Четверг, 19.09.2024, 05:51
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Фразеосемантическое поле умственные характеристики человека в английском языке. Ябжанова, Людмила Бадмаевна бесплатно
04:23
Скачать Фразеосемантическое поле умственные характеристики человека в английском языке. Ябжанова, Людмила Бадмаевна бесплатно
Фразеосемантическое поле "умственные характеристики человека" в английском языке

Диссертация

Автор: Ябжанова, Людмила Бадмаевна

Название: Фразеосемантическое поле "умственные характеристики человека" в английском языке

Справка: Ябжанова, Людмила Бадмаевна. Фразеосемантическое поле "умственные характеристики человека" в английском языке : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.04 / Ябжанова Людмила Бадмаевна; [Место защиты: Иркут. гос. лингвистич. ун-т] - Иркутск, 2010 - Количество страниц: 170 с. ил. Иркутск, 2010 170 c. :

Объем: 170 стр.

Информация: Иркутск, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
11 Психологические аспекты умственных характеристик человека
12 Лингвистические аспекты репрезентации умственных характеристик человека
13 Структура фразеологического значения
131 Роль коннотации в семантике фразеологической единицы
1311 Оценочный компонент как способ характеристики объектов мира
1312 Эмотивный компонент как показатель информационной насыщенности фразеологической единицы*?<
1313 Стилистический компонент как условие функционирования фразеологической единицы в речи
1314 Образный компонент как условие эмоционального восприятия фразеологической единицы
14 Полевой подход в изучении фразеологииГ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА II СТРУКТУРА ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «УМСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
21 Семантическая классификация фразеологических единиц фразеосеман-тического поля «Умственные характеристики человека»
211 Микрополе «Положительные умственные характеристики»
2111 ФСГ «Высокий уровень умственной деятельности»
2112 ФСГ «Высокий уровень понимания»
2113 ФСГ «Высокий уровень знаний»
2114 ФСГ «Аналитико-синтетическая деятельность высокого уровня»
2115 ФСГ «Хорошая память»
2116 ФСГ «Хорошая интуиция»
212 Микрополе «Отрицательные умственные характеристики»
2121 ФСГ «Низкий уровень умственной деятельности»
2122 ФСГ «Низкий уровень понимания»
2123 ФСГ «Недостаток знаний»
2124 ФСГ «Аналитико-синтетическая деятельность низкого уровня»
213 Микрополе «Функциональное нарушение умственной деятельности»
2131 ФСГ «Безумие»
2132 ФСГ «Нарушение психического здоровья»:
2133 ФСГ «Наступление состояния безумия»
22 Антонимический характер отношений между конституентами фразеосе-мантического поля «Умственные характеристики человека»
23 Структурно-грамматическая классификация фразеологических единиц фразеосемантического поля «Умственные характеристики человека»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III ОБРАЗНО-МЕТАФОРИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «УМСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
31 Метафора как способ идиомообразования
32 Метафорические модели формирования фразеологических единиц фразеосемантического поля «Умственные характеристики человека»
321 Пространственные метафоры
3211 Ориентационная метафора
3212 Метафора перемещения в пространстве
3213 Метафора канала связи
3214 Метафора локализации
3215 Метафора вместилища
322 Биоморфные метафоры
3221 Соматическая метафора
3222 Зооморфная и фитоморфная метафоры
323 Вещественные метафоры
3231 Метафора сущности и субстанции
3232 Артефактная метафора
324 Метафора видения
325 Персонификация
33 Неметафорические модели формирования фразеологических единиц фра-зеосемантического поля «Умственные характеристики человека»
331 Метонимия
332 Сравнение
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

Введение:

Фразеологический фонд языка представляет собой интерес для современных лингвистических исследований, проводимых в русле антропологического подхода. Во-первых, фразеологические единицы (далее ФЕ) различных типов активно употребляются носителями языка как в подготовленной, так и в спонтанной речи, и способствуют реализации коммуникативных интенций говорящего. Во-вторых, фразеологизмы являются хранилищем культурной памяти народа, говорящего на данном языке. Они фиксируют в языковой форме процесс восприятия и интерпретации народом окружающего его культурного пространства, совокупный общественный опыт нации. А так как фразеологизмы, в отличие от авторских метафорических выражений, конвенциональны, то, следовательно, они не только выражают особенности данного языка, но и его носителей, их мироощущение, склад ума, менталитет, национальный характер и стиль мышления. В этой связи фразеологизмы рассматриваются как «рефлексивные структуры обыденного сознания» (Вопросы языкознания. 1989. № 2. С.26-36).
Таким образом, исследование фразеологического состава языка соединяет воедино два основных момента, составляющих суть антропологической лингвистики: изучение функционирования языка в жизни человека и отображение жизни человека в языке.
Язык и интеллект неразрывно связаны и потому представляют собой важнейший источник сведений друг о друге. «Естественный язык - обязательный и неотъемлемый компонент естественного интеллекта. Он позволяет понять, как человек воспринимает мир и самого себя в нём» (Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект. М.: Академия, 2005. С. 49). Работы Е. Ф. Арсентьевой (Сопоставительный анализ фразеологических единиц. Казань, 1989. 128 е.), В. А. Плунгян (Вопросы языкознания. 1991. № 2. С. 2236), О. Г. Дубровской (Русские и английские пословицы как лингвокультуро-логические единицы. Тюмень, 2002. 164 е.), Е. В. Урысон (Проблемы исследования языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2003. 223 е.), В. В. Катерминой (Национально-культурная специфика образа человека. Волгоград, 2005. 40 с.) и многих других свидетельствуют о неиссякаемом интересе учёных к вопросу об отражении умственной деятельности человека в языке.
Целью настоящего исследования является комплексное структурно-семантическое описание фразеосемантического поля (далее ФСП) «Умственные характеристики человека» в современном английском языке.
Исходя из указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
• рассмотреть психические и лингвистические аспекты репрезентации умственных характеристик человека;
• изучить особенности структуры фразеологического значения;
• определить критерии и на их основании выделить корпус ФЕ, формирующих ФСП «Умственные характеристики человека» в современном английском языке;
• на основе анализа исследуемого материала определить структуру ФСП «Умственные характеристики человека»;
• выявить и систематизировать образно-метафорические модели, лежащие в основе формирования значений фразеологизмов исследуемого ФСП.
Вышеизложенное определило выбор объекта нашего исследования -фразеологические единицы, актуализирующие умственные характеристики человека в современном английском языке, а предметом, соответственно, являются структурно-семантические параметры указанных единиц.
Актуальность темы определяется следующими факторами:
1) важностью изучения фразеологии с точки зрения антропоцентрично-сти современной лингвистики и особой маркированности фразеологического состава языка;
2) необходимостью изучения взаимообусловленности языка и умственной деятельности человека, поскольку именно в языке внутренний мир человека и его интеллект находят своё естественное отражение и воплощение;
3) важностью выявления ментальных представлений об умственной деятельности человека в английской языковой картине мира, которые находят отражение во фразеологических единицах, входящих во ФСП «Умственные характеристики человека»;
4) необходимостью решения в когнитивном аспекте некоторых сложных вопросов фразеологической семантики, а также реконструкции когнитивных структур фразеологических единиц ФСП «Умственные характеристики человека».
Теоретическую основу диссертации составляют:
1. Положение В. Н. Телия о том, что фразеологическая единица представляет собой знак, соотносимый по структуре с микротекстом, в котором вся информация представлена в виде свёрнутого текста, готового к употреблению как текст в тексте.
2. Положение А. В. Кунина о том, что фразеологическое значение представляет собой инвариант информации, выражаемой семантически осложнёнными, раздельнооформленными единицами языка, не образующимися по порождающим структурно-семантическим моделям переменных сочетаний слов.
3. Положение О. Духачека, Э. Косериу, С. Д. Кацнельсона и других о том, что семантическое поле любого языка представляет собой целостное системное образование, отражающее понятийное, предметное или функциональное сходство входящих в него единиц.
4. Положение Дж. Лакоффа и М. Джонсона о том, что в основе процессов метафоризации лежат процессы обработки структур знаний, представляющих собой обобщённый опыт взаимодействия человека с окружающим миром, особенно с материальным миром, что отражается на языковом уровне, в частности, в виде концептуальных метафор.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Фразеологические единицы, репрезентирующие умственные характеристики человека, составляют отдельный пласт общего фразеологического фонда английского языка и формируют единое фразеосемантическое поле «Умственные характеристики человека», образованное на основе общности семы ability of mind, в структуру которого интегрируются микрополя «Положительные умственные характеристики», «Отрицательные умственные характеристики» и «Функциональное нарушение умственной деятельности».
2. Фразеосемантическое поле «Умственные характеристики человека» имеет достаточно чёткую иерархическую структуру, которая выявляется на основании выделения в значениях ФЕ дифференциальных признаков разной степени абстракции. В общей сложности мы выделили 13 фразеосемантиче-ских групп (ФСГ) и 30 подгрупп, каждая из которых так или иначе характеризует различные проявления умственных способностей человека: поведение, речь, способность воспринимать информацию, способность приобретать и расширять знания, объём этих знаний, эффективность анализа и синтеза, способность хранить и воспроизводить информацию, способность к интуитивному мышлению, переход от нормального состояния к состоянию безумия.
3. Умственные характеристики человека осмысляются в английском языке на основе самых разнообразных концептуальных метафор, основными из которых являются пространственные (ориентационная, перемещения в пространстве, локализации, вместилища), биоморфные (соматическая, зооморфная и фитоморфная) и вещественные (сущности и субстанции, артефактная), а также метафора видения и персонификация. Выявленные метафорические номинации отражают процессы восприятия, категоризации, осмысления, характеристики и оценки мира носителя английского языка.
4. Конституенты фразеосемантического поля «Умственные характеристики человека» находятся в антонимических отношениях друг с другом, что подтверждается выявленными нами в результате анализа синонимо-антонимическими парадигмами «Умный - глупый» и «Умный - безумный», которые, в свою очередь, также состоят из синонимических и антонимических рядов, формируемых на основе более конкретных признаков.
Поставленная цель обусловила выбор материала и методов исследования.
531 фразеологическая единица английского языка была отобрана из одноязычных и двуязычных словарей методом сплошной выборки. Критерием отбора фразеологических единиц, репрезентирующих умственные характеристики человека, послужило наличие в их составе или в их словарных дефинициях лексем, характеризующих проявление умственных способностей (восприятия, памяти и т.д.), то есть таких лексем, как clever, stupid, crazy, intelligent, knowledgeable и т.п.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: метод сплошной выборки, метод анализа словарных дефиниций, метод компонентного анализа, метод построения фразеосемантического поля, этимологический анализ, метод лингвистических оппозиций.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) впервые проведено комплексное исследование содержания и структуры фразеосемантического поля «Умственные характеристики человека» в современном английском языке;
2) системный анализ ФСП «Умственные характеристики человека» в русле антропоцентрического подхода позволил рассмотреть данный фрагмент внутреннего мира человека в его различных проявлениях;
3) очерчен корпус ФЕ, интегрированных во фразеосемантические группы и подгруппы ФСП «Умственные характеристики человека», детально проанализирована их семантическая структура;
4) исследована образная составляющая данного ФСП, выделены метафорические и метонимические модели репрезентации умственных характеристик человека.
Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшей разработке проблемы фразеологического значения, в выделении фразеосемантическо-го поля «Умственные характеристики человека» в современном английском языке. Полученные данные могут быть использованы в исследованиях по проблемам фразеосемантических полей в разных языках.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут найти применение в спецкурсах и спецсеминарах по лексикологии, фразеологии и стилистике английского языка, общего языкознания, при написании курсовых и дипломных работ, при составлении лекций по лексикологии английского языка, а также при составлении англо-русских фразеологических словарей.
Апробагщя работы. Основные результаты исследования обсуждались на международной научной конференции «Проблемы межкультурной коммуникации в преподавании иностранных языков» (15-16 апреля 2004 г.) в Бурятском государственном университете, конференции молодых учёных «Лингвистика. Лингводидактика. Информатика» (27 февраля - 3 марта 2006 г.) в Иркутском государственном лингвистическом университете, на ежегодных научно-практических конференциях сотрудников и аспирантов в ВосточноСибирском государственном технологическом университете, а также на заседаниях кафедры теоретической лингвистики ИГЛУ в 2006, 2007 и 2008 гг.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, списка использованных словарей и 5 рисунков. Библиография содержит 166 наименований, в том числе 17 на иностранных языках.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 280 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz