Четверг, 19.09.2024, 05:51
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 17 » Скачать Формирование стратегической компетенции в процессе обучения чтению Немецкий язык в лицеях и гимназиях. Кузнецова, Галина бесплатно
21:27
Скачать Формирование стратегической компетенции в процессе обучения чтению Немецкий язык в лицеях и гимназиях. Кузнецова, Галина бесплатно
Формирование стратегической компетенции в процессе обучения чтению Немецкий язык в лицеях и гимназиях

Диссертация

Автор: Кузнецова, Галина Александровна

Название: Формирование стратегической компетенции в процессе обучения чтению Немецкий язык в лицеях и гимназиях

Справка: Кузнецова, Галина Александровна. Формирование стратегической компетенции в процессе обучения чтению Немецкий язык в лицеях и гимназиях : Дис. канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2004 c. :

Объем: стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Введение
Глава I КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ЛИЦЕЯХ И ГИМНАЗИЯХ
§1 Структура и содержание коммуникативной компетенции
§2 Роль и место стратегий в процессе формирования коммуникативной компетенции
Выводы
Глава II ЧТЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В АСПЕКТЕ СТРАТЕГИЙ ОБУЧЕНИЯ
§1 Краткая характеристика чтения как одной из форм письменного общения и стратегий об)ения чтению
§2 Цели и содержание обучения чтению в лицеях и гимназиях
Выводы
Глава III ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ЧТЕНИИ
§1 Методика формирования стратегической компетенции в быстрых видах чтения 92с с с 90с 8с с с 1- 7с
§2 Методическая организация и проведение эксперимента 124с Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность научного исследования. Настоящее исследобание в посвящено чтении на проблеме иностранном формирования языке. На стратегической компетенции ориентированного на современном этапе развития российского общества и системы образования, вхождение в общеевропейскую образовательную систему, одной из основных задач отечественной методики обзения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции в разных видах речевой деятельности, которое позволяет им овладеть иностранным языком как реальным средством социального взаимодействия одновременно национальной участниками в межкультурных познания ситуациях и общения чужой в и и является своей средством осознания культуры, помогая межкультурной ориентироваться коммуникации. современном вопросы динамично изменяющемся мире. Это позволяет учащимся стать активными Поэтому формирования коммуникативной компетенции и её компонентов в разных видах речевой деятельности находятся в центре внимания отечественной методики обучения иностранному языку. Проблемы формирования отдельных компонентов коммуникативной компетенции социолингвистической (Синица Ю.А. 2000), дискурсивной (Кучеренко О.И. 2000), стратегической (Карева Л.А. 2000), социокультурной (Гусева А.В. 2002) были рассмотрены в сфере устного общения на иностранном язьже. Формированию межкультурной компетенции в работе над текстами посвящено научное исследование Мальковой Е.В. (Малькова Е.В. 2000). Стратегическая к обучению и компетенция устному была речевому рассмотрена также применительно В профессиональнопо лингвистике, ориентированному общению на иностранном языке (Астафурова Т.Н. 1997). отечественных зарубежных исследованиях психолингвистике, методике обучения иностранному языку в последнее время всё больше уделяется внимание роли стратегий. Роль стратегий рассматривается в связи с интерпретацией текстов (Айтмуханова Г.Ш. 1997). При этом существуют разные трактовки понимание их роли в процессе деятельности. Рассмотрение вопроса о понятия стратегий и стратегической обучения разным видам речевой формировании компетенции в том или ином виде речевой деятельности приобретает особую значимость в связи с тем, что оно даёт возможность нахождения эффективных путей преодоления трудностей, возникающих у учапщхся при обучении иностранному языку, вследствие отсутствия у них необходимых лингвистических и социокультурных знаний о другом социуме и культуре. Использование стратегической компетенции при обучении иностранному языку способствует формированию фоновых знаний, обеспечивающих их взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие. Вопрос формирования стратегической компетенции при обучении чтению на иностранном языке является малоисследованным как в теоретическом, так и в практическом плане. Следует отметить, что роле чтения как одной из форм письменного общения речевой деятельности, участвующей в процессе формирования коммуникативной компетенции, на сегодняшний день уделяется значительно меньще внимания по сравнению с устными формами общения. Актуальность данного научного исследования определяется необходимостью теоретически и практически исследовать роль и место стратегической компетенции при обучении чтению на иностранном языке. Ащлиз методике литературы обучения по психологии, лингвистике, психолингвистике, вопросу формирования в чтении не в иностранному языку по стратегической компетенции в чтении на иностранном языке показывает, что общепринятого проблемы понимания во стратегической многом от компетенции существует и не определён её компонентный состав. Решение этой зависит результатов исследований вышеназванных областях науки. Это определяет значимость настоящего исследования.Целью исследования является формирование стратегической компетенции при обучении чтению на немецком языке учащихся лингвистических лицеев, гимназий и школ с углублённым изучением иностранного язьпса. В качестве объекта исследования рассматривается процесс обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации. Предметом исследования является вторичная социализация личности на основе действия стратегической компетенции в процессе обучения чтению аутентичных текстов разных функциональных стилей и жанров. Для достижения указанной цели необходимо были решены следующие задачи: 1. конкретизирован компонентный состав стратегической компетенции; 2. определён комплекс стратегий, участвующих в компетенции; 3. обоснована ведущую роль антиципации и рефлексии при отборе аутентичных текстов для обучения быстрым видам чтения; 4. разработан список умений, необходимых для формирования стратегической компетенции; 5. разработана методика формирования стратегической компетенции в чтении текстов разных функциональных стилей и жанров на иностранном языке и апробирована в экспериментальном обучении. Для решения названных задач были использованы следующие методы исследования: аналитические; обобщающие (синтез, описание); проектировочные (моделирование); интерпретационные (объяснение, сравнение, аналогия); изучение отечественной и зарубежной литературы в области методики обучения иностранному языку, лингводидактики, лингвистики, психолингвистики, социолингвистики; сбор и накопление данных (анкетирование, хронометрирование); формировании данной изучение отечественного и зарубежного опыта, наблюдение за учебным процессом в аспекте обучения чтению; эксперимент, анализ его результатов (Э.А. Штульман 1971). Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые: выделен и конкретизирован участвующих в её формировании; рассмотрены особенности и приёмы использования стратегий в быстрых видах чтения на основе теоретического анализа действия антиципации и процесса рефлексии; определена роль компенсационных и метакогнитивных стратегий в ознакомительном и поисковом видах чтения; составлена классификация слов-сигналов; выделен критерий оценки развития коммуникативной компетенции читающего с помощью контекста. Теоретическая значимость роли стратегической на коммуникативной направленных исследования заключается в обосновании как одного из компонентов стратегий, при данной компетенции и выявлении комплекса компетенции компонентный состав стратегической компетенции в чтении на иностранном языке и комплекс стратегий, компетенции процесс формирования обучении чтению на иностранном языке. Определение компонентного состава стратегической компетенции в ходе научного исследования, а также рассмотрение роли и механизма действия антиципации и процесса рефлексии в чтении на иностранном языке позволили теоретически разработать методику формирования стратегической компетенции в чтении на иностранном языке. Разработанные методические требования и рекомендации к процессу формирования стратегической компетенции, к отбору текстового материала для формирования данной компетенции позволили найти новые формы работы с аутентичными текстами на занятиях иностранного языка, которые значительно повышают уровень обучения чтению и способствуют развитию коммуникативной компетенции У учапщхся лицеев, гимназий школ углублённьлм своё изучением в иностранного языка. Практическая значимость на иностранном исследования нашла на отражение разработке методики формирования стратегической компетенции в чтении языке, которая направлена совершенствование ими учащимися своих навыков и умений в чтении, на овладение комплексом компенсационных стратегий, позволяющих адекватно понять и воспринять информацию, полученную из аутентичных текстов, в случае недостатка языковых и социокультурных знаний, а также в разработке практического пособия для занятий по немецкому языку в лицеях, гимназиях и школах с углублённым изучением иностранного языка. На защиту выносятся следующие положения: 1. В процессе формирования стратегической компетенции в чтении на иностранном языке участвуют компенсационные, метакогнитивные и когнитивные стратегии чтения, экстралингвистические средства, визуальные опоры, слова-сигналы, стиль аутентичного текста. 2. В основе процесса формирования стратегической компетенции в чтении на иностранном языке лежат действия антиципации и процесса рефлексии, 3. Процесс рефлексии является основополагающим при отборе текстового материала для формирования стратегической компетенции в чтении на иностранном языке. 4. Компенсационная стратегия вывода значения слова/словосочетания при помопщ контекста является одним из критериев оценки сформированности коммуникативной компетенции учащихся. Цели И задачи исследования определили структуру диссертации, которая cocTOHt из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель и задачи, выделяются объект и предмет исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая ценность и практическая значимость, указываются используемые методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.в первой главе излагаются теоретические предпосылки исследования, обосновывается роль стратегической компетенции как компонента коммуникативной компетенции и её участие в процессе формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. В данной главе анализируются компонентный состав. Во второй главе чтение рассматривается в аспекте стратегий обучения. Внимание уделяется характеристике стратегий чтения и условиям их применения. Представленный на основе разных классификаций анализ стратегий чтения позволяет определить ведущую роль коммуникативных, когнитивных и метакогнитивных стратегий в процессе формирования стратегической компетенции в чтении на иностранном языке. В главе рассматривается также вопрос о целях и содержании обучения чтению в лицеях и гимназиях, об основных и компенсационных умениях в чтении на иностранном языке. Заключительная часть данной главы посвящена содержанию который стратегической входят компетенции при обучении чтению на иностранном языке. В главе анализируется её компонентный состав, в целеустановка читающего, процесс формирования рефлексии, стратегической антиципационные схемы и ьфеативность язьпсовой личности учащегося. В третьей главе описана методика компетенции при обучении ознакомительному и поисковому видам чтения с Зачётом их особенностей и в соответствии с требованиями программы для учапщхся изучением лингвистических лицеев, гимназий иностранного языка. В учащимся и школ с углублённым представлен комплекс компенсационными, главе модели стратегической компетенции и их упражнений, позволяющий овладеть коммуникативными и метакогнитивными стратегиями, обеспечивающими формирование и развитие у них стратегической компетенции в чтении на основе аутентичных текстов разных функциональных стилей и жанров. В данной главе представлены компенсационные умения в чтении и их формирование при помощи специально разработанных упражнений. Кроме этого, в главе проводится описание и анализ результатов экспериментального обучения, организованного целью проверки эффективности методики формирования стратегической компетенции в чтении на иностранном языке. В заключении подводится итог результатов экспериментального обучения, проведённого Исследование в Московском перспективы заканчивается лингвистическом применения приложением, в лицее котором при МГЛУ, методики. рассматриваются разработанной представлены фрагменты учебных материалов и комплекс зражнений, направленных на формирование стратегической компетенции у учапщхся лицеев и гимназий в чтении на иностранном языке. Апробация исследования. Экспериментальное обучение было проведено в апреле-июне 2002 года в Московском лингвистическом лицее при МГЛУ. Результаты теоретических и практических исследований были отражены в следующих публикациях: 1. К вопросу о стратегиях понимания иноязычных аутентичных текстов.- М.: ИНИОН РАН, 2001.-0,3 п.л. 2. Роль стратегической компетенции и стратегий в развитии коммуникативной компетенции в чтении на иностранном языке. Вопросы гуманитарных наук.- М.: Спутник, 2002.- 0,35 п.л. 3. Роль коммуникативных стратегий в процессе и формирования практические стратегической компетенции в быстром чтении на иностранном языке. //Социально-гуманитарные 0,5 п.л. 4. Формирование стратегической компетенции в чтении на иностранном языке. //Актуальные проблемы теории и практики преподавания иностранных языков: Вестник МГЛУ. Вып.473.-М., 2003.-0,5 п.л. исследования: теоретические аспекты. Сб. научи, трудов Мордовского гос. Университета. Саранск, 2002.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 246 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz