Четверг, 19.09.2024, 05:47
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника в процессе изучения иностранного языка. Герасименко, бесплатно
03:53
Скачать Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника в процессе изучения иностранного языка. Герасименко, бесплатно

Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника в процессе изучения иностранного языка

Диссертация

Автор: Герасименко, Светлана Леонидовна

Название: Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника в процессе изучения иностранного языка

Справка: Герасименко, Светлана Леонидовна. Формирование коммуникативной культуры будущего медицинского работника в процессе изучения иностранного языка : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Герасименко Светлана Леонидовна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т] Курск, 2007 282 c. : 61 07-13/2359

Объем: 282 стр.

Информация: Курск, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Коммуникационная матрица журналистики: событие - медиа-событие - медиа-текст
11 Журналистика в системе форм человеческой деятельности
12 Текстовая деятельность как составляющая журналистской практики
13 Деконструкция в газетно-публицистическом стиле
14 Тексты СМИ в парадигме культуры
15 Постмодернистская ситуация в медиа-тексте
Глава 2 Техника постмодернистского письма в текстах массовой коммуникации
21 Колорит интертекста
211 Индивидуальное и имперсональное в текстах культуры
212 Цитатное письмо
213 Интерстилевое тонирование изложения
22 Игровые стратегии в медиа-тексте
221 Код игры: ресурсы и функции
222 Игры с реальным событием
223 Игры с языком
23 Автор как речевая структура и как субъект журналистской деятельности
Глава 3 Медиа-текст в аспекте культуры речи
31 Критерии оценки правильности речи
32 Стилистические ошибки и способы их редактирования
33 Коммуникативные ошибки и способы их редактирования
34 Нарушение языковых норм и способы коррекции изложения

Введение:

Под воздействием процессов, происходящих в России на рубеже веков и оказывающих влияние на все стороны жизни, качественно меняется и ситуация в средствах массовой информации. Преодоление стандартов прессы времен тоталитаризма, деидеологизация и деофициализа-ция содержания, снятие табу с ряда тем, прежде не подлежащих обсуждению в печати, расширение источников получения информации журналисты связывают с важным для себя обретением - со свободой слова, которая становится одним из основных ценностных ориентиров в профессиональной деятельности журналистов. Такой деятельности, в которой творческая составляющая является доминантой и оказывает влияние на все этапы работы, включая и процесс создания текста.
Противоречивое сопряжение свободы слова с приоритетами конкретного издания, с функционированием в условиях рыночной экономики, с зависимостью от технологии передачи информации, с необходимостью подчинения разным нормам, в том числе и языковым, придают творческим инновациям в СМИ интеллектуальный драматизм и вызывают полемические суждения. Даже экономические трудности, которые делают журналистов уязвимыми давлению различных структур - государственных, частных, иногда и криминальных, не отодвинули на периферию вопросы профессионального мастерства, качества материалов прессы. «Журналистика России, - пишет декан факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурский, - сегодня напоминает гадкого утенка, который барахтается, пытается плыть против течения и все-таки находит в себе силы сказать правду о том, что сегодня происходит в России и в мире. Может быть, когда-нибудь этот гадкий утенок превратится в прекрасного лебедя, но уже сейчас уроки российской журналистики полезны и нужны не только России, но и мировому журналистскому сообществу» [Засурский 2001,4].
Актуальность проведенного исследования определяется необходимостью осмыслить новые коммуникационные моменты в практике создания медиа-текста, осмыслить его роль в выработке системы ценностей - социальных, духовных, эстетических, нравственных, языковых. Подход к тексту как к целому позволил связать лингвистический анализ произведений СМИ с их содержательной стороной. «Именно этот аспект - рассмотрение языковых средств выражения публицистического содержания - составляет ведущий раздел стилистических исследований. Он самым непосредственным образом связан с практическими сторонами стилистики: с критическим анализом журналистского творчества, с практикой обучения будущих журналистов» [Рогова 1979, 15].
Субъект-создатель медиа-текста предстает сегодня перед читателем как личность, самостоятельно осмысляющая и оценивающая реальную ситуацию, демонстрирующая свою мировоззренческую позицию и индивидуальность языковой раскрепощенностью, стремлением отойти от клише газетно-публицистической речи, отступлением от сложившихся норм. Это приводит к авторизации документального по своей природе дискурса текстов СМИ, к форсированию выразительной стороны высказывания за счет перемещения факультативных для стиля речевых средств в центр функциональной системы и к смещению «информационного фокуса» сообщения. Манипуляции с языком обнаруживают связь с манипулированием фактами. Традиционно проблемный для средств массовой коммуникации вопрос об объективности прессы снова приобретает остроту, обнаруживая актуальные качества, касающиеся сопряженности правовых, этических, эстетических аспектов журналистской деятельности со способами использования языка и организации изложения в медиа-тексте.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить, как под воздействием экстралингвистических и собственного лингвистических факторов трансформируется стилистический облик современного медиа-текста, чем заполняется тот вакуум, который возник в СМИ, освобождающихся от традиционных для прессы советского периода способов номинации явлений реальной действительности. Особое внимание уделено приемами поэтики, которые осваивает современная журналистика, и установлению степени релевантности этих приемов нормам и принципам демократической прессы.
Поставленная цель определила задачи, которые решались в ходе исследования. Основными из них являются:
• выявление структурообразующих компонентов журналистской деятельности, связанных с характером основных функций прессы;
• наблюдение за способами реализации этих функций в текстовой деятельности - важной составляющей журналистской практики;
• определение категориальных признаков медиа-текста как специфического продукта конкретного типа творческой деятельности и как феномена, принадлежащего системе культуры;
• фиксация тех процессов, которые произошли в речевой практике в конце XX века и повлияли на своеобразие функционирования языка - материала журналистского творчества - в газетно-публицистическом стиле;
• систематизация приемов поэтики, активно осваиваемых прессой в новой ситуации, описание механизма их создания (грамматика поэтики) и их оценка с точки зрения эффективности процесса коммуникации;
• разработка методики редактирования медиа-текста, отвечающей технике современного письма.
Тема исследования - актуальные культурно-речевые аспекты профессиональной деятельности журналистов.
Методологической базой исследования стало выявление факторов стилеобразования, характерных для прессы последнего десятилетия XX века. Их рассмотрение основано на принципах синергетики - пост-неклассической философии, которая формулирует основы нового миропонимания и ориентирует на поиск общих закономерностей эволюции и самоорганизации природных, социальных и когнитивных систем, прогнозируя возможные сценарии их будущего развития.
Синергетика - наука о закономерностях функционирования сложных объектов - предполагает такие фундаментальные принципы поведения системы, как нелинейность, самоорганизация, чередование стадий эволюции-инволюции, развертывания и свертывания, взрыв активности, схождение к центру, интеграция и расхождение, дезинтеграция, хотя бы частичный распад.
Возникнув на базе естественных наук, синергетика распространила свои приемы на изучение явлений, происходящих в сфере социальной жизни. Динамика развития сложных социальных структур также связана с периодическим чередованием режимов замедления и интенсивного развития, смещением ценностных доминант от центра к периферии и обратно, структурализацией и стиранием различий, частичным распадом системы, возвратом к старому, к культурным и историческим традициям.
В условиях современного мира традиционное линейное мышление, одномерный подход к осмыслению такого феномена, каким являются СМИ, становятся принципиально недостаточными. Характер организации и коэволюции журналистских текстов, а также экстралингвистические и собственно лингвистические факторы, организующие и дезорганизующие продукцию СМИ, сегодня уже не определяются лишь причинно-следственными связями.
Синергетический подход позволяет рассмотреть медиа-текст как сложный объект, специфика функционирования которого определяется и состоянием речевой практики в конкретный период, и отношениями, возникающими между разными структурами в системе средств массовой коммуникации - электронные и печатные средства передачи информации, Интернет, сеть служб по связям с общественностью. Ориентация текста на массового потребителя предполагает использование данных, полученных в результате изучения специфики всех типов массовой коммуникации: рекламы, комиксов, клипов, продукции масскульта. Кроме того, журналистские тексты, являясь частью текстов культуры, обнаруживают связь с художественной литературой, с типами творческого сознания, характерного для конкретной литературной эпохи. Эстетической составляющей современной литературы является поэтика постмодернизма с его особой мировоззренческой основой и пристальным вниманием к языку как источнику получения новой информации о мире.
Такой методологический подход к журналистскому тексту соответствует уровню научных исследований в области СМИ. Теоретики СМИ, понимая характер изменений в мире и в прессе, все чаще переносят акцент с осмысления роли прессы как социального института, функционирование которого определяется общественно-политической ситуацией, на исследование медиа-дискурса (текста СМИ, взятого в событийном аспекте, в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными факторами), способов его формирования, на их связь с техникой передачи и приема информационного сигнала, то есть на то, что становится продуктом текстовой деятельности.
Наблюдая за функционированием средств массовой коммуникации России в последнее десятилетие минувшего века, И.И. Засурский подчеркивает, что «в современном мире средства массовой информации являются важнейшим каналом обучения и самообразования людей. Роль СМИ состоит в том, чтобы рисовать картину мира, которую потребитель информации может брать за основу для принятия решений» [Засурский 1999, 153]. Британский ученый Джон Даунинг отмечает, что сегодня СМИ составляют существенный элемент общественной действительности и только полная коммуникационная матрица может приблизить к осмыслению тех способов, с помощью которых общества создают себя в процессе коммуникации [Downing 1966]. При этом круг явлений, формирующих коммуникационную матрицу, должен существенно расшириться. Финский исследователь Каарле Норденстренг особое внимание обращает на этические проблемы СМИ, связывая качество материалов прессы с общей профессиональной культурой [Nordenstreng 1998, 113 -129]. С точки зрения итальянского ученого Умберто Эко, изучение процессов, происходящих в прессе, не может осуществляться вне исследования всей системы массовых коммуникаций с такими её составляющими, как кино, ротапринтные еженедельники, комиксы, реклама, различные виды пропаганды, легкая музыка, массовая литература. У всех них общая основа: 1) общество индустриального типа, внешне достаточно сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами; 2) каналы коммуникации, обеспечивающие передачу информации не определенным группам, а достаточно широкому кругу адресатов, занимающих разное общественное положение; 3) коллективы производителей продукции массовой коммуникации, вырабатывающие и выпускающие сообщения промышленным способом. Предмет исследования массовых коммуникаций «оказывается единым в той мере, в которой постулируется, что индустрия средств коммуникации изменяет не только условия приема и отправки сообщения, но - и на этом кажущемся парадоксе основана методика этих исследований - и сам смысл сообщения (т.е. тот блок значений, предположительно составляющих его неизменяемую часть, постольку так задумал автор независимо от способов распространения)» [Эко 19986, 408 - 409].
Методы, предлагаемые синергетикой, помогли «разглядеть» в разнообразии вторгнувшихся в журналистику структур, в собственных внутриструктурных изменениях СМИ динамику медиа-текста и сложный характер инновационных процессов в его поэтике.
Расширение круга стилеобразуюгцих факторов при изучении материалов СМИ потребовало пристального внимания к тем явлениям, под воздействием которых трансформируется традиционная модель журналистского произведения. Особую важность среди них представляют:
• активные процессы в языковой практике, связанные с изменением общей ситуации в 80-е - 90-е годы и резким расширением состава участников массовой коммуникации в результате приобщения к социально-политической жизни слоев населения разного культурного уровня, в разной степени владеющих языковой нормой;
• выход за пределы собственно информирования при воспроизведении в прессе сообщения, которое уже прошло по более оперативным каналам трансляции;
• форсирование приемов объемно-графического членения текста для фокусирования внимания на актуальных смыслах;
• организация сообщения по моделям, отработанным в системе Интернета;
• развертывание/свертывание новостийного видеоряда при создании его печатного аналога;
• имитация «прямого эфира» в прессе и способов интерактивности, активизирующих степень вовлеченности читателя в коммуникационный процесс;
• использование макетов досье, пресс-релиза, рекламы, видеоклипа, коллажа для организации собственно журналистского изложения;
• ориентация на престижные клише масскульта;
• обращение к приемам художественного творчества.
В отобранном для наблюдения эмпирическом материале объектом анализа являлось слово в совокупности грамматических и семантико-стилистических качеств. При исследовании фактов языка применялся традиционный для филологических исследований лингвостилистический метод. Наблюдения за механизмом выбора слов для номинации тех или иных явлений, оценок, эмоциональных состояний, за словообразовательными операциями, предпринятыми для того, чтобы выделить сам язык и сделать его источником фактуальной информации, за способами включения слова в новые текстовые связи, возможные при этом деструктивные процессы, затрагивающие как документальную природу медиа-текста, так и языковую систему, позволили сосредоточить внимание на технике письма и актуализировать прикладной характер предлагаемой в диссертации концепции.
Предмет исследования в диссертации - текстовая деятельность журналистов. Объектами её являются реальное событие - медиа-событие (модель действительности, полученная в процессе познавательной и ценностно-осмысляющей деятельности) - медиа-текст, в котором ищут баланс сложная природа языка - материала творчества, личностные приоритеты и вкусы творца, интересы и возможности печатного издания.
Комплексный характер деятельности журналиста по созданию текста, предназначенного для тиражирования, предполагает осмысление её в нескольких аспектах: языковом, функциональном, нормативном, социокультурологическом.
Анализ специфики текстовой деятельности в СМИ в языковом и функциональном аспектах опирался на исследования, касающиеся двух диалектически связанных сторон языка - языковой системы и речевой деятельности, а также её продукта - текста. Среди работ, посвященных изучению языковой системы, привлекаются те, которые фиксируют современное состояние языка и изменения, произошедшие в нем на рубеже веков. Это коллективная монография специалистов в области русистики «Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995)», вышедшая в Москве в 1996 году, работы Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» (М., 1987), Ю.Д. Апресяна «Языковые аномалии: типы и функции» (М- JI., 1990), В.Г. Гака «Языковые преобразования» (М., 1998), Н.Д. Арутюновой «Язык и мир человека» (М., 1999), В.Г. Костомарова «Языковой вкус эпохи» (СПб., 1999). Для рассмотрения вопросов, касающихся речевой деятельности, привлечены как работы, связанные с общими проблемам речевой коммуникации (Т.А. ван Дейк «Язык. Познание. Коммуникация». М., 1989; «Оптимизация речевого воздействия». М., 1990; Ю.В. Рождественский «Теория риторики». М., 1997; У.Эко «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». СПб., 1998; В.В. Красных «Виртуальная реальность или реальная виртуальность?». М., 1998), так и работы по теории речевых актов (Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17: Теория речевых актов).
Нормативный подход к текстовой деятельности в СМИ осмыслялся с учетом исследований по культуре речи (К.С. Горбачевич «Нормы современного русского литературного языка». М., 1989; «Культура русской речи и эффективность общения». М., 1996; А. Едличка «Типы норм языковой коммуникации» в сборнике «Новое в зарубежной лингвистике». М., 1987, вып.20: Теория литературного языка в работах ученых ЧССР).
Подход к медиа-тексту как феномену культуры потребовал привлечения исследований по поэтике художественного текста (М.М. Бахтин «Вопросы литературы и эстетики». М., 1975; В.М. Жирмунский «Теория литературы. Поэтика. Стилистика». JL, 1977; Ю.М. Лотман «Внутри мыслящих миров». М., 1999; Р. Барт «Избранные работы». М., 1989), а также работ, посвященных публицистическому тексту (В.Г. Костомаров «Русский язык на газетной полосе: Некоторые особенности языка современной публицистики». М., 1971; «Роль языка в средствах маесовой коммуникации». М., 1986; JI.M. Майданова «Структура и композиция газетного текста: Средства выразительного письма». Красноярск, 1987; И.П. Лысакова «Тип газеты и стиль публикации: Опыт социолингвистического исследования» Л., 1989; В.И.Коньков «Речевая структура газетного текста». СПб., 1995) .
Проведенное исследование носит междисциплинарный характер, поэтому активно привлекались работы философов, социологов, культурологов (М.С. Каган «Философия культуры». СПб., 1996 и «Философская теория ценности». СПб., 1997; И.П. Ильин «Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа». М., 1998; М. Хай-деггер «Время и бытие». М., 1993; Л. Витгенштейн «Философские работы». М., 1994; М.Фуко «Слова и вещи». СПб., 1994; Й. Хейзинга «Homo Ludens: Статьи по истории культуры». М., 1997; Ж.-Ф. Лиотар «Состояние постмодерна» СПб., 1998; Ж. Деррида «О грамматологии». М., 2000).
Материалом исследования послужили тексты из российских ежедневных и еженедельных газет 90-х годов XX века («Известия», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Общая газета», «Коммерсантъ», «Деловой Петербург», «Невское время» и др.), а также из общественно-политических журналов («Итоги», «Власть», «Интербизнес» и др.). Рассмотрено около 1000 текстов, которые позволили зафиксировать как позитивные тенденции в языке периодической печати постсоветского периода, так и негативные, препятствующие эффективности коммуникации, дестабилизирующие языковую систему. Особое внимание уделено материалам, которые дали возможность проиллюстрировать приемы поэтики, формирующие сегодня стилистический облик журналистики. В тех случаях, где сущность наблюдаемого явления отчетливее можно было показать в ходе сопоставительного анализа, привлекались тексты более раннего периода (80-е годы XX века), телепрограммы российских каналов (ОРТ, РТР, НТВ и др.). Так как избранный подход к текстам СМИ предполагал рассмотрение их с позиций культуры, то границы сопоставительного анализа были расширены за счет привлечения «текстов» культуры - кино, художественной литературы, продукции масскульта.
В работе проанализировано и интерпретировано более 500 текстовых фрагментов, которые позволяют судить об объективности предложенной концепции.
Основные положения, выносимые на защиту:
В структуре журналистики - одной из форм человеческой деятельности - очевидно сочетание познавательной, ценностно-осмысляющей и художественной деятельности, которые призваны реализовать её функции: функцию информирования, идеологическую и воздействующую функции. Названные функции определяют выбор и организацию языковых средств в медиа-тексте - продукте журналистской практики.
С позиций функциональной стилистики тексты СМИ подчиняются нормам газетно-публицистического стиля, конструктивным принципом которого является чередование стандартных и экспрессивных единиц языка. Специфика современного состояния стилистического облика прессы представляется как процесс деконструкции, когда нарушается привычное соотношение стандарта и экспрессии в тексте и обновляется статус этих понятий. Экспрессивные средства приобретают интеллектуальную напряженность, стандартные становятся источником игрового трансформирования и участвуют в формировании выразительных эффектов. Смысл по линии стандарт - экспрессия оказывается нефиксированным, имеющим двойной статус. Динамические процессы внутри стиля связаны с изменениями как в содержании функций самих средств массовой коммуникации, так и в речевой практике, отреагировавшей на процессы, происходящие в обществе в постсоветской России.
В материалах массовой коммуникации последнего десятилетия XX века отчетливо прослеживается тенденция к активизации позиции субъекта-создателя медиа-текста. Это приводит к авторизации документального по своей природе дискурса журналистского произведения. В языковом отношении авторизация реализуется за счет обращения к приемам поэтики художественного текста, которые в каждую эпоху обнаруживают связь с конкретными типами художественного сознания.
Стилевой доминантой нашего времени стала поэтика постмодернизма как особая мировоззренческая и эстетическая система. Постмодернистская ситуация проникла в СМИ и оказала влияние на качество продукции прессы. Под влиянием постмодернистской концепции художественности медиа-текст стал осваивать такие выразительные приемы, как цитатное письмо, интерстилевое тонирование, вплетать в информацию о реальных фактах и лицах игровые коллизии, заменять прямую номинацию явления вторичной, полученной в результате игры со знаками языками.
Новая техника письма подчеркивает условность создаваемой в тексте «картины мира», передает нефиксированные оценки и делает материалы прессы открытыми для интерпретации. Подобная организация изложения изменяет читателя - потребителя продукции массовой коммуникации, но в то же самое время это реакция на изменения в нем самом.
Появление на одном полюсе системы новых явлений влечет за собой возникновение новых качеств на другом полюсе. Обновление стилистического облика публицистики - сигнал к переосмыслению подхода к практике редактирования медиа-текста при подготовке его к публикации. Критерии оценки речевого факта с позиций культуры речи могут быть расширены за счет коррекции высказывания не только с точки зрения норм языка, актуальных в конкретный период, но и с точки зрения соответствия данного способа изложения стилевым и коммуникативным нормам. Кроме того, безусловная принадлежность медиа-текста к текстам культуры предполагает оценку его эстетических качеств, значимых в данной коммуникативной сфере.
Новизна положений, изложенных в диссертации, касается нескольких аспектов, важных для теоретико-журналистских концепций и для ряда лингвистических дисциплин. Проведенный в рамках междисциплинарного исследования анализ позволил описать журналистскую практику как сложную по функциям деятельность, структурные компоненты которой влияют на отбор, организацию и критерии оценки единиц языка, реализующих эти функции, а журналистский текст как объект культуры в конкретный временной период. Общее для теории журналистки положение о связи творческих процессов в публицистике и в художественной литературе проиллюстрировано своеобразием проявления подобных связей в эпоху постмодернизма. Это позволило подробно описать пересекающиеся категории и приемы поэтики (например, «образ автора» как стилеобразующая категория в текстах журналистики и литературы, прием остранения, сказовая манера повествования, интертекстуальность, нелинейность изложения и др.) в оригинальном действии их в медиа-тексте. Новым при этом стал и подход к осмыслению поэтики журналистики, в основе которого оценка выразительных приемов с позиций не только эстетики, но и норм этики, права, нравственности, существенных для медиа-текста, «пропускающего» сквозь эти эффекты реальные ситуации.
Для развития теории русистики, пристально наблюдающей за динамикой современной речевой практики, новизна предлагаемого в диссертации подхода к рассмотрению тех или иных процессов в семиосфере проявляется в их неизолированном от конкретной речевой структуры изучении. Семантические изменения в лексике и лексической сочетаемости, в грамматике и словообразовании зафиксированы и проанализированы в текстовом исполнении, в определенном функциональном стиле. Это позволило выявить механизм появления нового для языка варианта, часто аномального, связанного с отступлением от существующих норм языка. В плане культуры речи работа пополняет фундаментальные принципы этот раздела языкознания, касающиеся культурно-речевого аспект профессиональной этики и этики личного поведения в процессе коммуникации.
Теоретическое и практическое значение. В теоретико-познавательном плане значение предпринятого в диссертации исследования состоит в получении и систематизации данных об изменениях в семиосфере, произошедших на рубеже веков, и в газетно-публицистическом стиле, отреагировавшем на эти изменения и в то же самое время оказавшем воздействие на их качество. В целом характер этих изменений определяется сегодня полилогом разных культурных языков, контрастными стилистическими регистрами, столкновением нормативного и аномального, разными типами сознания, в том числе и художественным. Это теоретическое положение имеет существенное значение для разных разделов языкознания (словообразование, лексикология и лексикография, морфология, функциональная и лексическая стилистики, культура речи), поэтики и риторики. Кроме того, систематизация и обработка данных философии, эстетики, этики, лингвистики, семиологии, имеющих отношение к журналистке как одной из форм человеческой деятельности, дали возможность зафиксировать положения, важные для развития современной теории СМИ. Среди них и те, которые касаются содержания теоретико-журналистского знания, отвечающего нуждам современной практики, и те, которые связаны с задачами преподавания специальных дисциплин для будущих журналистов. В частности активизация творческих интенций журналистов в процессе комплексной познавательной, ценностно-осмысляющей, художественной деятельности привела к авторизации дискурса медиа-текста, к ослаблению его документальной основы. Восстановить надежность публицистического произведения в отношении его способности формировать адекватные представления о мире может помочь сопряжение правовых, этических основ журналистики с профессиональным речевым поведением.
Комплексная методика анализа текстовой деятельности в печатных СМИ, включая и этап прогнозирования возникающих у читателя смыслов и оценок, позволившая сформулировать конкретные рекомендации по созданию и корректировке медиа-текста, может оказать продуктивное влияние на дальнейшую спецификацию знания в области журналистики, в частности на характер исследований, касающихся разных по способам создания материалов (для электронных и печатных СМИ, устных и письменных по форме воспроизведения, подкрепленных и не подкрепленных видеорядом).
Осуществленный в диссертации подход к описанию современной речевой ситуации в газетно-публицистическом стиле может быть распространен на тексты другой стилевой принадлежности.
В прикладном плане значение проведенного исследования состоит в определении специфики приемов поэтики, активно осваиваемых прессой в новой ситуации, и в оценке их возможностей с точки зрения эффективности процесса коммуникации. Сделанный в диссертации акцент на технику создания медиа-текста, способы его обработки (коррекции) и интерпретации позволят помочь в приобретении навыков профессионального письма, в освоении выразительных ресурсов публицистики.
Содержащиеся в диссертации рекомендации и выводы, в основе которых подробный анализ практики СМИ последнего десятилетия, могут оказаться полезными редакционным коллективам для определения приоритетов в собственной деятельности. Разработанная модель оценки текстов, предназначенных для публикации (тиражирования), с позиций функций прессы в демократическом обществе, профессиональной этики журналистов, включающей и культурно-речевой аспект, с позиций эстетики предполагают критическое отношение к новациям в композиционном и речевом решении материала.
Основные положения концепции могут быть учтены при составлении учебных программ, методических проектов, пособий и практикумов по стилистике и литературному редактированию, способных качественно обновить процесс профессиональной подготовки как журналистов, так и тех специалистов, чья работа предполагает знание норм речевого поведения, норм письменной речи. Культурно-речевой компонент является важной составляющей в организации деятельности по связям с общественностью, в педагогической, судебной, деловой, дипломатической практике.
Апробация работы. Концептуальные положения и выводы, представленные в диссертационном исследовании, методология анализа текстов СМИ в аспекте поэтики журналистики, культуры письменной речи, коррекции текста с целью приведения его в соответствие с языковыми, этическими, коммуникативными нормами прошли апробацию в различных формах. Основные теоретические положения работы обсуждались на заседаниях кафедры теории речевой деятельности и языка массовой коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и представлены в опубликованной монографии, учебных пособиях и научных статьях (объем около 30 п.л.). По теме исследования были сделаны доклады на научно-практических конференциях. Идеи, содержащиеся в исследовании, легли в основу курсов «Лексическая стилистика», «Функциональная стилистика современного русского литературного языка», «Литературное редактирование текстов массовой коммуникации» для студентов, обучающихся по специальностям «журналистика», «связи с общественностью», «международная журналистика» в Санкт-Петербургском государственном университете, и для студентов, обучающихся по специальности «менеджер по связям с общественностью» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства.
На основании концепции и материалов диссертационного исследования был разработан и прочитан курс лекций «Медиа-текст в системе культуры», а также проведены семинарские занятия на факультете журналистики СПбГУ. Их методической базой стала представленная в диссертации комплексная модель текстовой деятельности журналиста: от возникновения замысла и отбора языковых средств для его реализации до прогнозирования вариантов интерпретации текста потребителями продукции СМИ.
Теоретически обоснованный и подкрепленный анализом эмпирического материала подход к текстам СМИ на этапах аналитического редакторского чтения, фиксации дефектов, искажающих «картину мира» и препятствующих эффективности коммуникационного процесса, шлифовки композиционного-речевого облика журналистского произведения легли в основу оригинальной программы специализации студентов-журналистов «Теория и практика литературного редактирования», разработанной кафедрой теории речевой деятельности и языка массовой коммуникации и осуществляемой на факультете журналистики СПбГУ в течение четырех лет.
Предложенная в диссертации техника написания и корректировки текста СМИ была опробована на занятиях с журналистами-практиками новых изданий, появившихся в постсоветский период и только формирующих свою специфику, в частности в газетах «Деловой Петербург» и «Рестораны Петербурга», а также на семинарах Центра поддержки региональной прессы для редакционных коллективов Северо-Западного округа.
Представленные в диссертации методы понимания и интерпретации текстов массовой коммуникации применялись на практических занятиях по аналитическому чтению и аудированию в группах стажеров и аспирантов из Европы, Азии, Америки на специальном филологическом факультете СПбГУ и в летней школе для студентов университетов США при Пушкинском Доме РАН. Опыт работы с текстами СМИ в иностранной аудитории теоретически осмыслен и изложен в сообщениях на конференциях Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
Композиция работы такова, что, что позволяет отметить специфику каждого компонента журналистской практики во взаимодействии с другими конституирующими для СМИ признаками и с внешними структурами, достраивающими целое и определяющими его динамику.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении представлена общая характеристика исследования, определены объект и предмет анализа. Первая глава ориентирована на системное описание содержания журналистской деятельности в сфере массовой коммуникации и определение сущностных параметров медиа-текста с учетом динамики газетно-публицистического стиля. Во второй главе выделяются и анализируются приемы журналистского письма, увеличивающие интерпретационные возможности текста за счет такого форсирования выразительной стороны высказывания, когда способы использования языка, его актуализация становятся носителями новой информации и втягивают читателя в процесс создания совокупного смысла. Последняя, третья глава носит нормативный характер. В ней предлагается методика редактирования текстов СМИ, отвечающая новациям в технике создания медиа-текста и учитывающая деструктивные процессы внутри стиля. Заключение интегрирует результаты исследования, определяя специфику современного медиа-текста как текста, принадлежащего системе культуры.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 244 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz