Четверг, 19.09.2024, 05:50
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Формирование культурно-нравственных ценностей студентов : На примере Республики Адыгея. Теучеж, Газават Яхиевич бесплатно
03:56
Скачать Формирование культурно-нравственных ценностей студентов : На примере Республики Адыгея. Теучеж, Газават Яхиевич бесплатно
Формирование культурно-нравственных ценностей студентов : На примере Республики Адыгея

Диссертация

Автор: Теучеж, Газават Яхиевич

Название: Формирование культурно-нравственных ценностей студентов : На примере Республики Адыгея

Справка: Теучеж, Газават Яхиевич. Формирование культурно-нравственных ценностей студентов : На примере Республики Адыгея : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Владикавказ, 2002 169 c. : 61 03-13/29-X

Объем: 169 стр.

Информация: Владикавказ, 2002


Содержание:

Введение3
Глава I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ16
11 Место понятия нравственной культуры в системе человеческой деятельности
12 Структура и критерии нравственной культуры
Глава II ДИНАМИКА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНЫХ РЕФОРМ ОБЩЕСТВА63
21 Специфика формирования нравственных ценностей современного студенчества
22 Пути и средства формирования нравственной культуры студентов

Введение:

Актуальность темы исследования. Нравственные ценности являются составной частью более богатой и содержательной по своему содержанию нравственной культуры.
При рассмотрении и оценке состояния нравственной культуры, помимо сопоставления и сравнения различных типов культур, важное значение имеет конкретный анализ самой нравственной культуры, ее возникновения и формирования, ее развития и состояния в рассматриваемую эпоху. Такой анализ убедительно опровергает точку зрения тех, кто пытается умалить сегодня значение нравственной культуры, выдвигая на первый план либо ценности господствующей группы населения (класса), либо систему профессиональных ценностей, либо более конкретные ценности, связанные с достижением материального благополучия. В этом плане обращение к проблемам формирования нравственной культуры студенчества поможет выявить источники и многие противоречия современной духовности, ее различные проявления ее компоненты, одним из которых является культура формирующейся личности, особенно — внутреннее ядро этой культуры - нравственность.
В сегодняшних условиях не только значительно возросла многогранность социальных отношений и связей, но и обострились многие общественные противоречия, ранее считавшиеся неантагонистическими. Произошло усиление диспропорции между культурой и нравственностью как общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентаций - с другой.
Сложилась ситуация, когда происходит формирование разных культур не только внутри одного общества, но и часто внутри одного и того же социального слоя или группы.
Жизнедеятельность современного студенчества происходит в условиях реформирования высшей школы. Содержание, направление, масштабы и темпы осуществляющихся в ней реформ во многом определяются участием в этом процессе самого студенчества.
Отечественной педагогикой накоплен бесценный опыт воспитания учащейся молодежи. Но в советский период, несмотря на крупные успехи и достижения, педагогические открытия выдающихся педагогов (А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский) авторитарная система, особенно в последние десятилетия, задавила этот опыт формализмом и идеологическими догмами: утверждался примат классовых ценностей над общечеловеческими, или из конъюнктурных соображений декларировались нереализуемые ценности типа «морального кодекса строителя коммунизма» (где набор ценностей весьма привлекателен). Но декларации расходились с жизненной практикой, ибо провозглашались одни образцы поведения, а в реальности приоритетными были совсем другие. При этом инициатива и творчество личности строго контролировались, сужая тем самым рамки студенческого самоуправления и, следовательно, — его самосознания. Студенчество характеризуется, прежде всего, своей наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейший критерий его нравственного самосознания. При отсутствии этой нацеленности студенчество перестает быть многогранным общественным образованием, раскалываясь на множество групп, объединенных лишь формальной целью получения диплома.
В ходе реформирования системы подготовки специалистов предстоит восстановить гуманистические и общечеловеческие приоритеты в содержании процесса обучения, преодолеть авторитетно-вербальную систему взаимоотношений студента и преподавателя, помочь студенту стать активным субъектом учебного процесса.
Проблемы, связанные с реформированием высшего образования являются не только российскими, но и общемировыми: не снижается неудовлетворенность тем, как обучает и воспитывает высшая школа и в странах Западной Европы и США [193, с.21].
Однако одной из важнейших особенностей нашей страны является от факт, что здесь процесс реформирования высшей школы сопровождается ухудшением материального положения как вузов, так и основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в молодежной, а особенно, в студенческой среде.
Усиление негативных факторов в экономике страны и во всех сферах духовной жизни общества сопровождается ослаблением культурно-просветительской работы, приводит к потере нравственных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию важнейших человеческих ценностей.
В результате разрушения пропагандировавшихся в советской системе ценностей в настоящее время на первый план выступила финансовая проблема. Из средства развития личности потребление превращается в самоцель, сводя на нет свободное время, необходимое для самовоспитания, интеллектуального и нравственного самосовершенствования, творческого развития. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и к самому себе, отходят на второй план.
В студенческой среде налицо усиление мировоззренческого и нравственного кризиса. Катализатором этого разрушительного процесса выступают средства массовой информации, и отнюдь не только молодежных, пропагандирующих преимущества западного образа жизни, индивидуалистическое поведение. В сознание молодежи внедряются сомнения по поводу прошлых успехов нашей страны в разных областях жизни. Вследствие этого растет отчужденность многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов.
Все эти обстоятельства делают необходимой выработку новой системы формирования нравственной культуры студентов. Это важная составляющая процесса становления будущего специалиста-педагога, инженера, врача, юриста. Необходимо органически связать профессиональную подготовку и формирование более высокого уровня нравственной культуры. Только в этом случае молодой специалист будет способен участвовать в совершенствовании общества.
Современные исследователи студенчества подчеркивают необходимость обращения внимания на проблему формирования нравственной культуры студентов [6; 7; 9; 29].
Таким образом, исследование проблем формирования нравственной культуры студенчества, его социальных и нравственных основ жизнедеятельности создает возможность более эффективного решения задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, обновления всей системы российской высшей школы.
Нравственная культура - важнейшая составляющая процесса становления будущего специалиста-профессионала, ибо профессия и нравственность - органически взаимосвязанные феномены.
Степень разработанности проблемы. В 60-70-ые гг. XX века в нашей стране наблюдается повышение интереса к проблемам нравственной культуры, что связано с целым рядом причин как объективного, так и субъективного характера, главными из которых представляются крах сталинской диктатуры, осмысление политических и историко-культурных процессов, имевших место в первой половине XX столетия в нашей стране, время "оттепели"; они создали предпосылки для исследования духовной составляющей справедливого общества, обострение же противоречий социализма в условиях жесткой системы запретов толкало обществоведов в основном к концентрации своих усилий вокруг нравственно-эстетических и историко-философских проблем.
В работах Л.М.Архангельского, В.И. Бакштановского,
B.Л.Бачинина, Д.Ж. Валеева, Л.Б. Волченко, В.Т. Ганжина, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, С.Н. Иконниковой, Л.Н.Когана, В.Г1. Коблякова, Н.В. Рыбаковой, Ф.Б. Садыкова был заложен фундамент для системного анализа понятия нравственной культуры. При этом следует учесть, что многие из этих авторов за редким исключением (Д.Ж.Валеев, Коган Л.Н., Садыков Ф.Б. и Уледов А. К.) нравственную культуру в основном оценивали в плане исследования нравственного сознания.
В 80-ые гг. в изучении нравственной культуры произошел поворот в сторону исследования проблемы духовности. Работы
C.Ф. Анисимова, А.И. Арнольдова, В.А. Бачинина, B.C. Библера, Л.Б. Волченко, И.М. Галкиной, А.В. Лукьянова способствовали выявлению существующих связей между понятиями нравственности, культуры и духа.
Необходимость разработки проблемы нравственной культуры стала особенно остро ощутимой на этапе коренных общественных преобразований в современном мире. Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентации изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, нравственного и социального в жизни человека и общества. Однако не так много работ, посвященных анализу современной нравственной культуры личности и особенно проблемам ее формирования в студенческие годы. В этом плане можно выделить работы Н.Б. Крыловой, Л.И. Недели, Л.И. Рувинского, посвященные отдельным аспектам нравственной культуры студенчества.
Наиболее весомый вклад в исследование формирования нравственных аспектов культуры молодежи внесли работы В.И. Астахова, P.M. Байгильдина, А.П. Ветошкина, Б.С. Галимова, Г.Е. Зборовского, Э.А. Карамышева, В.Т. Лисовского, М.Н. Руткевича, В.II. Гурченко, И.П.Яковлева.
Проблемы воспитания нравственной культуры школьников и студентов рассматривались в работах психологов и педагогов: Ш.А.Лмонашвили, Б.Г.Ананьева, Ю.П.Азарова, А.А.Бодалева, В.П.Борисенкова, Л.Б.Волченко, И.И.Зарецкой, В.К.Елмановой, Л.А.Журавлева, А. М. Зимичева, Р.Б.Камаева, Н.В.Кузьминой, Б.Т.Лихачева, Г.И. Михалевской, В.Н. Мясищева, Р.Т.
Насибуллина, Н.Д. Никандрова. Ю.Н.Никифорова, К.К.Платонова, СЛ. Рубинштейна, А.А. Свенцицкого, В.А. Сухомлинского, Н.Ф. Талызиной, Г.Н. Филонова и других.
Анализу развития культуры, ее роли в нравственном формировании личности посвящены труды А.И.Арнольдова, А.А.Ахмадеева, А.С.Батищева, А.А.Гусейнова, Л.Р.Когана, А.И.Титаренко, Л.А.Ширяева и других.
Вопросы формирования нравственной культуры учащейся молодежи прямо или косвенно затрагивали Г.Н.Александров, B.11.Ьондаренко, С.Г.Ваниева, Ф.А.Гайсин, Дж.М. Гилязетдинов,
A.Ф.Кудряшев, М.К.Мамардашвили, Д.А.Нуриев, Б.А.Тахохов,
B.Н.Финогентов и другие.
Большую группу составляют работы, посвященные проблемам гуманизации, гуманитаризации высшего образования. К ним относятся работы А.Ю.Белогурова, Е.В.Бондаревской, А.П.Валицкой, Ю.Н.Дорожкина, И.С.Иткиной, А.Б.Курлова, И.М.Орешникова, Е.Н.Шиянова и других.
Особое место в русской гуманистической общественной мысли занимают труды М.М.Бахтина, В.В.Розанова, П.Флоренского,
C.Л.Франка, В.С.Соловьева, которые оригинально освещали вопросы нравственного формирование личности.
Проблемы формирования нравственной культуры личности в плане этнической самоидентификации и использования народной педагогики освещены в трудах М.Акмуллы, П.П.Блонского, З.Валиди, Г.Н. Волкова, З.Т.Гасанова, М.Гафури, И.А.Дадова, С.В.Езана, Г.Ибрагимова, О.В.Мукаева, С.А.Тангяна, М.Уметбаева , К.Е.Хатаева, З.Б.Цаллаговой и других.
Однако сама по себе проблема формирования нравственной культуры студентов еще не получила достаточного осмысления, особенно в контексте понятий духа и духовности. Этот важный аспект нравственности и определил главные цели и задачи настоящего исследования.
Проблема исследования заключается в выявлении факторов и закономерностей личностно-ценностного нравственного развития студентов и в определении путей и способов формирования их нравственной культуры.
В качестве объекта исследования выступают нравственно-культурные ценности студенчества в условиях реформирования современной высшей школы.
Предметом исследования является развитие нравственной культуры личности в системе вузовского образования.
Гипотеза исследования. Нравственная культура является важнейшей составляющей личности и ее формирование у студентов зависит от эффективности современной концепции воспитания учащейся молодежи и ее реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.
Цель диссертации состоит в анализе ценностных ориентаций студентов, в определении оптимальных технологий формирования их нравственной культуры и выявлении педагогических условий целенаправленного управления этим процессом.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:
• выявление социально-философских оснований нравственной культуры современного студенчества;
• раскрытие критериев духовной и нравственной культуры личности;
• анализ состояния и особенностей развития духа и нравственности студенческой молодежи;
• определение путей и средств формирования современной нравственной культуры студентов;
• выработка практических рекомендаций и предложений по улучшению духовно-нравственных сторон жизнедеятельности студенчества.
Методологическая основа и источники исследования.
Диссертационное исследование базируется на основных положениях философии образования и воспитания, на идеях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, педагогов по проблемам психических и духовных основ нравственности человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании нравственной культуры. Источники диссертации: труды классиков педагогики и психологии, выдающихся философов прошлого и настоящего, педагогические исследования современных ученых.
В диссертационной работе были использованы следующие методы:
• теоретический (анализ и обобщение фактов по проблеме исследования на основе изучения научной литературы, синтез и системный подход); социально-педагогический (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анкетирование, тестирование, анализ воспитательной работы разных высших учебных заведений); экспериментальный (организация и проведение комплексного педагогического эксперимента); статистический (обработка данных педагогического эксперимента, обобщение результатов исследования).
Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные, материалы социологических исследований, учебные планы, программы. В работе использованы результаты исследований, проведенных совместно с сотрудниками кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического института, а также гранта Российского фонда фундаментальных исследований, в которых автор принимал непосредственное участие. Автором также было проведено социологическое исследование среди студентов дневных отделений Адыгейского государственного университета, а так же ряда вузов Краснодара. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.
Научная новизна диссертации состоит в раскрытии следующих положений:
• обосновано, что нравственная культура современного студенчества характеризуется разрывом между ценностными ориентациями и нравственным идеалом, преобладанием полицентризма ценностей с характерным для него эмоционально-рассудочным видением реальности и абстрагированием от душевных переживаний; все чаще для принятия решений студенты руководствуются не столько моральными постулатами, сколько конкретной рациональной выгодой, эмпирическим рассудком;
• показано, что в студенческой среде налицо кризис нравственности, а также поляризация типов личности студентов, являющаяся объективным основанием для создания конфликтных ситуаций в вузе, в отношениях между молодежью, обществом и государством: наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа, усиление эгоцентрических настроений;
• выявлена необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания студентов, выработки усилиями ученых новой концепции нравственного воспитания молодежи, учитывающей современные жизненные реалии и потребности;
• обосновано положение о необходимости изменения культурно-воспитательных функций преподавания, повышения ответственности преподавателей за формирование культурно-нравственного облика будущих высококвалифицированных специалистов в условиях углубления духовного кризиса российского общества; при преимущественно негативном духовно растлевающем воздействии средств массовой информации на молодежь преподаватели вузов призваны, преодолевая духовную сумятицу в собственном сознании, помочь студентам ориентироваться на национальные и общечеловеческие ценности; определены наиболее приоритетные направления формирования нравственной культуры студентов: этическое образование и воспитание (формирование убеждений путем борьбы с любыми формами обмана - благочестивого и неблагочестивого), гуманитаризация всего образования (укрепление кафедр гуманитарных наук вузов, фундаментализация преподаваемых дисциплин и т.д.), повышение роли довузовской подготовки студентов, создание методических советов, определяющих содержание и направления нравственного воспитания через преподавание специальных дисциплин.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в раскрытии сущности, содержания, характера и особенностей нравственной культуры личности, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на формирование нравственной культуры студентов, их соотношения и взаимозависимости, что может быть использовано в выработке теоретико-методических основ формирования нравственной культуры и в процессе проведения научных исследований.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса воспитания нравственной культуры студентов, в разработке учебных планов, программ, учебных пособий, в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обосновании гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения. Фактический материал диссертации целесообразно положить в основу спецкурса для системы повышения квалификации преподавателей; он может быть реализован в воспитательной системе вуза.
Достоверность и обоснованность результатов диссертации обеспечиваются всесторонним качественным и количественным анализом данных, полученных в результате исследования, объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам работы; применимостью авторских подходов в воспитательной работе современного вуза; многолетней практической деятельностью и наблюдениями автора; педагогическим мониторингом результатов исследования. Основные положения диссертации проиллюстрированы различными характеристиками мнений студентов и конкретными формами воспитательной работы.
На защиту выносятся следующие положения: - воспитание у студентов нравственной культуры как актуальная проблема педагогической теории и практики на современном этапе модернизации высшего образования России; сущность нравственной культуры и нравственного воспитания личности, пути и средства развития нравственной культуры студенчества; система формирования нравственной культуры молодежи в условиях вуза.
Апробация и внедрение в практику результатов и выводов исследования.
Основные идеи и полученные результаты исследования были изложены на Всероссийской конференции «Актуальные вопросы воспитания личности в современных условиях» (г.Нальчик, 1999 г.), на III Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (г.Пятигорск, 2001 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в республиках и краях Южного федерального округа (г.Владикавказ, 2001 г.), на научных конференциях в Адыгейском государственном университете (г.Майкоп, 2001 г.) и Майкопском государственном технологическом институте (1999-2001 гг.). Материалы диссертации использованы в «Республиканской программе воспитания учащейся молодежи» (г.Майкоп, 2001 г.).
Структура диссертации: Структура работы определялась задачами, стоящими перед исследователем. Содержание работы представлено введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы .

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 237 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz