Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 21 » Скачать Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности : проблемы теории и практики. Степанков, Денис Валентинович бесплатно
09:12
Скачать Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности : проблемы теории и практики. Степанков, Денис Валентинович бесплатно
Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности : проблемы теории и практики

Диссертация

Автор: Степанков, Денис Валентинович

Название: Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности : проблемы теории и практики

Справка: Степанков, Денис Валентинович. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности : проблемы теории и практики : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 Владимир, 2006 191 c. : 61 07-12/826

Объем: 191 стр.

Информация: Владимир, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Понятие и правовые основы обеспечения финансовой безопасности
§ 1 Понятие финансовой безопасности государства
§ 2 Правовые основы обеспечения финансовой безопасности государства
Глава 2 Институциональная характеристика обеспечения финансовой безопасности
§ 1 Система государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность
§ 2 Роль и место Федеральной службы по финансовому мониторингу в механизме обеспечения финансовой безопасности
Глава 3 Проблемы повышения эффективности обеспечения финансовой безопасности
§ 1 Проблемы реализации функций Федеральной службы по финансовому мониторингу в сфере обеспечения финансовой безопасности
§ 2 Повышение эффективности взаимодействия государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность

Введение:

Пока па свете существуют деньги, вы будете вертеться волчком по вечной колее, проложенной звонкой монетой
Р. Киплинг
Актуальность темы исследования. В последние годы Россия вступила в этап своего бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако, осуществляемое в России реформирование, имеющее целыо формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, протекает крайне непросто и противоречиво. Одной из основных причин, тормозящей усилия властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является существующая нестабильность финансовой системы России. Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы пе позволили финансовой системе принять стабильную форму и оформить ее основные институты, в том числе и правовые. Все это обусловило необходимость создания действенного государственного механизма обеспечения финансовой безопасности России.
Реализация принятых в ходе управления экономическим и социально-политическим развитием государства решений обусловливает соответствующие финансовые потоки. Возросшие экономические возможности России позволили направить дополнительные инвестиции в социальную сферу. Запущен целый ряд национальных проектов: в жилищной сфере, в сфере здравоохранения и образования, в сфере сельского хозяйства и пр., что требует огромных финансовых затрат. В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют «провалы» в реализации усилий государства по различным направлениям, выхолащивание инвестиционных средств финансирования. Связывается это в первую очередь с достаточно высоким уровнем экономической преступности в стране, недопустимым уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства. Неоправданный рост финансовых потерь обусловил особую значимость формирования адекватной системы учета финансовых потоков и укрепления системы государственного финансового контроля. Особое место в этой системе занимает Федеральная службы по финансовому мониторингу, сформированная в целях противостояния не только угрозам финансовой безопасности, но и финансированию терроризма как наиболее злободневной угрозе национальной безопасности государства.
Актуальность избранной темы подчеркивается еще и тем, что мощь и национальная безопасность государства, как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются, прежде всего, состоянием его экономики и защищенностью от угроз финансовой безопасности. В последние годы вопросы финансовой безопасности в России находятся в центре внимания, как властей, так и пауки. При этом они исследовались преимущественно экономической наукой, в то время как огромный гносеологический потенциал юриспруденции был задействован пе в полной мере. Рассмотрение проблем финансовой безопасности теоретико-юридической наукой позволит выявить новые стороны и аспекты совершенствования финансовой политики, государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности, его институтов и инструментария.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на полное отсутствие специальных трудов по заявленной теме, существует достаточно широкая методологическая база, па которую можно опереться. Можно выделить работы и публикации отечественных и зарубежных ученых экономистов, посвященные вопросам и практике формирования и развития систем экономической и финансовой безопасности. Среди них: Л.И. Абалкин, С.А. Асалнева, К.Л. Астапов, Э. Аткипсон, С.А. Афопцев, II.Я. Бакланов,
П.В. Балацкий, В.В. Бурцев, С.Ю. Глазьев, А.Н. Илларионов, Д. Кидуэлл, Г.В. Коржои, Г.М. Лонская, Г. Молл, Г. Моргентау, К. Мюрдох, А.Г. Немцов, Г.В. Новиков, Е.А. Олейников, Р. Петерсон, A.A. Прохожев, Д. Риккардо,
B.К. Сенчагов, A.B. Третьяк, Г.Ю. Трофимов, II. Уоллеса, Дж. Ферпоссоп, Г.Г. Фетисов, Е.Г. Ясин и др. В их работах финансовой безопасности уделяется достаточно много внимания, однако данный вопрос прорабатывается в основном с практической точки зрения, в то время как в теории остаются некоторые пробелы.
Правовые, социальные, политические вопросы обеспечения национальной и экономической безопасности рассматривались в трудах И.А. Аксенова, A.C. Александрова, А.И. Васильева, В.К.Бабаева, В.М. Баранова, O.A. Белькова, А.П. Герасимова, Д.Н. Демичева, В.М. Егоршина, Р.Ф. Идри-сова, В.В. Кириллова, А.Н. Коваленко, O.A. Колобова, H.A. Колоколова, А.Н. Кузнецова, В.В. Лаврова, Б.Н. Макеева, П.Н. Панченко, М.П. Полякова, P.A. Ромашова, В.П. Сальникова, C.B. Степашина, К.А. Стрельникова,
C.B. Тимофеева, A.B. Фсдулова, В.Л. Шульца и др. Вместе с тем проблема государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности, его институтов, инструментов предотвращения угроз, категориального аппарата являются недостаточно разработанными и поэтому представляют интерес для исследования.
В связи с задачами, поставленными перед исследованием, особое внимание было уделено публикациям представителей руководства Федеральной службы финансового мониторинга: В.А. Зубкова, С.К. Осипова, Д.Г. Скобелкина и Ю.А. Чихапчипа.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения финансовой безопасности России.
Предмет исследовании - правовые и институциональные особенности функционирования государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях.
Цель исследования - комплексный общетеоретический анализ государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности, разработка соответствующего научного инструментария, определение организационно-правового статуса Федеральной службы финансового мониторинга в механизме обеспечения финансовой безопасности России.
Необходимым условием для достижения поставленной цели является решение следующих задач:
• установить место и роль финансовой безопасности государства в системе национальной безопасности;
• проанализировать содержащиеся в научной литературе точки зрения па понятие «финансовая безопасность», обобщить подходы к пониманию данной категории и на этой основе предложить авторское определение понятия;
• определить и раскрыть сущность и особенности содержания финансовой безопасности государства;
• исследовать правовые основы государственного механизма обеспечения финансовой безопасности в России и проанализировать основные направления его деятельности;
• изучить систему и структуру государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность;
• показать роль, место и значение Федеральной службы по финансовому мониторингу в механизме обеспечения финансовой безопасности России;
• провести функциональный анализ Федеральной службы по финансовому мониторингу, нормативной основы участия ее в обеспечении финансовой безопасности;
• установить закономерности и выявить особенности противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в России;
• сформулировать пути повышения эффективности взаимодействия государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства.
Методологическую основу исследования составляет системный подход. 13 процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы, такие как анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, исторический, логический, сравнительный, функциональный и др. В решении поставленных задач активно использовался так же статистический метод и метод моделирования.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области философии, экономики, экономической теории, политологии, теории государства и права. Расширить теоретическую основу позволил системный подход к предмету исследования.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили проанализированные автором Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, ииые нормативные правовые акты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации; статистические данные по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; изучены материалы уголовных дел по статьям 174, 174.1 Уголовного кодекса РФ; справочная и иная литература.
Научная новизна исследования состоит в том, что комплексному общетеоретическому анализу подвергается малоизученное юридической наукой явление. Диссертация представляет собой первое монографическое исследование, посвященное изучению государственно-правового механизма обеспечения финансовой безопасности. В работе определены сущность и содержание финансовой безопасности, разработан категориальный аппарат и установлена система соответствующего государственно-правового механизма. Кроме того, в исследовании предпринята попытка комплексного осмысления проблем противодействия легализации преступных доходов и фииапсированию терроризма к механизме обеспечения финансовой безопасности государства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение финансовой безопасности государства. Под финансовой безопасностью Российской Федерации диссертант понимает наиболее важную подсистему экономической безопасности страны, представляющую собой состояние защищенности финансовой системы государства, при котором обеспечивается гарантированная защита финансовых интересов многонационального народа Российской Федерации от внутренних и внешних угроз.
Финансовая безопасность является ключевым звеном (подсистемой) экономической безопасности, которая в свою очередь является видом национальной безопасности. В то же время в составе финансовой безопасности государства следует выделять такие виды (подсистемы) безопасности, как бюджетную, налоговую, денежно-валютную и инвестиционную.
2. Современное состояние правовых основ обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации можно характеризовать как сформированные, по требующие дальнейшего совершенствования. В этой связи предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (См. приложение).
Развитие правовой основы обеспечения финансовой безопасности должно происходить на основе и в рамках внутригосударственной стратегии финансовой безопасности и опираться па комплексный правовой и финансово-экономический мони торинг в стране и мире.
3. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности государства включает в себя три составляющих (правовую, институциональную и инструментальную) и понимается как закрепленная действующими нормативными правовыми актами система органов и институтов, направленная па создание условий для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а так же выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам. Правовая составляюгцая представляет собой совокупность нормативных правовых актов, в области обеспечения финансовой безопасности. Институциональная составляющая представлена системой государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства. Инструментальная составляющая включает в себя совокупность способов и приемов обеспечения финансовой безопасности.
В качестве особого звена в государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности государства следует выделять механизм обеспечения финансового контроля. Возрастание угроз состоянию защищенности финансовой системы государства со стороны растущего объема легализации преступных доходов и финансирования терроризма обусловило выделение в механизме обеспечения финансового контроля органов и институтов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
4. Система органов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу и решаемым задачам: правоохранительный блок и финансовый мониторинг. При этом финансовый мониторинг можно, в свою очередь, разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.
Федеральная служба по финансовому мониторингу, являясь национальным органом финансовой разведки Российской Федерации административного типа, в настоящее время стала центральным звеном, связующим все элементы системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность государственных органов и институтов в этой области. Место и роль данной службы в механизме обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации определяется ее соответствующим статусом, который изменяется в зависимости от характера преобразований административной системы государства.
5. Классификация функций Федеральной службы по финансовому мониторингу: 1) в зависимости от сферы деятельности (внутренние и внешние), 2) по способу реализации (односторонние и многосторонние), 3) по содержанию правовой деятельности (правотворческие, правоохранительные и правоприменительные); 4) по содержанию организационной деятельности (контрольные, организационно-методические, информационные и функции систематизации), 5) в зависимости от характера обеспечительной деятельности (противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и противодействия финансированию терроризма).
Основная проблема реализации функций уполномоченного органа лежит в плоскости взаимодействия между Федеральной службой по финансовому мониторингу и различными органами и институтами, обеспечивающими финансовую безопасность страны. Существо проблемы взаимодействия кроется в эффективности взаимодействии Федеральной службы по финансовому мониторингу с одной стороны, институтов первичного финансового мониторинга с другой и правоохранительными органами с третьей.
6. Комплекс факторов (путей) по повышению эффективности взаимодействия государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства. Все их можно разделить на три группы: 1) свойственные для всей страны в целом, 2) свойственные для механизма обеспечения финансовой безопасности государства и 3) свойственные конкретному органу или институту механизма обеспечения финансовой безопасности государства.
Эффективность взаимодействия государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства, находится в прямой зависимости от эффективности деятельности каждого из них в отдельности. С другой стороны, качество и результативность деятельности каждого государственного органа и института, обеспечивающих финансовую безопасность государства, в отдельности находится в непосредственной зависимости от эффективности их взаимодействия между собой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации впервые сформулированы теоретические положения, которые позволяют получить целостное представление о государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности в совокупности своих сторон, проявлений и отношений. Полученные в результате исследования теоретические положения и выводы развивают и дополняют целый ряд разделов теории государства и права, конституционного, административного, финансового права и экономической теории, развивают содержание и понимание противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма как угрозам финансовой безопасности государства. Выводы и предложения имеют методологическое значение для дальнейших исследований в этой области.
Практическая значимость заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
• в правотворческой деятельности при разработке соответствующих нормативных правовых актов;
• в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
• в дальнейших научных исследованиях по данной проблеме, по разработке отдельных составляющих механизма обеспечения финансовой безопасности государства;
• в учебном процессе при изучении курсов теории государства и права, конституционного, административного и финансового права, экономической теории, спецкурсов по подготовке специалистов и сотрудников правоохранительных органов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
На основе полученных результатов исследования предложены рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.
Апробации результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». Основные положения диссертационного исследования изложены в 5-и научных публикациях автора, докладывались в выступлениях па международной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности взаимодействия МВД РФ с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов (стратегический и прикладной аспекты)», проходившей в Н. Новгороде 25-27 мая 2005 года.
Результаты исследования используются в деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу при подготовке нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также представления интересов Федеральной службы по финансовому мониторингу в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по вопросам применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка иснользовапиой литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 213 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz