Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Индивидуально-ориентированный подход в обучении учащихся младших классов. Брук, Татьяна Викторовна бесплатно
06:26
Скачать Индивидуально-ориентированный подход в обучении учащихся младших классов. Брук, Татьяна Викторовна бесплатно
Индивидуально-ориентированный подход в обучении учащихся младших классов

Диссертация

Автор: Брук, Татьяна Викторовна

Название: Индивидуально-ориентированный подход в обучении учащихся младших классов

Справка: Брук, Татьяна Викторовна. Индивидуально-ориентированный подход в обучении учащихся младших классов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Брянск, 2001 160 c. : 61 02-13/346-6

Объем: 160 стр.

Информация: Брянск, 2001


Содержание:

Глава 1 Научно-теоретические основы индивидуально- ориентированного подхода в обучении детей младших классов
11 Гуманистические теории личности как психолого-педагогические предпосылки индивидуально-ориентированного обучения школьников
12 Индивидуально-личностный подход к ребёнку в свете различных стилей обучения
13 Развитие мьппления в контексте различных стилей обучения
14 ПсиходиагностЕгческое сопровождение опыгно-экспериментальной работы в младших классах Вьшодыпо первой главе
Глава
II Содержание и условия реализации индивидуально- ориентированного обучения в младших классах ^,:•
21 Экспериментальная комплексная программа индивидуально-ориентированного обучения в младших классах
22 Динамика познавательных интересов младших школьников в процессе индивидуально-личностного обучения р 23 Особенности личностного развития детей в условиях индивидуально-ориентированного обучения
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Конец XX столетия ознаменовался обоснованием и утверждением открытой гуманистической парадигмы образования, которая находится в противоречии с традиционной парадигмой закрытого, т.е. формирующего образования.По справедливому замечанию Е.В. Бондаревской и СВ. Кульневича, появление различных концепций личностно-ориентированного образования в российской и зарубежной педагогике знаменует начало нового этапа мировой педагогической мысли, особенности которого состоят в следующем: - меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия и диалога его участников; изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъектными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.д., в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, ''^ она становится его системообразующим началом; подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью.Создание условий для развития индивидуально-личностных способностей, свойств и педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования; - в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследовании о психологических механизмах развития личности.Важнейшим условием становления личности школьника, его полноценной жизнедеятельности в современном изменяющемся мире является развитие его индивидуальности.Особое значение при этом имеет индивидуально-ориентированный подход в обучении, который является составной частью, компонентом личностноориентированного образования.Индивидуально-ориентированное образование является отражением исторически глубокого гуманистического направления в философии, психологии, педагогике. С исторической точки зрения, разработка индивидуального и дифференцированного подходов в обучении предшествовала более глубоким исследованиям личностно-ориентированного образования, концепция которого принята на сегодняшний день всей мировой прогрессивной педагогической наукой. Таким образом, индивидуально-ориентированный подход в обучении можно рассматривать в контексте личностно-ориентированного образования.Следует, однако, отметить, что проблема состоит в том, что до сего времени не снято противоречие между актуальностью индивидуально-ориентированного образования школьников, его очевидной привлекательностью для педагогов, с одной стороны, и укоренившейся личностно отчужденной образовательной практикой, неразработанностью педагогического инструментария, с другой стороны.Актуальность проблемы и недостаточная ее изученность обусловили тему исследования "Индивидуально-ориентированный подход в обучении учащихся младших классов".Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально прове,^ рить педагогические условия эффективности индивидуально-ориентированного подхода в обучении учащихся младщих классов.Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в младших классах общеобразовательной школы.Предмет исследования - способы и приемы осуществления индивидуальноориентированного подхода в обучении учащихся младших классов.Гипотеза исследования - личностное развитие школьников на основе индивидуально-ориентированного подхода будет эффективным, если: - учебная деятельность будет осуществляться с учетом индивидуальных особенностей детей, в том числе доминирующего у них вида мышления и познавательного стиля; - учебная деятельность будет осуществляться на основе психодиагностического сопровождения опытно-экспериментальной работы в младших классах; - познавательная деятельность учащихся на занятиях приобретает глубокий личностный смысл, отражающийся в творческом взаимодействии учителя и учащихся при выполнении творческих действий, при этом будут достаточно согласованы предпочитаемая ребенком когнитивная стратегия и предлагаемая ему стратегия обучения. i;t Задачи исследования: 1. Выявить психолого-педагогические предпосылки и условия индивидуальноориентированного подхода в обучении младших школьников.2. Обосновать индивидуально-ориентированный подход к ребенку в свете различных стилей обучения.3. Изучить особенности личностного развития детей в условиях индивидуально-ориентированного обучения.4. Разработать комплексную целевую программу по реализации индивиду ал ьно-ориентированного обучения, направленную на оптимальное и эффективное использование технологии индивидуально-ориентированного обучения в младших классах.Методологической основой исследования явились: ^ - положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и ценности реального мира; - идеи о социальной, деятельностной и творческой сущности личности как целостной системы и многофакторном характере ее развития; - концептуальные положения о методах, формах и средствах обучения; - идеи оптимизации и гуманизации процесса обучения.Теоретической базой исследования явились современные психологопедагогические теории личности, деятельности, мышления (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.В .Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина), учение об активном деятельностном подходе к развитию личности (Б.Г.Ананьев, Л.Рубинштейн); основные положения и выводы современной теории развития познавательной активности обучаемых (Р.А.Низамов, Н.Д.Никандров, А.Н.Прядехо, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина); идеи развивающего обучения (А.Г.Асмолов, М.Н.Берулава, И.В.Дубровина, Н.Ф.Маслова, А.В.Петровский, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, Л.М.Фридман, А.С.Чернышев).Нами использовались также положения российской педагогики, составляющие общетеоретический фундамент профессиональной подготовки к педагогической деятельности: k^ - процесс формирования педагогической деятельности и профессиональной педагогической культуры (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, А.К.Маркова, В.А.Сластенин, Е.Н.Богданов, Е.И.Исаев, А.Э.Штейнмец, В.Д.Симоненко); - индивидуальные стили профессионального общения педагога (А.А. Леонтьев, В.А.Кан-Калик, А.К.Маркова, Л.М.Митина. Л.А.Петровская, И.А.Зимняя, Е.А.Орлова); - проявления индивидуального стиля педагогической деятельности в характере реакций на педагогические ситуации, в выборе методов обучения и средств ^ воспитания, в манере поведения и предпочтении видов поощрений и наказаний (Я.Л.Коломинский, А.А.Реан, Р.С.Немов, Д.М.Гришин, А.С.Чернышев, СА.Елисеев); - содержательные динамические и результативные характеристики стиля работы учителя, т.е. ориентация на процесс или результат труда, гибкость, оперативность, уровень обученности учащихся, их интерес к предмету (А.К.Маркова, А.Я.Никонова); - основные направления педагогизации и профессионализации учебного процесса (В.Ф.Шаталов); - психологический анализ профессиональной компетентности учрггеля (Л.М.Митина).В педагогике и психологии западных стран, в том числе США и Израиля, значительное внимание уделяется индивидуальным стилям обучения (Дэвид Колб, 1983; Сандра Сигал, Дэвид Хоран, 1985), способам переработки информации (Энтони Грегори, 1984) и др.В ряде работ российских авторов также рассматривается проблема индивидуальности человека, в том числе стили поведения, активности, эмоциональные стили, стили обучения, социального мышления, руководства (Е.Н.Ильин, Б.А.Вяткин, Л.Я.Дорфман, И.П.Шкуратова, К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Котляровский, М.Е.Кузнецов и др.).В русле гуманистического подхода в России получает все большее распространение личностно-ориентированный подход к обучению.Решение проблемы личностно-ориентированного образования является одной из стратегических задач развития молодого поколения. Прогнозируется, что в современной школе наиболее продуктивными будут личностно ориентированные педагогические технологии, приоритетом которых является личность школьника во всем многообразии его субъективности и вытекающего отсюда приоритета субъективно-смыслового обучения перед информационным. Именно так, в русле личностно-ориентированной построена система образования в лидирующих странах мира.Обширность и глубина проблемы исключительно велики. К разным аспектам решения проблемы относятся, помимо отмеченных выше, исследования Ш.А.Амонашвили в русле гуманно-личностного подхода, И.А.Зимней - личностно-деятельностный подход; исследования философов образования f Б.С.Гершунского, И.Я.Лернера, П.Г.Щедровицкого; И.П.БоЧкИной, З.В.Васильевой, Т.И.Мальковской. А.П.Тряпицыной о личностно развивающих функциях обучения; концепция профессионального развития учителя Л.М.Митиной; исследования эвристического обучения А.В.Хуторского; исследования технологического образования на основе интегративно-технологйческой концепции в русле продуктивного личностно ориентированного образования (П.Р.Атутов, Н.В.Матяш, Г.В.Рубина, В.Д.Симоненко); работы педагоговноваторов в русле педагогики сотрудничества (И.П.Волков, Е.Н.Ильин, Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др.).В последние годы защищен целый ряд кандидатских и докторских диссертаций, освещающих различные личностные аспекты образовательного процесса в школе. Среди них - исследования Н.А.Алексеева по проектированию личностно ориентированного обучения (1997), Е.Л.Федотовой о педагогическом взаимодействии как факторе личностного саморазвития учащихся и учителей (1998), В.Прокопюка о самообразовании учителей в контексте гуманистической парадигмы развития человека (1999) и др. Все это - глубокие исследования, имеющие для определения нашего подхода к проблемам личностно-ориентированного образоваI i ния немалое значение.Непосредственный интерес для нашего исследования представляют практикоориентированные работы. Среди них - монография В.В.Серикова "Личностный подход в образовании: концепция и технологии" (1994); книга "Образование в поисках человеческих смыслов" (1995, под ред. Е.В.Бондаревской); сборник "Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения" (1996, под ред.И.СЯкиманской); книги Ш.А.Амонашвили "Размышления о гуманной педагогике". Л.М.Митиной "Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога" (1999); книга "Управление развитием индивидуальности школьника в учебном процессе" (1999, Д.Поляков, А.И.Резник, Г.В.Морозова, И.Г.Егорова) и др.В литературе также отмечается, что индивидуальные стили познавательной деятельности человека связаны с особенностями его темперамента. Так, особая # подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решения, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость, чем холерики и сангвиники.В соответствии с этим возникает необходимость в разработке и внедрении таких технологий педагогической работы, которые позволят преподавателю стать субъектом педагогической деятельности, построить субъект-субъектные отношения с обучающимися, поставить школьника в центр обучения, направлять и корректировать весь образовательный процесс с целью развития личности обучающегося в целом; развить в нем высокий уровень познавательных способностей, инициативность, самостоятельность, ответственность, креативность, что отвечает личностно-деятельностному подходу в обучении, разработанному в педагогике и психологии (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.А.Сластенин, И.А.Зимняя).Для реализации целей и задач исследования применялись следующие методы: - теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме; - педагогическое моделирование; - диагностические методы (анкетирование, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся и учителей, беседы, интервью, опрос, тестирование, метод самооценки, Тель-Авивский опросник активности и успешности); - системный анализ материалов, полученных в ходе исследования; - экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент) и др. ^ Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе израильских и российских общеобразовательных школ, в том числе начальной школы г.Кирьят-Гат (Израиль), средних школ №№ 1, 54 г.Брянска.Общая выборка школьников, участвующих в констатирующем эксперименте. f составила 512 учащихся средних общеобразовательных школ г.Брянска (школы №№ \,22, 54, 60) и 68 учителей этих же школ и школ Израиля. В формирующий эксперимент были включены ПО 5Д1ащихся и 12 преподавателей (Израиль), 250 З^ащихся и 24 учителя (Россия).Исследование проводилось в три этапа (1997 - 2001 гг.).На I этапе (1997 - 1998) - осуществлялся теоретический анализ психологопедагогической учебно-методической лрггературы, обучающих методик по теме исследования.На П этапе (1998 - 1999) - проводился констатирующий эксперимент. Данные, полученные в ходе эксперимента, позволили определить объект, предмет, цели и задачи исследования, а также сформулировать гипотезу и составить план формирующего эксперимента.На Ш этапе (1999 - 2001) - был осуществлен формирующий эксперимент, дан анализ полученных результатов, подводились итоги диссертационного исследования, осуществлялось оформление диссертации.Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования состоит: в теоретическом обосновании индивидуально-ориентированного подхода к ребенку; в выявлении и обосновании педагогических условий применения способов и приемов осуществления индивидуально-ориентированного подхода в обучении учащихся младших классов Израиля и России (использование принципов гуманистической педагогики для развития и форМ1фования личности; выявление педагогом собственного стиля преподавания; дифференциация оценки знаний учащихся, учебных заданий и др.).Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении комплексной целевой программы по реализации индивидуальноориентированного обучения в младших классах общеобразовательной школы, а также в разработке рекомендаций для педагогов-практиков по созданию условий для осуществления индивидуально-ориентированного подхода в обучении младших школьников, что отражено в монографии автора «Индивидуальноориентированный подход к обучению учащихся» общим объемом 6,6 печатных листов.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на всероссийских научно-практических конференциях "Проектирование и формирование развивающих и образовательных сред" (Брянск, 1999, 2001), на П-й региональной научно-практической конференции "Новые идеи, технологии и инвестиции" (Брянск, 2000), обсуждались на научно-практических конференциях учителей в Брянском институте повышения квалификации работников образования (2000 - 2001), на заседаниях кафедр общей и профессиональной педагогики, психологии Брянского государственного университета (2001).На защиту выносятся: 1. Психолого-педагогические условия индивидуально-ориентированного подхода в обучении младших школьников; 2. Индивидуально-ориентированный подход в свете различных стилей обучения; 3. Особенности личностного развития детей в условиях индивидуальноориентированного обучения; 4. Комплексная целевая программа по реализации индивидуальноориентированного обучения в младших классах. ^

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 251 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz