Как представляется, прежде чем раскрывать сущность инновационной стра-тегии, нужно кратко охарактеризовать понятие инноваций в целом.
В литературе существует множество определений инноваций, однако они не так уж сильно расходятся между собой и имеют общими как минимум два пункта.
Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуаль-ного продукта, получаемого в результате инновационной деятельности.
Инновация (нововведение) - есть продукт, который является результатом выполнения инновационного проекта (результат НИОКР) применительно к про-изводству, специальной сфере или обслуживанию населения и, как правило, имеющий экономическую и (или) социальную ценность .
Основными признаками инновационной продукции являются: новизна; по-лезность и (или) социальная значимость; превосходство над уже имеющейся про-дукцией; большая добавленная стоимость; повышенная конкурентоспособность при прочих равных условиях с заменяющей продукцией (услугой).
Инновационная деятельность - деятельность по превращению результатов НИОКР в инновации и их внедрению в практику. К инновационной деятельности относятся: проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий.
Также инвестиционная деятельность в литературе характеризуется как вне-дрение и тиражирование изобретений, "ноу-хау", научно-технических разработок, открытий, новых промышленных образцов и других продуктов, на которые рас-пространяются права интеллектуальной собственности .
Исходя из сказанного, инвестиционную стратегию можно рассматривать как систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, оп-ределяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения, одним из которых являются инновации.
Также можно согласиться с определением Борисенко И.А., который под ин-новацией понимает результат творческого процесса в виде нового продукта, тех-нологии, метода и т.д., основанных на достижениях науки и техники, внедренных в экономическую систему и по-новому удовлетворяющий сложившиеся общест-венные потребности .
Инвестиционная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяе-мых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на ос-нове научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к об-щим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвести-ционной среды. Эффективным инструментом перспективного управления инве-стиционной деятельностью организации, подчиненного реализации целей ее об-щего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэконо-мических показателей, системы государственного регулирования рыночных про-цессов, конъюнктуры инвестиционного рынка и связанной с этим неопределенно-стью, выступает инвестиционная стратегия.
Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.
В литературе инвестиционная стратегия представляется как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации, сле-дование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Ин-вестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестици-онной деятельности организации, характер формирования инвестиционных ресур-сов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных це-лей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.
Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей со-ставной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, сис-тема функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, спосо-бы формирования и распределения ресурсов.
По мере продвижения в процессе определения приоритетов могут возник-нуть дополнительные требования к анализу ситуации, понадобится самоопределе-ние в новом контексте, оценка реальных ресурсов и проектной активности приве-дет к корректировке приоритетов, и т.д. Большое значение имеет выбор такого пространственного и временного масштаба анализа, который обеспечивал бы мак-симально точное и взвешенное стратегическое позиционирование.
В процессе организационного проектирования очень важно выделить груп-пу людей, которая приняла ценности развития и субъективировала тот или иной приоритет, сделав его предметом концентрации сил и основой личного, профес-сионального и делового успеха. Организационные формы, которые создаются для реализации приоритетов, должны обеспечивать эффективное разграничение (пе-рераспределение) полномочий в отношении использования инструментов страте-гии, т.е. подкреплять конкретные управленческие функции необходимыми норма-тивно-правовыми статусами и ресурсами.
Актуальность разработки инвестиционной стратегии организации опреде-ляется рядом условий.
Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды. Высокая динамика основных макроэкономиче-ских показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестици-онного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управ-лять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и тра-диционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие раз-работанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменени-ям факторов внешней инвестиционной среды, может привести к тому, что инве-стиционные решения отдельных структурных подразделений организации будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом.
Одним из условий, определяющих актуальность разработки инвестицион-ной стратегии организации, является ее предстоящий этап жизненного цикла. Ка-ждой из стадий жизненного цикла организации присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельно-сти, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая ин-вестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестицион-ную деятельность организации к предстоящим кардинальным изменениям воз-можностей ее экономического развития.