Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля. Плужникова, Юлия Александровна бесплатно
07:13
Скачать Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля. Плужникова, Юлия Александровна бесплатно
Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля

Диссертация

Автор: Плужникова, Юлия Александровна

Название: Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля

Справка: Плужникова, Юлия Александровна. Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Плужникова Юлия Александровна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина] Коломна, 2008 221 c. : 61 08-13/842

Объем: 221 стр.

Информация: Коломна, 2008


Содержание:

Введение
Глава I Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
11 Содержание, структура и специфика коммуникативной компетентности будущих инженеров
12 Сущность, виды и средства самоконтроля как фактора формирования коммуникативной компетентности
13 Модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
Выводы по главе I
Глава П Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
21 Характеристика исходного уровня коммуникативной компетентности и самоконтроля у студентов технического вуза
22 Технология формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля
23 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности студентов технического вуза средствами самоконтроля
Выводы по главе II

Введение:

Актуальность исследования. В условиях глобальной конкуренции становится очевидным, что образование, и особенно высшее, определяет положение государства в современном мире и человека в обществе, являясь стимулом к динамичному развитию производительных сил, науки, техники и культуры. С трибун всероссийских форумов и совещаний, различных политических, учёных и общественных советов всё чаще звучит мысль о необходимости увеличить вклад высшей школы в развитие человеческого потенциала, в укрепление Российского государства. В связи с этим особую актуальность приобретают такие вопросы развития высшего профессионального образования, как повышение его качества, совершенствование управления и создание конкурентоспособной системы подготовки специалистов. г
Появление новых требований к подготовке выпускников, в том числе в сфере высшего технического образования, - это объективная тенденция, обусловленная развитием кадрового рынка, продиктованная спецификой современного бизнеса, производства, корпоративной культурой. На динамичном международном рынке труда приоритет сегодня отдаётся тому, кто умеет работать в команде, достигать взаимопонимания с коллегами, способен чётко выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, иначе говоря, специалисту, владеющему коммуникативной компетентностью. На саммите «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге (2006 г.) отмечалось, что умение общаться и знание иностранных языков «играют важнейшую роль в сегодняшнем глобализованном мире, поскольку на этом основаны социальные навыки, межкультурные знания и компетентности, понимание и уважение ценностей, которые лежат в основе культуры и общества» [118; 13]. Это отражают международные документы в области образования, например, Болонская конвенция, давшая импульс к активной разработке компетентностного подхода в новой педагогической парадигме. Для современных специалистов объективной потребностью стало участие в профессиональной коммуникации для обмена информацией, идеями, опытом работы с коллегами, причём не только из России, но и зарубежных стран. Следовательно, профессиональная подготовка инженеров в вузе должна обеспечить формирование такой важной составляющей их профессионализма, как коммуникативная компетентность.
Интеллектуальный багаж, необходимый для успешной результативной работы, нуждается ,в постоянном обновлении, поэтому образование становится такой сферой деятельности, в которую человек должен быть погружён в течение всей жизни. В связи с этим перспективным направлением в новых условиях выступает ориентация на формирование готовности личности к дальнейшему развитию, непрерывному образованию (Е.М. Коломийцева, Н.Ф. Коряковцева, А.А. Леонтьев, Е.Н. Соловова, документы Совета Европы (Common European Framework of Reference) и пр.). В контексте подготовки компетентных специалистов это означает принятие студентами соответствующих целевых установок (научиться думать и учиться, стремиться к самосовершенствованию), формирование субъектной позиции, рефлексии, самоконтроля.
Умение осуществлять самоконтроль, самооценку, регуляцию собственной деятельности по овладению коммуникативной компетентностью способствует её результативности и является важной характеристикой развитой в коммуникативном плане личности, способной к рефлексии процесса и результата общения, а также способов освоения его основных средств — родного и иностранного языков.
Несмотря на значительное количество исследований и публикаций по проблеме формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов в условиях высшего профессионального образования (А.С. Андриенко, М.В. Долгих, Н.Н. Ломакина, М.В. Трегубенкова и др.), а также научных работ, посвящённых самоконтролю в школьном и вузовском обучении (Н.В. Ануфриева, У.А. Ботезат-Белая, Т.А. Вахрушева, О.Г. Поляков, Л. Дикинсон, К. Клеппин, Э. Рааш и др.), в педагогической науке недостаточно глубоко изучен вопрос о формировании коммуникативной компетентности у будущих инженеров средствами самоконтроля, что обусловливает актуальность исследования.
Анализ состояния данного вопроса в педагогической теории и практике позволяет выделить ряд противоречий: между потребностью общества в специалистах с высшим техническим образованием, владеющих коммуникативной компетентностью, и результатами подготовки инженеров в действующей вузовской системе, не учитывающей самоконтроль студентов как фактор формирования данного феномена; между имеющимся научным потенциалом и недостаточной степенью его реализации в процессе формирования коммуникативной компетентности у будущих инженеров средствами самоконтроля; между возможностями филологических дисциплин в обеспечении формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза и отсутствием чётко разработанной технологии формирования данного личностного образования средствами самоконтроля.
Систематизация обозначенных противоречий, анализ состояния процесса формирования коммуникативной компетентности у будущих инженеров в практике технического вуза и имеющихся резервов определили направление и характер исследования. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью разработки теоретико-методологических и технологических основ формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля и недостаточностью имеющегося научного и содержательно-технологического обеспечения данного процесса.
С учётом выделенных противоречий и сформулированной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля».
Объект исследования — процесс формирования коммуникативной компетентности будущих инженеров.
Предмет исследования — самоконтроль как фактор формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза.
Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и содержательно-технологическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• определение концептуальных теоретических положений формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза;
• выявление педагогического потенциала самоконтроля и его средств в процессе формирования исследуемой компетентности у будущих инженеров;
• конструирование модели формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля;
• разработка технологии поэтапного формирования коммуникативной компетентности средствами самоконтроля с учётом специфики взаимодействия субъектов образовательного процесса в техническом вузе; программно-методическое обеспечение процесса формирования исследуемой компетентности в единстве всех её компонентов на основе интегративного подхода к обучению дисциплинам филологического цикла;
• обеспечение комплексной диагностики и своевременной необходимой коррекции формирования коммуникативной кощ1етентности у будущих инженеров средствами самоконтроля.
Задачи исследования: • уточнить содержание, структуру и специфику коммуникативной компетентности студентов технического вуза;
• определить сущностные педагогические характеристики самоконтроля (объекты, функции, виды), его средства и возможности в формировании коммуникативной компетентности студентов;
• сконструировать и обосновать авторскую модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля с учётом особенностей субъектов образовательного процесса;
• разработать на основе данной модели специальную педагогическую технологию поэтапного формирования коммуникативной компетентности у будущих инженеров средствами самоконтроля (на примере обучения дисциплинам филологического цикла) с соответствующим программно-методическим обеспечением;
• проверить опытно-экспериментальным путём эффективность предложенной модели формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля в реальных условиях образовательного процесса;
• разработать и обосновать диагностический комплекс для оценивания уровня сформированное™ коммуникативной компетентности у будущих инженеров.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя совокупность следующих философских, психологических и педагогических учений, концептуальных положений и теорий: методология психолого-педагогических исследований (В.В. Горшкова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.); концепции моделирования как специфического метода познания (С.И. Архангельский, А.Н. Дахин, В.Д. Могилевский и др.); теории развития личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); концепции рефлексивных процессов человека (И.И. Ильясов, Н.Ф. Коряковцева, Ю.Н. Кулюткин, П.Г. Щедровицкий и др.); теории профессионально-личностного развития будущих специалистов (JI.K. Гребенкина, М.М. Левина, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер и др.); идеи гуманистического (Ш.А. Амонашвили, А.А.
Леонтьев, В.А. Сухомлинский, X. фон Хентиг и др.), системного (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Э.Г. Юдин и др.), деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, С.Л. Рубинштейн, X. Холек, И. Хуттунен и др.), аксиологического (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов, О.Б. Широких и др.); компетентностного (Г.С. Вяликова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.), культурологического (И.Ф. Исаев, В.В. Горшкова, Д.С. Лихачёв, В.А. Сластёнин и др.), технологического (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.) подходов в образовании.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические', изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, моделирование, анализ образовательных стандартов, учебных программ по дисциплинам филологического цикла; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели, методы статистической обработки полученных данных и их интерпретация.
Базой исследования был определён транспортный факультет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Коломенский институт (филиал) Московского государственного открытого университета» с группами студентов, обучающихся на дневном отделении по специальности «Управление и информатика в технических системах» и «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».
Основные этапы исследования: исследование проводилось с 1999 по 2008 гг. в четыре этапа:
На первом этапе (1999 — 2001 гг.) был осуществлён выбор объектной области и проблемы исследования, проанализировано состояние её разработанности в теории и практике высшего образования на основе изучения и анализа отечественной и зарубежной литературы, нормативных и программных документов, эмпирических данных; была определена база исследования, его методология, сформулирован рабочий вариант гипотезы.
На втором этапе (2002 — 2003 гг.) продолжалось изучение научной литературы по проблеме исследования. Проводилась корректировка выдвинутой гипотезы, изучался контингент студентов и образовательная среда. Была разработана и обоснована модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля, уточнялся критериально-уровневый комплекс для оценки сформированности данного личностного образования, осуществлялась диагностика его исходного уровня у первокурсников. На этих основаниях была сконструирована педагогическая технология формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля.
На третьем этапе (2004 — 2007 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной модели формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля с использованием авторских дидактических материалов, осуществлялась апробация специальной педагогической технологии, разработка методических рекомендаций для студентов и преподавателей технического вуза.
На четвёртом этапе исследования (2007 - 2008 гг.) продолжалось внедрение разработанной технологии в практику обучения филологическим дисциплинам в условиях технического вуза. Были проведены: анализ и обработка полученного эмпирического материала, обобщение результатов и формулировка выводов исследования, систематизация теоретических и практических положений; завершено оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
• конкретизированы содержание, структура и специфика коммуникативной компетентности будущих инженеров как интегративного личностного образования, которое представлено совокупностью информационно-когнитивного, процессуально-деятельностного, мотивационно-аксиологического компонентов и свидетельствует о способности и готовности специалиста успешно осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие при решении задач проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и эксплуатационной деятельности;
• выявлены сущностные характеристики самоконтроля и его средств как рефлексивного механизма в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности студентов, компонента саморегуляции и основы самовоспитания; а также его потенциал в формировании коммуникативной компетентности, заключающийся в становлении у будущих специалистов адекватной самооценки, рефлексивного отношения к собственной деятельности, в создании основы для самомониторинга в будущем коммуникативном самосовершенствовании, обеспечении достижения более высоких результатов в области профессионально-коммуникативной подготовки; разработаны концептуальные основы и модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля, которая включает в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, характеризующих методологические подходы, принципы и условия осуществления моделируемого процесса, раскрывающих специфику взаимодействия его субъектов и определяющих его программно-технологическое обеспечение, положенное в основу авторской педагогической технологии;
• выделены уровни сформированное™ коммуникативной компетентности студентов технического вуза (элементарный, ограниченный, профессионально достаточный, продвинутый) и обоснован критериально-оценочный аппарат их диагностики (показатели гносеологического, праксиологического, мотивационно-аксиологического и рефлексивного критериев в их совокупности).
Теоретическая значимость исследования:
• обобщена система научных знаний по проблеме коммуникативной компетентности как социокультурного феномена, уточнены основные характеристики коммуникативной компетентности будущих инженеров; обоснована педагогическая целесообразность опоры на самоконтроль студентов при её формировании;
• в категориально-понятийный аппарат исследования введены дефиниции понятий «средства самоконтроля» (совокупность специфических механизмов рефлексивного характера, направленных на совершенствование собственной деятельности и поведения), «эталоны самоконтроля» (объективные материальные образцы, а также определённые субъективные представления, с которыми обучающиеся сопоставляют собственные задачи, действия, поведение); определён комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию коммуникативной компетентности у студентов средствами самоконтроля (осуществление интегративного подхода к обучению дисциплинам филологического цикла; реализация субъект-субъектного взаимодействия в условиях благоприятной эмоционально-психологической атмосферы с учётом особенностей студенческого контингента и специфики технического вуза; обеспечение рефлексивной основы формирования коммуникативной компетентности в единстве всех её компонентов и готовности студентов к систематическому осуществлению самоконтроля; реализация комплексной диагностики хода и результатов формирования коммуникативной компетентности средствами самоконтроля и обеспечение своевременной необходимой коррекции в педагогическом процессе);
• проанализирована динамика поэтапного формирования коммуникативной компетентности у будущих инженеров средствами самоконтроля (от адаптационно-репродуктивного через активно-деятельностный к поисково-творческому этапу) на основе разработанного критериально-уровневого комплекса.
Практическая значимость исследования определяется:
• возможностью использования основных положений и результатов диссертационной работы преподавателями в курсе общей педагогики, дидактики, методики обучения русскому и иностранным языкам, а также студентами при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ;
• возможностью применения разработанной технологии поэтапного формирования коммуникативной компетентности у обучаемых средствами самоконтроля и диагностического комплекса для определения её сформированное™ в практике обучения филологическим дисциплинам студентов других специальностей неязыковых вузов, средних специальных учебных заведений, в послевузовском образовании специалистов, на курсах повышения квалификации;
• возможностью использования авторской программы обучения студентов технического вуза филологическим дисциплинам на основе ингегративного подхода для формирования их коммуникативной компетентности.
Достоверность результатов исследования обеспечена научно-методологической обоснованностью исходной концепции, системным характером исследования; использованием комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов научно-педагогического исследования, адекватных его цели и задачам; опытно-экспериментальным подтверждением гипотезы исследования, статистической обработкой полученных данных на основе стандартных методик.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации учебно-педагогической деятельности преподавателей и студентов транспортного факультета Коломенского института (филиала) Московского государственного открытого университета; выступлений на заседаниях кафедры иностранных языков названного вуза, кафедры педагогики Коломенского государственного педагогического института, методического объединения учителей иностранных языков г. Коломны; участия в конференциях по педагогической проблематике, в их числе: международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию научно-педагогической деятельности профессора Г.В. Роговой (Москва, 2002), «Вопросы теории и практики преподавания иностранных языков в вузе» (Кострома, 2002, 2003), «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 2000 - 2005, 2008), «Новые технологии и разработки в машиностроении, автоматике, экономике, юриспруденции и образовании» (Коломна, 2005), «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидакгики иностранного языка делового и профессионального общения» (Москва, 2006), «Иностранный язык и современные образовательно-информационные технологии обучения» (Москва, 2007), Российская научно-методическая конференция «Управление качеством образования в системе учреждений дополнительного образования детей и подростков» (Рязань, 2007), «Внедрение профильного обучения в сельских общеобразовательных учреждениях: опыт и проблемы» (Коломна, 2008), Международная научно-практическая конференция учёных МАДИ, РГАУ - МСХА, ЛНАУ (Москва, 2008), X межвузовская научная конференция «Политико-правовые, экономические, социокультурные тенденции в развитии современной России» (Люберцы, 2008), Международная научно-методическая конференция, посвященная 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко «Инновационные подходы к организации краеведческой работы в школе и социуме» (Рязань, 2008), VIII российская научно-практическая конференция «Мировая культура и язык: Взгляд молодых исследователей» (Томск, 2008), 2-я Международная конференция «Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы» (Коломна, 2008) и др. Материалы исследования использовались в лекциях на курсах повышения квалификации учителей иностранных языков Московской области (Коломна, январь - март 2003), при подготовке учебно-методического пособия (в соавторстве) для студентов вышеназванных специальностей «Английский через компьютер».
На защиту выносятся следующие положения: • Коммуникативная компетентность студентов технического вуза — это интегративное личностное образование, обеспечивающее межличностное и межкультурное взаимодействие субъектов специфической производственной сферы, основанное на совокупности профессионально значимых системных научных знаний, практических умений и навыков, опыта, ценностных отношений и мотивов, способности и готовности к осуществлению профессионально ориентированного общения. Содержание данной компетентности будущих инженеров определяется специфическими характеристиками профессионального поля и отражает коммуникативные потребности работников при решении задач проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и эксплуатационной деятельнорти. в Самоконтроль, основными средствами которого являются самонаблюдение, самоорганизация, самомониторинг, самоанализ, самоподкрепление, представляет собой один из факторов успешного формирования коммуникативной компетентности у будущих специалистов-инженеров. Самоконтроль — это рефлексивный механизм, реализующий сопоставление процесса или результата произведённых действий, поведения с эталонами, анализ, необходимую регуляцию и соответствующую корректировку.
• Модель формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля включает в себя совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, характеризующих методологические подходы, принципы и условия осуществления моделируемого процесса, раскрывающих специфику взаимодействия субъектов и определяющих его программно-технологическое обеспечение (целевой, содержательный, потребностно-мотивационный, процессуальный и результативный компоненты).
• Технология поэтапного формирования коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля представляет собой упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающую достижение обучаемыми профессионально достаточного или продвинутого уровня коммуникативной компетентности в ходе последовательного продвижения от адаптационно-репродуктивного через активно-деятельностный к поисково-творческому этапу при опоре на самонаблюдение, самоорганизацию, самомониторинг, самоанализ, самоподкрепление. Успешность формирования у будущих инженеров коммуникативной компетентности средствами самоконтроля определяется обеспечением регулярной диагностики данного процесса и его результатов на основе специально разработанного критериально-уровневого комплекса. Качество, степень проявления у студентов показателей гносеологического, праксиологического, мотивационно-аксиологического и рефлексивного критериев в их совокупности позволяет определить их способность и готовность к осуществлению профессионально ориентированного общения на элементарном, ограниченном, профессионально достаточном или продвинутом уровне.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Работа содержит 191

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 264 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz