Четверг, 19.09.2024, 05:51
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Государственно-правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России. Гукетлова, Даханаго Магомедовна бесплатно
07:50
Скачать Государственно-правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России. Гукетлова, Даханаго Магомедовна бесплатно
Государственно-правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России

Диссертация

Автор: Гукетлова, Даханаго Магомедовна

Название: Государственно-правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России

Справка: Гукетлова, Даханаго Магомедовна. Государственно-правовое регулирование функционирования средств массовой информации в России : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.02 Кисловодск, 2005 191 c. : 61 05-12/990

Объем: 191 стр.

Информация: Кисловодск, 2005


Содержание:

^ГЛАВА 1 Государство и средства массовой информации: исторический генезис развития и сущность государственно-правового регулирования в современных условиях
§1 Возникновение и эволюция форм государственно-правового регулирования средствами массовой информации в России
§2 Понятие и правовая характеристика средств массовой информации в современном государстве
§3 Место и значение средств массовой информации в российском государстве /i» §4 Государственная политика в области массовой информации в России
§5 Правовой статус граждан Российской Федерации в области массовой информации
ГЛАВА 2 Организационно-правовые основы функционирования средств массовой информации
§1 Правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации А §2 Правовой статус редакции средств массовой информации
§3 Правовой статус журналиста
§4 Правовое регулирование сети Интернет

Введение:

Актуальность темы исследования. Развитие информатизационного комплекса в современной России сопряжено с определёнными трудностями, к которым относятся отсутствие необходимой нормативной базы, позволяющей прогнозировать развитие средств массовой информации (СМИ); неразработанность целенаправленной государственной политики в области развития средств массовой коммуникации; неполное финансирование компаний, которые относятся к области государственного управления и недостаточное финансирование компаний, которые находятся в частичной государственной собственности; отсутствие рынка продукции компаний СМИ, специфичность продукции, производимой компаниями СМИ, которая ранее была государственной собственностью и отличалась постоянством в области формы и содержания.В настоящее время государственно-правовое регулирование СМИ в Российской Федерации не основано на чётко выстроенной научной концепции и поэтому имеет целый ряд серьёзных недостатков, прежде всего потому, что оно не предусматривает идею создания единого информатизационного комплекса. По представлениям автора, в настоящее время следует отказаться от организационно-бюрократического понимания информатизационного комплекса и решать проблему его формирования исходя из диалектического понимания необходимости взаимосвязанного регулирования всех отраслей информации. Эта взаимосвязанность должна выражаться в корреспондировании законодательной базы отдельным составляющим информатизационного комплекса. Все принимаемые законы должны учитывать общность конечных целей функционирования отдельных его отраслей и секторов.Однако в отраслевом (информационном) законодательстве практически не обозначена роль государства в качестве регулятора межотраслевых связей.Многоведомственность управления информационной сферой не способствует решению горизонтальных проблем, препятствует созданию единого информационного пространства. По мнению автора, необходимо создание и беспрепятственная реализация такой законодательной базы, основой которой должна стать общность конечных целей всех составляющих единого информатизационного комплекса. ^ Анализ правового регулирования взаимоотнощений государственной власти и СМИ в России показывает крайнюю противоречивость этого процесса. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124 — 1 «О средствах массовой информации» [далее — Закон (О СМИ)], несмотря на все его недоработки, закрепивший в качестве главного достижения баланс интересов государства и общества, в настоящее время приходит во всё большее противоречие с последующими правовыми актами, в которых тенденция ограничения свободы СМИ обнаруживается достаточно явно. В результате этого происходит постепенный отказ от принципов государственной политики в области массовой информации . Основополагающим в этом процессе является тот факт, что эти тенденции проявляются не только в конкретных действиях исполнительной власти, но и в принятии новых законодательных актов, всё более ограничивающих свободу СМИ. Всё это обуславливает необходимость исследования как государственноправовых, так и административно-правовых аспектов в функционировании СМИ. Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с исследованием СМИ, деятельности государства по их правовому регулированию, форм и функционального назначения были и остаются одними из центральных в государственно-правовой науке.Вопросам законодательства и его применения в области СМИ посвящены работы Г. А. Алхутовой, К. К. Арсеньева, В. В. Балытникова, Ю. М. Батурина, И. Л. Бачило, В. Большакова, Н. Братановского, А. Б. Венгерова, Л. Давтяна, Л. Л. Ермиловой, Ю В. Калинина, В. А. Копылова, А. А. Курочкиной, В. Н. Монахова, В. Б. Наумова, Д. В. Огородова, М. В. Понярской, Ю. Г. Просвирина, М. М. Рассолова, А. Г. Рихтера, А. Р. Ратинова, А. К. Симонова, В. Н. Соловьёва, М. А. Федотова, А. М. Хасанова, Е. Чаннова, В. Л. Энтина и других.Их выводы и рекомендации оказали положительное влияние на совершенствование законодательства о СМИ и пракгики его реализации, они также послужили базой для дальнейших теоретических исследований, в том числе некоторых заключений и предложений данной работы, К большому сожалению, практически отсутствует государственноправовые исследования проблем СМИ в России. Появившиеся в последние годы работы учёных Г. А. Алхутовой, В. В. Балытникова, Н. Братановского, М. А. Федотова, Е. Чаннова, хотя и затрагивают те или иные государственно-правовые аспекты СМИ в стране, однако не дают целостного представления о роли государственного регулирования в указанной сфере. Отсутствует единая концептуальная модель, которая включала бы в себя в диалектическом единстве соотношение таких феноменов, как государство - право — управление - СМИ. Естественно, автор не претендует на исчерпывающее и всестороннее исследование данной проблемы. Тем не менее, настоящая работа, как представляется, может стать одним из шагов в этом направлении.Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области государственно-правового регулирования средств массовой информации.Предметом исследования выступают конституционно-правовые и административно-правовые аспекты во взаимоотношении государства и средств массовой информации.Целью работы является комплексное, с позиций системного подхода исследование и характеристика содержания государственно-правового регулирования СМИ, определение понятия государственной политики в указанной области, выявление основных тенденций её развития, а также выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию организации и деятельности СМИ в России.Достижехше поставленной цели предполагает решение следз'ющих задач: - анализ становления и развития форм государственно-правового регулирования СМИ в России; - определение понятия и правовая характеристика СМИ; - изучение места и значения СМИ в Российском государстве; - анализ сущности государствегшой политики в области СМИ в России; - исследование специфики правового статуса граждан Российской Федерации в области массовой информации; - изучение проблем правового регулирования организации и деятельности СМИ; - анализ правового статуса редакции СМИ; - рассмотрение основных прав и обязанностей журналистов; — изучение правовой природы сети Интернет как специфической разновидности СМИ. Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационной работы является общенаучный диалектический метод познания. Автором также использованы специальные методы: формальнологический, системный, структурно-функциональный и другие общенаучные методы исследования, а также научные методы — аналогии, поиска закономерностей, сравнительного правоведения и т. д.Нормативно-правовую базу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.Учитывая комплексный характер анализа, позволяющего во всей полноте раскрыть феномен государственно-правового регулирования СМИ, диссертационная работа написана в аспекте междисциплинарного научного (конституционно-правового и административно-правового) исследования.Для обеспечения достоверности проведённого изучения в работе содержится анализ правовых актов органов государственного и муниципального управления. При анализе проблем функционирования СМИ были организованы и проведены необходимые социологические исследования.Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых комплексных системных исследований государственно-правовых вопросов функционирования СМИ в России в современных условиях. Диссертация содержит совокупность аргументированных выводов и рекомендаций, которые отличаются новизной и актуальностью в постановке отдельных теоретических и практических проблем, самостоятельностью их решения.В ходе научного анализа некоторые вопросы были поставлены диссертантом впервые, другие (традиционные для данной проблемы) рассмотрены более глубоко и всесторонне, третьи трактуются по-новому с учётом достижений теории и практики государственного регулирования и развития законодательства о СМИ. На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, которые характеризуют новизну проведённого исследования: 1. Изучение нормативных правовых актов о деятельности печати и других СМИ в их историческом развитии способствует уточнению современных представлений о месте и роли СМИ в обществе, о пределах и возможностях государственного участия в информационных процессах, а также закономерностях и циклах развития отношений государства и СМИ. В ходе проведённого анализа в диссертации установлена диалектическая взаимосвязь между демократическими реформами 90-х годов в России и имеющейся нормативно-правовой основой сегодняшнего функционирования СМИ. Таким образом, государственно-правовое регулирование отношений, возникающих в в области функционирования СМИ, обуславливается конкретно-исторической обстановкой в стране, традициями, менталитетом, принадлежностью к той или иной правовой системе.2. Само понятие СМИ имеет неоднозначную трактовку в специальной литературе. По мнению автора наиболее адекватной правовой природе СМИ представляется определение средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио - , теле - , видеопрограммы , кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации.3. В определении места и роли СМИ в российском государстве следует учитывать взаимодействие, реальные противоречия между двумя основными функциями СМИ. С одной стороны они призваны обеспечить информационное обслуживание процесса функционирования властных структур, с другой — их задачей является информационное обеспечение процесса реализации многообразных потребностей и интересов частных лиц, социальных слоев и групп, гражданского общества в целом.4. Основой государственной политики в области СМИ являются принципы: демократизации, государственности, свободы массовой информации, правового регулирования, государственной поддержки, социального партнёрства, открытости политики. Один из главных — конституционный принцип свободы массовой информации. Понятие свободы массовой информации автором определяется, как возможность беспрепятственно распространять средствами массовой информации в адаптированной для восприятия форме сведения, отражающие реальные события и предназначенные для неопределённого круга лиц. Свобода массовой информации должна реализовываться в определённых законодательных рамках, для того, чтобы выполнять свои функции в обществе. Введённое ст. 4 Закона «О СМИ» ограничение на злоупотребление свободой массовой информации направлено на защиту граждан, воспринимающих информацию, защиту интересов государства и распространяется на субъектов информирования в сфере уголовно-правовых отношений.5. Определяющими аспектами взаимодействия государственной и муниципальной власти со СМИ являются: — государственная поддержка СМИ; — взаимодействие государственной и муниципальной власти и СМИ по представлению официальной информации СМИ и обязанность государственных СМИ публиковать сообщения и материалы федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; — обязанность государственных и муниципальных органов реагировать на публикации в СМИ; — контроль государства за СМИ. Государство предоставляет СМИ установленные законом льготы и в ряде случаев осуществляет прямую финансовую поддержку. Однако современное состояние СМИ России позволяет говорить о прохождении этапа формирования данного института, что указывает на необходимость пересмотра некоторых законодательных позиций в области предоставления льгот СМИ.
6. Основные права и обязанности граждан в информационной сфере закреплены в Конституции РФ и конкретизируются в других нормативных актах. Все информационные права граждан могут быть дифференцированы на пять групп: - право свободно искать и получать информацию; - право свободно производить информацию; - право свободно передавать и распространять информацию; - право владеть информацией на праве собственности; - право защищать информацию, носящую конфидеьщиальный характер.Одним из главных требований при осуществлении прав граждан в области массовой информации является её достоверность, понимаемая в диссертации как объективная и точная информация, которая передаётся без содержательных разрывов применительно к конкретным условиям места и времени восприятия, а также представляется потребителю в полном объёме.7. Специфическое содержание государственно-правового регулирования СМИ обуславливает применение специальных правовых методов, таких как регистрация, лицензирование, аккредитация, заключение контрактов. Анализ практики функционирования СМИ показывает, что многие нормы положений, регулирующих указанную разрешительную деятельность неконкретны, расплывчаты, особенно в части формирования условий конкурса, что создаёт предпосылки для принятия произвольных решений при подведении итогов конкурса.8. В силу относительной новизны и высокой социальной роли информационных процессов в сети Интернет, а также особенностей существующей системы права в России регулирование отношений в области массовой информации происходит в рамках различных отраслей права — конституционного (право на информацию), гражданского (договора по оказанию услуг доступа в сеть Интернет, электронные сделки и расчёты), административного (законодательство о связи, информационная безопасность). «Множественность» регулирования порождает наличие несбалансированной системы юридических дефиниций, разные подходы к определению субъектов, участвующих в указанных правоотношениях при использовании сети Интернет и, соответственно, сосуществование различных способов определения прав и обязанностей субъектов этих отношений.Научно-практическая значимость и апробация результатов диссертационной работы. Научно-практическая ценность проведённого исследования определяется тем, что оно посвящено важной как в теоретическом, так и в практическом плане проблеме государственно-правового регулирования СМИ. Основные положения диссертации являются шагом в направлении дальнейшей разработки проблемы эффективного правового обеспечения функционирования СМИ в России, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации.Материалы исследования могут быть полезны при изучении учебных дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право» студентами юридических вузов, учебных дисциплин «Информационное право», «Государственное управление средствами массовой информации», изучаемых студентами факультетов журналистики.Сформулированные в диссертации выводы и практические рекомендации могут быть использованы также в сферах правовой жизни: — в научных исследованиях по проблемам государственно-правового регулирования отношений в социально-культурной сфере; — в правотворческой деятельности государственных органов по совершенствованию механизма правового регулирования СМИ; — в практической работе государственных, муьшципальных, общественных объединений и других форм собственности организаций СМИ. Апробация результатов исследования отражена в опубликованных диссертантом научных и практических работах по данной тематики, а также при ведении учебного процесса в Кисловодском институте экономики и права.Основные результаты работы прошли апробацию на межвузовских научных конференциях: «Государство и право: итоги XX века» (Кисловодск, сентябрь, 2001 г.), «Социально-экономическое и политическое развитие общества: актуальные проблемы» (Кисловодск, март, 2003 г.), на научном семинаре молодых учёных (Кисловодск, май, 2004 г) и ряде конференций Кисловодского института экономики и права.Структура диссертации включает введение, две главы, объединяющие девять параграфов, заключение и библиографический список литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 921 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz