Главная » 2014»Август»30 » Скачать Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля. Плужникова, Юлия Александровна бесплатно
07:13
Скачать Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля. Плужникова, Юлия Александровна бесплатно
Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
Диссертация
Автор: Плужникова, Юлия Александровна
Название: Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
Справка: Плужникова, Юлия Александровна. Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Плужникова Юлия Александровна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина] Коломна, 2008 221 c. : 61 08-13/842
Объем: 221 стр.
Информация: Коломна, 2008
Содержание:
Введение
Глава I Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
11 Содержание, структура и специфика коммуникативной компетентности будущих инженеров
12 Сущность, виды и средства самоконтроля как фактора формирования коммуникативной компетентности
13 Модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
Выводы по главе I
Глава П Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
21 Характеристика исходного уровня коммуникативной компетентности и самоконтроля у студентов технического вуза
22 Технология формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
23 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности студентов технического вуза средствами самоконтроля
Выводы по главе II
Введение:
Актуальность исследования. В условиях глобальной конкуренции становится очевидным, что образование, и особенно высшее, определяет положение государства в современном мире и человека в обществе, являясь стимулом к динамичному развитию производительных сил, науки, техники и культуры. С трибун всероссийских форумов и совещаний, различных политических, учёных и общественных советов всё чаще звучит мысль о необходимости увеличить вклад высшей школы в развитие человеческого потенциала, в укрепление Российского государства. В связи с этим особую актуальность приобретают такие вопросы развития высшего профессионального образования, как повышение его качества, совершенствование управления и создание конкурентоспособной системы подготовки специалистов. г
Появление новых требований к подготовке выпускников, в том числе в сфере высшего технического образования, - это объективная тенденция, обусловленная развитием кадрового рынка, продиктованная спецификой современного бизнеса, производства, корпоративной культурой. На динамичном международном рынке труда приоритет сегодня отдаётся тому, кто умеет работать в команде, достигать взаимопонимания с коллегами, способен чётко выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, иначе говоря, специалисту, владеющему коммуникативной компетентностью. На саммите «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге (2006 г.) отмечалось, что умение общаться и знание иностранных языков «играют важнейшую роль в сегодняшнем глобализованном мире, поскольку на этом основаны социальные навыки, межкультурные знания и компетентности, понимание и уважение ценностей, которые лежат в основе культуры и общества» [118; 13]. Это отражают международные документы в области образования, например, Болонская конвенция, давшая импульс к активной разработке компетентностного подхода в новой педагогической парадигме. Для современных специалистов объективной потребностью стало участие в профессиональной коммуникации для обмена информацией, идеями, опытом работы с коллегами, причём не только из России, но и зарубежных стран. Следовательно, профессиональная подготовка инженеров в вузе должна обеспечить формирование такой важной составляющей их профессионализма, как коммуникативная компетентность.
Интеллектуальный багаж, необходимый для успешной результативной работы, нуждается ,в постоянном обновлении, поэтому образование становится такой сферой деятельности, в которую человек должен быть погружён в течение всей жизни. В связи с этим перспективным направлением в новых условиях выступает ориентация на формирование готовности личности к дальнейшему развитию, непрерывному образованию (Е.М. Коломийцева, Н.Ф. Коряковцева, А.А. Леонтьев, Е.Н. Соловова, документы Совета Европы (Common European Framework of Reference) и пр.). В контексте подготовки компетентных специалистов это означает принятие студентами соответствующих целевых установок (научиться думать и учиться, стремиться к самосовершенствованию), формирование субъектной позиции, рефлексии, самоконтроля.
Умение осуществлять самоконтроль, самооценку, регуляцию собственной деятельности по овладению коммуникативной компетентностью способствует её результативности и является важной характеристикой развитой в коммуникативном плане личности, способной к рефлексии процесса и результата общения, а также способов освоения его основных средств — родного и иностранного языков.
Несмотря на значительное количество исследований и публикаций по проблеме формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования (А.С. Андриенко, М.В. Долгих, Н.Н. Ломакина, М.В. Трегубенкова и др.), а также научных работ, посвящённых самоконтролю в школьном и вузовском обучении (Н.В. Ануфриева, У.А. Ботезат-Белая, Т.А. Вахрушева, О.Г. Поляков, Л. Дикинсон, К. Клеппин, Э. Рааш и др.), в педагогической науке недостаточно глубоко изучен вопрос о формировании коммуникативной компетентности у будущих инженеров средствами самоконтроля, что обусловливает актуальность исследования.
Анализ состояния данного вопроса в педагогической теории и практике позволяет выделить ряд противоречий: между потребностью общества в специалистах с высшим техническим образованием, владеющих коммуникативной компетентностью, и результатами подготовки инженеров в действующей вузовской системе, не учитывающей самоконтроль студентов как фактор формирования данного феномена; между имеющимся научным потенциалом и недостаточной степенью его реализации в процессе формирования коммуникативной компетентности у будущих инженеров средствами самоконтроля; между возможностями филологических дисциплин в обеспечении формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза и отсутствием чётко разработанной технологии формирования данного личностного образования средствами самоконтроля.
Систематизация обозначенных противоречий, анализ состояния процесса формирования коммуникативной компетентности у будущих инженеров в практике технического вуза и имеющихся резервов определили направление и характер исследования. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью разработки теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля и недостаточностью имеющегося научного и содержательно-технологического обеспечения данного процесса.
С учётом выделенных противоречий и сформулированной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля».
Объект исследования — процесс формирования коммуникативной компетентности будущих инженеров.
Предмет исследования — самоконтроль как фактор формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза.
Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и содержательно-технологическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• определение концептуальных теоретических положений формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза;
• выявление педагогического потенциала самоконтроля и его средств в процессе формирования исследуемой компетентности у будущих инженеров;
• конструирование модели формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля;
• разработка технологии поэтапного формирования коммуникативной компетентности средствами самоконтроля с учётом специфики взаимодействия субъектов образовательного процесса в техническом вузе; программно-методическое обеспечение процесса формирования исследуемой компетентности в единстве всех её компонентов на основе интегративного подхода к обучению дисциплинам филологического цикла;
• обеспечение комплексной диагностики и своевременной необходимой коррекции формирования коммуникативной кощ1етентности у будущих инженеров средствами самоконтроля.
Задачи исследования: • уточнить содержание, структуру и специфику коммуникативной компетентности студентов технического вуза;
• определить сущностные педагогические характеристики самоконтроля (объекты, функции, виды), его средства и возможности в формировании коммуникативной компетентности студентов;
• сконструировать и обосновать авторскую модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля с учётом особенностей субъектов образовательного процесса;
• разработать на основе данной модели специальную педагогическую технологию поэтапного формирования коммуникативной компетентности у будущих инженеров средствами самоконтроля (на примере обучения дисциплинам филологического цикла) с соответствующим программно-методическим обеспечением;
• проверить опытно-экспериментальным путём эффективность предложенной модели формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля в реальных условиях образовательного процесса;
• разработать и обосновать диагностический комплекс для оценивания уровня сформированное™ коммуникативной компетентности у будущих инженеров.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя совокупность следующих философских, психологических и педагогических учений, концептуальных положений и теорий: методология психолого-педагогических исследований (В.В. Горшкова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.); концепции моделирования как специфического метода познания (С.И. Архангельский, А.Н. Дахин, В.Д. Могилевский и др.); теории развития личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); концепции рефлексивных процессов человека (И.И. Ильясов, Н.Ф. Коряковцева, Ю.Н. Кулюткин, П.Г. Щедровицкий и др.); теории профессионально-личностного развития будущих специалистов (JI.K. Гребенкина, М.М. Левина, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер и др.); идеи гуманистического (Ш.А. Амонашвили, А.А.
Леонтьев, В.А. Сухомлинский, X. фон Хентиг и др.), системного (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Э.Г. Юдин и др.), деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, С.Л. Рубинштейн, X. Холек, И. Хуттунен и др.), аксиологического (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов, О.Б. Широких и др.); компетентностного (Г.С. Вяликова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.), культурологического (И.Ф. Исаев, В.В. Горшкова, Д.С. Лихачёв, В.А. Сластёнин и др.), технологического (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.) подходов в образовании.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические', изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, моделирование, анализ образовательных стандартов, учебных программ по дисциплинам филологического цикла; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели, методы статистической обработки полученных данных и их интерпретация.
Базой исследования был определён транспортный факультет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Коломенский институт (филиал) Московского государственного открытого университета» с группами студентов, обучающихся на дневном отделении по специальности «Управление и информатика в технических системах» и «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».
Основные этапы исследования: исследование проводилось с 1999 по 2008 гг. в четыре этапа:
На первом этапе (1999 — 2001 гг.) был осуществлён выбор объектной области и проблемы исследования, проанализировано состояние её разработанности в теории и практике высшего образования на основе изучения и анализа отечественной и зарубежной литературы, нормативных и программных документов, эмпирических данных; была определена база исследования, его методология, сформулирован рабочий вариант гипотезы.
На втором этапе (2002 — 2003 гг.) продолжалось изучение научной литературы по проблеме исследования. Проводилась корректировка выдвинутой гипотезы, изучался контингент студентов и образовательная среда. Была разработана и обоснована модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля, уточнялся критериально-уровневый комплекс для оценки сформированности данного личностного образования, осуществлялась диагностика его исходного уровня у первокурсников. На этих основаниях была сконструирована педагогическая технология формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля.
На третьем этапе (2004 — 2007 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля с использованием авторских дидактических материалов, осуществлялась апробация специальной педагогической технологии, разработка методических рекомендаций для студентов и преподавателей технического вуза.
На четвёртом этапе исследования (2007 - 2008 гг.) продолжалось внедрение разработанной технологии в практику обучения филологическим дисциплинам в условиях технического вуза. Были проведены: анализ и обработка полученного эмпирического материала, обобщение результатов и формулировка выводов исследования, систематизация теоретических и практических положений; завершено оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
• конкретизированы содержание, структура и специфика коммуникативной компетентности будущих инженеров как интегративного личностного образования, которое представлено совокупностью информационно-когнитивного, процессуально-деятельностного, мотивационно-аксиологического компонентов и свидетельствует о способности и готовности специалиста успешно осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие при решении задач проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и эксплуатационной деятельности;
• выявлены сущностные характеристики самоконтроля и его средств как рефлексивного механизма в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности студентов, компонента саморегуляции и основы самовоспитания; а также его потенциал в формировании коммуникативной компетентности, заключающийся в становлении у будущих специалистов адекватной самооценки, рефлексивного отношения к собственной деятельности, в создании основы для самомониторинга в будущем коммуникативном самосовершенствовании, обеспечении достижения более высоких результатов в области профессионально-коммуникативной подготовки; разработаны концептуальные основы и модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля, которая включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, характеризующих методологические подходы, принципы и условия осуществления моделируемого процесса, раскрывающих специфику взаимодействия его субъектов и определяющих его программно-технологическое обеспечение, положенное в основу авторской педагогической технологии;
• выделены уровни сформированное™ коммуникативной компетентности студентов технического вуза (элементарный, ограниченный, профессионально достаточный, продвинутый) и обоснован критериально-оценочный аппарат их диагностики (показатели гносеологического, праксиологического, мотивационно-аксиологического и рефлексивного критериев в их совокупности).
Теоретическая значимость исследования:
• обобщена система научных знаний по проблеме коммуникативной компетентности как социокультурного феномена, уточнены основные характеристики коммуникативной компетентности будущих инженеров; обоснована педагогическая целесообразность опоры на самоконтроль студентов при её формировании;
• в категориально-понятийный аппарат исследования введены дефиниции понятий «средства самоконтроля» (совокупность специфических механизмов рефлексивного характера, направленных на совершенствование собственной деятельности и поведения), «эталоны самоконтроля» (объективные материальные образцы, а также определённые субъективные представления, с которыми обучающиеся сопоставляют собственные задачи, действия, поведение); определён комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию коммуникативной компетентности у студентов средствами самоконтроля (осуществление интегративного подхода к обучению дисциплинам филологического цикла; реализация субъект-субъектного взаимодействия в условиях благоприятной эмоционально-психологической атмосферы с учётом особенностей студенческого контингента и специфики технического вуза; обеспечение рефлексивной основы формирования коммуникативной компетентности в единстве всех её компонентов и готовности студентов к систематическому осуществлению самоконтроля; реализация комплексной диагностики хода и результатов формирования коммуникативной компетентности средствами самоконтроля и обеспечение своевременной необходимой коррекции в педагогическом процессе);
• проанализирована динамика поэтапного формирования коммуникативной компетентности у будущих инженеров средствами самоконтроля (от адаптационно-репродуктивного через активно-деятельностный к поисково-творческому этапу) на основе разработанного критериально-уровневого комплекса.
Практическая значимость исследования определяется:
• возможностью использования основных положений и результатов диссертационной работы преподавателями в курсе общей педагогики, дидактики, методики обучения русскому и иностранным языкам, а также студентами при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ;
• возможностью применения разработанной технологии поэтапного формирования коммуникативной компетентности у обучаемых средствами самоконтроля и диагностического комплекса для определения её сформированное™ в практике обучения филологическим дисциплинам студентов других специальностей неязыковых вузов, средних специальных учебных заведений, в послевузовском образовании специалистов, на курсах повышения квалификации;
• возможностью использования авторской программы обучения студентов технического вуза филологическим дисциплинам на основе ингегративного подхода для формирования их коммуникативной компетентности.
Достоверность результатов исследования обеспечена научно-методологической обоснованностью исходной концепции, системным характером исследования; использованием комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов научно-педагогического исследования, адекватных его цели и задачам; опытно-экспериментальным подтверждением гипотезы исследования, статистической обработкой полученных данных на основе стандартных методик.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации учебно-педагогической деятельности преподавателей и студентов транспортного факультета Коломенского института (филиала) Московского государственного открытого университета; выступлений на заседаниях кафедры иностранных языков названного вуза, кафедры педагогики Коломенского государственного педагогического института, методического объединения учителей иностранных языков г. Коломны; участия в конференциях по педагогической проблематике, в их числе: международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию научно-педагогической деятельности профессора Г.В. Роговой (Москва, 2002), «Вопросы теории и практики преподавания иностранных языков в вузе» (Кострома, 2002, 2003), «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 2000 - 2005, 2008), «Новые технологии и разработки в машиностроении, автоматике, экономике, юриспруденции и образовании» (Коломна, 2005), «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидакгики иностранного языка делового и профессионального общения» (Москва, 2006), «Иностранный язык и современные образовательно-информационные технологии обучения» (Москва, 2007), Российская научно-методическая конференция «Управление качеством образования в системе учреждений дополнительного образования детей и подростков» (Рязань, 2007), «Внедрение профильного обучения в сельских общеобразовательных учреждениях: опыт и проблемы» (Коломна, 2008), Международная научно-практическая конференция учёных МАДИ, РГАУ - МСХА, ЛНАУ (Москва, 2008), X межвузовская научная конференция «Политико-правовые, экономические, социокультурные тенденции в развитии современной России» (Люберцы, 2008), Международная научно-методическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко «Инновационные подходы к организации краеведческой работы в школе и социуме» (Рязань, 2008), VIII российская научно-практическая конференция «Мировая культура и язык: Взгляд молодых исследователей» (Томск, 2008), 2-я Международная конференция «Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы» (Коломна, 2008) и др. Материалы исследования использовались в лекциях на курсах повышения квалификации учителей иностранных языков Московской области (Коломна, январь - март 2003), при подготовке учебно-методического пособия (в соавторстве) для студентов вышеназванных специальностей «Английский через компьютер».
На защиту выносятся следующие положения: • Коммуникативная компетентность студентов технического вуза — это интегративное личностное образование, обеспечивающее межличностное и межкультурное взаимодействие субъектов специфической производственной сферы, основанное на совокупности профессионально значимых системных научных знаний, практических умений и навыков, опыта, ценностных отношений и мотивов, способности и готовности к осуществлению профессионально ориентированного общения. Содержание данной компетентности будущих инженеров определяется специфическими характеристиками профессионального поля и отражает коммуникативные потребности работников при решении задач проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и эксплуатационной деятельнорти. в Самоконтроль, основными средствами которого являются самонаблюдение, самоорганизация, самомониторинг, самоанализ, самоподкрепление, представляет собой один из факторов успешного формирования коммуникативной компетентности у будущих специалистов-инженеров. Самоконтроль — это рефлексивный механизм, реализующий сопоставление процесса или результата произведённых действий, поведения с эталонами, анализ, необходимую регуляцию и соответствующую корректировку.
• Модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля включает в себя совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, характеризующих методологические подходы, принципы и условия осуществления моделируемого процесса, раскрывающих специфику взаимодействия субъектов и определяющих его программно-технологическое обеспечение (целевой, содержательный, потребностно-мотивационный, процессуальный и результативный компоненты).
• Технология поэтапного формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля представляет собой упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающую достижение обучаемыми профессионально достаточного или продвинутого уровня коммуникативной компетентности в ходе последовательного продвижения от адаптационно-репродуктивного через активно-деятельностный к поисково-творческому этапу при опоре на самонаблюдение, самоорганизацию, самомониторинг, самоанализ, самоподкрепление. Успешность формирования у будущих инженеров коммуникативной компетентности средствами самоконтроля определяется обеспечением регулярной диагностики данного процесса и его результатов на основе специально разработанного критериально-уровневого комплекса. Качество, степень проявления у студентов показателей гносеологического, праксиологического, мотивационно-аксиологического и рефлексивного критериев в их совокупности позволяет определить их способность и готовность к осуществлению профессионально ориентированного общения на элементарном, ограниченном, профессионально достаточном или продвинутом уровне.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Работа содержит 191