Четверг, 19.09.2024, 19:59
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Исследование профессиональной и социокультурной подготовки персонала как фактора повышения качества продукции. Иванова, Ирина бесплатно
06:03
Скачать Исследование профессиональной и социокультурной подготовки персонала как фактора повышения качества продукции. Иванова, Ирина бесплатно

Исследование профессиональной и социокультурной подготовки персонала как фактора повышения качества продукции

Диссертация

Автор: Иванова, Ирина Владимировна

Название: Исследование профессиональной и социокультурной подготовки персонала как фактора повышения качества продукции

Справка: Иванова, Ирина Владимировна. Исследование профессиональной и социокультурной подготовки персонала как фактора повышения качества продукции : диссертация кандидата технических наук : 05.02.23, 22.00.04 / Иванова Ирина Владимировна; [Место защиты: Рыбин. гос. авиац.-технол. акад.] Рыбинск, 2007 351 c. : 61 07-5/4602

Объем: 351 стр.

Информация: Рыбинск, 2007


Содержание:

ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РАБОТЫ
11 Предприятие, профессиональное образовательное учреждение, персонал, образование и обучение
12 Производственные процессы предприятия и образовательного учреждения, их автоматизация и зрелость
13 Продукция и ее качество
14 Основы и принципы технического регулирования в международном и национальном масштабах
15 Факторы, определяющие качество продукции
151 Знания и интеллект в обеспечении качества
152 Молодежная часть трудового потенциала предприятия и аспекты социализации молодежи
153 Окружение предприятий и среда формирования молодежи как стратегического потенциала производства
154 Потребности и ценностные ориентации молодежи
755 Удовлетворение потребностей молодежи
156 Тенденции и технологии образования и обучения
157 Имущественная оснащенность и научно-техническое обеспечение предприятия
158 Организационно-управленческое обеспечение производства
159 Собственно производство
1510 Измерения, контроль, испытания и диагностика
16 Основные составляющие и критерии качества
161 Качество профессионального образования и обучения
162 Качество социокультурного воспитания и жизненного обеспечения
1 6 3 Единичные и комплексные характеристики качества машиностроительной продукции
17 Модели делового совершенства, ориентированные на качество продукции
18 Обеспечение качества продукции в соответствии сИСО
19 Прогрессивные инструменты контроля и достижения качества продукции
110 Другие важные аспекты качества
1101 Охрана окружающей среды
1102 Техногенная безопасность и охрана труда
1103 Эргсдаомичность, эстетичность, дизайн продукции
1104 Документация в системе качества
1105 Идентификация и прослеживаемость
1106 Затраты в сфере качества
111 Интеграция СМК с другими моделями управления качеством
112 Анализ, аудит и самооценка качества, подтверждение соответствия машиностроительной продукции
1121 Сущность и исходные предпосылки аудита
1122 Значимость и особенности самооценки
1123 Подтверждение соответствия
1124 Сертификация материалов и заготовок в машиностроении
113 Направленность, цель, задачи и общие методы исследования
2 РАЗРАБОТКА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
21 Принятые исходные предпосылки
22 Основные требования к создаваемой системе качества
23 Обобщенная схема обеспечения качества продукции и параметрическое представление интегрированной системы качества

Введение:

Актуальность темы. В передовых в техническом отношении организациях и странах конец 20-го века «передал» 21-му веку условия хозяйственной и иной деятельности, характеризующиеся рядом глобальных тенденций. К основополагающим из них относят следующие [3, 7, 11, 13, 14, 23, 46, 58, 63, 101, 114, 123, 147, 168, 176-178, 186, 190, 201, 202, 207-210, 212, 216, 217, 219, 220, 223, 224, 237, 241, 244, 245, 249, 250, 264, 266, 276, 281, 298, 305, 311, 318, 319, 322-332, 338, 340, 351, 362, 368, 370, 377-380]:
1 Высокий уровень научно-технического, социально-экономического и организационно-управленческого обеспечения, позволивший начать переход от «второй цивилизации» и индустриальной эры к «третьей цивилизации» и информационной, наукоемкой, инновационной эре.
2 Формирование глобального экономического пространства и мирового рынка товаров, услуг и труда. Ужесточение конкуренции на рынке между предприятиями и странами.
3 Интенсивное развитие высоких информационно-коммуникационных и производственных технологий, логистической поддержки всех этапов жизненного цикла изделий и других объектов.
4 Широкое утверждение пятого (информационного) технологического уклада, развитие шестого технологического уклада, основанного на CALS-технологиях и стандартах, и зарождение седьмого технологического уклада, базирующегося на ЯООЯ-идеологии, а также наноструктурах, нанотехнологии.
5 Создание и распространение электронной торговли, электронного обучения и иных электронных технологий.
6 Существенное упрощение трансграничного переноса капитала, людей, идей, научно-технического потенциала.
7 Появление значительного количества социально-направленных концепций делового совершенства и организации «Международная социальная ответственность» (Social Accountability International - SAI). Разработка стандартов в области безопасности и охраны труда, социального и этического менеджмента, внедрение систем управления, в центре которых находятся люди, их знания, корпоративная культура, социальные потребности и ценности персонала. Известный специалист в области управления проектами Ван дер Мерве А. отмечает [65], что на проекты промышленного развития тратится около 10 %, на проекты развития бизнеса - около 20 %, а на проекты социального развития - около 70 % от общей суммы денежных средств.
8 Перерастание интеллектуальной собственности, технической, экономической, социальной и иной документации в самостоятельную наукоемкую высокоэффективную продукцию, ценность которой на международном рынке постоянно увеличивается. В таких условиях [1-385]:
• многократно возросли значение и роль: а) качества и конкурентоспособности человека, предприятий, стран; б) соответствие технического регулирования международным требованиям (требованиям рынка и нормативных документов); в) динамичности развития и постоянного изменения производства, продукции и услуг с целью удовлетворения требований потребителя; г) конкурентных преимуществ, интеллекта, образования, знаний, инноваций, мотивированности в творческой, инициативной работе, уровня и совершенства автоматизации, информационной среды; д) качества жизни человека, безопасности труда, продукции, услуг, охраны окружающей среды, экологичности и эргономичности; е) теории информационно-обменных процессов (ИОП), имиджело-гии, рискологии, логистики, психодинамики и социологии; ж) численных (прежде всего, статистических) методов в области профессиональных и социокультурных доминант человека; и) скорости [202]: получения, обработки, анализа информации; принятия на этой основе адекватных решений; реакции на требования рынка и разработки новой продукции; поставки продукции по договору; к) одновременно: поиска инновационных путей наиболее целесообразного результативного и эффективного управления знаниями, человеческим капиталом, развитием отдельных стран и всего мирового сообщества; расширения возможностей применения типовых конструкций, материалов, технологий, решений различного уровня; тезисов «Единый стандарт, одно измерение, признаваемые повсюду», «Один стандарт, один испытательный орган, один сертификат, признаваемый во всем мире»; л) необходимость следования принципу: «Для процветания всех надо учитывать интересы каждого» [114].
В работах таких видных ученых и специалистов в области качества, как . Ю. П. Адлер, В. Н. Азаров, М. В. Альгина, Л. Н. Альперин, Б. В. Бойцов, Н. Г. Багаутдинова, Д, Боуэрс, А. Ван дер Мерве, А. Л. Васильев, Г. П. Воронин, А. В. Гличев, Н. В. Гуняева, Ю. А. Гусаков, Ю. И. Денискин, Ю. В. Крянев, Р. Дж. Макграс, Н. В. Михайлова, М. В. Молодов, М. 3. Свиткин, В. И. Сурнин, М. Фангель, А. Л. Шестаков и др., многократно подчеркивается, что в этих условиях качество предприятий и их продукции напрямую зависит не только от профессиональной, но и социокультурной подготовки менеджеров и других работников всех уровней, от их интеллекта, духовности, нравственности и этичности, от их отношения к корпоративной социальной ответственности, к охране окружающей среды, безопасности и охране труда. Многие преуспевающие корпорации широко строят свои системы качества, отвечающие требованиям не только стандартов ИСО серии 9000, но также стандартов ИСО серии 14000, стандартов SA 8000 на социальную ответственность (в 2008 г. на основе этого стандарта будет введен в действие международный стандарт ИСО 26000) и OHSAS 18001 на промышленную безопасность и охрану труда.
Россия же конца 20-го века мало соответствовала этим требованиям. Для России было характерно несоответствие «драматических и великих событий, происходивших в СССР и на постсоветском пространстве, и ничтожности людей, оказавшихся в центре этих событий, как и ничтожности их замыслов» [66]. Так отзывается о нашей действительности того времени известный итальянский журналист Дж. Кьеза. А уже сам автор труда [66], перечисляя главные с его точки зрения вопросы, с которыми Россия пришла к 21-му веку (примеры таких вопросов: «Кто, когда и как сможет остановить стремительно развивающийся процесс хорошо организованной и управляемой деградации молодежи, остающейся нам на смену?», «Почему торжествует ложь, равнодушие, хамство и прямое неисполнение своих обязанностей на всех ступенях лестницы управления?»), считает, что основной-общей причиной появления таких вопросов является «убийство Совести в Душе человека».
И все-таки, несмотря на то, что «реальная экономика прогнулась под собственной тяжестью, а криминальная мафия внедрилась во все сферы социума», на то, что «наш этнос круто пикирует вниз» [66], долго находиться в таком состоянии России не пристало. Тем более, что в течение всего 20-го века в России творили такие выдающиеся мыслители и просветители, как И. А. Ильин, JT. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Н. К. Рерих, В. Т. Лисовский, А. Ф. Лосев, А. А. Богданов, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, П. А. Сорокин, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский, М. Горький, В. И. Вернадский, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, А. К. Гастев, В. В. Бойцов, Д. С. Лихачев, которые заложили «глубочайшее понимание природы качества как категории, связанной с духовностью, нравственностью, с уважением к добросовестному труду и мастерству» [66]. Тем более, что качеству и в современной России отдают свои талант и энергию выдающиеся ученые и организаторы производства - Ю. П. Адлер, В. Н. Азаров, Л. Н. Альперин, И. 3. Аронов, Л. Е. Басовский, В. Ф. Безъязычный, В. Я. Белобрагин, Б. В. Бойцов, В. В. Брагин, А. Л. Васильев, В. Г. Версан, Г. П. Воронин, В. И. Гиссин, А. В. Гличев, О. А. Горленко, В, Добрынина, С. Д. Ильенкова, С. П. Капица, В. А. Качалов, Ю. В. Крянев, В. А. Лапидус, В. В. Окрепилов, М. Б. Плущевский, К. М. Рахлин, В. В. Репин, М. 3. Свит-кин, JI. Е. Скрипко, А. И. Субетто, Е. В. Судов, В. И. Сурнин, А. Г. Суслов, Е. И. Тавер, И. И. Чайка, В. М. Чижикова, A. JI. Шестаков, Ю. К. Шленов, В. В. Щипанов, О. П. Яблонский и многие другие.
Усилия отечественных ученых и практиков, а также международные тенденции и влияние привели к тому, что в последние годы проблема разработки и реализации научно-технических, социально-экономических, культурных и организационно-управленческих мер, направленных на обеспечение качества в России, стала приобретать первостепенное значение. Исследователи, занимающиеся этой проблемой, называют стратегию управления, ориентированную на качество, национальной идеей. Принята Концепция национальной политики в области качества продукции и услуг, представляющая собой систему официальных взглядов на: контроль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России; цели национальной политики России в области качества продукции и услуг; основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.
Однако глубина проработки всего комплекса задач достижения и объективной оценки качества в нашей страны, особенно в машиностроительной сфере, пока недостаточна, что связано с чрезвычайной сложностью проблемы, относительно малым периодом ее изучения в России, со значительным разнообразием климатическо-экономических и иных условий. Но самой главной исходной причиной достаточно низкого уровня качества в нашей стране, является, как следует из [66] и других публикаций, приверженность управленцев всех уровней к прежним подходам, при которых на первое место ставятся макроэкономические показатели, а затем человек, а не наоборот.
В силу изложенного, а также стремления к вхождению страны в равноправное мировое разделение труда и глобальный рынок с его правилами (устанавливаемыми Всемирной торговой организацией - ВТО совместно с Международной организацией по стандартизации - ИСО) и жесткой конкуренцией, требуется инициативная системно-обобщенная и в то же время более детальная и ускоренная разработка теоретико-методологических основ исследования, обеспечения и оценки качества предприятий, процессов и продукции, профессиональной и социокультурной подготовки человека в новых для России условиях с учетом особенностей изготовителей, поставщиков, потребителей, социальных групп, общества. Наиболее актуальна такая разработка для машиностроительного, высокотехнологичного производства.
В условиях информатизации, интеллектуализации и необходимости своевременного реагирования на-постоянные и часто глубокие изменения окружающего пространства, главенства «человеческого и социального капитала», реформирования экономики и технического регулирования в соответствии с прогрессивными международными подходами базовой социальной группой, наиболее значимым стратегическим ресурсом ближайшего будущего машиностроительных отраслей является студенческая молодежь и пришедшие на работу на предприятие специалисты (будущие и настоящие специалисты). Именно им предстоит решать проблемы, дошедшие из прошлого и выросшие из настоящего в сфере качества производства и продукции, в недалекой перспективе. Поэтому уже сегодня они должны быть подготовлены к своей социально-экономической и научно-технической роли. Следовательно, анализ различных ' аспектов профессиональной подготовки, социального воспитания и образования, управления качеством и удовлетворенностью молодежи, изучение и формирование наиболее целесообразных, результативных и эффективных подходов к решению таких проблем можно отнести к наиболее актуальным целям и задачам страны в сфере качества продукции.
Направленность, цель и задачи исследования
Исходя из вышеизложенного, в данной диссертационной работе сделана попытка развить системный подход к управлению качеством продукции предприятий машиностроительного профиля на основе:
• обеспечения качества сквозной профессиональной и социокультурной подготовки специалистов совместными усилиями высшего образовательного учреждения и заинтересованного предприятия;
• формирования социальной ответственности менеджеров и исполнителей, удовлетворения их разумных потребностей и ценностных ориентаций;
• минимизации периода адаптации интеллектуального потенциала и ближайшего резерва к реальным требованиям, видам деятельности и условиям предприятия и его производства.
Цель и поставленные задачи исследования, теоретико-методологическая основа, использованная при выполнении задач, определены и сформулированы в главе 1. Для достижения цели и решения задач исследования применялись положения и рекомендации источников [1-385], а также нормативных правовых и нормативных документов. Использованные методы и полученные результаты изложены в публикациях [386-400].
Объект исследования. Целевым объектом исследования является качество профессиональной и социокультурной подготовки будущих специалистов и машиностроительной продукции - потенциального результата такой комплексной подготовки.
Предмет исследования. В качестве предмета настоящего исследования принята идеология и методология построения и анализа системного подхода к обеспечению качества продукции на основе профессиональной и социокультурной подготовки специалистов.
Достоверность научных результатов. Указанная достоверность обеспечена применением хорошо проверенных методов исследований; репрезентативностью объема выборок (количеством ответов респондентов и экспертов), сопоставлением выводов с положениями, выдвинутыми ведущими специалистами, положительной практической апробацией предложенных рекомендаций.
Положения, выносимые на защиту:
• вербальная и информационно-структурная модели: а) открытой распределенной, инновационной, интегрированной системы качества машиностроительной продукции ISSKMn, общей для образовательного учреждения и машиностроительного предприятия; б) взаимосвязанных систем профессиональной и социокультурной подготовки специалистов, являющихся основой интегрированной системы, а также других составляющих ISSKMm
• определение с надежностью Рно = 0,95: а) отношения студенческой молодежи к выбору ВУЗа и специальности, к качеству обучения и общественно-социальным факторам; б) уровня профессиональной и социокультурной подготовки молодежи на основе анализа удовлетворенности студенчества отдельными составляющими профессионального и социокультурного обучения;
• структура удовлетворенности будущих специалистов УДбсх как целого, представленная частными удовлетворенностями УДбсь
• методика управления качеством машиностроительной продукции, основанная на системном подходе к профессиональной и социокультурной подготовке персонала.
Научная новизна исследования:
• усовершенствован системный подход к менеджменту качества продукции, основанный, прежде всего, на комплексной профессиональной и социокультурной подготовке специалистов;
• определены иерархия профессиональных, учебных и социокультурных доминант студенческой молодежи как стратегического потенциала при управлении качеством продукции;
• установлены теоретические законы распределения частных (УДбсО и суммарного (УДбсх) индексов удовлетворенностей будущих молодых специалистов своими профессиональной и социокультурной подготовкой и жизненными позициями;
• предложена методология представления общей удовлетворенности УДбс! профессиональной и социокультурной подготовкой будущих специалистов, а также их условий учебы и жизни в виде системы с условным последовательно-параллельным «взаимодействием» частных удовлетворенностей УДБС,;
• определены научные предпосылки и направления анализа предложенной интегрированной системы управления качеством продукции.
Практическая ценность работы. Результаты настоящей работы могут:
• быть использованы в виде научно-методических основ: а) при разработке программ исследований типа «студент (будущий работник) - его социокультурные доминанты - совместное с производством профессиональное и со
14 циокультурное обучение - интеллектуальный потенциал управления качеством продукции»; б) при синтезе, анализе, функционировании, самооценке, аудите и оценке соответствия систем «социокультурные доминанты - качество образования, воспитания и обучения специалистов - целевая подготовка в соответствии с требованиями достижения качества продукции - управление качеством продукции на базе комплексной профессиональной и социокультурной идеологии»; в) в преподавании курсов по управлению качеством, по социальной ответственности, по управлению на основе социокультурной идеологии;
• служить основой дальнейшего углубленного изучения и формирования профессиональных и социокультурных доминант будущих специалистов в соответствии с требованиями в области качества продукции.
Апробация и реализация результатов.
Основные положения диссертации докладывались и получили положительную оценку на: VII Областной научно-методической конференции, посвященной 200-летию высшего образования в Ярославской области, 2003 г.; 4-й Международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки», 2003 г.; 5-й Международной конференции молодых ученых и студентов «Социальные и гуманитарные проблемы», 2004 г.; Международной научной конференции «Третьи Алмазовские чтения», 2004 г.; 8-й научной сессии ГУАП, 2005 г., Международной научно-практической школе-конференции «Славянтрибо-7а», 2006 г.; Российской научно-технической конференции «Новые материалы, прогрессивные технологические процессы и управление качеством в заготовительном производстве», 2007 г. В полном объеме результаты исследований доложены на кафедрах «Социология» и «Организация производства и управление качеством» ГОУ ВПО «РГАТА им. П. А. Соловьева». Основные положения настоящего исследования применяются при чтении лекционных курсов «Социология» и «Политология» в ГОУ ВПО «РГАТА им. П. А. Соловьева», использованы при подготовке программы социально-экономического развития Рыбинского района, при разработке и практической апробации систем качества ЗАО «Самоходная и дорожная техника» и ООО «Литекс», что документально подтверждено в приложении А.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 198 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz