем вышеприведенное содержание и, как правило, сводят проблему саморегуляции спортивной деятельности к эмоциональной устойчивости, самооценкам и регуляции неблагоприятных психических состояний. А в исследованиях, в которых так или иначе изучаются различные аспекты процессов регуляции -как идеомоторная тренировка, психомышечная релаксация, осознанно-произвольная активация внимания и др., - эти процессы рассматриваются и изучаются изолированно друг от друга и не дают полного представления о принципиальной структуре активности спортсмена, обеспечивающей оптимальное регулирование целостной деятельности.
Главной целью психолого-педагогических исследований в спорте, по мнению Б.Ф. Ломова, О.А. Конопкина, Б.Б. Коссова, должен быть анализ закономерностей не оптимизации состояний, а оптимизации деятельности и конкретных действий. Кардинальный путь к этому, считают названные авторы, лежит через усовершенствование компонентов саморегуляции действий, оптимизацию психологической структуры спортивной техники и тактики, формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спортивной деятельности черт личности.
Таким образом, формирование и реализация индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации возможна через формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спортивной деятельности черт личности на основе использования осознанных средств и методов психической саморегуляции.
С учетом вышеизложенного, включение осознанных средств и методов психической саморегуляции в процесс подготовки спортсменов высшей квалификации, является одним из перспективных направлений исследований в проблеме повышения результативности их соревновательной деятельности. В связи с этим, возникает необходимость разработки и экспериментального обоснования комплексной методики формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации на основе современных средств саморегуляции.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием существенного противоречия между несоответствием уровня разработанности теории, раскрывающей закономерности формирования и реализации индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации, потребностям практики современного спорта, направленным на достижение спортсменами наивысших результатов в социально-значимых соревнованиях.
Отсутствие специальных исследований по вышеуказанной проблеме и предопределило тему диссертационного исследования: «Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации (на примере биатлонистов)».
Объект исследования: индивидуальный стиль саморегуляции у спортсменов высшей квалификации.
Предмет исследования: методика и условия формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов биатлонистов высшей квалификации на основе использования современных средств саморегуляции.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка концептуальных основ и методологического базиса формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации в соревновательном процессе.
Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации возможно при реализации разработанной комплексной методики, включающей современные средства саморегуляции (психомышечная тренировка, методика локальных «вдохов-выдохов», активизация биологически активных точек, индивидуальные модели текстов аутовнушения, фоль-коррекция), что обеспечит повышение результативности соревновательной деятельности и уровня психофизиологического состояния спортсменов.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой, решались следующие задачи:
1. Разработать концептуальные основы формирования и реализации индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации.
2. Обосновать методологический подход, основанный на теории индивидуальных различий в саморегуляции произвольной активности человека к исследованию проблемы формирования и реализации индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации.
3. Выявить условия формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации.
4. Обосновать и разработать комплексную методику формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации на основе современных средств саморегуляции.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной комплексной методики в процессе формирования и реализации индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации в соревновательной деятельности.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом НИР Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму на 19962000 г.г. (тема 02.04.05).
Методологическими и теоретическими основами исследования являются теории:
• саморегуляции произвольной активности человека (К.А. Абульханова-Славская; Н.А. Бернштейн; О.А. Конопкин);
• индивидуальных различий в саморегуляции (А.И. Бузюн; Б.Б. Коссов; В.Э. Мильман);
• функциональных систем (П.К. Анохин; К.В. Судаков);
• психологической деятельности (А.Н. Леонтьев; В.В. Давыдов; А.Г. Асмолов).
• теоретические положения о роли слова как фактора управления в высшей нервной деятельности (В.М. Бехтерев; С.Л. Рубинштейн; К.И. Платонов);
• моделирования текстов аутовоздействия в спортивной деятельности (Т.В. Бондарчук);
• фоль-диагностики (R. Voll).
Ведущей идеей исследования является теоретическое положение о феномене индивидуального стиля саморегуляции как многоаспектном психофизиологическом явлении, управляемом на морфологическом и динамическом уровнях, согласно теории индивидуальных различий в саморегуляции произвольной активности человека.
База исследования. Основной базой исследования явились факультет физической культуры Тюменского государственного университета и школа высшего спортивного мастерства (ШВСМ) комитета по физической культуре и спорту Администрации Тюменской области.
Избранные теоретические и методические основы, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы теоретико-экспериментального исследования, которое выполнялось в течение 1989-2000 г.г.
Первый этап - теоретико-поисковый (1989-1993 г.г.). На данном этапе осуществлялось изучение проблемы феномена индивидуального стиля саморегуляции согласно теории индивидуальных различий в саморегуляции произвольной активности человека, исследование степени её разработанности в психофизиологической, психологической теориях, разрабатывалась теория и концепция формирования и реализации индивидуального стиля саморегуляции, выявлялись условия его формирования у спортсменов высшей квалификации. Использовались методы теоретического анализа (информационный, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, деятельностный, логический), научного прогнозирования путей и результатов теоретического и экспериментального исследования.
Второй этап - аналитико-экспериментальный (1994-1997 г.г.). На данном этапе определялись теоретические основы формирования индивидуального стиля саморегуляции в спортивной деятельности и педагогической практике; строилась гипотеза исследования и её проверка в опытно-экспериментальной работе; разрабатывалась методика формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации, обоснование и практическая апробация условий её формирования в соревновательном процессе, проведен педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики в процессе саморегуляции. Исследование носило комплексный характер с использованием медико-биологических и психологических методик. В исследовании приняли участие заслуженный мастер спорта - 1 человек, мастера спорта международного класса - 5 человек, мастера спорта - 14 человек. Возраст спортсменов 20-26 лет. В педагогическом эксперименте, который проводился в два этапа (19951997 г.), участвовали члены сборной команды РФ. В начале и в конце каждого этапа проводились контрольные измерения уровня сформированности индивидуального стиля саморегуляции, показателей функционального состояния и результативности соревновательной деятельности спортсменов.
На данном этапе внедрялась концепция формирования и реализации индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации в образовательный процесс Тюменского государственного университета: программы спецкурсов, семинаров-практикумов, их экспериментальная апробация. Используемые методы: моделирование, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности тренеров.
Третий этап - заключительно-оценочный (1998-2001 г.г.). На данном этапе осуществлена статистическая обработка результатов педагогического эксперимента, анализ и их систематизация; формирование общих выводов и заключения; внедрение разработанной комплексной методики саморегуляции в соревновательный процесс биатлонистов сборной команды России, ШВСМ по биатлону г.г. Тюмени, Ханты-Мансийска, проводилось её апробирование в опытно-экспериментальной работе; оформление результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
• обоснован методологический подход к исследованию проблемы индивидуального стиля саморегуляции в спорте высших достижений, основанный на положениях теории саморегуляции произвольной активности человека и теории индивидуальных различий в саморегуляции;
• разработаны концептуальные основы формирования и реализации индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации;
• определены организационно-педагогические условия формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации;
• выявлены алгоритмы оценочной деятельности и коррекционных воздействий формирования индивидуального стиля саморегуляции;
• разработаны тексты вербальных аутовоздействий для биатлонистов высшей квалификации;
• разработана комплексная методика формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации на этапе соревновательного периода, включающая в себя психомышечную тренировку, методику локальных «вдохов-выдохов», активизацию биологически активных точек, индивидуальные модели текстов аутовнушения, фоль-коррекцию;
• обоснована эффективность воздействия разработанной комплексной методики саморегуляции на улучшение психофизиологического состояния и результативности соревновательной деятельности биатлонистов высшей квалификации.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и совершенствовании раздела теории спорта высших достижений, связанного с разработкой и обоснованием концептуальных основ, общих закономерностей и методики формирования индивидуального стиля саморегуляции в соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации.
Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, результаты педагогического эксперимента позволили разработать и внедрить: в учебно-тренировочный процесс сборных команд РФ, Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа по биатлону методику формирования индивидуального стиля саморегуляции; в образовательный процесс Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева, Тюменского государственного университета, программы спецкурсов и семинаров-практикумов, направленных на решение проблемы повышения спортивных результатов у биатлонистов высшей квалификации. Результаты исследований послужили основой для написания учебных пособий, которые адресуются спортсменам, тренерам, педагогическому персоналу вузов, студентам, научным работникам психолого-педагогического и физкультурно-спортивного профиля.
На защиту выносятся следующие положения:
1. При разработке научных предпосылок и методик индивидуальной психической саморегуляции в спорте высших достижений необходимо учитывать структурно-функциональный подход, который понимается как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности.
2. На этапе соревновательной деятельности формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации необходимо осуществлять через формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спорта черт личности с использованием осознанных средств и методов психической саморегуляции.
3. Комплексная методика формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации (психомышечная тренировка, тексты аутовнушения, методика локальных «вдохов - выдохов», активизация биологически активных точек, фоль-коррекция), реализация которой в тренировочно-соревновательном процессе при соблюдении соответствующих психолого-педагогических условий способствует повышению результативности спортивной деятельности и уровня психофизиологического состояния спортсменов.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены чёткостью методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объёму, цели, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный и качественный анализ его результатов, репрезентативностью объёма выборок и статистической значимостью полученных данных.
Личное участие автора в получении научных результатов заключается в разработке и обосновании основных концептуальных и методологических положений исследования, программы и методики эксперимента, непосредственным руководством и участием в проведении экспериментальной работы.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись на международных научно-практических конференциях (7); всероссийских научно-практических конференциях (7); межрегиональных научно-методических конференциях (13); областных и внутривузовских научно-практических конференциях: г.г. Ишим, Сургут, Надым, Тобольск, Тюмень (1993-2002).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной и цитированной литературы, приложений. Диссертация содержит три рисунка, 18 таблиц, одну схему и восемь диаграмм. Объем работы 275 страниц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 257 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz