Четверг, 19.09.2024, 05:53
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Государственное регулирование структуры экономики России с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Золотарев, бесплатно
09:10
Скачать Государственное регулирование структуры экономики России с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Золотарев, бесплатно
Государственное регулирование структуры экономики России с целью обеспечения устойчивого экономического роста

Диссертация

Автор: Золотарев, Вадим Владимирович

Название: Государственное регулирование структуры экономики России с целью обеспечения устойчивого экономического роста

Справка: Золотарев, Вадим Владимирович. Государственное регулирование структуры экономики России с целью обеспечения устойчивого экономического роста : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 / Золотарев Вадим Владимирович; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)] - Москва, 2007 - Количество страниц: 467 с. ил. Москва, 2007 467 c. :

Объем: 467 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
11 Методологические подходы к исследованию структуры экономики страны
12 Факторы и тенденции трансформации структуры российской экономики
13 Причинно-следственная обусловленность влияния структурных изменений экономики на устойчивость экономического роста
ГЛАВА 2 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
21 Анализ отечественного и зарубежного опыта регулирования структуры экономики
22Принципы государственного регулирования структуры смешанной экономики
23 Приоритетные направления государственного регулирования структуры российской экономики
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ
31 Развитие корпоративного сектора экономики страны в интересах повышения конкурентоспособности отечественного производства
32 Повышение макроэкономической эффективности использования государственной собственности
33 Экономическое стимулирование промышленного производства посредством государственных закупок
ГЛАВА 4 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
41 Регулирование рынков факторов производства с целью обеспечения расширенного воспроизводства
42 Развитие экономических механизмов внутриотраслевой и межотраслевой интеграции промышленного производства
43 Обеспечение прогрессивной структурной динамики экономики на основе реализации приоритетных национальных проектов и региональных инвестиционных стратегий

Введение:

Актуальность научной проблемы государственного регулирования структуры российской экономики в интересах обеспечения устойчивого экономического роста определяется следующими основными факторами.
Во-первых, исключительной значимостью качественных и количественных параметров структуры экономики страны для обеспечения устойчивого экономического роста. Современные структурные изменения экономики оказывают первоочередное воздействие на экономический рост, определяя потенциальные возможности целостного функционирования национального хозяйства и его динамику. Совершенствование структуры экономики является особо важным вопросом для настоящего и будущего экономического развития страны. Именно структура экономики определяет возможности прогрессивного развития экономической системы. Структурные преобразования связаны с формированием эффективных собственников, с межотраслевым переливом капитала, с формированием пропорциональной воспроизводственной структуры, с рациональным распределением рабочей силы, материальных ресурсов и инвестиций. В последние годы в России сложились весьма благоприятные экономические условия. Начиная с 2000 года, в стране происходит экономический рост, федеральный бюджет сводится с профицитом, рекордного уровня достигли официальные золотовалютные резервы. Однако, несмотря на все очевидные успехи экономического развития, остаются вполне обоснованные сомнения по поводу устойчивости экономического роста. Трудно однозначно определить, в какой степени достигнутые экономические успехи обусловлены проводимыми реформами, разумным макроэкономическим управлением и структурными изменениями в экономике, а в какой - всего лишь быстрым восстановлением после системного кризиса и благоприятного изменения внешнеэкономической конъюнктуры. В этой связи актуализируется проблема поиска устойчивых взаимосвязей экономического роста со структурными изменениями экономики. Нужно глубже понять, были ли использованы прошедшие годы роста экономики для формирования более диверсифицированной структуры, способной функционировать за счет опоры на внутренние ресурсы и меньше подверженной внешним рискам, или же нынешний экономический рост — это всего лишь временное состояние, которое определяется высокими ценами на углеводородное сырье. Объективная оценка взаимосвязи роста экономики с динамикой ее структуры необходима, прежде всего для выработки взвешенных управленческих решений государства в экономической деятельности.
Во-вторых, насущной необходимостью ускорения процесса адаптации структуры экономики страны к рыночным механизмам хозяйствования. Российская экономика все увереннее движется по рыночному пути. Развитие рыночных отношений направлено на создание более экономически эффективной хозяйственной системы, способной рационально использовать имеющиеся ресурсы для полного удовлетворения личных и общественных потребностей. Достижение этой целевой установки сопряжено с решением целого ряда задач, в центре которых находится формирование структуры экономики страны, адекватной новым институциональным условиям. Такая структура должна соответствовать вполне конкретным критериям и показателям, достижение которых должно находиться в основе перспективных структурных преобразований. Для создания предпосылок к прогрессивному структурному развитию экономики требуется усиление государственного воздействия на ее параметры с целью приспособления к динамично изменяющимся внешним условиям. Очевидно, что достижение устойчивого экономического роста требует поиска более эффективных мер государственного воздействия, направленных на обеспечение оптимизации структуры экономики, устранение накопившихся структурных диспропорций. Сложность пропорционального деления материальных ресурсов и жизненных благ (между большой совокупностью хозяйствующих субъектов, различными слоями населения, государственным и частным секторами экономики, гражданским и военным производством) усиливает объективную необходимость регулирования структуры экономики. Необходимость усиления регулирующего воздействия государства на структуру экономики в современных условиях определяется и недостаточной развитостью в России основных рыночных институтов и рыночной инфраструктуры. Кроме того, рыночный механизм саморегулирования структуры экономики не способен самостоятельно решать целый ряд острых проблем в области социального развития общества и обеспечения безопасности государства. Экономические отношения в этих и других жизненно важных сферах должны более предметно регулироваться государством.
В-третьих, потребностью повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики. Прогрессивное изменение структуры экономики и ее основных пропорций способно оказывать сильное влияние на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, развитие конкурентных преимуществ производителей продукции и услуг. Такая тесная взаимосвязь определяет необходимость постоянного внимания к структурным сдвигам в экономике, обуславливает важность придания этому процессу положительной направленности. При этом самого пристального внимания требует к себе проблема регулирования базовых структурных элементов экономики, включая ее воспроизводственную, отраслевую и территориальную составляющие. С точки зрения экономического роста наиболее существенное значение имеет совершенствование государственного регулирования воспроизводственного процесса в целом и его основных стадий. Прежде всего важно обеспечить активизацию производственной деятельности, так как именно производство определяет экономический рост. В связи с этим возрастает роль оптимизации промышленных структур, оказывающих определяющее воздействие на производственные процессы в новых экономических условиях. При формировании конкурентоспособной структуры национальной промышленности необходимо всесторонне учесть всю совокупность особенностей экономического развития страны, этапы экономической и структурной трансформации. Важно также четко и ясно представлять, какие новые структурные промышленные пропорции позволяют наиболее эффективно хозяйствовать в условиях рыночных отношений, рационально использовать имеющиеся в наличии ресурсы.
В-четвертых, необходимостью разработки новой концептуальной модели регулирования структуры экономики с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Последняя среднесрочная программа структурной перестройки российской экономики была принята в период системного структурного кризиса и не учитывает новые экономические реалии развития страны. Вместе с тем сегодня Россия вступила в новый период, принципиально отличный от периода перехода к рынку. Это касается не только экономики, но и политики, и государственного строительства. В положительную сторону изменились макроэкономические условия, создающие новые экономические предпосылки для устойчивого развития страны. В связи с этим возникает необходимость уточнения роли государства в экономике, выбора более действенных механизмов регулирования структуры экономики, позволяющих обеспечить долговременный экономический рост. Эта задача актуализируется и тем обстоятельством, что экономика современной России находится на завершающей стадии восстановительного роста, что требует разработки новых подходов к регулированию структуры экономики, совершенствования институтов и внедрения новых инструментов. Значительно возросла потребность в обеспечении пропорциональности и сбалансированности экономики страны. Прежде всего необходимы дополнительные усилия государства в обеспечении оптимальности макроэкономических пропорций и пропорций воспроизводственного процесса. Важен поиск оптимального соотношения пропорций государственной и частной собственности в системе многоукладного хозяйства, необходимо определение их оптимального объема, структуры и основных сфер применения. Выбор рациональных пропорций нужен и в определении долей государства в капитале предприятий смешанной формы собственности. Важной задачей становится обоснование необходимости и поиск путей повышения эффективности государственной собственности в промышленном производстве. Требует решения проблема разработки хозяйственно-финансового механизма государственного предпринимательства в промышленности, включая совершенствование организационной структуры управления и внедрения аудита эффективности использования бюджетных средств. В процессе выработки новых подходов к регулированию структуры национальной экономики актуальным вопросом является оценка целесообразности и возможности использования зарубежного опыта. Особенно важен опыт стран с развитой рыночной экономикой, применение положительных сторон которого может привести к повышению экономической эффективности регулирования структуры российской экономики. При этом самое пристальное внимание следует уделить изучению мирового опыта регулирования смешанной экономики, которой по своей сути является экономика России.
В-пятых, необходимостью упрочнения экономических позиций России в мире. Глобализация мировой экономики отражает сегодня основную тенденцию создания единого мирового экономического пространства, в котором каждая страна будет иметь ту нишу и то поле деятельности, на котором она способна приносить максимум пользы для мирового сообщества. Однако следует понимать, что определение такого места формируется исходя из сегодняшних экономических, политических и военных возможностей государств, что не всегда соответствует их долгосрочным целям. В этой связи Россия должна стремиться расширить свое экономическое влияние на мировые экономические процессы с учетом национальных интересов и исходя из своих потенциальных источников развития. Важно не допустить, чтобы под влиянием ограничений, которые диктуются общемировыми интересами, были бы значительно снижены источники внутреннего саморазвития.
В целом актуальность и целесообразность осуществления данного исследования обусловлены объективно существующей необходимостью усиления регулирующего воздействия государства на структуру экономики с целью повышения ее эффективности при одновременном достижении экономического роста.
Научная разработанность проблемы. Структура экономики и ее регулирование на протяжении всего времени привлекает пристальное внимание отечественных и зарубежных экономистов. Еще Ф. Кенэ предпринял первую попытку создания обобщенной модели структуры общественного производства. Этому была посвящена его знаменитая "Экономическая таблица», опубликованная в 1758 году. В этой работе экономические идеи имели четкую практическую направленность — устранение экономической стагнации во Франции. Интерес к модели Ф.Кенэ, в частности, заключается в том, что она содержит количественные пропорции, соблюдение которых, по его расчетам, было необходимо для поддержания нормального процесса воспроизводства в экономике. Самое пристальное внимание структуре экономики уделено К.Марксом в его фундаментальном труде «Капитал». Он исследовал капиталистические производственные отношения и производительные силы. Им были созданы методологические основы анализа общественного воспроизводства, которые широко применялись в исследовании социалистического общественного воспроизводства и в значительной степени не утратили своего значения для анализа современных проблем воспроизводства. Изучение схем воспроизводства, которые были предложены в «Капитале», позволяет сделать очевидный вывод о том, что сбалансированная структура воспроизводственного процесса выступает условием не только повышения эффективности производства, но и средством управления им. Исследованию структуры экономики посвящена работа К.Кларка «Условия экономического прогресса», которая была опубликована в 1940 году. В ней он предложил новый секторальный подход к исследованию структуры экономики, на основании которого разделил экономику на три сектора. В дальнейшем тенденции изменения секторальной структуры исследовали Ж.Фурастье и С.Кузнец. Они выдвинули гипотезу последовательного изменения секторальной структуры экономики стран в ходе их исторического развития: от преобладания первичного сектора, основу которого составляет, как правило, сельское хозяйство (традиционное общество), к преобладанию вторичного сектора (индустриальное общество), а затем к доминированию третичного сектора (постиндустриальное общество). В дальнейшем исследователи стали разделять прежде единый третичный сектор на подсектора, вычленять в нем различные подотрасли. А в модели А.Белла помимо трех классических секторов выделяется еще четвертичный и пятеричный сектора. В целом проблемам экономической структуры посвящено достаточно большое количество работ отечественных и зарубежных экономистов. В их числе такие известные экономисты, как Л.И. Абалкин, А.И. Анчишкин, C.B. Белова, Л.М. Гатовский, B.C. Дадаян, В.Д. Камаев, Е.И. Капустин, Я.А. Кронрод, В.М. Лебедев, В.И. Маевский, В.А. Медведев, М.Моришима, А.И. Ноткин, А.И. Пашков, Н.Я. Петраков, Б.П. Плышевский, В.Л. Перламутров, Г.М. Сорокин, Н.П. Федоренко, П.Н. Федосеев, А.Н. Фоломьев, Ш. Хошимура, В.Н. Черковец, Д.А. Черников, С.С. Шаталин, Н.Ф. Шатилов, Н.В. Яремчук и многие другие.
Фундаментальной проблемой современной экономической теории является государственное регулирование структуры экономики и ее основных пропорций. В рамках этой проблемы идут постоянные дискуссии об инструментах и институтах регулирования с точки зрения их эффективности. Среди экономических исследований, внутри которых акцентировалось внимание на этой дискуссии, следует выделить труды Дж.Кейнса и его последователей, которые исходили из предположения о необходимости государственного регулирования экономики и ее структурных элементов. Противоположной точки зрения придерживались такие представители консервативно-либеральной традиции, как Л.Мизес и Ф.Хайек. Они были принципиальными противниками вмешательства государства в экономику. К ним примыкали представители неоклассики, а также М.Фридмен и его сторонники, обосновывающие монетаристскую политику макроэкономической стабилизации с целью устойчивого поддержания в долгосрочной перспективе предсказуемого уровня инфляции. В свою очередь, эти направления являлись предметом критики неолиберальных экономических теорий, базировавшихся на социально ориентированных концепциях регулирования экономических систем. Их представители В. Ойкен, А. Мюллер-Армак, Л.Эрхард, Х.Ламперт, Р. Майнднер были сторонниками соединения механизмов рынка с активной экономической политикой государства и социальной сбалансированностью общества. Значительный вклад в изучение проблемы государственного регулирования экономики в условиях рынка внесли работы таких отечественных авторов, как В. Радаев, 3. Босчаева, В.Булатов, В.Воротилов, А.Бузгалин, Н. Иващенко, Р. Калашников, Р. Колегаев, В. Кушлин, В. May, Д. Палтерович, В.Полянский, Б. Райзберг, Ф.Шамхалов. Работы этих ученых имеют существенную значимость в решении целого ряда современных вопросов структурных преобразований российской экономики. В них нашли отражение противоречия и отдельные механизмы регулирования структурных пропорций экономики в период перехода к рынку, а также раскрыта сложившаяся в науке совокупность представлений о соотношении роли государства в регулировании структуры экономики и рыночного механизма саморегулирования основных структурных пропорций.
Особо следует указать на то обстоятельство, что в отечественной экономической литературе достаточно детально разработаны вопросы регулирования рынков факторов производства в условиях формирования рыночных отношений, а также регулирования рыночной инфраструктуры. Серьезное внимание уделено вопросам инвестиционного и инновационного обеспечения экономического роста. В научных трудах А. Анчишкина, Д.Гатовского, С.Шухардина, А.Кузина, Ю.Ярёменко, Ю.Яковца установлены связи между развитием науки, высоких технологий и производительных сил.
Факторы роста наукоемкости национальной промышленности раскрываются в работах А.Варшавского, Т.Долгопятовой, Г.Клейнера, И. Фролова. Вопросам циклического развития экономики в зависимости от особенностей межотраслевых связей наукоемкого сектора посвятили свои работы такие отечественные ученые, как С.Аукционек, А.Дынкин, Ю.Куренков, В.Орешкин, М.Шабанова. Работы многих отечественных и зарубежных экономистов посвящены вопросам эффективности инвестиций и проблемам их регулирования, в частности, С.Алперина, Б.Беренса, В.Булатова, П.Виленского, Б.Веденеева, Л.Гиляровской, Б.Мельникова, Н.Федоренко, Э. Хансена. Вопросы регулирования рынка капиталов анализируются в трудах А.Анашкина, Г.Бирмана, Ю.Блеха, В.Бочарова, Р.Брейли, И.Волкова, О.Лаврушина, С.Майерса, В.Михеева, Э.Хэлферта, А.Шеремета, Р.Фатхутдинова и других.
Однако проблема государственного регулирования структуры экономики во взаимосвязи с обеспечением устойчивого экономического роста отечественными экономистами в последние годы не рассматривалась. Основная масса исследований в области структурной государственной политики носит узкоспециализированный характер и не выходит за рамки анализа регулирования отдельных элементов структуры экономики. Они нацелены на решение частных задач, не скоординированы на научных проработках общенациональной концепции структурных преобразований экономики с целью обеспечения долговременного экономического роста и недостаточно увязаны с современными методологическими подходами к роли государства в смешанной экономике. В этих исследованиях не учитываются новые тенденции в изменении пропорциональности и роли основных стадий воспроизводственного процесса, а также то обстоятельство, что в соотношении института рынка и института государства во всем мире происходит значительное усиление второй составляющей. Формированию структуры экономики, отвечающей требованиям новой хозяйственной системы, способной обеспечивать устойчивость экономического роста, в значительной степени мешает отсутствие глубоких разработок теоретико-методологических основ взаимосвязи структуры экономики и экономического роста и концептуальных подходов к государственному регулированию структуры смешанной экономики. В отечественной экономической науке не разработаны единые критерии и показатели эффективной структуры экономики с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, а также принципы государственного регулирования структуры национальной экономики в современных условиях ее развития. Российскими экономистами, занимающимися проблематикой экономического роста, практически не поднимаются чрезвычайно значимые проблемы активизации промышленного производства посредством совершенствования производственной структуры. От предметного анализа ученых-экономистов ускользает влияние новых организационных структур государственного управления на процесс структурных преобразований, а также характер финансово-экономических отношений, направленных на совершенствование производственной инфраструктуры и инфраструктуры рынка. Не определены приоритетные направления структурных преобразований национальной экономики в интересах обеспечения устойчивости ее роста. В опубликованных работах рассматриваются лишь отдельные аспекты этих важных вопросов. Изученность проблемы государственного регулирования структуры экономики с целью обеспечения устойчивого экономического роста не соответствует российским социально-экономическим реалиям и является начальной. Все это делает необходимым проведение комплексного анализа современной структуры российской экономики, факторов и тенденций, характеризующих динамику ее развития, и определения концептуальных подходов к модернизации ее регулирования со стороны государства в новых экономических условиях.
Объектом исследования является структура современной российской экономики, факторы и тенденции ее трансформации, рассматриваемые с позиции влияния на устойчивость экономического роста.
Предметом исследования выступает государственное регулирование структуры экономики России, ее основных пропорций как непрерывный процесс воздействия на экономические отношения хозяйствующих субъектов в условиях развития рыночной экономики.
Научной гипотезой является предположение, что структура экономики оказывает наиболее сильное воздействие на экономическое развитие страны. Структурная сбалансированность и пропорциональность экономики являются теми основными условиями, которые обеспечивают устойчивый экономический рост. Для создания оптимальной структуры экономики, с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста в современных условиях развития страны, требуется усиление регулирующего воздействия государства на изменение основных структурных пропорций экономики, обеспечение их прогрессивной направленности. Усиление государственного регулирования структуры экономики является объективно необходимым и ключевым условием решения масштабных задач развития промышленного производства и обеспечения экономического роста. При этом государственное регулирование структуры экономики должно осуществляться с учетом рыночных условий и отношений на базе развития и стимулирования экономических интересов всех у хозяйствующих субъектов, а также исходя из признания приоритетности рыночных механизмов структурного саморегулирования, обеспечения их дальнейшего развития и всестороннего институционального оформления. Свое регулирующее воздействие государство должно оказывать в равной степени и на государственный сектор, и на частный сектор экономики. Применительно к последнему государство должно непрерывно совершенствовать механизм его структурного развития, направленного на повышение рационального использования производственных ресурсов.
Целью исследования является разработка концептуальной модели и организационно-экономического механизма государственного регулирования структуры российской экономики в интересах обеспечения устойчивого экономического роста.
В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие основные задачи:
• уточнить сущность и раскрыть характеристики структуры национальной экономики;
• выявить факторы и современные тенденции трансформации российской экономики; раскрыть причинно-следственную обусловленность структурных изменений экономики и экономического роста;
• проанализировать отечественный и зарубежный опыт регулирования структуры экономики в современных условиях;
• определить принципы государственного регулирования структуры смешанной экономики;
• обосновать приоритетные направления структурных преобразований российской экономики;
• выявить роль государства в обеспечении развития прогрессивной корпоративной структуры экономики страны;
• проанализировать новые методологические подходы к повышению макроэкономической эффективности использования государственной собственности;
• выявить возможности экономического стимулирования отечественного промышленного производства посредством государственных закупок;
• определить пути регулирования рынков факторов производства с целью обеспечения расширенного воспроизводства;
• определить основные направления совершенствования механизмов внутриотраслевой и межотраслевой интеграции промышленного производства с целью обеспечения экономического роста;
• разработать комплекс мер по ресурсному обеспечению прогрессивной структурной динамики экономики на основе реализации приоритетных национальных проектов и региональных инвестиционных стратегий.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Общетеоретическую основу исследования составляют законы, закономерности и принципы экономической науки, ее категориальный аппарат. На общегносилогическом уровне методологического анализа научной проблемы регулирования структуры экономики с целью обеспечения ее устойчивого роста применяются следующие наиболее распространенные подходы: диалектический, критический (оценочный) и исторический, позволяющие дать объективную характеристику объекта исследования. Задачами диалектического подхода являлись, в частности, выявление и обоснование основных положений о связях и зависимостях между основными элементами структуры экономики, а также источников и институциональных предпосылок развития структуры российской экономики. Данный метод был использован и при анализе причинно-следственной обусловленности изменения структуры российской экономики и экономического роста. Применение оценочного подхода было направлено на исследование внутренних противоречий в развитии структуры экономики и факторов их порождающих. Это позволило не только выработать конструктивную позицию для устранения накопившихся диспропорций, но и реализовать новую идеологию подхода к повышению эффективности структурных преобразований экономики с точки зрения обеспечения устойчивого роста. Исторический подход применялся к анализу моделей государственного регулирования структуры экономики различных стран, а также к анализу этапов развития процесса государственного регулирования структурных пропорций национальной экономики, в том числе в период перехода к рынку и восстановительного роста. Использование данного подхода позволило определить основные тенденции и закономерности формирования и развития государственного регулирования структуры экономики России в новых экономических условиях. Для анализа структуры экономики, а также поиска направлений совершенствования процесса ее регулирования активно применялись элементы системного подхода. Относительно определения путей повышения макроэкономической эффективности использования государственной собственности особое значение придавалось программно-целевому методу. В сфере поиска оптимальных решений совершенствования рынков факторов производства применялся маркетинговый подход с целью внедрения в практику работы государственных органов наиболее эффективных методов современного менеджмента. Применение в работе таких общенаучных методов познания, как диалектический, системный и структурно-функциональный, позволили рассмотреть процесс воздействия государства на структуру экономики в его развитии, выявить противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления.
Задачи, поставленные в данной работе, обусловили определенное соотношение анализа и синтеза. Аналитический метод применяется в диссертации в виде дифференцированного вычленения из общей проблемы государственного регулирования структуры экономики частных вопросов, таких как институциональное и финансово-экономическое обеспечение прогрессивных преобразований экономики, развитие корпоративной структуры промышленного производства, повышение эффективности использования государственных инвестиций с целью развития промышленной инфраструктуры и активизации экономической деятельности. В диссертации осуществляется поэтапное рассмотрение единой научной проблемы. В отраслевом же аспекте исследования, напротив, господствует метод синтезированного, интегрального подхода к регулированию структуры экономики как к целостному, системному явлению. Сочетание аналитического и синтезированного рассмотрения исследуемой научной проблемы придает большую определенность полученным результатам. В диссертации многие явления рассматриваются с точки зрения различных аспектов, изучается их взаимообусловленность. Так, механизмы государственного регулирования структуры экономики анализируются с позиций их эффективности, экономической целесообразности применения в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Исследуется взаимозависимость институциональных изменений экономики и инструментов регулирования структурных преобразований. В инструментарий исследования включен метод имитационного моделирования. Суть его - рассмотрение процесса регулирования структуры экономики в различных ситуациях с точки зрения полноты ресурсного обеспечения этого процесса и финансово-экономических возможностей государства. Особая значимость в работе придается анализу потенциала обеспечения устойчивого роста в новой системе воспроизводственных пропорций экономики. При этом в диссертации в большей мере применяется факторный анализ. Он проводится в конкретном интервале времени. В данном исследовании таким интервалом являются годы после системного кризиса, которым сопровождался переход к рыночной экономике, точка отсчета - политические и экономические события начала двадцать первого века.
В исследовании использованы положения ведущих теоретических школ. Главное внимание уделялось методологии государственного регулирования экономики, удовлетворения общественных потребностей и институционализма. В настоящее время проблематике государственного регулирования экономики посвящен большой пласт научной и популярной литературы. В контексте проводимого исследования важнейшей теоретико-методологической основой является положение о том, что роль и механизм государственного регулирования экономики значительно изменяются на различных фазах экономических и государственно-политических циклов. В современных экономических условиях во всем мире происходит усиление роли государства. Научное осознание этого обстоятельства особо важно для России в связи с тем, что экономические реформы привели к качественному изменению содержания и форм государственного управления экономикой. На фоне ограничения непосредственного вмешательства государства в экономическую жизнь при переходе к рынку было допущено неоправданное ослабление роли и ответственности государства в тех сферах экономической деятельности, которые в условиях рыночной экономики требуют эффективного управления со стороны государства. Последнее касается регулирования воспроизводственного процесса, развития сбалансированной отраслевой и территориальной структуры экономики, поскольку эти составляющие выступают необходимым условием стабильного экономического развития страны. Особую значимость для методологии исследования имеет теоретическое обоснование более высокой эффективности фискальной политики для стимулирования экономической деятельности. Приоритетность исследования влияния инструментов бюджетно-налоговой политики на экономическое развитие принадлежит Дж. Кейнсу и его последователям. В основе здесь лежит идея о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора. При этом наибольший мультипликативный эффект дает изменение государственных расходов, поскольку оно действует непосредственно на совокупный спрос. Для исследования важна методологическая посылка о том, что первостепенной задачей современной структурной политики государства является обеспечение конкурентоспособности отечественных производителей, так как только при этом условии возможно обеспечение экономического роста.
Исследование всей совокупности взаимосвязей между изменением структурных пропорций экономики и экономическим ростом осуществлялось прежде всего на основе характеристики экономического роста. В этом контексте использовалась методология Саймона Кузнеца, получившего Нобелевскую премию за исследование экономического роста. В диссертации категория экономического роста рассматривается как долгосрочное увеличение производственной способности страны, основанное на технологическом прогрессе, на институциональной приспособленности, обеспечивающее население растущим многообразием материальных благ. Положение о том, что в основу экономического роста ставится не просто производство, а производственная способность страны, позволила определить одну из приоритетных задач государства в регулировании структуры экономики, а именно: обеспечить возможность осуществлять промышленное производство в сложившихся конкретных условиях экономического развития с рациональным использованием имеющихся ресурсов. Для обеспечения устойчивого роста речь должна идти о прогрессивном развитии не отдельных структурных элементов, а структурной составляющей экономики в целом. Важной является и методологическая посылка, связанная с тем, что рост экономики должен обеспечиваться в первую очередь применением новых технологий производства. Не меньшее значение для исследования имеет также необходимость четкого вычленения направленности экономического роста: увеличение производственной способности страны должно обеспечивать население разнообразными благами.
В своем исследовании автор опирался на труды Р.Коуза и Д.Норта, в которых изложены основы новой институциональной экономической теории. Отличительной особенностью этого направления экономической науки является синтез неоклассических взглядов с элементами теории институтов. В работе использовались его ключевые направления выбора и стимулов экономической деятельности, институтов и их развития как важнейшего условия эффективного функционирования экономической системы. Институты создают побудительные мотивы, стимулы экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов, что ведет к изменению организационной структуры экономики, порождает новые возможности использования факторов производства. Особое значение для исследования регулирования структуры экономики имеет обоснование неравномерного изменения формальных и неформальных институтов. Законы и другие нормативные правовые акты могут в ходе экономического развития изменяться относительно быстро. Неформальные же институты меняются постепенно. Это обстоятельство следует учитывать в процессе институционального обеспечения прогрессивных структурных преобразований экономики, особенно в развитии институтов предпринимательства и собственности, корпоративных отношений и конкуренции. Особую значимость для исследования имеют работы, посвященные общей теории организационно-экономической структуры как важнейшему составному элементу институциализма. Здесь в первую очередь анализировались методологические подходы Л.Абалкина, О.Ананьина, А.Аузана, В.Бандурина, С.Глазьева, А.Шаститко, Е.Ясина и других отечественных ученых.
Объективность анализа во многом зависит от фактологической базы, поэтому особое внимание в процессе исследования уделялось поиску и систематизации факторов, раскрывающих сущность государственного регулирования структуры российской экономики в рыночных условиях хозяйствования. В качестве информационной основы были привлечены источники в виде монографической литературы, периодических изданий, документов государственных органов власти, в том числе Минэкономразвития России, Минфина России, Минсельхоза России и Росстата. Проанализированы разработки научных коллективов и отдельных ученых Российского государственного гуманитарного университета, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Нормативную основу исследования составили законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, отражающие те или иные аспекты регулирования структуры экономики России.
Научная новизна исследования состоит в том, что имеющиеся теоретические наработки в рассматриваемой области знаний дополнены анализом ряда новых и малоизученных проблем, а также в получении новых результатов. В частности:
• на основе применения системного и политэкономического подходов уточнена сущность структуры экономики и раскрыто содержание ее основных элементов;
• систематизированы современные факторы, определяющие динамику структуры российской экономики и проанализированы основные тенденции ее развития;
• раскрыты основные взаимосвязи между изменениями структурных пропорций экономики и экономическим ростом, выявлена причинно-следственная обусловленность сбалансированности экономики и устойчивости ее развития;
• предложен новый классификационный признак факторов экономического роста по стадиям воспроизводственного процесса;
• на основе анализа зарубежного и отечественного опыта государственного регулирования структуры экономики определены концептуальные подходы к регулированию структуры современной российской экономики, в частности, сформулированы принципы государственного регулирования структуры смешанной экономики, а также определены приоритетные направления такого регулирования с целью обеспечения устойчивого экономического роста;
• обоснованы направления совершенствования механизма институционального и финансово-экономического обеспечения прогрессивных структурных преобразований экономики страны, в том числе: развитие организационно-правового механизма формирования оптимальной структуры корпоративного сектора экономики; повышение эффективности использования государственной собственности; экономическое стимулирование отечественного промышленного производства посредством государственных закупок;
• определены пути государственного регулирования структуры экономики страны, обеспечивающие устойчивость экономического роста, включая: совокупность первоочередных государственных мер в сфере регулирования рынков факторов производства с целью обеспечения расширенного воспроизводства; пути достижения эквивалентности товарного обмена в рыночных условиях хозяйствования; развитие экономических механизмов внутриотраслевой и межотраслевой интеграции промышленного производства; совершенствование инструментов участия государства в диверсификации промышленного производства как важного фактора нового организационного оформления экономики; ресурсное обеспечение прогрессивной структурной динамики российской экономики на основе реализации приоритетных национальных проектов и региональных инвестиционных стратегий.
Основные научные результаты. В качестве результатов исследования на защиту выносятся следующие положения:
Во-первых, основы теории взаимосвязи и взаимообусловленности структуры экономики и экономического роста, включающие:
• уточнение содержания категории «структура экономики» и определение ее оптимальности с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста; методология анализа динамики структуры современной российской экономики и ее влияния на устойчивость экономического роста, уточняющая совокупность факторов и тенденций структурных изменений национальной экономики, выбор критериев, показателей и индикаторов оценки их воздействия на устойчивость экономического роста, а также результаты проведенного анализа влияния структуры современной российской экономики на обеспечение устойчивого экономического роста;
• характеристика прямых, косвенных и обратных связей между изменениями структурных пропорций экономики и экономическим ростом.
Во-вторых, концептуальные подходы к государственному регулированию современной структуры российской экономики с целью обеспечения устойчивого экономического роста, включающие совокупность принципов государственного регулирования структуры смешанной экономики и приоритетные направления регулирования структурных пропорций экономики в интересах долговременного экономического роста.
В-третьих, организационно-правовой механизм формирования оптимальной структуры корпоративного сектора экономики и методы государственной поддержки развития крупных корпоративных образований в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики.
В-четвертых, выводы из результатов оценки внедрения современных методов повышения макроэкономической эффективности использования государственной собственности, в том числе бюджетирования, ориентированного на результат, а также обоснование экономической целесообразности стимулирования отечественного промышленного производства посредством государственных закупок.
В-пятых, система показателей для оценки достижения стратегических целей субъектами бюджетного планирования, в том числе по обеспечению устойчивого экономического роста.
В-шестых, совокупность государственных мер в сфере регулирования рынков факторов промышленного производства, направленных на обеспечение расширенного воспроизводства, а также достижение пропорциональности его основных стадий.
В-седьмых, пути развития экономических механизмов внутриотраслевой и межотраслевой интеграции промышленного производства, в том числе производственной диверсификации, а также экономические предпосылки и основные направления интеграции военного и гражданского производства, включая расширение производства техники и технологий двойного назначения.
В-восьмых, результаты оценки потенциальных возможностей обеспечения прогрессивной структурной динамики национальной экономики на основе реализации приоритетных национальных проектов и предложения по совершенствованию инвестиционных механизмов развития региональной структуры экономики России.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
• положения и выводы, содержащиеся в диссертации, расширяют понимание современных проблем совершенствования структуры национальной экономики, возникающих в процессе обеспечения устойчивого экономического роста;
• выявленные формы взаимосвязи структуры экономики и экономического роста детерминируют необходимость и логику разработки конкретных направлений и механизмов государственного регулирования структурных пропорций экономики; разработанный организационно-экономический механизм институционального обеспечения прогрессивных структурных изменений экономики и модель государственного регулирования смешанной экономики могут быть использованы для выработки среднесрочной программы структурных преобразований российской экономики с целью обеспечения устойчивого экономического роста.
Практическое значение теоретических обобщений и выводов состоит в том, что:
• выявленные внутренние противоречия в системе государственного регулирования структуры национальной экономики позволяют уточнить приоритеты и провести конкретные мероприятия по совершенствованию деятельности государственных органов с целью достижения более рационального использования экономических ресурсов и факторов промышленного производства для обеспечения устойчивого экономического роста;
• полученные в ходе исследования результаты позволяют на более совершенной методологической основе решать вопросы регулирования структурных пропорций экономики, что позволяет формировать эффективную государственную политику в области структурных преобразований, инвестиционной деятельности и стимулирования промышленного производства;
• теоретические положения диссертации и ее фактология могут быть использованы в изучении курса экономической теории и других учебных дисциплин.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования изложены в монографии «Регулирование структуры экономики России», в коллективных монографиях «Экономическое развитие современной России» и «Концептуальные подходы к регулированию структуры российской экономики», а также в научных статьях и научных сообщениях на кафедре экономических теорий РГГУ. Автор использовал наработки по исследуемой проблеме, принимая активное участие в подготовке Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» проведен аудит результативности мероприятий данного проекта с точки зрения прогрессивного изменения структуры агропромышленного производства. Подготовленная по результатам исследования аналитическая записка была отправлена в Минсельхоз России. Методика комплексной экспертной оценки уязвимости бизнеса для предотвращения враждебного поглощения использована при разработке программы стратегического развития ЗАО «Моссельпром». Предложения по совершенствованию системы защиты корпорации от враждебного поглощения докладывались на научно-практической конференции «Слияния и поглощения. Технологии 21 века», прошедшей 17 марта 2006 года.
По результатам исследования опубликовано 17 научных работ общим объемом 47 п.л., в том числе 3 монографии.
Структура диссертации определена последовательностью решения основных исследовательских задач и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложения, включающего 12 таблиц и 4 схемы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 318 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz