Четверг, 19.09.2024, 05:51
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Формирование механизма речевого взаимодействия средствами ролевой игры на втором курсе языкового вуза : На материале английского бесплатно
09:15
Скачать Формирование механизма речевого взаимодействия средствами ролевой игры на втором курсе языкового вуза : На материале английского бесплатно
Формирование механизма речевого взаимодействия средствами ролевой игры на втором курсе языкового вуза : На материале английского языка

Диссертация

Автор: Кащеева, Анна Владимировна

Название: Формирование механизма речевого взаимодействия средствами ролевой игры на втором курсе языкового вуза : На материале английского языка

Справка: Кащеева, Анна Владимировна. Формирование механизма речевого взаимодействия средствами ролевой игры на втором курсе языкового вуза : На материале английского языка : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Тамбов, 2001 205 c. : 61 02-13/152-8

Объем: 205 стр.

Информация: Тамбов, 2001


Содержание:

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
§1 Проблемы речевого взаимодействия в теории коммуникативно-ориентированного обучения устной речи
§2 Дискурсивные свойства ситуативно организованного речевого взаимодействия
§3 Дискурсивные модели речевого взаимодействия
Выводы к первой главе
ГЛАВА СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СРЕДСТВАМИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
§1 Подходы к обучению речевому взаимодействию в ролевых играх, 82-106 существующие в учебно-методических пособиях и педагогической практике
§2 Организация опытного обучения речевому взаимодействию в ролевых играх
§3 Результаты опытного обучения речевому взаимодействию в ролевых играх
Выводы ко второй главе

Введение:

Задача обучения активному взаимодействию на иностранном языке в ^ i вузе вытекает из концепции построения всего процесса обучения языку как средству общения (106:5).С позиций психолингвистики в рамках теории деятельности взаимодействие рассматривается, главным образом, в качестве организующей формы деятельности общения, содержанием которой являются взаимоотношения общающихся (А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, В.А. Петровский, Е.Ф. Тарасов, А.А, Шахнарович). Наиболее изучены составляющие и деятельностные условия взаимодействия (Г.М. Кумчинский, Е.А. Маслыко, Е.Ф. Тарасов), виды направленности отношений (И.Л. Бим, Г.М. Кумчинский), психофизиологические механизмы общения (И.А. Зимняя, Е.А. Маслыко, А.А. Леонтьев Е.И. Пассов), а также обусловленность ^ взаимодействия видами состояний «я», психологическими трансакциональными векторами (Э. Берн), другие психологические характеристики общения и взаимодействия.Приоритет речевого взаимодействия в методической концепции обучения иностранному языку как средству общения объясняется трактовкой исследуемого понятия в качестве «сердцевины» или ведущего «механизма» общения (Е.А. Маслыко, Е.И. Пассов, Е.М. Розенбаум), при этом наблюдается тенденция к отождествлению понятий «общение» и «речевое взаимодействие». В зарубежных исследованиях эта тенденция наиболее очевидна, поскольку оба понятия могут обозначаться термином «интеракция» («interaction" - У. Литлвуд, Дж. Манби, М. Байгейт, Р. Скарцелла, У.М. Риверс и др.).Существующие методические исследования по проблеме речевого взаимодействия затрагивают следующие аспекты: - методические характеристики и функции речевого взаимодействия (Л. А. Киселева, Т. П. Камаева, Е. А. Маслыко); - умения общения и взаимодействия, в том числе - профессиональнометодические (М. Байгейт, Т.П. Камаева, О.А. Колесникова, Е.И. Пассов, У. М. Риверс, Н.С. Суслова); - внутреннюю речевую структуру взаимодействия на уровне действий (воздействие, контакт, реакция - Е. А. Маслыко); - приемы и формы организации учебного взаимодействия: ролевые игры, задания, имитации в парах и малых группах (Р.С. Липатова, М.А. Ариян, Е.С. Аргустаньянц, М.Л. Вайсбурд, Н. И. Гез, Г.В. Рогова, А. Готебиовска, А. Дафф, К. Джоунс, Дж. Ладус, К. Ливингстоун, У. Литлвуд, Р. Олрайт).Речевые умения, входящие в методическое понятие «механизма речевого взаимодействия», в свою очередь, дополняют речевую способность или коммуникативную компетенцию (А.А. Леонтьев, У. Литлвуд, Дж.Манби). С позиций коммуникативного метода обучения иностранному языку данный механизм, следовательно, характеризуют лингвистические (грамматические), социолингвистические и стратегические умения (У. Литлвуд, Д. Ньюнан, Р. П. Мильруд). Данные направления наиболее широко представлены в отечественных теоретических исследованиях. На наш взгляд, существующие подходы к изучению проблемы учебного речевого взаимодействия как динамичного процесса реализации моделей учитывают лишь частично или не учитывают совсем четвертую, дискурсивную составляющую коммуникативной компетенции, анализ которой получил всестороннее развитие в зарубежной прикладной лингвистике в последние двадцать лет (К. Брумфит, М. Канейл, Р. Картер М. Маккарти, Дж. Манби, Дж. Серл, Г. Уидоусон, М. Халлидей и мн. др.).В отечественных методических источниках не раз говорилось о необходимости дополнительных лингвистических способов изучения ситуаций общения, «типов» речевого взаимодействия, «способов» коммуникативного реагирования, сфер коммуникации, адресности ? взаимодействия (Е. А. Маслыко, Е. И. Пассов и др.). Однако акцент смещался на исследование «сфер коммуникации» и «сигналов общения» или взаимодействия (М.А. Ариян, Г. А. Рубинщтейн, В.Л. Скалкин), а также функциональных типов высказываний и их единств (М.Л. Вайсбурд, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Г.У. Тучкова, С. Часнок). При этом подразумевалось учебное общение не только в диалогической форме, но, прежде всего, взаимодействие в ситуациях учебных ролевых игр.По данным практических исследований, наибольшую трудность в процессе обучения с помощью ролевых игр вызывает именно «техника» речевого взаимодействия, несмотря на то, что принципы их организации призваны максимально приближать учебное взаимодействие к реальному (Р.С. Аппатова, СМ. Берковская, Е.А. Маслыко, Р.Н. Шевяков, СМ.
Шишкин).Учитывая вышесказанное, мы считаем актуальным! дополнительное исследование аспектов речевого взаимодействия и его организации в рамках ситуативных ролевых игр.Объектом данного исследования является обучение речевому взаимодействию с помощью ролевых игр на втором курсе языкового вуза.Выбор объекта исследования продиктован значительно большей психологической «готовностью» к активному речевому ролевому контакту студентов именно второго курса по сравнению с первым (А.А. Деркач, В.М. Филатов, СФ. Щербак), обусловленной сформированностью интересов и речевых интенций (М.М, Васильева), а также в логическом, а не мнемическом преобразовании материала.В качестве предмета исследования выступают виды учебных моделей речевого взаимодействия, которые используются в ролевых играх в рамках программных требований обучения в языковом вузе.Общей гипотезой исследования мы считаем предположение о том, что обучение речевому взаимодействию в ролевых играх может быть более эффективным, если дополнить содержание ролевых игр речевыми моделями, правилами интерактивного функционирования речевых действий в естественном дискурсе и свойствами ситуативного дискурса, построенного на речевом взаимодействии участников.Цель исследования заключается в теоретическом анализе, методической разработке и практической реализации интерактивных дискурсивных моделей для обучения речевому взаимодействию в ситуативных ролевых ифах.В соответствии с целью исследования мы считаем необходимым решить следующие задачи: 1. проанализировать существующие научные подходы к проблеме речевого взаимодействия как целостного явления и аспектов, составляющих его механизм.2. выявить свойства речевого взаимодействия в теории дискурсивного анализа.3. систематизировать существующие виды дискурсивных моделей для обучения речевому взаимодействию.4. изучить принципы организации и содержание обучения речевому взаимодействию в учебно-методических пособиях для обучения устной речи и педагогической практике.5. разработать способы реализации дискурсивных моделей взаимодействия в опытном обучении с помощью ролевых игр.6. проверить в опытном обучении эффективность использования серии ситуативных ролевых упражнений с элементами дискурсивных моделей в целях стимулирования динамики процесса речевого взаимодействия.Цель и задачи работы определили следующие методы исследования: теоретический анализ работ по методике и психологии преподавания иностранных языков и прикладной лингвистике; анализ программных требований к овладению устной иноязычной речью на исследуемом уровне i w, обучения; анализ базовых учебно-методических пособий для обучения устной и письменной речи для второго курса языковых вузов; наблюдение занятий с использованием ролевых игр и фиксирование продукта взаимодействия; сопоставительный анализ конверсациональных тактик во фрагментах фонограмм занятий и отрывках естественного дискурса для отбора дискурсивных свойств и моделей, перспективных для процесса обучения; моделирование речевого взаимодействия в опытном обучении; статистическая обработка и анализ данных опытного обучения.Научная новизна исследования состоит в том, что в нём предлагается включить аспект речевого взаимодействия, реализующийся в дискурсивных свойствах и структуре интеракции, в содержание моделей речевого взаимодействия и строить на их основе ролевые игры, используемые в учебном процессе.Теоретическая значимость работы состоит в попытке комплексного, многоуровневого анализа механизма речевого взаимодействия как части коммуникативной компетенции, включая её дискурсивную составляющую; систематизации дискурсивных правил и свойств, которые способствуют развитию взаимодействия на отрезках речи; обосновании перспективности использования дискурсивных свойств и моделей для естественного развития речевого взаимодействия в учебных ролевых играх.Практическая значимость данного исследования заключается в создании учебных моделей ролевых игр для использования в опытном обучении. Принципы моделирования и виды дискурсивных моделей ролевого взаимодействия могут быть использованы с модификациями на разных этапах обучения иностранному языку в любых коммуникативных ролевых упражнениях.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 321 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz