Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя : На материале факультета педагогики бесплатно
04:51
Скачать Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя : На материале факультета педагогики бесплатно
Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя : На материале факультета педагогики начального образования

Диссертация

Автор: Глазунова, Любовь Ивановна

Название: Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя : На материале факультета педагогики начального образования

Справка: Глазунова, Любовь Ивановна. Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя : На материале факультета педагогики начального образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Белгород, 1999 199 c. : 61 00-13/24-0

Объем: 199 стр.

Информация: Белгород, 1999


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе
§ 1 Проблема функциональной музыки в философии, физиологии, психологии и педагогике
§2 Функционально-дидактическая музыка в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов
§3 Анализ состояния использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе
Глава И Опытно-экспериментальная работа по использованию функционально-дидактической музыки в процессе подготовки будущего учителя начальных классов
• §1 Критерии, показатели эффективности использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза
§2 Экспериментальное обоснование использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза
§3 Методика использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза
§4 Эффективность применения функционально-дидактической музыки в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя начальных классов

Введение:

Актуальность исследования. Гуманизация образовательного процесса, вызванная к жизни современным состоянием российского общества, требует поиска новых, более эффективных средств его организации. Она предполагает усиление культурологической составляющей образовательного процесса, предписывающей установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, усвоение обучающимися духовно-ценностного опыта предшествующих поколений, восстановление культурообразующей и личностно-развивающей функций образования. Идеи гуманизации образовательного процесса в высшей школе нашли отражение в работах целого ряда педагогов-исследователей (С. И. Архангельский, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова). Они послужили основанием для расширения и наполнения содержания, технологий педагогического образования гуманистическими ценностями, средствами, что создает благоприятную ситуацию для переосмысления сущности профессиональной подготовки учителя. Становится очевидным построение такого профессионально-образовательного процесса, при котором были бы созданы условия для развития субъектных качеств личности будущего учителя, включения его в творческий процесс профессионального становления.
Результативность этого процесса обеспечивается наибольшей согласованностью внешних и внутренних факторов, формирующих личность будущего специалиста (В. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, С. JI. Рубинштейн и др.).
В психолого-педагогической литературе к внешним факторам, обеспечивающим результативность учебного процесса, относят рациональное построение учебных программ, учебников и учебных пособий, оснащенность учебного процесса техническими средствами, педагогическое мастерство преподавателя и др. К внутренним факторам относят уровень умственного развития студента, его отношение к учебной деятельности, особенности самоорганизации в процессе умственной деятельности, психофизиологическое и эмоциональное состояние студента, так как внешние воздействия на личность вызывают тот или иной отклик не прямо, а через посредство внутренних факторов, важнейшей составляющей которых является внутреннее, или психическое, состояние человека (А. Н. Леонтьев, Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн).
В ряде исследований (П. К. Анохин, В. К. Вилюнас, Л. В. Выготский, Б. И. Додонов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Г. М. Потанин, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, П. В. Смирнов, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Г. К. Шингаров и др.) доказана связь эмоций с мышлением и другими психическими процессами, свойствами личности и обосновано влияние психической тонизации, выполняемой эмоционально-положительным состоянием, на эффективность обучения.
Большие возможности, на наш взгляд, в осуществлении регуляции эмоциональной сферы обучающегося в процессе учебной деятельности содержит музыкальное искусство, в частности - функциональная музыка (И. А. Гольдварг, А. Г. Костюк, В. К. Липинский, Т. Н. Метельницкая). Многоаспектное рассмотрение исследователями проблемы воздействия музыки на личность позволяет констатировать, что при определенных условиях музыка оказывает благоприятное влияние на психическое и психофизиологическое состояние человека (Б. Г. Ананьев, В. М. Андреев, В. М. Бехтерев, А. Бине, Б. А. Вяткин, И. М. Догель, Л. Я. Дорфман,
А. А. Калашников, В. К. Липинский, В. Н. Мясищев, М. П. Патриций, И. Р. Тарханов, Г. П. Шипулин и др.).
В исследованиях JI. С. Брусиловского, И. А. Гольдварга, И. М. Гриневой, А. А. Перроте, В. Б. Поляковой и других ученых доказана целесообразность прикладного применения музыки в качестве средства, способствующего созданию оптимальных условий для выполнения разнообразной деятельности: трудовой, лечебной и т.д.
Представителями отечественной науки (Т. О. Гордеева, Т. Н. Метель-ницкая, JI. Н. Новицкая, В. И. Петрушкин, JI. Н. Трегубова и др.) отмечено благотворное влияние музыки на отдельные виды деятельности в условиях образовательного процесса. Результаты этих работ позволили наметить перспективы дальнейших исследований, способствовали выдвижению новых аспектов проблемы, нуждающихся в экспериментальной разработке. Так, до настоящего времени функциональная музыка не рассматривалась как дидактическое средство, то есть как функционально-дидактическая музыка (ФДМ). Не рассматривались также вопросы, связанные с включением ФДМ в процесс профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов, не исследована готовность учителя к использованию функционально-дидактической музыки как элемента профессионально-педагогической культуры учителя. Это объясняется тем, что решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода, связанного с философским, физиологическим, психологическим, культурологическим и музыковедческим аспектами. Вместе с тем, анализ литературы из различных областей знаний показал, что в настоящее время в науке накоплен определенный теоретический и эмпирический материал, который при осуществлении интегративного подхода к изучению музыкального воздействия на личность обучающегося позволяет осуществить исследование данного феномена.
Таким образом, мы можем констатировать, что в теории и практике педагогического образования сложилось противоречие между потребностью в новых дидактических средствах организации учебно-познавательной деятельности студентов и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ использования функционально-дидактической музыки как средства профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.
С учетом этого противоречия нами была определена тема исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия использования функционально-дидактической музыки как средства профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов.
Предмет - функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать сущностные характеристики функционально-дидактической музыки как дидактического средства.
2. Определить критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя.
3. Выявить и экспериментально обосновать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.
4. Разработать методические рекомендации по использованию функционально-дидактической музыки в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.
В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что использование функционально-дидактической музыки в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя начальных классов будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию функционально-дидактической музыки на занятиях; обеспечение профессионально-ориентированной направленности использования функционально-дидактической музыки на учебных занятиях; персонализация познавательной деятельности студентов на занятиях с применением функционально-дидактической музыки; актуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с включением функционально-дидактической музыки: организационно-методическое обеспечение использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.
Методологическую основу исследования составляют современные философские, психологические, педагогические положения о единстве рационального и эмоционального в развитии личности; научные представления о личности как о многофункциональной системе, высшей ценности и самоцели общественного развития; закономерности и тенденции формирования общей и профессионально-педагогической культуры будущего учителя.
Научному обоснованию положений исследования способствовали работы известных ученых в области музыковедения: Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. В. Шацкой; музыкальной педагогики: Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Т. Д. Сусловой и др. Реализовать культурологический подход к раскрытию сущности функционально-дидактической музыки, выявить ее структурную наполненность позволили работы А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревекой, И. Ф. Исаева, Г. М. Потанина, Е. Г. Силяевой, В. А. Сластёнина, А. Н. Ходусова, Е. Н. Шиянова, Н. Е. Щурковой и др.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки высказанной гипотезы использовалась совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, физиологической, психологической, музыковедческой, педагогической литературы; педагогическое наблюдение и анкетирование; методы экспертной оценки и самооценки; анализ результатов деятельности студентов; метод тестирования; педагогический эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования был избран факультет педагогики начального и дошкольного образования Белгородского государственного университета, школы №№ 13,28,40,41,48 г. Белгорода.
Основные этапы исследования.
Первый этап (1991 - 1994) - изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая, музыковедческая отечественная и зарубежная литература по проблеме использования музыки в образовательном процессе; разрабатывались исходные позиции исследования.
Второй этап (1994 - 1996) - проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась опытная работа по изучению влияния функционально-дидактической музыки на состояние, деятельность и поведение студентов в условиях вуза, разрабатывалась методика формирующего эксперимента.
Третий этап (1996 - 1999) - проводился формирующий эксперимент, анализ опытно-экспериментальной работы, систематизировались полученные результаты, проверялась выдвинутая гипотеза, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность функционально-дидактической музыки как средства организации учебно-познавательной деятельности студентов; определены оптимальные сферы и границы применения функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза; разработаны основные требования к отбору музыкальных произведений и определению режима их включения в образовательный процесс; выявлены критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в условиях вуза; обоснована совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения функционально-дидактической музыки. Практическая значимость исследования: разработана методика использования функционально-дидактической музыки в процессе профессиональной подготовки будущего учителя; определено содержание подготовки будущего учителя к использованию функционально-дидактической музыки в образовательном процессе школы; подготовлены методические рекомендации, позволяющие педагогу самостоятельно составлять музыкальные программы и определять режим их включения; с учетом выявленных психолого-педагогических условий включения функционально-дидактической музыки в учебный процесс разработана и апробирована программа спецкурса «Музыкальная эстетика». Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением разнообразных методов исследования, адекватных предмету и задачам исследования; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных; личным опытом педагогической деятельности в высшем учебном заведении.
Основные положения, выносимые на защиту:
• функционально-дидактическая музыка - это средство организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующее эффективному решению профессиональных задач;
• готовность педагога к использованию функционально-дидактической музыки в образовательном процессе рассматривается в качестве одного из элементов профессионально-педагогической культуры;
• критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов - отношение студентов к выполняемой деятельности, качество усвоения изучаемого материала, личностно-творческое развитие будущего учителя, валеологическая направленность функционально-дидактической музыки;
• условиями, обеспечивающими эффективность использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов, являются: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию функционально-дидактической музыки на занятиях; обеспечение профессионально-ориентированной направленности функционально-дидактической музыки на учебных занятиях; персонализация познавательной деятельности студентов на занятиях; актуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с применением функционально-дидактической музыки; организационно-методическое обеспечение использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты исследования апробированы на всероссийских научно-практических конференциях «Технология профессиональной деятельности» (Белгород, 1995), «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология» (Белгород, 1996), международных научно-практических конференциях «Теория и практика современного образования» (Тула, 1997), «Инновация в образовании: теория и практика» (Белгород, 1998), результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Белгородского государственного университета, на методологическом семинаре преподавателей кафедры педагогики начального образования. Материалы диссертации нашли отражение в статьях, в коллективных сборниках научных трудов, программе спецкурса «Музыкальная эстетика» и используются в организации учебно-воспитательного процесса в Белгородском государственном университете, в работе по повышению квалификации преподавателей.
Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы (240 источника) и приложение.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 261 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz