Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Ирония как компонент идиостиля А. П. Чехова. Каменская, Юлия Валерьевна бесплатно
05:05
Скачать Ирония как компонент идиостиля А. П. Чехова. Каменская, Юлия Валерьевна бесплатно
Ирония как компонент идиостиля А. П. Чехова

Диссертация

Автор: Каменская, Юлия Валерьевна

Название: Ирония как компонент идиостиля А. П. Чехова

Справка: Каменская, Юлия Валерьевна. Ирония как компонент идиостиля А. П. Чехова : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Саратов, 2001 173 c. : 61 02-10/284-9

Объем: 173 стр.

Информация: Саратов, 2001


Содержание:

Глава! Категория иронии и пути ее изучения
1 Место иронии внутри категории комического
2 Особенности функционирования понятия «ирония» в разные исторические эпохи
3 Функционирование иронии в языке художественной литературы и пути ее изучения в лингвистике
4 Развитие прагматического аспекта изучения иронии в современном языкознании
5 Ирония в идиостиле АП Чехова
Глава 2 Контекстуальная ирония в идиостиле АП Чехова
§1 Средства реализации контекстуальной иронии в художественном творчестве АП Чехова
1 Лексико-семантические средства реализации
11 Антифразис
12 Каламбур
13 Семантические контрасты
2 Структурные средства реализации
3 Стилистические средства реализации
4 Интертекстуальные включения
5 Ремарки
§2 Функции контекстуальной иронии в творчестве АП Чехова
§3 Контекстуальная ирония в эпистолярном творчестве АП Чехова
1 Средства реализации
11 Семантические противоречия
12 Стилистические несоответствия
13 Лексико-семантические средства
14 Интертекстуальные включения
15 Структурные средства
2 Функции контекстуальной иронии в эпистолярии
21 Самоирония
22 Доброжелательная насмешка
23 Отрицательная отценка
Выводы
Глава 3 Текстообразующая ирония в идиостиле АП Чехова
§1 Функционирование текстообразующей иронии в прозе АП Чехова
11 Лексико-позиционный повтор
12 Структурный повтор
13 Ситуативный повтор
21 Несобственно-прямая речь
31 Интертекстуальные включения
41 Сочетание средств реализации
§2 Функционирование текстообразующей иронии в драматургии АП Чехова
Выводы

Введение:

Одной из основных тенденций современной лингвистики является, безусловно, углубленное изучение смысловой стороны языковых явлений.Это проявляется и в такой области языкознания, как лингвистика текста, что вызвано необходимостью рассмотрения средств коммуникации с учетом лингвистических, социальных, психологических факторов.Линейный характер языка и многомерность объективной действительности способствуют развитию полифункциональности языковых единиц, обусловливают возможность реализаций многообразных семантических функций не только эксплицитными, но и имплицитными средствами. В исследованиях последних лет, посвященных анализу содержательной стороны текстов, обнаруживается поворот от изучения эксплицитного содержания к изучению его имплицитных компонентов, а также к анализу соотношения и взаимодействия эксплицитных и имплицитных компонентов содержания как отдельного высказывания, так и целого текста [И.В. Арнольд, К.А. Долинин, Т.И. Сильман, В.А. Кухаренко и др.].Особую значимость приобретает изучение имплицитного смысла в художественном тексте, поскольку одной из неотъемлемых особенностей подлинно художественного произведения является его смысловая неоднозначность и многоплановость. Одним из важнейших возможных проявлений имплицитного смысла становится ирония, которая и является объектом нашего исследования.Несмотря на то, что ирония неоднократно привлекала внимание как объект исследования в различных областях лингвистической науки [Н.К. Салихова, А.Г. Кербс, СИ. Походня, Е.М. Кагановская, А.П. Стельмашук, Ж.Е. Фомичева, А.В. Сергиенко], в научной литературе не существует достаточно полного описания языковых средств, которые служат реализации смысловой неоднозначности текста с иронической направленностью, нет четкого представления о лингвистической сущности иронии и семантическом механизме реализации имплицитного смысла высказывания.Очень часто в исследовательских работах ирония понимается только как противоречие между буквальным смыслом и скрытым, контекстуальным, реализующимся на лексическом уровне [Н.К. Салихова, А.Г. Кербс, Л.Л. Ким, В.Я. Черняевой]. Однако в ряде работ ставится вопрос о важности рассмотрения иронии как концептуальной категории, связанной с проблемой целостности изучения текста [СИ. Походня, Е.М. Кагановская, А.П. Стельмашук, Ж.Е. Фомичева, А.В.Сергиенко]. Наше исследование представляет собой дальнейшее развитие данного комплексного изучения иронии в художественном тексте.Изучение иронии на материале художественных текстов обусловливает необходимость учета специфики структуры художественного текста. Смысловая неоднородность текста с иронической направленностью имеет ту особенность, что она создается автором преднамеренно, с целью вызвать определенный стилистический эффект. Кроме того, являясь формой оценочного, критического, эмоционального освоения действительности, ирония обнаруживает теснейшую связь с творческой позицией автора, его мировоззрением. В нашей работе предпринимается попытка показать связь идейно-художественного своеобразия писателя и особенностей его языкового мастерства, обозначить место иронии в идиостилевои системе писателя.Определение лингвистической сущности иронии, языкового механизма реализации иронического смысла, специфика проявления этих механизмов внутри писательского идиостиля - все это обусловливает актуальность и теоретическую значимость выбранной темы.Целью работы является рассмотрение особенностей функционирования иронии и выявления средств ее актуализации в идиостиле А.П. Чехова, где ирония является определяющим, характеризующим и существенным компонентом.Материалом исследования послужило художественное творчество А.П. Чехова - рассказы, повести, драматургические произведения, а также его эпистолярное наследие, Сформулированная выше цель исследования обусловливает постановку следующих задач: 1. выявить специфику функционирования двух типов иронии контекстуальной и текстобразующей - в художественной системе А.П. Чехова и его эпистолярном наследии, 2. исследовать спектр языковых средств, реализующих иронический смысл, 3. определить функции, выполняемые контекстуальной и текстообразующей иронией в художественном тексте и эпистолярии, 4. выявить особенности языковой личности Чехова, актуализируемые посредством использования иронии в художественном тексте и письмах, 5. обозначить жанровое своеобразие текстообразующей и контекстуальной иронии в творчестве А.П. Чехова.Методы исследования подчинены решению поставленных задач и представляют собой сочетание семантико-стилистического, компонентного и контекстологического анализа.Новизна работы заключается в дальнейшем изучении языковых механизмов актуализации иронического смысла в структуре художественного текста; выявлении специфики использования языковых средств реализации двух типов иронии в идиостиля писателя. Новизна работы также заключается в описании функций, выполняемых иронией в художественном тексте и эпистолярии и их зависимость от художественных задач, поставленных перед собой писателем, а также особенностей его языковой личности; обусловленность возникновения иронического смысла характером взаимосвязи адресата и адресанта, субъекта и объекта иронии.Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации, а также полученные в ходе исследовательской работы выводы могут быть использованы в вузовских курсах преподавания стилистики художественной речи, лингвистического анализа текста, теории текста, спецкурсах по языку и стилю писателя.На защиту выносятся следующие положения: 1. определение иронии как полноправной формы комического, наряду с юмором и сатирой, утверждение ее как компонента мировоззрения, влечет за собой рассмотрение иронии как особой категории текста, создаваемой разнообразными языковыми средствами, 2. ирония как одна из форм реализации имплицитного смысла не имеет собственных формальных средств выражения, но для ее актуализации используются средства различных уровней языковой системы, 3. ирония в художественном тексте может существовать в форме двух разновидностей, реализуясь в качестве стилистического приема или проявляясь на текстовом уровне, 4. оба типа иронии имеют свои средства реализации и выполняют в художественном тексте определенные функции, "w i^ 5. ирония отражает особенности мировоззрения А.П. Чехова и является важным компонентом его идиостиля.Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях молодых ученых филологического факультета СГУ (1997, 1998, 1999, 2000, 2001).Основное содержание работы отражено в четырех печатных и двух электронных статьях.Структура диссертации отвечает целям, задачам и объекту исследования и включает в себя введение, теоретическую главу, две главы, посвященные исследованию механизма функционирования иронии в художественном творчестве А.П. Чехова и его эпистолярии, заключение и библиографию.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 296 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz