Четверг, 19.09.2024, 05:48
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 21 » Скачать Формирование коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода. Самаренкина, Сания Закирзяновна бесплатно
09:26
Скачать Формирование коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода. Самаренкина, Сания Закирзяновна бесплатно
Формирование коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода

Диссертация

Автор: Самаренкина, Сания Закирзяновна

Название: Формирование коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода

Справка: Самаренкина, Сания Закирзяновна. Формирование коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Чебоксары, 2006 205 c. : 61 06-13/1202

Объем: 205 стр.

Информация: Чебоксары, 2006


Содержание:

Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУ-НИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ НА ОС-НОВЕ КОМНЕТЕНТНОСТНОГО НОДХОДА
11 Компетентностный подход в формировании коммуникатив-ной культуры будущих менеджеров
12 Модель процесса формирования коммуникативной культурыбудущих менеджеров на основе компетентностного подхода
13 Основные критерии, показатели и уровни сформированностикоммуникативной культуры будущих менеджеров
Глава
II ОНЫТНО-ЭКСНЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НО ФОР-МИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХМЕНЕДЖЕРОВ
21 Нрограмма и ход опытно-экспериментальной работы поформированию коммуникативной культуры будущих менеджеров
22 Недагогические условия успешного формирования комму-- 106никативнои культуры будущих менеджеров

Введение:

Происходящие в стране социально-экономические реформы и модернизация высшего профессионального образования детерминируют обращение к формированию профессиональных и личностных качеств студентов, ихдуховности, творческого потенциала и профессионализма. Выпускник вузасегодня должен не только овладеть профессиональными знаниями, умениями, навыками, развивать свои способности, но и выполнять основные профессиональные функции, обладать коммуникативной культурой (владениелитературной, деловой письменной и устной речью на родном языке, умениеразрабатывать различную документацию, обосновывать ее необходимость иразъяснять правила ее использования, знание этикп делового общения и т.д.).По мнению многих ученых (Б.Н. Боненко, И.А. Зимней, Т.А. Кривченко,П.А. Морозовой, В.А. Сластенина, Ю.Г. Фокина и др.), он должен быть прежде всего субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности.Анализ научно-педагогической литературы и результатов исследований отечественных ученых позволяет говорить о растущей потребности общества в развитии общей культуры, составной частью которой является коммуникативная культура человека, ставшая одной из причин недостаточнойпрофессиональной компетентности современных специалистов. Как показывает практика, подчас хорошие в своем деле специалисты оказываются беспомощными в области межличностных отношений, в частности, в ситуацияхделового взаимодействия. Умение общаться, добиваться взаимопонимания впроцессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в любой сфере производства и особенно в ситуациях делового взаимодействия. Большое значение здесь имеют выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в конфликтных ситуациях и логически построить аргументацию своей точки зрения, владение культурой речи и т.п.Важность формирования коммуникативной культуры у будущих специалистов отмечена и в Законе РФ «Об образовании», где подчеркиваетсянеобходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, и в «Концепциимодернизации российского образования на период до 2010 года», в которойговорится, что сегодня, помимо проблемы формирования у студентов знанийи умений решать профессиональные задачи, па первый план выдвигаетсяпроблема формирования у них межкультурной (интеркультурной) коммуникации как основы толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобш,енности, ментальной несовместимости, воспитания у них социальной компетенции - умения жить, учиться и работать вгруппе, команде, коллективе, развития способности к совместной деятельности, умения предупреждать конфликты и др.Проблема повышения уровня коммуникативной культуры являетсяособенно актуальной в подготовке специалистов в сфере менеджмента. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061100 «Менеджмент организации» областью их профессиональной деятельности является эффективное управление предприятием, организация систем управления, совершенствование процесса управления в соответствии с тенденциями социальноэкономического развития.Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы,подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства. Всвязи с этим выпускник факультета менеджмента должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческой, организационной,экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационноаналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной [50, 2].Как видим, успешность выполнения большинства из них напрямую зависит от уровня сформированности у будуш;его менеджера коммуникативнойкультуры.Проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельностии повышения эффективности обучения в высшей школе всегда была актуальной, В исследованиях таких ученых, как А.Ф. Аменд, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин и др., разработаны концепции, раскрывающие основные аспекты и направления повышения качества профессионального образования.Коммуникативный компонент профессиональной деятельности сталактивно разрабатываться в педагогике высшей школы с 80-х годов прошлоговека. Достаточно полно изучены личностные качества (М.Е. Дуранов, А.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, В.А. Сластенин и др.), глубоко исследованы коммуникативные умения (Л.А. Ахудаева, Е.А. Бароненко, Е.Б. Быстрай, М.Е. Дашкин, И.Р. Петерсон и др.). Все больше появляется работ, посвященныхизучению сущности профессионального общения и поиску оптимальных условий и эффективных методов формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов как условия успешного профессиональногообщения и профессиональной деятельности (Ю.Н. Емельянов, В.Л. Зливков,Т.И. Липатова, В.Д. Ширшов и др.). В последнее десятилетие учеными активно разрабатываются проблемы обучения родному и иностранному языкамв высшей школе (И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, И.А. Зимняя, Н.И. Гез, В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов, У. Литлвуд, Г. Уидсон и др.), формирования коммуникативных умений (И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.), межкультурной (социокультурной, транскультурной) компетентности (М.В. Болина, Н.Д. Гальскова, СМ. Колова, В.В. Сафонова и др.). Большинством авторов ведущей признана профессиональнокоммуникативная подготовка будущих менеджеров, т.е. их подготовка кпрофессиональной деятельности и деловому общению в ходе ее выполнения.Такая подготовка рассматривается учеными с позиций коммуникативнодеятельностного, социокультурного и компетентностного подходов, что является концептуально важным для нашего исследования.Необходимо отметить, что компетентностный нодход к определениюцелей и содержания профессионального образования не является совершенноновым для российской школы.Основные положения компетентностного подхода были обозначены в«Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где в качестве одной из задач системы образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности студентов к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е.ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.Концепция модернизации определяет ключевые компетенции как готовностьобучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, атакже способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач [90].Следует отметить, что термин «ключевые компетенции» впервые появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 г.,ознаменовав общемировую тенденцию обновления результирующих единицобразовательного процесса. В дальнейшем на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проведенном Советом Европы в 1996 г. в Берне, быливыделены следующие пять ключевых компетенций современных вьшускников:1) политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем);2) компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе(принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать слюдьми других культур, языков, религий);3) компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке;4) компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения, критическое отношение к информации, распространяемой средствамимассовой информации и рекламой);5) способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основыобучения в контексте профессиональной подготовки [193, 59].Компетентностный подход к подготовке специалистов достаточно хорошо раскрыт в трудах отечественных психологов: В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Э.Ф. Зеера, А.И. Павлова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской. Ориентация на усвоение знаний, умений и способов деятельности была ведущей в их работах. При этомследует отметить, что в их развивающих моделях обучения были представлены содержание учебных материалов и технологии формирования будущегоспециалиста на основе компетентностного подхода. По их мнению, компетенция выступает в качестве центрального понятия модернизации содержания образования, так как объединяет в себе интеллектуальную и навыковуюсоставляющие результата образования, интегрирует близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности.Компетентностый подход к образованию не отрицает необходимости формирования знаниевой базы (компетентности), речь идет о компетенции как интегральном результате данного процесса.Исследования этих ученых значительно способствовали накоплению исистематизации научной информации но исследуемой нами проблеме, однако собственно процесс формирования коммуникативной культуры у будущихменеджеров на основе компетентностного подхода в них не рассматривается.До настоящего времени не определены его структура и содержание, не разработана его модель, не выявлены педагогические условия его совершенствования и т.д.Между тем практика и результаты исследований свидетельствую о том,что уровень сформированности коммуникативной культуры выпускниковфакультета менеджмента не соответствует современным требованиям общества. У будущих менеджеров достаточно высокий уровень профессиональной компетентности (знаний, умений, навыков, профессионально значимыхкачеств личности, готовности к выполнению профессиональной деятельности и т.д.). Однако уровень сформированности социокультурной компетентности (и прежде всего способности устанавливать и поддерживать контактыс другими людьми в ходе своей профессиональной деятельности) остаетсянизким. Нравственно-психологические и технологические стороны профессионального общения и соответствующие коммуникативные умения не всегда осознаются будущими менеджерами как важные средства и условия ихэффективной деятельности. Поэтому значительная часть выпускников испытывает затруднения в профессиональном общении.Таким образом, имеются противоречия между:- изменившимися требованиями современного общества к профессиональной компетентности будущего менеджера и существующей системой ихпрофессиональной подготовки;- теоретическим осмыслением проблемы формирования коммуникативной культуры у студентов факультета менеджмента и практикой ее формирования в условиях высшего профессионального образования;- необходимостью подготовки квалифицированных специалистов в области менеджмента, способных компетентно осуществлять профессионально-коммуникативную деятельность в современных условиях развития общества, и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса формирования у них коммуникативной культуры в ходе профессиональной подготовки.На основе вышеизложенного определена проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования процесса формированиякоммуникативной культуры у будущих менеджеров в системе высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода?Актуальиость исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследовапия: «Формирование коммуникативной культуры у будущих менеджеров на основе комнетентностного подхода».Цель данного исследования состоит в выявлении и обосновании педагогических условий совершенствования процесса формирования коммуникативной культуры будущих менеджеров с учетом требований компетентностного подхода.Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих менеджеров в системе высшего профессионального образования.Предметом исследования выступает процесс формирования коммуникативной культуры у студентов факультета менеджмента на основе компетентностного подхода.Гипотеза исследования. Повышение уровня сформированности коммуникативной культуры будущих менеджеров возможно при создании следующих педагогических условий:- использовании дидактических технологий, организационных форм иметодов работы по формированию коммуникативной культуры у студентов сучетом требований компетентностного подхода;- внедрении в учебный процесс факультета менеджмента спецкурса«Этика делового общения»;- обеспечении взаимосвязи всех трех направлений (теоретического,практического и нравственно-психологического) процесса формированиякоммуникативной культуры у студентов факультета менеджмента;- осуществлении целенаправленной и систематической работы но подготовке преподавателей к формированию коммуникативной культуры с позиций компетентностного подхода;- систематическом проведении диагностики уровня сформированностикоммуникативной культуры и осуществлении, по мере необходимости, работы по ее корректировке.В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования былипоставлены следующие задачи:- обосновать необходимость организации процесса формированиякоммуникативной культуры у будущих менеджеров с позиций компетентностного подхода;- разработать и апробировать модель процесса формирования коммуникативной культуры у будущих менеджеров на основе компетентностногоподхода;- определить основные показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры у выпускников факультета менеджмента;- выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия совершенствования процесса формирования коммуникативнойкультуры у будущих менеджеров с учетом требований компетентностногоподхода.Теоретико-методологическую основу исследования составили важнейшие положения диалектики о единстве сознания и деятельности, философские положения о формировании личности в деятельности и общении.Исследование проводилось в рамках системного подхода, предложенного в10трудах В.П. Беспалько, Ю,А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Сериковаи др., культурологического подхода, представленного в трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера, Ю.М. Лотмана, П.А. Сорокина и др., личностнодеятельностного подхода, разработанного К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготским, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьевым, Л. Рубинштейном, В.А. Сластениным и др., и компетентностного подхода, описанного В.В. Давыдовым,П.Я. Гальпериным, Э.Ф. Зеером, А.И. Павловой, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторским, В.Д. Шадриковым, П.М. Эрдниевым, И.С. Якиманской и др.При рассмотрении психолого-педагогических аспектов исследуемойпроблемы мы опирались на общие положения теории коммуникативной деятельности и общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, В.А. КанКалик, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин и др.), концепции ценностей, мотивов,направленности профессиональной деятельности (Е.Н. Шиянов, В.И. Залесский, А.К. Маркова), теории межкультурной коммуникации и иноязычногообщения (В.М. Верещагин, Н.Д. Гальскова, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов,В.В. Сафонова, И.И. Халеева и др.), концепции «диалога культур» (М.М. Бахтин, B.C. Библер), теории оптимизации учебно-воспитательного процесса(Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник), концепции витагенного образования(А.С. Белкин), теории учебного сотрудничества (И.А. Зимняя, В.К. Дьяченко,Х.И. Лийметс, В.Я. Ляудис, Е.С. Полат и др.), теории и методики педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.М. Полонский и др.).Сочетание теоретического уровня исследования с опытноэкспериментальной работой обусловило выбор совокупности методов работы, включающих теоретические методы (анализ теоретических источников,позволивший сформулировать исходные позиции исследования, изучениепродуктов деятельности студентов, обобщение педагогического опыта) и эмпирические методы (анализ и обобщение эффективного педагогическогоопыта, а также массовой практики вузов страны по подготовке будущего11специалиста, анализ государственных образовательных стандартов России иучебных программ высшей школы, продуктов учебной деятельности студентов и преподавателей, которые использовались с целью выявления состояния, тенденций и условий эффективного формирования коммуникативнойкомпетентности будущих менеджеров). Применялись также экспертнаяоценка, самооценка, интервьюирование, анкетирование, прямое и косвенноенаблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики и др.Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.1 этап - подготовительный (2001-2002 гг.). На данном этапе анализировалась литература по исследуемой проблеме, проводились наблюдения запроцессом формирования коммуникативной культуры будущих менеджеровв системе высшего профессионального образования, анализировалось качество учебно-воспитательного процесса высшей школы. Наряду с этим былиопределены цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза,разработан понятийный аппарат, а также модель формирования коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода и выявлены педагогические условия; создана программа опытноэкспериментальной работы; проведен констатирующий этап эксперимента.2 этап - формирующий (2003-2005 гг.). Содержанием данного этапастала реализация модели формирования коммуникативной культуры будущихменеджеров, описание хода эксперимента и проверка эффективности выявленных педагогических условий.3 этап - обобщающий (2005-2006 гг.). Этот этап был посвящен обработке и обобщению результатов исследования, оформлению материалов, определению их теоретической и практической значимости и внедрению результатов в практику работы высшей школы.12База проведения исследования — Институт экономики, управления иправа (г. Казань). Набережночелнинский филиал. Исследованием было охвачено 246 студентов факультета менеджмента. Кроме того, с нами сотрудничали 20 экспертов (преподаватели и студенты вузов).Научная новизна исследования состоит в следующем:- разработана и апробирована модель процесса формирования коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентпостногоподхода, включающая в себя цель, содержание работы, организационныеформы, методы, средства и результат;- выявлены и обоснованы педагогические условия успешпого функционирования модели процесса формирования коммуникативной культурыбудущих менеджеров;- определены и обоснованы основные критерии, показатели и уровнисформированности коммуникативной культуры будущих менеджеров.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что еерезультаты дополняют теоретические положения педагогической науки осистеме профессиональной подготовки специалистов, углубляют научныепредставления о возможностях использования компетентностного подхода вформировании коммуникативной культуры. Создание и обоснование моделиформирования коммуникативной культуры у будущих менеджеров, определение педагогических условий ее эффективного внедрения в педагогическийпроцесс составят основу для дальнейщих научных исследований.Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование процесса формировапия профессиональнойкомпетентности, в т.ч. и коммуникативной культуры. Материалы теоретического исследования, методические рекомендации и программа спецкурса«Этика делового общения» создают реальные предпосылки для научнометодического обеспечения педагогического процесса факультета менеджмента высшего учебного заведения, направленного на формирование у бу13дущих менеджеров коммуникативной культуры. Полученное в результатеисследования знание о сущности и содержании компетентностного подхода,возможностях его использования в формировании коммуникативной культуры может быть положено в основу проектирования спецкурсов и спецсеминаров в условиях вуза, в системе повышения квалификации педагогическихкадров.На защиту выносятся следующие положения:1. Компетентностный подход к обучению содержит существенный потенциал для совершенствования процесса формирования коммуникативнойкультуры, являющейся важной составляющей системы профессиональнойподготовки будущих менеджеров.Коммуникативную культуру мы рассматриваем как способность и готовность человека осуществлять речевое и неречевое поведение, обеспечивать доброжелательное взаимодействие с другими людьми, организовыватьсовместную деятельность для достижения социально значимых целей.Процесс формирования коммуникативной культуры студентов факультета менеджмента на основе компетентностного подхода имеет практикоориентированную, развивающую и личностно-деятельностную направленность икак целостная система включает в себя:- теоретическую подготовку (овладение будущими специалистами нетолько профессиональными, но и специальными знаниями по различным аспектам деловых и личностных отношений, устного и письменного общения ит.д.);- практическую подготовку (вооружение студентов целым комплексомпрофессионально важных, в т.ч. и коммуникативных, умений и навыков);- нравственно-психологическую подготовку (осознание ими необходимости овладения культурой общения, правилами и нормами делового этикета, а также формирования у студентов качеств личности, необходимых дляосуществления коммуникативно-речевой деятельности).142. Важным средством повыщения уровня сформированности коммуникативной культуры студентов является внедрение в учебный процесс факультета менеджмента научно обоснованной модели, включающей в себяследующие взаимосвязанные компоненты: цель, закономерности, задачи,принципы, содержание работы, организационные формы, методы и средстваобучения. Критерием ее эффективности является результат.3. Уровень сформированности у студентов факультета менеджментакоммуникативной культуры может быть определен следующими основнымикритериями: базовой компетентностью (знаниевая составляющая коммуникативной культуры), коммуникативно-поведенческой компетенцией (навыковая составляющая коммуникативной культуры) и ключевой квалификацией (метапрофессиональные и деятельностно важные качества личности).Степень ее сформированности определяет уровень (минимальный, продвинутый и высокий) готовности выпускников факультета менеджмента к общению в процессе выполнения своих профессиональных функций.4. Эффективность формирования коммуникативной культуры будущихменеджеров обеспечивается созданием следующих педагогических условий:- использование дидактических технологий, организационных форм иметодов работы по формированию коммуникативной культуры у студентов сучетом требований компетентностного подхода;- внедрение в учебный процесс факультета менеджмента спецкурса«Этика делового общения»;- обеспечение взаимосвязи всех трех направлений (теоретического,практического и нравственно-психологического) процесса формированиякоммуникативной культуры у студентов факультета менеджмента;- осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке преподавателей к формированию коммуникативной культуры с позиций компетентностного подхода;15- систематическое проведение диагностики уровня сформированностикоммуникативной культуры и осуществлениие по мере необходимости, работы по ее корректировке.Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, репрезентативностью выборок испытуемых, содержательным анализом полученных результатов, а также многолетним опытом работы соискателя в качестве преподавателя и декана факультета менеджмента высшего учебного заведения.Анробация и внедренне результатов исследования. Теоретические иэкспериментальные результаты исследования обсуждались на методологических семинарах преподавателей, заседаниях совета факультета менеджментаНабережночелнинского филиала Института экономики, управления и права(г. Казань), кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, на республиканских и внутривузовских научно-практических конференциях (гг. Казань, Набережные Челны,Чебоксары; 2003-2005 гг.).Структура диссертации соответствует логике исследования. Работавключает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 241 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz