Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Формирование толерантного поведения подростка в семье. Зиганшина, Надежда Леонидовна бесплатно
00:04
Скачать Формирование толерантного поведения подростка в семье. Зиганшина, Надежда Леонидовна бесплатно

Формирование толерантного поведения подростка в семье

Диссертация

Автор: Зиганшина, Надежда Леонидовна

Название: Формирование толерантного поведения подростка в семье

Справка: Зиганшина, Надежда Леонидовна. Формирование толерантного поведения подростка в семье : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Казань, 2006 192 c. : 61 06-13/2445

Объем: 192 стр.

Информация: Казань, 2006


Содержание:

ГЛАВА 1 Теоретические осиовы формирования толерантногоповедения подростка в семье
11 Сущностные характеристики толерантности
12 Педагогические возможности семьи для формированиятолерантного поведения подростка
13 Особенности формирования толерантного поведения подростка всистеме семейных отношений 69Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Экспериментальное обоснование многоуровневогокомплекса педагогических условий формировання толерантного новеденияподростка в семейном воспитании
21 Многоуровневый комплекс педагогических условий формированиятолерантного поведения подростка в семейном воспитании
22 Динамика формирования толерантного поведения подросткав условиях современной семьи 117Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность нсследования. Развитие международного сообществаконца XX века характеризуется круннейшими социальнымитрансформациями. Резкая смена иерархии ценностей, приоритетов, идеалов,недостаток духовности, дефицит нравственности, развязывание военныхконфликтов, экстремизм, столкновение религиозных течений выдвинули напервый план необходимость укрепления целостности и многообразиясовременного мира, актуализацию проблем, связанных с формированиемтолерантной атмосферы современного социума. Это тем более актуально нафоне экономических реформ в нашей стране, повлекших за собойраскрепощение личности индивида, скованный ранее всевозможнымидогмами, запретами и законами, а также поиск современной молодёжью своейкультурной идентичности, который подчас сопровождается отсутствиемтолерантности и уважения друг к другу.Всё это подвигает систему образования, семью и всю прогрессивнуюобщественность к вынесению на повестку дня осмысления такогонеоднозначного явления как глобализация мира, имеющего свои определённыепротиворечия как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельновзятой семьи. С одной стороны происходит объединение, разрушение узкогонационализма, исторических и религиозных барьеров между народами, сдругой - угроза стирания этнического и культурного своеобразия народов, чтоведёт к стремлению сохранять и защищать уникальность своей собственнойкультуры; с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемамсемьи, укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей, ас другой - всё более обозначаются такие социальные проблемы, как падениежизненного уровня, увеличение числа неполных и асоциальных семей.Особенно важное значение атмосфера толерантности имеет длявнутрисемейных отношений, так как в условиях кризиса, когда обществопретерпевает социально-экономические изменения, устойчивое состояниесемьи становится приоритетной ценностью для государства, если онозаинтересовано в сохранении внутренней стабильности, национальнойбезопасности, укреплении своего международного статуса. Интегральноесостояние внутрисемейных взаимоотношений является высокозначимымсоциальным индикатором, характеризующим не только безболезненную сменупоколений, но и в известной мере показатель общего положения в стране, втом числе в различных сферах жизнедеятельности.Анализируя такое сложное явление как толерантность, приходитсяотказаться от попытки сформулировать универсальное её определение. Здесьнеобходимо рассматривать межгрупповую толерантность или толерантностькак черту государственной политики. Особенности проявления толерантности вразличных сферах социальных отнощений - политической, национальной,социальной, религиозной и т.д. - должны стать предметом исследования теориитолерантности в ее праксиологическом аспекте.Важной частью исследования проблемы толерантности является выяснениеграниц ее практического приложения. Российское образование всегдаподразумевало органичное и неразделимое единство семьи и щколы. Внастоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подросткомсвоего места в современном обществе, учить жить и адаптироваться вмультикультурном пространстве. Роль семьи именно в таком понимании насегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихсямежэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходитпроблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черткоторой должна быть толерантность. Однако исследование воспитательныхаспектов проблемы толерантности в семье значительно отстает отисследований ее философского, этического и психологического срезов,которые, в свою очередь, на данный момент также лишь набирают силу.Выдающиеся педагоги прощлого: Я.А.Коменский, Я.Корчак, И.Г.Песталоцци,представители отечественной педагогики: А.И.Герцен, П.Ф.Лесгафт,М.В.Ломоносов, А.С.Макаренко, А.Н.Острогорский, Д.И.Писарев, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие подчеркивали исключительно важнуюроль семьи в формировании личности ребенка. Какую бы сторону развитияребенка мы ни взяли, какой бы аспект поведения ни рассматривали, всегдаобнаружится их зависимость от условий жизни в семье в настоящем или впрошлом. Правда, эта зависимость пе остается неизменной на протяжении всегопериода жизни ребенка в семье, она меняется по мере его взросления и подвлиянием изменений, которые происходят в его сознании, в жизни самой семьи и вжизни общества в целом.Там, где речь идет о человеческом сознании, ценностных ориентациях,морали и поведении, безусловно, в числе решаюпщх факторов выдвигаетсясемейное воспитание.В отечественной и зарубежной научной литературе (Л.М.Дробижева,И.Кант, В.А.Лекторский, И.А.Панченко, В.А.Тишков, М.Уолтер и др.) имеетсяряд работ, рассматривающих понятие толерантности. Как правило, этиисследования представляют собой анализ толерантности в качестве основногопринципа взаимоотношения людей на любом уровне, одного из условийвыживания человечества. Наиболее разработанным аспектом толерантности,на наш взгляд, является вопрос о веротерпимости (П.Бейль, П.А.Бердяев,Р.Р.Валитова, Вольтер, Д.Локк, Е.В.Магомедова, М.Монтень, В.С.Соловьев идр.). Проблеме толерантности в политике и в национально-этническихотношениях посвящены труды В.Е.Козлова, Ф.М.Малхозовой, И.Семенова,М.Б.Хомякова и др. Положения, касающиеся роли и места толерантности вобщественной жизни, содержатся в работах Г.А.Бакиевой, Д.В.Зиновьева,О.П.Исаковой, А.А.Леонтьева, М.Мчедлова, Е.Пакгле, В.А.Петровского,О.Хёффе и др.Ряд имеющихся педагогических исследований затрагивает проблемы,смежные с проблемой толерантности, в частности, проблемымежнационального общения (А.М.Байбаков, Л.Р.Заурбекова, П.Р.Маликова,А.Н.Некрасова), воспитания культуры межнационального общения(И.А.Дадов, В.Н.Комаров, М.Куранов), воспитания межнациональнойтерпимости (Р.Т.Гарданов, Л.М.Симашина и др.).Нроблема формирования толерантной личности средстваминациональной культуры рассматривалась в исследованиях И.И.Валеева,Г.Н.Волкова, А.Э.Нзмайлова, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова,Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова и др.В ряде диссертационных работ раскрывается педагогический аспекттолерантности (Л.М.Иванова, П.Ф.Комогоров, З.Ф.Мубинова, Р.Н.Сафина,О.В.Скрябина, Н.В.Степанов, Т.С.Таюрская, В.В.Шалин, Г.М.Шеламова и др.).Нроблемы формирования личности нашли отражение в работахфилософов (Н.А.Бердяев, Б.С.Гершунский и др.); психологов (Н.П.Блонский,Л.И.Божович, Н.С.Кон, Б.Д.Эльконин и др.); педагогов (Н.К.Крупская,А.С.Макаренко, Л.Н.Новикова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский,Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.); социальных педагогов (В.Г.Бочарова,Б.З.Вульфов, М.Н.Гурьянова, А.Г.Корнилова, А.В.Мудрик, В.С.Торохтий идр.), где подчеркивается ведущая роль системы образования в решении этойзадачи.Вместе с тем структура толерантного поведения, приёмы и способыформирования его у подростков в условиях семейного воспитания ещё неявлялись объектом специального изучения.Анализ исследований по проблеме толерантности, проведенных спозиций запросов современного общества, семьи и потребностей самойличности, позволил выявить следующие противоречия между:- потребностью общества в толерантных людях и нетерпимымотношением их друг к другу, возрастающей агрессией в обществе;- потребностями современного общества в снижении агрессивногоповедения и этнической напряженности в подростковой среде на основетолерантности и недостаточной теоретической и практическойразработанностью данной проблемы;- между социальным заказом общества на формирование толерантностиу подростков и неразработанностью дидактической системы формированиятолерантности в поликультурной среде;- между имеющимися возможностями повышения уровня толерантностиу родителей и недостаточной их реализацией.Таким образом, предъявляемые обществом требования и недостаточнаятеоретическая и практическая разработанность актуализируют проблемуисследования - в чем сущность, содержание и условия воспитаниятолерантности подростка в семье.На основе проблемы нами была определена тема исследования:«Формирование толерантного поведения подростка в семье».Цель исследования: определить и экспериментально проверитьпедагогические условия формирования толерантного поведения подростка всемейном воспитании.Объект исследования: воспитательный процесс в современной семье.Предмет исследования: педагогические условия формированиятолерантного поведения подростка в семейном воспитании.В своём исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которойформирование толерантного поведения подростка в многоуровневомкомплексе социальных условий семейного воспитания будет эффективным,если:- обеспечено стимулирование готовности родителей к активномусемейному воспитанию;- семейное воспитание ориентировано на приоритет гуманистических идемократических ценностей, открытость к межкультурному и межэтническомувзаимодействию, использование современных моделей семейного воспитания;- создана единая воспитательная среда взаимодействия семьи и школы.Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, в диссертации поставленыследующие задачи исследования:1) определить сущностные характеристики понятия толерантногоповедения подростка;2) выявить особенности формирования толерантного поведенияподростков в системе семейных отношений;3) установить, обосновать и экспериментально проверить эффективностьмногоуровневого комплекса педагогических условий формированиятолерантного поведения подростка в семейном воспитании.Методологическую базу исследования составили следующие исходныеидеи и положения:- современные психолого-педагогические концепции формирования иразвития личности как процесса трансляции и реализации культурныхценностей;- концепция личностно-ориентированного подхода к воспитаниютолерантности;- современные теории социокультурного наследования, развития,воспитания и формирования личности в семейном воспитании.Теоретическую основу исследования составили работы,рассматривающие:- психолого-педагогические и культурологические теории развитияличности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко,А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачёв, Д.С.Лихачёв, М.К.Мамардашвили,А.В.Петровский, Ж.Пиаже, Л.Рубинштейн, Т.А.Стефановская, Т.Шибутани,Э.Эриксон);- педагогическую теорию семейного воспитания (Ю.П.Азаров,Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, А.И.Герцен, Я.А.Коменский,Я.Корчак, И.П.Костомаров, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, А.Н.Острогорский,И.Г.Песталоцци, Д.И.Писарев, В.А.Сухомлинский, В.Я.Титаренко,К.Д.Ушинский, И.Ф.Харламов, Т.Шацкий);- педагогическую концепцию национального воспитания в семье(Д.Арнов Н.А.Бердяев, Э.К.Васильев, Г.Н.Волков, В.Г.Закирова, И.С.Кон,А.Д.Солдатенков);- идеи диалогизма и концепции диалога культур (М.М.Бахтин,В.С.Библер, А.А.Мейер);- этнопедагогические теории обучения и воспитания (Г.Н.Волков,У.А.Винокурова, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев,И.С.Нортнягин, Я.И.Ханбиков и др.).- этические идеи, касающиеся непротивления злу насилием, а такжефилософии ненасилия и ненасильственного движения (Р.Г.Апресян,А.А.Гусейнов, Р.М.Илюхина, А.А.Калинин, Б.Картер, А.Г.Козлова,С.М.Малков, А.П.Огурцов, М.Т.Степанянц, В.С.Степин, Л.Н.Толстой, Г.Торо,Э.Хардт, Дж.Шарп, Н.В.Шкловер и др.);- основные положения теории прав человека (М.Думметт, И.Иовел,Р.Кристи, Г.Кунг, М.Моришима и др.);- методики обучения миролюбию (М.Липман).- теория ценностей (С.Ф.Анисимов, М.М.Бахтин, А.А.Гусейнов,О.Г.Дробницкий, М.Шалютин);- современные концепции гуманизма и гуманистического мира(Р.А.Валеева, Р.Р.Валитова, Л.Н.Буева, Д.Кришна, З.Г.Нигматов, О.Хёффе).Методы исследования. Для осуществления цели исследования, решенияпоставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовалиобщетеоретические методы научного познания (анализ, сравнение,сопоставление, обобщение); общепедагогические методы (анализпедагогической, психологической и философской литературы по изучаемойпроблеме; изучение накопленного международного, российского иреспубликанского опыта по воспитанию толерантности подростков; анализгосударственных программ, законов, хартий, затрагивающих идеи свободыличности, воспитание толерантного сознания; изучение и анализ учебнометодической документации; наблюдение; беседа; анкетирование);прогностические методы (моделирование, экспертные оценки, самооценкиподростков).База исследования: средняя общеобразовательная школа JV23 г.Альметьевска, базовая школа «Образовательного округа XXI век» №24,естественно-математическая и татарская гимназии г. Альметьевска, 200 семей.Исследование проводилось в три этаиа:Первый этап (1998-1999 гг.) - поисково-теоретический. Изучениеотечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования.Анализ и оценка современного состояния проблемы воспитаниятолерантности. Организация констатирующего эксперимента.Второй этап (2000-2002 гг.) - опытно-экспериментальный.Осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которогоопределялись эффективность подходов, принципов, форм и методов,уточнялись оптимальные воспитательные условия, обеспечивающиеформирование толерантного поведения подростка в семье.Третий этап (2003-2005) - обобщающий. Систематизация, апробация,письменное оформление диссертации, внедрение результатов в практику,статистическая обработка данных, полученных в результате проведенногоисследования.Научная новизиа исследования заключается в том, что:1. Уточнено понятие «толерантное поведение нодростка»: проявлениесовокупности действий, предполагающее способность целостно воспринимать"другого", понимая и принимая отличительные характеристики какпроявление индивидуальности; способность видеть в "другом" нолноценную,равнодостойную личность, умение вступать в диалог с «другим», находитьобщий язык с разными индивидами.2. Обоснованы принципы формирования толерантного поведения10подростка в условиях семьи (принцип творчества в бескопечном многообразиикультурных практик, принцип признания за другими свободного правасамовыражения, принцип признания этнокультурных особенностей исоциальных ценностей, принцип утверждения достоинства человека).3. Выявлен и экспериментально доказан многоуровневый комплекспедагогических условий, включающий:- обеспечение стимулирования готовности родителей к активномусемейному воспитанию;- ориентирование семейного воспитания на приоритет гуманистическихи демократических ценностей, открытость к межкультурному имежэтническому взаимодействию, использование современных моделейсемейного воспитания;- создания единой воспитательной среды взаимодействия семьи ишколы, которая обеспечивает эффективное формирование толерантногоповедения подростка в семейном воспитании.4. Разработано содержание научно-методического обеспеченияподготовки родителей к формированию толерантного поведения подростка всемейном воспитании.Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия«толерантное поведение подростка» в условиях социально-экономической иэтнокультурной стратификации в регионе. Сделанные в данной работе выводыоб условиях формирования толерантного поведения подростка в семейномвоспитании вносят вклад в активно развивающуюся теорию поликультурногообразования и воспитания. Исследование расширяет научно-педагогическиепредставления о специфике организации воспитательного процесса в условияхсемьи в контексте возрастных особенностей подростка.Практическая зиачимость результатов исследования состоит в том, чторазработаны и внедрены в практику: а) рекомендации по обеспечениюмногоуровневого комплекса педагогических условий формирования11толерантного поведения подростка в семейном воспитании; б) научнометодическое обеспечение системы лекционных, дискуссионных, тренинговыхметодов воспитательной работы в процессе формирования толерантногоповедения подростка; в) учебное и методическое обеспечение педагогов иродителей рекомендациями по формированию толерантного поведенияподростка в семейном воспитании.Достоверность и научная обоснованность исследования обеспеченареализацией научной методологии, длительным наблюдением и анализомвоспитательной работы, научно обоснованной экспериментальной проверкой,анализом, обобщением результатов работы, использованием научнопедагогических и воспитательных методов, адекватных предмету и задачамисследования.Анробацня и внедренне результатов исследования. Результатыисследования были освещены и получили одобрение на I Всероссийскойнаучно-практической конференции «Проблемы самореализации,самосовершенствования личности: психолого-педагогические аспекты» (Наб.Челны, 28-29 мая 2003 г.), III Всероссийской научно-практическойконференции «Реализация воспитательного потенциала гуманитарногообразования в условиях вхождения России в Болонский процес» (Казань, 25-26октября 2005 г.); на Международных научно-практических конференциях:«Реальность этноса. Образование и национальная идея» (С-Петербург, 2-5марта 2004 г.); «Реальность этноса. Глобализация и национальные традицииобразования в контексте Болонского процесса» (С-Петербург, 22-25 марта2005г.); на республиканских научно-практических конференциях: «ГородАльметьевск как социум XXI века: опыт и перспективы интеграцииобразования, науки, производства» (Альметьевск, 17-18 июня 2003 г.); «Опыти перспективы развития гуманистической парадигмы творчества Р.Фахретдинав условиях современной трансформации национального социума»(Альметьевск, 5-6 февраля 2004 г.). Внедрение результатов исследования в12практику осуществлялось через проблемные семипары (2002-2005гг.),родительские собрания (2002-2005гг.) и публикации их в печати: «Актуальныепроблемы педагогики и психологии»: Сб. научных трудов молодых ученых истудентов Казанского государственного педагогического университета.Выпуск 7. (Казань, 2004 г.); Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:Сборник тезисов. (Москва, 2005 г.).На защиту выносятся следующие положеиия:1. Особенности формирования толерантного поведения подростка всемье, выражающиеся в:- социокультурных ориентациях семейной среды;- социализации в условиях социально-экономической, этнокультурной исубкультурной стратификации;- преемственности и ценностно-ориентационном единстве социальныхинститутов воспитания;- социальной и психолого-педагогической готовности родителей киспользованию современных моделей воспитания в семье.2. Многоуровневый комплекс педагогических условий формированиятолерантного поведения подростка в семейном воспитании:- обеспечение стимулирования готовности родителей к активномусемейному воспитанию;- ориентирование семейного воспитания на приоритет гуманистическихи демократических ценностей, открытость к межкультурному имежэтническому взаимодействию, использование современных моделейсемейного воспитания;- создание единой воспитательной среды взаимодействия семьи ишколы, который обеснечивает эффективное формирование толерантногоповедения подростка в семейном воспитании.3. Содержание научно-методического обеснечения подготовкиродителей к формированию толерантного поведения подростка в семейном13воспитании.Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения, списка литературы из 255 источников на русском ииностранном языках, 10 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 277 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz