Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст. Мухина, Оксана Дмитриевна бесплатно
04:06
Скачать Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст. Мухина, Оксана Дмитриевна бесплатно
Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст

Диссертация

Автор: Мухина, Оксана Дмитриевна

Название: Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст

Справка: Мухина, Оксана Дмитриевна. Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Рязань, 2005 205 c. : 61 05-13/1807

Объем: 205 стр.

Информация: Рязань, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы работы по формированию у младших школьников умения совершенствовать текст
11 Лингвометодические основы изучения текста
12 Психолого-дидактические основы формирования коммуникативно-речевых умений
13 Умение совершенствовать текст в рамках коммуникативно-деятельностного подхода
14 Формирование речевых умений как методическое условие, обеспечивающее совершенствование текста
Выводы по главе 1
Глава 2 Методика формирования у младших школьников умения совершенствовать текст
21 Задачи и принципы совершенствования письменной речи младших школьников
22 Методы и приемы формирования умения совершенствовать текст
23 Система упражнений как средство формирования умения совершенствовать текст
24 Оценка уровня сформированности умения совершенствовать написанное в рамках констатирующего эксперимента
Выводы по главе 2
Глава 3 Экспериментальная проверка эффективности предложенной методической системы
31 Типология ошибок, связанных с работой по совершенствованию текста
32 Программа экспериментального обучения и ее реализация в соответствии с предложенной методической системой
33 Анализ эффективности предложенной методической системы
Выводы по главе 3

Введение:

Общая характеристика работы
В центре внимания современной методики русского языка находятся вопросы развития речи.
Для каждого школьника хорошо развитая речь является не только средством общения, но и инструментом познания и самовоспитания. От уровня речевого навыка зависят школьные успехи детей.
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка обеспечивает овладение языковыми нормами, предупреждает появление ошибок в речи детей, обогащает словарный запас школьников, прививает умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также развивает мышление учащихся, их наблюдательность, воспитывает вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
От того, насколько лаконично, точно, целесообразно в соответствии со сложившейся речевой ситуацией и, в конце концов, логично сформулирована человеком мысль, зависит результативность процесса общения. Следовательно, умение контролировать и совершенствовать свою речь является не просто важным в жизнедеятельности людей, но и крайне необходимым, так ^ как обеспечивает совершенствование речевой сферы.
В процессе реализации коммуникативно-речевых умений «адекватно воспринимать, а также создавать речевые произведения в соответствии с целями и условиями общения» человек проявляет себя в качестве языковой личности (114, 16). Созданный в процессе коммуникации текст, его качественные характеристики определяют уровень развития языковой личности. Следовательно, улучшение качества текста свидетельствует о более высоком уровне развития языковой личности.
Для того чтобы текст был понят в процессе коммуникации, необходи-, мо, чтобы адресат при его восприятии проходил те же этапы, которые прошел адресант при порождении. И если какой-нибудь этап речевой деятельности был пропущен коммуникантом, то возникновение ситуации коммуникативной неудачи неизбежно. В случае коммуникативной неудачи ученик активизирует свои речевые способности в процессе корректировки создания текста, производит поиск ошибочного звена. На данном этапе коммуникации реализуется умение совершенствовать текст.
В методических трудах Е.В. Архиповой, М.Т. Баранова, Н.И. Демидовой, Т.К. Донской, Т.М. Воителевой, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Н.И. Политовой, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, М.С. Соловейчик, Г.А. Фомичевой, Т.Н. Чижовой, Г.С. Щеголевой вопрос о коммуникативной направленности в обучении русскому языку поставлен, определен круг вопросов, нацеливающих на дальнейшие исследования, предложен ряд методических решений. Однако анализ данных работ и их изучение показали, что исследуемая проблема глубока, и хотя пути ее решения намечены, но еще далеки от реализации.
Формирование любого умения предполагает знание, поэтому наличие теоретического материала о речевых ошибках и недочетах в диссертационном исследовании выступает в качестве необходимого условия для решения поставленной проблемы. В методических программах [44, 116, 31, 35, 101, ^ 163, 14], учебных пособиях [159, 89], предполагающих обучение учащихся умениям излагать свои мысли, нет, на наш взгляд, единой теоретической базы: расхождения наблюдаются как в определении текста в качестве речевед-ческого понятия, так и в описании его основных признаков. Как следствие этого отсутствует единая методическая система работы по совершенствованию написанного, что, как показало исследование, обусловливает низкий уровень сформированности у учащихся соответствующих умений.
Сказанное определяет актуальность нашего исследования, которую можно выразить следующими положениями:
1) формирование умения совершенствовать созданное высказывание, делать его более понятным для адресата обеспечивает овладение младшими школьниками языковой и коммуникативной компетенциями, что, в свою оче-^ редь, благотворно влияет на их становление в качестве языковых личностей;
2) несмотря на наличие определенного количества методических материалов по данному вопросу, исследуемая проблема нуждается в дальнейшей методической разработке;
3) практически полное отсутствие либо минимальное использование в методических трудах теоретического материала о критериях оценки качества текста, его признаках, законах построения негативно сказывается на форми
Ь ровании у младших школьников умения совершенствовать текст;
4) отсутствие единообразия в определении основных рекомендаций по совершенствованию созданного текста заставляет учащихся пропускать этап контроля при создании текста в процессе обучения;
5) усвоение теории о тексте должно ориентироваться не на простое заучивание правил, а на целенаправленное формирование определенных коммуникативно-речевых умений, одно из которых - умение совершенствовать текст;
6) недостаточный уровень речевого развития учащихся доказывает необходимость разработки методической системы в рамках коммуникативно-деятельностного подхода.
Таким образом, обращение к теме диссертационного исследования объясняется ее актуальностью и перспективностью.
Объектом исследования является процесс формирования одного из коммуникативно-речевых умений - умения совершенствовать текст.
В связи с тем, что формирование коммуникативно-речевых умений основывается на полном и системном изучении текста как цельнооформленно-го лингвистического феномена, предмет научного поиска составляет методическая система совершенствования письменной речи младших школьников, предполагающая анализ и редактирование текста. г Цель исследования заключается в определении теоретических основ формирования у младших школьников умения совершенствовать написанное, а также в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методической системы развития данного умения.
В качестве рабочей гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что использование комплекса специальных упражнений способствует устранению речевых ошибок и недочетов в письменной речи младших школьников. При этом мы основываемся на положении о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа с учебным текстом позитивно влияет на формирование умения совершенствовать текст, если:
1) методическая система будет опираться на теоретический материал о тексте;
2) сам процесс формирования умения будет соответствовать теории речевой деятельности и отражать ее основные положения.
Поставленная цель, предмет и исходная гипотеза исследования предполагали решение ряда следующих основных задач:
1) установить степень разработанности исследуемой проблемы в трудах ученых, обобщить накопленный материал и дать ему методическую интерпретацию;
2) проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов;
3) выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников;
4) разработать критерии оценки качества письменного текста;
5) разработать критерии отбора дидактического материала для формирования умений совершенствовать текст в системе развития речи учащихся;
6) выделить методы и приемы, интенсифицирующие процесс формирования умений;
7) разработать систему упражнений, отвечающих цели исследования;
8) экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной методической системы по формированию одного из коммуникативноречевых умений младших школьников при изучении текста - умения совершенствовать написанное.
Методологическую основу исследования составляет деятельностный подход к проблеме порождения речи в рамках речевой деятельности (Т.В. Ахутина, JI.C. Выготский, Т.А. ван Дейк, A.A. Залевская, И.А. Зимняя,
B.П. Зинченко, A.B. Зубов, В.И. Ковалев, А.И. Ксенофонтова, A.A. Леонтьев,
C.JI. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.), коммуникативно-деятельност-ный, личностный подход к процессу обучения связной речи в рамках методики преподавания русского языка (М.Т. Баранов, В.В. Бабайцева, Н.И. Демидова, Т.К. Донская, А.П. Еремеева, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, Г.А. Фомичева, Т.И. Чижова, Г.С. Щеголева и др.).
Характер решаемых задач определял выбор методов исследования: анализ лингвистической, психологической и методической литературы по теме диссертации; целенаправленное наблюдение за процессом обучения; изучение и обобщение опыта работы учителей; анализ письменных работ учащихся; констатирующий и обучающий эксперимент; обработка результатов эксперимента, проведение сравнительно-сопоставительного анализа полученных данных в процессе контрольного и конечного срезов.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет (2001-2005) в начальных классах школы-лицея № 4 г. Рязани.
Первый этап (2001-2002) - изучение литературы, опыта учителей, определение круга вопросов в методике развития речи, требующих дальнейшего изучения.
Второй этап (2002-2004) - проведение констатирующего эксперимента, который показал уровень сформированности у учащихся умений редакти-^ ровать текст изложения. Основная часть обучающего эксперимента - внедрение системы упражнений, использование отобранного дидактического материала, применение целесообразных методов и приемов по формирова-^ нию умения совершенствовать текст.
Третий этап (2004-2005) - обработка и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) отобран и систематизирован необходимый и достаточный теоретический материал о выделенном умении в строгом соответствии с лингвистическими и психолингвистическими исследованиями в данном аспекте; ^ 2) установлена зависимость формирования умения редактировать письменный текст от полноценного усвоения учащимися теории текстопостроения;
3) определен перечень частных аналитико-продуктивных умений, составляющих умение совершенствовать текст;
4) сформулированы критерии отбора дидактического материала;
5) разработана методическая система формирования умений совершенствовать текст при изучении.
Теоретическая значимость заключается в том, что в диссертационной работе представлено обоснованное разграничение текстовых ошибок учащихся, определены способы и средства их выражения, причины возникновения; описана структура лингвосмыслового анализа, что позитивно влияет на формирование коммуникативной компетенции учащегося, проявляющейся в умении самостоятельно продуцировать текст более высокого качества (конечное коммуникативно-речевое умение).
Практическая значимость отражена в определении последовательности введения комплекса упражнений, отвечающих поставленным учебным целям, в создании методических средств обучения, в отборе учебных текстов-образцов для формирования соответствующих коммуникативно-речевых умений. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования школьных учебников и учебных пособий для начальной школы, в методических рекомендациях для учителей, а также для подготовки спецкурсов и спецсеминаров для студентов педагогического факультета по вопросам методики преподавания русского языка в начальной школе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) формирование умения совершенствовать написанное способствует развитию коммуникативной компетенции младшего школьника, его становлению как языковой личности; критерием сформированности умений является качество создаваемого учащимися текста определенного типа и стиля;
2) процесс формирования умения совершенствовать текст имеет длительный, многоэтапный, а значит, сложный характер, эффективность которого определяется рядом условий, основными из которых являются: детальная разработка методического аппарата предлагаемой системы формирования умений у учащихся и пристальное изучение теоретического аспекта текста;
3) формирование умений происходит на основе усвоения теоретического материала при адекватном применении методов и приемов обучения, при использовании системы упражнений комплексного характера, которые направлены на развитие определенных видов речевой деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается, во-первых, опорой на достижения современных наук: лингвистики, психологии, психолингвистики и методики развития речи учащихся; во-вторых, выбором адекватных целям и задачам исследования методов формирования умения совершенствовать текст; в-третьих, положительными результатами, полученными в ходе эксперимента.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в четырех публикациях автора исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 504 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz