Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Институционализация как упорядочение эколого-экономических отношений национальной экономики. Матюгина, Элеонора Григорьевна бесплатно
04:50
Скачать Институционализация как упорядочение эколого-экономических отношений национальной экономики. Матюгина, Элеонора Григорьевна бесплатно
Институционализация как упорядочение эколого-экономических отношений национальной экономики

Диссертация

Автор: Матюгина, Элеонора Григорьевна

Название: Институционализация как упорядочение эколого-экономических отношений национальной экономики

Справка: Матюгина, Элеонора Григорьевна. Институционализация как упорядочение эколого-экономических отношений национальной экономики : диссертация доктора экономических наук : 08.00.01 / Матюгина Элеонора Григорьевна; [Место защиты: Том. гос. ун-т] - Томск, 2009 - Количество страниц: 443 с. ил. Томск, 2009 443 c. :

Объем: 443 стр.

Информация: Томск, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Методология ресурсно-структурной институционализации эко-лого-экономических отношений
11 Понятие, факторы и критерии эффективности ресурсно-структурной институционализации
12 Выявление особенностей институционализации участников и инструментов упорядочения эколого-экономических взаимодействий на основе исследования потребностей и благ как компонентов воспроизводства
13 Выбор инструментов влияния на формирование институцио-нальности участников эколого-экономических отношений на основе субъектного подхода
14 Институциональные основы экологизации хозяйственной политики
Глава 2 Современные тенденции формирования и разрешения противоречий развития хозяйственной системы и эволюция институтов
21 Современное хозяйствование как источник особенностей институционализации
22 Формы институционального развития в становлении экологического сегмента хозяйствования
23 Давление глобальных процессов на институционализацию эколого-экономических отношений национального хозяйства
Глава 3 Использование закономерностей ресурсно-структурной институционализации в процессе упорядочения трансформирующейся экономики 181 31 Закономерности институциональной трансформации хозяйственных взаимодействий и появление институциональных ловушек
32 Взаимосвязь институционализации хозяйствующих субъектов и государственной политики и совершенствование методов государственного регулирования 224 33 Обеспечение преемственности и целостности хозяйства на основе институционального регулирования
34 Институционализация текущей рекреации как условие поддержания непрерывности воспроизводства
35 Повышение институциональности хозяйственной среды в результате регулирующего воздействия государства как условие эффективного воспроизводства

Введение:

Актуальность исследования. Усложнение хозяйственных отношений, проявляющееся во включении экологического фактора в хозяйствование, обусловливает необходимость выявления регуляторов и регуляторных механизмов, способных обеспечивать эффективную динамику трансформирующейся экономики при усилении изнашивающего воздействия производства на трудоспособность и здоровье нации. Объективность и непрерывность взаимодействия хозяйственной системы и среды обитания, отсутствие благ-субститутов для окружающей природной среды требует упорядочения параметров взаимодействия участников (понимаемого как институционализация) и формирования теоретических основ регулирования самого процесса институционализации даже в условиях ограничения декларированием экологических проблем при первичной ориентации экономики на «сырьевые» доходы, развитие материального производства. Настоятельность включения в хозяйственную практику дополнительных, ранее не учитываемых факторов экономической динамики, поддерживающих норму в состоянии трансформации хозяйства, позволяет на материале развития эколого-экономических отношений выявить способы управления ин-ституционализацией с перспективой распространения опыта на хозяйственную систему в целом. Ограниченность ресурсов хозяйственной системы как данность оказывает двойственное влияние на процессы институционализации хозяйствования. Во-первых, сдерживающее, обусловливая конкуренцию за экологические ресурсы отраслей хозяйства при росте техногенного давления на качество среды обитания. Во-вторых, стимулирующее, обусловливая перепозиционирование экологической потребности в экономическом статусе хозяйствующих субъектов, что усиливается давлением дефицита трудовых ресурсов.
Сложность и динамизм процесса институционализации обусловлены непрерывной трансформацией и значительной дифференциацией условий функционирования субъектов даже одного уровня, многовариантностью альтернатив развития, объективной невозможностью отказа от удовлетворения первичных потребностей, привнесением субъективности в принятие решений. Выявление последовательности возникновения и соотношения рыночных и государственных институциональных регуляторов хозяйствования определяют направленность и приоритеты развития среды хозяйствования1.
Использование возможностей регулирования хозяйствования требует оценки существующей институциональной структуры и учета направления ее эволюции в процессе возникновения и развития хозяйственных противоречий, в частности эколого-экономических. Возникает необходимость ресурсно-структурного упорядочения экономического поведения участников хозяйства, включающего экологический компонент как обязательный, на основе инструментов ограничивающего^ и стимулирующего характера с целью его рутиниза-ции. Применение методологии ресурсно-структурной институционализации упрощает осуществление функций планирования, организации, мотивации и контроля в экономической политике всех участников системы отношений как приводящей к формированию дополнительного сектора.
Становление дополнительной совокупности инструментов регулирования, появляющихся1 на основе процессов* институционализации, повышает его действенность, но возросшая, эффективность доступного инструментария требует крайней осторожности и обоснованности в выборе целей, интенсивности управляющего усилия и области его приложения. Необходимость корректировки теоретической базы регулирования хозяйствованиях учетом его экологизации, выявления методологии и инструментария* институционализации обусловили научную и практическую значимость, определили цель и задачи исследования.
Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическая основа исследования базируется- на положениях современной экономической теории. Приведенные классификации потребностей и благ по различающимся совокупностям признаков, раскрывая многоаспектный' характер категорий,
1 В послании Президента России Федеральному собранию отмечается, что Российская Федерация - это социальное государство, обеспечивающее свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты, признавая ценностью жизнь и благосостояние человека (Выдержки из президентского послания
Федеральному собранию). URL: http: // www. izvestia. ru. politic/ article 3122272. 5 очерчивают перспективные для практики направления институционализации хозяйствования, выявляют предпосылки и критерии эффективности. Эти проблемы рассмотрены с опорой на работы P.M. Грановской, А.Г. Здравомыслова, А.И. Левина, А.П. Яркина, Н.М. Римашевской, В.В. Радаева, Л.Я. Барановой, М.В. Малаховской и др.
Доказательство необходимости учета эколого-экономического компонента, изучение его роли в национальном хозяйственном кругообороте отражено в трудах Р. Лацко, М.Я. Лемешева, П.М. Нестерова, Р. Веснина, Э.В. Гиру-сова, В.Н. Воловича, Н.Н. Лукьянчикова, И.М. Потравного, В.И. Канова и др. Методам регулирования хозяйствования? в аспекте смягчения эколого-экономического противоречия; посвящены труды Дж. Форрестера, Д. Медоуза, Г. Дейли, С. Пуру, П. Хокена, Э. Ловинса, JI.P. Брауна; И.II. Г'лазыриной, Е.В; Рюминой, О.А. Погореловой, Н. Пискуловой и др. Проведенные названными авторами; исследования создают предпосылки формулирования задачи исследования и обобщения процессов институционализации. Формирование институтов, их роль и место в регулировании общественных отношений представлено трудами А. А. Аузана; В. Л. Тамбовцева, Р.М: Нуреева, А. Олейника, А. Нестеренко, А. Шаститко, Д- Норта, А. Дегтярева, Л. Евстигнеевой, Е. Попова, С. Кир диной: и др.
Комплекс административных, экономических методов регулирования хозяйственных взаимодействий в контексте включения в них экологического фактора представлен в трудах Т.Е. Гридэл, Б.Р. Алленби, В.В: Глухова, Т.П. Некрасовой, В :И. Кушлина, F. Клейнера, Д. Петросяна, А. Беченова, BiE. Телентинова и др. Эволюция рассмотренных методов, соответствующая процессу перехода общества к постиндустриальному этапу развития, предполагает становление экологического сегмента национальной экономики, трансформацию ценностных ориентиров общественного сознания, доминирования информационных систем. Однако специфика адаптации методов регулирования к особенностям трансформационной экономики в общем и России, властности, требует продолжения исследований.
Применение системного анализа (Д. Квейд, Дж. Клир, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко, Р. Акофф, Г.С. Альтшулер и др.) в контексте рассматриваемой проблемы позволило выявить особенности становления и изменения параметров как политик хозяйствующих субъектов, так и экономики в целом под воздействием экологического фактора.
Несмотря на существование большого числа трудов, вопросы формирования теоретических основ институционализации хозяйствования изучены недостаточно и требуют непрерывного переосмысления принципов функционирования, сопровождающегося, трансформацией институтов, изменением ценностных доминант и становлением системы хозяйственных политик.
Целью диссертационной работы является формирование теоретических основ выбора инструментов упорядочения хозяйственных взаимодействий на основе закономерностей развития и интеграции эколого-экономических отношений в систему хозяйственных связей.
Для достижения цели в диссертации требовалось решить следующие задачи:
1) систематизировать и обобщить теоретический и фактологический материал по организации процесса институционализации хозяйствования и его влияния на функционирование хозяйственной системы в условиях трансформации эколого-экономических отношений;
2) на основе позиционирования экологической потребности определить различия в использующихся инструментах хозяйственных политик субъектов и способах упорядочения экономических взаимодействий;
3) обосновать возможности согласования экономического поведения участников эколого-экономических отношений через становление функций собственника и инвестора;
4) произвести теоретическое обоснование адаптации инструментов упорядочения системы целей и средств их достижения на примере эколого-экономических отношений в рамках подвижных институциональных ограничений хозяйствования;
5) становление экологического сегмента исследовать как фактор структурных и институциональных изменений хозяйственной системы;
6) выявить закономерности ресурсно-структурной институционализа-ции хозяйственной системы;
7) изучить особенности взаимодействия эколого-экономических институтов национального и международного уровней;
8) характеризовать методы государственного регулирования хозяйствования через выявление критериев и направлений соответствия институциональных преобразований тренду развития хозяйственной системы; ?
9) обосновать институционализацию хозяйствования как инструмент повышения эффективности государственного регулирования;
10) разработать количественные и качественные критерии эффективности институционализации;
11) упорядочить понятийный аппарат исследования ресурсно-структурной институционализации.
Объектом диссертационной работы выступают процессы трансформаI ции системы эколого-экономических отношений в национальном хозяйстве, f определяющие условия и факторы выбора способов регулирования ее развития.
Предметом исследования являются закономерности изменения содержания, способов и форм упорядочения становящихся эколого-экономических отношений, формирующих институциональную среду хозяйственной системы России.
Методологические и теоретические основы, эмпирическая база исследования. Системный метод изучения совокупности отношений хозяйствования, дополняемый принципами неоклассического экономического анализа в комплексе с положениями институциональной' теории, позволяет подтвердить инфраструктурные функции институтов, их воздействие на процессы становления стереотипов поведения хозяйствующих субъектов, что инициировало, в свою очередь, привлечение исторического, структурно-функционального, социологического методов исследования.
Методология диалектического познания позволила выявить этапы институционализации хозяйственных отношений на основе действия эндогенных и экзогенных факторов системы, обеспечивающих результативность ее развития. Количественная характеристика эффективности институционализации проанализирована посредством статистического анализа; для выявления тенденций развития политик хозяйствования субъектов использованы методы экономико-математического моделирования.
Методологической и теоретической базой исследования являются труды ведущих специалистов различных областей знания. Междисциплинарный характер работы обусловлен необходимостью использования результатов таких областей знания, как право, экология, социология, история, политология. Эмпирической базой исследования послужили нормативно-законодательные акты и результаты их действия как на национальном, так и на региональном уровнях; данные официальных исследований отечественных и зарубежных ученых; отчеты международных организаций; данные официальной статистической отчетности; материалы периодических изданий, конференций и семинаров по рассматриваемой проблеме. Фактологическая база исследования опирается в основном на деятельность отраслей ТЭК в сравнении с отраслями лесопромышленного комплекса и автотранспорта.
Концепция диссертационной работы заключается в обосновании взаимосвязи между изменением содержания эколого-экономических отношений и формами их упорядочения при создании институциональной структуры, ориентированной на достижение их взаимного соответствия и обеспечивающей возможности эффективного развития общества.
Научная новизна состоит в теоретическом обосновании выбора институциональных инструментов и методов ресурсно-структурного регулирования эколого-экономических отношений.
Научная новизна конкретизируется следующими положениями:
1. Выявлены направления институционализации: контрактность, ее носитель и способ реализации; установлены формы упорядочения в системе эколого-экономических отношений: самоинституционализация (инициативное опережающее соответствие поведения субъекта институциональным ограничениям), порождающая- локальную институциональность, и принудительная ин-ституционализация.
2. Обоснована необходимость и возможность упорядочения хозяйствования- на основе институциональных инструментов ресурсной (определяющей доступ к факторам^ производства) и структурной (преобразующей хозяйственную систему) составляющих. На основе классификации институтов по ряду признаков (преемственность, формирование стереотипов поведения, перманентность, охват субъектов) выявлена многомерность процесса институционального воздействия (поддержание- условий воспроизводства, влияние на структуру национальной' экономики и иерархию хозяйственных политик, упорядочение функций субъектов), формирующая разносторонность и целенаправленность этого воздействия.
3-. Выявлена система! противоречий эколого-экономических отношений. Установлено, что разрешение противоречий- хозяйствования порождает как положительные экстерналии» развития институтов, повышающие прогно-зируемость, и упорядоченность хозяйственной среды, так и институциональные ловушки, трактуемые как противоречия институционализации.
4. Объективная* обусловленность- становления дополнительных сегментов в экономике, порождаемая отличием экологических и экологизованных потребностей и благ, использована как, методологический подход к анализу проэкологической диверсификации хозяйства и" доказательству процикличе-ской функции экологизации:
5. Доказано, что государство в ходе принудительной институционализации через преемственность, экономических и административных методов обеспечивает переход от пропредметного к проэкологизированному хозяйствованию; обусловливает многомерность экологизации через структурную и стабилизационную функции государства, актуализируя внеэкономические характеристики (здоровье нации, эстетическое восприятие среды обитания, продолжительность жизни) национального развития, формирование системы морально-нравственных ценностей, экономики культуры потребления благ.
6. Проведена классификация форм международного сотрудничества по основанию ресурсно-структурной институционализации (разработка законодательной базы экологизации хозяйственных отношений; нормирование совместного пользования экологическими благами; урегулирование национальных стандартов хозяйствования), что позволило выявить специфику надгосударственного институционального регулирования (необходимость сотрудничества государств при рекомендательном характере решений, взаимодействие международной, региональной, национальной и локальной институ-циональностей).
7. Введение теоретических понятий «институциональное. поле» (отражает качественный аспект институционального регулирующего воздействия) и «институциональная жизнеспособность» (учитывает специфику отраслевой и территориальной институциональное™) позволяет формировать непротиворечивую концепцию институциональной политики.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в формировании теоретических основ упорядочения эколого-экономических отношений на основе инструментов ресурсно-структурной институционализации.
Полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методологической базы для дальнейших исследований проблем институционализации хозяйства и эффективного функционирования национальной экономики; при формировании экономической политики: выборе мер и эффективных инструментов институционализации; в качестве методического аппарата анализа и прогнозирования развития экономики как целого под влиянием эколого-экономических отношений. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах «Макроэкономика», «Мировая экономика»,
Экономика природопользования», «Институциональная экономика», «Экономика переходного периода».
Значимость результатов исследования подтверждена актами внедрения, полученными от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области; Территориального агентства по недропользованию (Томскнедра); Территориального агентства по недропользованию Таймырского автономного округа; мэрии г. Томска; Государственного природного заповедника «Эрзи» Республики Ингушетия; ООО «Специализированное строительное управление» г. Стрежевой; отдела по делам ГО и ЧС г. Стрежевого и др.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены в виде докладов на международных конференциях «Экономика, экология.и общество России в. 21-м столетии» (Санкт-Петербург, 2004); «Стабилизация экономического развития Российской Федерации» (Пенза, 2005), «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2006); «Научный потенциал мира - 2005» (Днепропетровск, 2005), «Передовые научные разработки -2006» (Днепропетровск, 2006), «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (Санкт-Петербург, 2007); «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития - 2007» (Одесса, 2007); на всероссийских конференциях «Экономика России в XXI веке» (Томск, 2004); «Наука и образование» (Томск, 2005); «Технология, предпринимательство, экономика, менеджмент» (Томск, 2005); «Теоретические проблемы экономической безопасности России в XXI веке» (Томск, 2005); «Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе» (Пенза, 2005) и региональных теоретических и научно-практических конференциях «Эколого-экономические проблемы региональных товарных рынков» (Красноярск, 2004); «Современные проблемы управления» (Тюмень, 2005). Материалы и положения диссертации использованы в преподавании курсов экономических дисциплин студентам, экономических специальностей; при написании учебного пособия «Экономические основы природопользования», монографий «Институционализация национальных эколого-экономических отношений как фактор обеспечения устойчивости хозяйственного развития» и «Развитие методологии исследования потребностей и благ в изучении эволюции системы эколого-экономических потребностей»; обсуждены на научных семинарах факультета экономики и менеджмента ТГАСУ. По теме диссертации, опубликовано 48 научных работ общим объемом 38,35 печатных листа.
Структура работы: Диссертация: содержит: введение, три главы, заключение, список литературы, приложениям

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 220 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz