Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 13 » Скачать Информационные технологии в управлении социально-политическими процессами: региональный аспект. Зиннуров, Руслан Галинурович бесплатно
01:12
Скачать Информационные технологии в управлении социально-политическими процессами: региональный аспект. Зиннуров, Руслан Галинурович бесплатно
Информационные технологии в управлении социально-политическими процессами: региональный аспект

Диссертация

Автор: Зиннуров, Руслан Галинурович

Название: Информационные технологии в управлении социально-политическими процессами: региональный аспект

Справка: Зиннуров, Руслан Галинурович. Информационные технологии в управлении социально-политическими процессами: региональный аспект : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 Саратов, 2005 196 c. : 61 05-23/193

Объем: 196 стр.

Информация: Саратов, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Информационные технологии в политическом управлении обществом
11 Социально-политические функции информации
12 Информационные технологии как механизм социально-политического управления
Глава 2 Информационные механизмы совершенствования социально-политического управления в регионе
21 Развитие региональных информационных систем как механизма социально-политического управления
22 Роль информационных технологий в решении социально-политических региональных проблем

Введение:

Актуальность темы исследования
В последние годы, развитые страны движутся к информационному обществу, в котором качество жизни, социальные изменения зависят от использования информации. Развитие информационной сферы связано с открытостью общественного устройства, действенностью феномена общественного мнения и степенью зрелости общества.
В свою очередь, осуществляемый переход к информационному обществу, основанный на производстве, распространении и внедрении информации в общественное бытие, управление обществом вызывает социально -экономические сдвиги в обществе и воздействует на все сферы человеческой жизнедеятельности. Рост политической активности населения, ломка традиционных стереотипов общественного сознания, не устоявшаяся структура политических интересов связаны пока со слабым механизмом функционирования информационных коммуникаций, что в свою очередь снижает полноценное политическое участие граждан в вопросах политической модернизации и развития страны. В таких условиях возрастает потребность в создании эффективного механизма - прогнозирования и моделирования социально-политических процессов с применением информационных технологий.
Обеспечение позитивных тенденций развития демократии и политической активности граждан невозможно без развитой системы коммуникаций и особенно информационных технологий. Информационное пространство, образовавшееся в последние десятилетия, сегодня участвует в политико-правовых, социальных и экономических отношениях. Поэтому властные структуры многих стран, в том числе и России, столкнулись с необходимостью пересмотра классических моделей политического управления, которые стали неадекватны информационным возможностям времени.
Россия только вступает в информационное общество и находится в начальной фазе информатизации. Сегодня мало квалифицированных специалистов знакомых с новейшими информационными технологиями, на уровне регионов низка обеспеченность современной вычислительной техникой, на уровне управления отсутствует системность знаний и перспектив развития информационной сферы.
Остается проблемой информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений в различных сферах государственного управления. В этой связи постановка проблем более полного вовлечения информационно-аналитических ресурсов в процессы государственного управления является актуальной задачей на государственном уровне.
Модели регионального управления социально-политическими процессами только начинают формироваться, поэтому сегодня особенно важны попытки обобщения управленческой практики, с применением новых информационных технологий, направленных на поиск оптимальных путей регионального развития. Таким образом, стремление к пониманию места и возможностей информационных технологий в решении социально-политических проблем региона представляется весьма своевременным. Это и определило актуальность настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы
Теоретические проблемы становления и развития информационного общества, воздействие информационно-коммуникационных технологий на управление политическими, общественными процессами уже нашли отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.
Западные социологи и социальные философы Д. Белл, Д. Рисман, Э. Тофлер, А. Турен в 1960 году, активно обсуждали вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественную стадию социально-политического развития, главным отличающим критерием которого является определяющая роль информации во всех сферах жизнедеятельности человека. Д.Белл обосновал теорию технологического развития информационного общества. В последствии теоретические прогнозы обрели реальное воплощение в бурном развитии средств массовой коммуникации, построении глобальных информационных сетей. Были разработаны технологии виртуальной реальности и другие технологические инновации, которые выдвинули на передний план информационную деятельность. Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе затрагивались в работах западных философов У.Эко, Д.Кукка, Ж. Делеза, А. Крокера, а также в работах отечественных авторов И.П. Ильина, В.А. Кутырева, А.В. Гулыги, В.А. Шашинского. Однако эти работы носят обзорный и ознакомительный характер, в них нет теоретического анализа развития информационного общества.
Вопросы политического управления обществом привлекали внимание ученых со времен зарождения политической философии. Эти проблемы рассматривались в трудах ученых Б.Н.Чичерина, И.А.Ильина, П.И. Новгородцева. В основе теоретической базы исследования тенденций и особенностей политического управления находятся концептуальные положения, касающиеся различных аспектов политического режима, анализа политических процессов, изложенные в трудах зарубежных ученых Г. Алмонда, М. Вебера, А. Гидденса и других. Становление современной политической системы и государственного управления в регионах, проблемы политического управления находятся в центре внимания российских ученых Г.В. Атаманчука, Ю.С. Васютина, Н.И. Глазунова, B.C. Комаровского, A.M. Омарова, Е.В. Охотского и других. Актуальность и новизна региональной проблематики привлекают внимание ученых, среди которых выделяются работы Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Ю.В. Васильева, О.Г. Дмитриевой, В.Г. Игнатова, Т.В Игнатовой, А. В Кисельникова, Н.И. Лариной, A.M. Лаврова, В. Лексина, А.А. Мацнева, А. Швецова. Эти проблемы пока еще не подвергались всестороннему комплексному анализу. На сегодня еще недостаточно работ, анализирующих региональные аспекты управления.
Значительной чертой в постиндустриальном обществе является приоритет информационной деятельности и поэтому на передний план выходит производство знаний и информации. Отечественная наука представлена работами Р.Ф.Авдеева, Н.А. Васильевой, В.В. Витковского, А.И. Ракитова, О.С. Сухарева, Б.В. Маркова и других авторов.
Современное состояние вопросов государственной политики информационного общества отражены в трудах И.Ю. Алексеевой, Г.Т. Артамонова, Н.В. Борисова, И.Н. Курнасова, Б.В. Наумова, Г.Л. Смоляна, Ю.Е. Хохлова, Д.С. Черешкина, Н.Н. Моисеева, B.C. Комаровского. Проблематику состава аудитории российского Интернета изучали политологи и социологи Б.З. Докторов, П.К. Земсков, Р.С., Могилевский и другие. Вопросы воздействия политических технологий на социально-экономическое развитие общества затрагиваются в работах Б. Иванова, С.И. Паринова, Е. С. Шадрина. Фундаментальные положения теории информации и управления информационными процессами в природе и различных формах жизни общества принадлежит Н.Винеру, А. Колмогорову, Дж. Пирсу, Р. Хартли, Р. Фишеру.
В зарубежной литературе информационная деятельность рассматривается в качестве самостоятельной проблемы, ее отдельные аспекты анализируются в процессах становлении информационного общества. М. Эрл, Э. Фридман, Дж. Кэнн в своих работах анализируют роль информационной индустрии в развитии общества, рассматривают двуединый процесс информатизации и становления информационного рынка в современных условиях. Вопросы формирования информационного общества в России рассматривают Г.Л.Смолян, Д.С. Черешкин.
Н.Луман, Ю.Хабермас, Д.Остин, Д.Томпсон, А.Филлипова рассматривают процессы коммуникации в информационном пространстве. Функции политической идеологии, как разновидность коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества и ее дифференциации рассмотрены в работах Г.Лассуэлла. Анализ информационного фактора политической модернизации представлен в работах К. Германа, В.Дахина, Ю.А. Нисневич.
Вопросы информатизации политического управления рассматриваются в работах О. Ф. Шаброва, К.И. Варламова, В.Д. Граждан, P.M. Фалмера,
А.А.Давыдова. Проблемы социального проектирования и изменения социального устройства общества изучают Ж.Тощенко, Ю.Крючков, В.Луков, И. Ляхов.
Вместе с тем влияние информационных технологий на управление социально-политическими процессами не стали предметом комплексного исследования российских ученых. В теоретических вопросах исследований недостаточно раскрыты экономические, социальные, политические функции информации, не определено понятие единого информационного пространства, порядок формирования основных информационных ресурсов. Не изучен в полной мере механизм воздействия информационных технологий на решение социальных, политических, правовых, демографических проблем в регионах.
Недостаточная разработанность теоретических проблем в практике применения информационных технологий в управлении социально-политическими процессами, теоретическая и практическая значимость этих исследований для эффективного управления регионами обусловили выбор темы, постановку целей и задач исследования.
Цель и задача исследования. Целью диссертационного исследования является изучение степени влияния информационных технологий на региональное управление с целью оптимизации данного процесса.
Для достижения указанной цели автор считает, целесообразным сосредоточится на следующих основных задачах: определить содержание понятий «информация», «единое информационное пространств» и роль социально-политической функции информации в обеспечении жизнедеятельности общества; выявить взаимосвязь социально-политического управления с информационными технологиями, через механизм которой разрешаются социальные, политические, экономические проблемы в вопросах модернизации и развития страны, формируется общественное сознание, вырабатываются определенные политические и социальные программы;
• раскрыть актуальные проблемы российского регионального управления и обосновать формирование на его основе единой региональной информационной политики; проанализировать практический опыт внедрения информационных технологий в региональном социально-политическом управлении и разработать теоретические рекомендации по их эффективному функционированию в практической деятельности.
Объектом исследования являются информационные технологии и их применение в управлении социально-политическими процессами в регионах.
Предмет исследования - степень возможности влияния информационных технологий на социально-политические процессы в регионах, их роль в эффективной информационной поддержке решения актуальных региональных проблем, повышения эффективности государственного управления через информатизацию региональных и местных уровней власти.
Характер поставленных задач определил методологию диссертационного исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области политической теории, политических процессов, теории управления, политических и информационных технологий, а также смежных научных дисциплин - философии, социологии, экономики, психологии, информатики.
Важной методологической концепцией для нашей работы является теория технологического развития информационного общества Д.Белла и его последователей М. Эрла, Э. Фридмана, Дж. Кэнна. Вопросы формирования информационного общества в России рассматривают Г.Л.Смолян, Д.С. Черешкин.
Проблемы становления современной политической системы и государственного управления в регионах, проблемы политического управления, его механизмов и технологий невозможно без учета работ Г.В. Атаманчука, Ю.С. Васютина, B.C. Комаровского, A.M. Омарова, О.Н.Фомина.
Вопросы информатизации политического управления нельзя глубоко рассматривать без учета работ О. Ф. Шаброва, К.И. Варламова, В.Д. Граждан, P.M. Фалмера, А.А.Давыдова.
Основным методом исследования выступает в работе структурно-функциональный метод, позволивший диссертанту проанализировать сложную структуру отношений между характером политического развития российского общества и возможностями информационных технологий в данном процессе. Это позволило также выявить в них стабильные или находящиеся в стадии формирования элементы, увидеть возникающие возможности их оптимизации.
Эмпирическую базу диссертации составили статистические материалы развития народного хозяйства, официальная информация Госкомстата России, федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010» и региональные программы по информатизации органов управления. В работе также использованы материалы социологических исследований и политического анализа Всероссийского центра изучения общественного мнения, исследовательской группы ЦИРКОН и Центра информационно-аналитического и социологического обеспечения госслужбы Поволжской академии государственной службы им. П.А.Столыпина.
Другими источниками информации послужили государственные и ведомственные документы по проблемам государственного управления, монографии, периодические публикации и материалы по использованию информационных технологий в управлении социально-политическими процессами, законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем: дана авторская интерпретация определения информации и информационного пространства и его воздействие на социально-политические процессы; проанализирован процесс становления информационно-коммуникационных технологий, их воздействие на социум, а также проведена их классификация; определены коммуникационные аспекты информационных технологий, дающие возможность структурам управления государством осуществлять собственные функции и мотивировать действия своих контрагентов и потребителей информации;
• выявлена взаимосвязь политического управления и информационных технологий, механизм которой обеспечивает развитие социально-политических процессов в вопросах модернизации страны, способствует формированию общественного сознания, учитывая национальные и культурные особенности регионов; рассмотрены актуальные проблемы регионального развития и формирование стратегии информационной региональной политики;
• проанализирован региональный опыт внедрения информационных технологий в социально-политическом управлении, предложена модель управления социально-политическим развитием региона;
• показано, что создание в регионе информационно-аналитической системы в совокупности с центром анализа и прогнозирования обеспечивает повышение эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в социально-политической сфере.
Научные положения, выносимые на защиту: информация - это уникальный ресурс, сведений об окружающем мире, объектах, явлениях, процессах, уменьшающих степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденная от их создателя, ставшая сообщением и переданная через каналы общественной коммуникации. Единое информационное пространство представлено совокупностью политических, социальных, экономических, правовых информационных ресурсов, образующих особое информационное поле и формирующих специфические отношения, обеспечивающие эффективное информационное взаимодействие регионов, доступ населения к информационным ресурсам и удовлетворение социальных и личностных потребностей членов общества в информационных продуктах и услугах; развитие информационных технологий и расширение информационного пространства создает условия для развития демократии в обществе, становления основ гражданского общества и его взаимовыгодных отношений с органами власти всех уровней. Это важное условие политической социализации населения; информационные технологии являются важным механизмом, через который реализуется связь между социальными и политическими процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социального развития государства, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны; наличие в регионе развитой системы информационно-технического обеспечения взаимоотношений органов власти и гражданского общества позволяет создать единое информационное пространство района, города, региона, что обеспечивает прозрачность и демократичность управленческих решений; существование в регионе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти обеспечивает оптимальное решение комплексных задач по управлению политическим и социально-экономическим развитием региона и повышает эффективность процессов государственного управления на всех его уровнях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сделанные теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут составить основу принятия решения при внедрении механизма информационных технологий в управление социально-политическими процессами субъектов РФ, применение которых в практической деятельности способствует в целом совершенствованию государственного и муниципального управления.
Положения, выводы, и рекомендации диссертации могут быть использованы в научной, учебной работе при изучении курса политических дисциплин, при разработке курсов и спецкурсов по политологии.
Апробация и объем работы:
Основные идеи, теоретические положения и выводы, практические рекомендации диссертации изложены автором в 6 работах общим объемом 3,7 п.л. Кроме того, они были апробированы на двух научно-практических конференциях молодых ученых в Поволжской академии государственной службы, на межвузовской научно-практической конференции в Поволжском кооперативном институте.
Структура и объем работы:
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 229 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz