Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Клинические, социально-гигиенические и организационные аспекты инвалидности детей (по материалам Калужского региона). Елисеева, бесплатно
07:08
Скачать Клинические, социально-гигиенические и организационные аспекты инвалидности детей (по материалам Калужского региона). Елисеева, бесплатно
Клинические, социально-гигиенические и организационные аспекты инвалидности детей (по материалам Калужского региона)

Диссертация

Автор: Елисеева, Елена Владиславовна

Название: Клинические, социально-гигиенические и организационные аспекты инвалидности детей (по материалам Калужского региона)

Справка: Елисеева, Елена Владиславовна. Клинические, социально-гигиенические и организационные аспекты инвалидности детей (по материалам Калужского региона) : диссертация кандидата медицинских наук : 14.00.09 / Елисеева Елена Владиславовна; [Место защиты: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования"] - Санкт-Петербург, 2004 - Количество страниц: 186 с. 17 ил. Санкт-Петербург, 2004 203 c. :

Объем: 203 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ3
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Состояние проблемы инвалидности детей и подростков в Российской Федерации12
ГЛАВА 1 Состояние здоровья детей в Российской Федерации: заболеваемость и инвалидность детского населения в современных условиях12
ГЛАВА 2 Критерии определения инвалидности у детей и структура инвалидности детского населения19
ГЛАВА 3 Клинические аспекты инвалидности детского населения29
ГЛАВА 4 Роль государственной службы медико-социальной экспертизы в социальной защите детского населения и организационные вопросы реабилитации детей-инвалидов в Российской
Федерации41
СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ56
ГЛАВА 5 Материалы и методы56
ГЛАВА 6 Характеристика региона Калужской области за последнее десятилетие61
61Эколого-гигиеническая характеристика территории61
62Характеристика социально-экономических процессов67
63 Характеристика медико-демографических процессов, здоровья населения и состояния здравоохранения74
64 Связь эколого-гигиенических, социально-экономических показателей и медико-демографических процессов в Калужской области85
ГЛАВА 7 Результаты исследования проблемы инвалидности детей и подростков, проживающих в Калужской области89
71 Структура первичной инвалидности детей и подростков89
72 результаты переосвидетельствования детей-инвалидов в Калужской области97
73 Потребность детей-инвалидов в различных видах медико-социальной помощи106
74 Результаты клинико-экспертного обследования 976 детей-инвалидов 118
75 Оценка эффективности реабилитационных мероприятий в различных типах реабилитационных учреждениях132

Введение:

Декларация о правах ребенка предусматривает обязанность государства по защите жизни и здоровья детей. Российская Федерация, ратифицировав ряд документов ООН о защите ребенка, взяла на себя определенные и очень серьезные обязательства, что нашло отражение в принятии ряда правовых документов по социальной помощи и защите этой категории граждан, в том числе детей-инвалидов, особо нуждающихся в поддержке государства.
Инвалидность у детей и взрослых трактуется различно, в связи с возрастными особенностями обязанностей перед обществом и общества перед ними. Так у взрослых инвалидность - это стойкое снижение или утрата общей и профессиональной трудоспособности вследствие заболеваний и травм. У детей же инвалидность - это нарушение развития и роста, как основных физиологических процессов, характеризующих детский организм, ограничение познавательной, игровой, конструктивной деятельности, препятствующие воспитанию и обучению, приобретению навыков (Д.И.Зелинская, Ю.Е.Вельтищев, 1995).
Термин «инвалид» (invalidus - лат., бессильный, слабый, то есть лицо, за которым общество юридически признает право на определенную соответствующим законодательством социальную помощь) традиционно используется преимущественно на территории бывшего СССР. Между тем, принятое за рубежом, применяемое в большинстве стран и в документах ВОЗ для обозначения данной категории граждан понятие «disabled person" (англ. — лица с ограниченными возможностями) - более емкое, так как охватывает всех лиц, имеющих то или иное ограничение жизненных функций, что гораздо шире, хотя сложилась традиция при переводе отождествлять /эти два понятия. Попытка сводить ограничения жизненных функций, возникающие из-за нарушений вследствие заболеваний и травм, исключительно, к ограничениям трудоспособности и даже дееспособности, заведомо не исчерпывает состояния, требующие дополнительных условий, необходимых для адаптации таких людей в повседневной жизни в целях создания им равных возможностей для самореализации без ущемления в правах, предусмотренных статьями 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека (1948).
В 1980 году экспертами ВОЗ разработаны «Руководство по классификации последствий болезней» и «Международная классификация нарушений здоровья, ограничений жизнедеятельности и инвалидности, как социальной недостаточности» (WHO, 1980, 1989). Права ребенка, неполноценного в физическом или в психическом отношении, закреплены статьей Декларации прав ребенка (1959 г.) и подтверждены в Международной Конвенции о правах ребенка, к которой присоединилась и наша страна. В 1982 году была принята Всемирная программа действий по оказанию помощи инвалидам, в которой особая роль отводится профилактике инвалидности с детства. Интересы детей-инвалидов учтены в Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Статус «ребенок-инвалид» был впервые официально введен в нашей стране постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства» от 23.05.1979 г. N 469, которым устанавливалась выплата пособий на инвалидов с детства в возрасте до 16 лет. Освидетельствование детей и определение им инвалидности было возложено на органы здравоохранения до 1997 года.
С 1997 года по 2002 год осуществлено создание педиатрической службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) на территории РФ, и освидетельствование детского населения в настоящее время во всех 89 территориях проводится в учреждениях социальной защиты населения (Туаева JI.B., 2003) . В это же время изменены критерии определения инвалидности детям, сроки установления инвалидности и возраст: категория «ребенок-инвалид» продлена с 2000 года с 16 до 18 лет. На вновь созданную педиатрическую службу МСЭ возложены задачи не только по проведению клинико-экспертной диагностики, но и по разработке комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на интеграцию детей-инвалидов в общество, содействию и контролю над его реализацией.
Численность детей-инвалидов за 25 лет имеет тенденцию к неуклонному росту: с 1980 года число детей-инвалидов в стране увеличилось более чем в 10 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет до 658,1 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2001 году (Таболин В.А. с соавт., 2003) . Однако статистические данные в большей степени отражают неоднократные изменения в критериях определения категории «ребенок-инвалид». Это диктует необходимость проведения научных исследований по изучению истинной динамики численности инвалидов до 18 лет, выяснению причин, структуры инвалидности среди детей и подростков, определению клинических критериев инвалидности и потребности в реабилитационных мероприятиях для разработки профилактических и реабилитационных форм работы с этой категорией граждан.
Анализ состояния службы реабилитации детей-инвалидов свидетельствует о множестве нерешенных проблем и отсутствии устоявшихся скоординированных методологических подходов к их решению со стороны специалистов различных профилей и ведомственной подчиненности. Это сопряжено с потерей темпа в реабилитационных мероприятиях и плохо согласуется с требованием учета фактора времени, особенно важного в условиях растущего детского организма (Бондарь В.И., 2004).
Все выше изложенное обусловило цель и задачи настоящего исследования.
Цель работы: на основе исследования клинических и социально-гигиенических аспектов инвалидности детей совершенствовать клинико-экспертную диагностику и проведение реабилитационных мероприятий детям-инвалидам, апробировать наиболее эффективные организационные формы реабилитации на современном этапе развития государственной службы медико-социальной экспертизы.
Задачи исследования:
1. Изучить структуру и динамику показателей заболеваемости, первичной инвалидности и результатов переосвидетельствования детей до 18 лет за 2000-2003 годы по материалам Калужской области.
2. Выявить региональные особенности эколого-гигиенических, социально-экономических и медико-демографических процессов и установить их влияние на показатели заболеваемости и инвалидности у детей.
3. Определить клинические критерии определения инвалидности при наиболее часто встречающихся заболеваниях у детей и разработать алгоритм клинико-экспертной диагностики.
4. Разработать методы определения реабилитационного потенциала и оценки эффективности реабилитационных мероприятий у детей-инвалидов при различных заболеваниях.
5. Определить структуру потребности детей-инвалидов в различных видах медико-социальной реабилитации в зависимости от основного вида функциональных нарушений.
6. Оценить эффективность реабилитационных мероприятий в условиях работы реабилитационно-методических кабинетов.
7. Разработать оптимальные организационные формы реабилитации детей-инвалидов с учетом региональных особенностей.
Личный вклад автора в получении результатов, изложенных в диссертации:
Автор лично осуществил анализ медико-демографических, социально-экономических, экологических и других факторов в Калужской области за 1991-2001 годы; провел обобщение материалов по медико-социальной экспертизе детей-инвалидов за 2000-2003 годы; установил связь показателей заболеваемости и инвалидности детей с неблагоприятными экологическими и экономическими процессами в регионе; обследовал и провел экспертную диагностику 976 детей-инвалидов; предложил методы определения реабилитационного потенциала и оценки эффективности реабилитационных мероприятий у детей-инвалидов при различных заболеваниях; изучил нуждаемость детей-инвалидов в различных реабилитационных мероприятиях; разработал новые организационные формы реабилитации детей-инвалидов с учетом региональных особенностей; провел оценку реабилитационных мероприятий детей-инвалидов до и после реформирования государственной службы медико-социальной экспертизы; осуществил построение графиков, диаграмм, таблиц, подбор литературы по теме диссертации, оформил текст и составил список используемой литературы.
Научная новизна
1. В результате впервые осуществленного комплексного социально-гигиенического исследования инвалидности детей Калужской' области установлена взаимосвязь между уровнем заболеваемости и инвалидности детского населения и неблагоприятными экологическими и экономическими факторами в регионе.
2. Определены уровень, структура и динамика первичной инвалидности детей и подростков Калужской области, произведена оценка результатов переосвидетельствования, на основании чего разработан алгоритм клинико-экспертной диагностики и методика расчета реабилитационного потенциала и эффективности реабилитационных мероприятий.
3. Установлена нуждаемость детей-инвалидов в различных видах медико-социальной реабилитации в зависимости от основного заболевания и вида функциональных нарушений.
4. Предложена, внедрена и доказана эффективность работы новой организационной формы реабилитационного учреждения для детей-инвалидов (реабилитационно-методический кабинет), которая может служить оптимальной моделью реабилитации детей-инвалидов в государственной службе медико-социальной экспертизы на региональном уровне.
Практическая значимость работы:
Данные социально-гигиенического исследования инвалидности использованы в качестве информационной базы при разработке комплексной областной программы «Социальная защита населения на 2001-2003 гг.», и являются обоснованием для органов исполнительной власти Калужской области, системы здравоохранения, системы социальной защиты населения при разработке целевой комплексной программы по профилактике инвалидности.
Результаты проведенного изучения особенностей эколого-гигиенических, медико-демографических и социально-экономических процессов положены в основу разработки комплексных мероприятий по охране окружающей среды.
Данные о социальных потребностях инвалидов использованы при планировании сети реабилитационных учреждений, для определения финансовых средств, необходимых для оказания адресной социальной помощи.
Сведения об организации и деятельности учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы являются информационной базой для научного прогнозирования развития этой службы.
Результаты исследования внедрены в деятельность педиатрических бюро государственной службы МСЭ: каждому освидетельствованному проводится разработка индивидуальной программы реабилитации с расчетом реабилитационного потенциала, определением реабилитационного прогноза и оценкой эффективности реабилитационных мероприятий при переосвидетельствовании. Предложенная автором организационная форма реабилитации детей-инвалидов в виде реабилитационно-методических кабинетов (РМК) показала свою эффективность. Разработано положение о РМК, утвержденное губернатором Калужской области. Рекомендована организация РМК во всех районах области (к настоящему времени функционируют 3 РМК).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. На уровень и структуру первичной инвалидности детского населения Калужской области влияют эколого-гигиенические, медико-демографические и социально-экономические факторы. Неблагоприятная экологическая обстановка в регионе и низкий уровень жизни населения являются основной причиной роста детской заболеваемости по всем нозологическим формам и увеличения числа детей-инвалидов.
2. Интенсивный показатель и структура первичной инвалидности детей, а также структура нарушений, приведших к инвалидности, незначительно отличаются от среднестатистических по Российской Федерации, что свидетельствует об объективности вынесения клинико-экспертных решений.
3. Потребность в мерах реабилитации детей-инвалидов определяется видом нарушений функций: при висцеро-метаболических нарушениях вследствие соматических заболеваний основными являются методы медицинской реабилитации (поддерживающая терапия, диспансеризация, передовые медицинские технологии), при других видах нарушений (психические, статодинамические, сенсорные) - социальная, психолого-педагогическая реабилитация.
4. Реабилитационные мероприятия детям-инвалидам целесообразно проводить в учреждениях, отвечающим следующим требованиям: максимально приближенным к месту проживания ребенка, на базе медицинских многопрофильных лечебных учреждений с введением в их структуру социальных работников, коррекционных педагогов, психологов, юристов, осуществляющих социальную и психолого-педагогическую реабилитацию.
5. Оценка результатов и эффективности реабилитационных мероприятий должна основываться не только на снятии категории «ребенок-инвалид», а на снижении степени ограничения жизнедеятельности.
6. Сформированная структура государственного учреждения центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Калужской области, включающая педиатрическую службу, за три года существования показала высокое качество работы: динамичность, мобильность, улучшение реабилитации детей-инвалидов области и является оптимальной для регионов с подобными условиями развития.
Апробация работы
Материалы доложены на международной конференции «Ключ к успеху» г. Остерсунд, Швеция 4-5.12. 2000 г., на международной конференции «Совершенствование социальной работы в Калужской области» г. Калуга, 31.01.2002 г., на областной научно-практической конференции «Комплексное решение проблем реабилитации детей-инвалидов: взаимосвязь органов социальной защиты, здравоохранения, образования и службы занятости населения.», г. Обнинск, 27.02.2002 г., на Всероссийском межведомственном (Минтруд РФ и Минздрав РФ) совещании «Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями», г. Калуга, 14-16 мая 2002 г., на Российском научно-практическом семинаре «Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов», г. Санкт-Петербург, 23-25.09.2002 г., на Российской научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы детей-инвалидов», г. Москва, 5-6.12.2002 г., на II межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы заболеваемости, инвалидности и реабилитации детей в современных условиях».
Публикации
По материалам диссертации опубликовано 7 научных работ.
Объем и структура диссертации
Работа изложена на 202 страницах печатного текста, состоит из введения, обзора литературы, 4 глав собственных исследований, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, 7 приложений,
Текст иллюстрирован 74 таблицами (из них с 12 по 53 таблицы - в приложении № 5), 17 рисунками, в указателе литературы приведено 210 публикаций: 175 отечественных и 35 зарубежных авторов.
Диссертация выполнена на курсе медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидолв ФГУ СПбИУВЭК МТ и CP РФ по материалам Калужского региона в рамках общей тематики НИР. Клинико-экспертное обследование детей проводилось в педиатрическом бюро г. Калуги совместно с другими членами экспертного состава комиссии. Автор выражает коллегам глубокую признательность за практическую и консультативную помощь при выполнении работы.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Современное состояние проблемы инвалидности детей и подростков в Российской Федерации

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 247 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz