Четверг, 19.09.2024, 05:57
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Композиционный и образный строй рассказа как типа целостного текста (на материале современной американской прозы). Шабликова, бесплатно
05:31
Скачать Композиционный и образный строй рассказа как типа целостного текста (на материале современной американской прозы). Шабликова, бесплатно
Композиционный и образный строй рассказа как типа целостного текста (на материале современной американской прозы)

Диссертация

Автор: Шабликова, Надежда Петровна

Название: Композиционный и образный строй рассказа как типа целостного текста (на материале современной американской прозы)

Справка: Шабликова, Надежда Петровна. Композиционный и образный строй рассказа как типа целостного текста (на материале современной американской прозы) : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.22 / Шабликова Надежда Петровна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"] Москва, 2008 190 c. :

Объем: 190 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Рассказ как тип текста в свете нарратологической теории
11 Определение жанра «рассказ»
12Жанрово-образующие элементы рассказа
13Тексто-образующая функция аспекта «точка зрения» в нарратологии 19 131 Обзор типологий повествования
132Функциональная модель дискурса и теория нарративных ситуаций
133 Нарративный дискурс с позиций структурализма
14 Наррататор, его роль в акте нарративной коммуникации
15 Темпоральный аспект текста-нарратива 44 Выводы по первой главе
Глава 2 Стилеобразующая функция повествовательной перспективы
21 «Точка зрения» - организующий центр авторского повествования
22 Образ автора как организующий центр рассказа
23 Композиционные особенности современного американского 61 рассказа в зависимости от выбора повествовательной перспективы
24 Классификация типов повествования в зависимости от выбора 67 нарратора
25 Композиционно-речевые формы в современном американском 72 рассказе
26 Зачин и концовка в объективированном повествовании
27 Зачин и концовка в субъективированном повествовании
28 Развитие действия и кульминация в объективированном 94 нарративе
29 Развитие действия и кульминация в субъективированном нарративе 98 Выводы по второй главе
Глава 3 Создание образности современно американского рассказа
31 Семантика заглавия рассказа и его образность
32 Образ объективированного нарратора
321 объективированное повествование с лимитирующей точкой 114 зрения
322Двойная точка зрения
323 Множественная точка зрения
324 Анонимная точка зрения
33 Образ субъективированного нарратора
331 Автобиографичное повествование
332 Дневниковые записи
333 Внутренний и драматический монолог
34 Стилистические особенности объективированного повествования
35 Стилистические особенности субъективированного повествования 142 Выводы по третьей главе: 151

Заключение:

152 Библиография 157 Приложение 1 171 Приложение 2 173 Приложение

Введение:

Структурный анализ повествования находится в стадии широкой разработки. Вычленение и описание нарративных структур позволяет вести речь о «грамматике повествования» - системе поддающихся анализу повествовательных средств. Попытка разработать единую повествовательную модель, разумеется, формальную, привела к созданию направления «Грамматика повествования», которое исторически ассоциируется с французским структурализмом (Цв. Тодоров, Р. Барт). Основанием для разработки грамматики повествования послужило наличие имманентных повествовательных моделей. Предполагалось, что ограниченное число инвариантных составляющих и способов их выражения (повествовательных форм) образует большое число комбинаций. При этом учитывалась невозможность создания некоего рецепта идеального повествования, которое могло бы стать отправной точкой для сравнения, анализа и оценки текстов, чтобы признать их или соответствующими эталону, или неверно оформленными в повествовательной логике. Понятие эталона в творчестве является спорным, так как творчество - сугубо субъективная категория. Поэтому, в данном случае речь идет только об определении повествовательных технологий.
Нарратология, как отрасль лингвистики текста, объектом исследования которой является повествование, оформилась как литературоведческая дисциплина в 60-х гг. Термин «нарратология» был предложен Цв. Тодоровым. В рамках данной науки разные подходы к исследованию форм повествования и их взаимодействия в тексте привели к созданию нарративной типологии (термин немецкого ученого Отто Людвига). Нарративная типология занимается поиском инвариантных компонентов всех повествований и способов их выражения, то есть поиском нарративной структуры и модусе презентации. В зарубежных исследованиях можно выделить различные подходы, в том числе: англо-американская индуктивная типология техники повествования, разработавшая проблематику аспекта «точка зрения» и отмечающая существование базовых нарративных структур (Г. Джеймс, П. Лаббок, Н. Фридман, У. Бут); немецкая комбинаторная типология (3. Лайбфрид, В. Фюгер, Ф. Штанцель); структуралистский подход (чешский ученый Л. Долежел, французские исследователи Р. Барт, Ж. Жене, Цв. Тодоров, голландские ученые М. Баль, Я. Линтвельт, американские ученые Дж. Принс, С. Четман, М. Леаска). Подробнее данные направления будут освещены в первой главе настоящего диссертационного исследования.
У истоков современного этапа нарратологии стояли русские формалисты М.М. Бахтин, В.Б. Шкловский, исследовавшие форму литературного произведения, правила сюжетообразования, различия фабулы и сюжета. Монография В.Я. Проппа «Морфология сказки» оказала большое влияние на многих лингвистов, занимающихся проблемой создания типологии повествования. Его методика структурного анализа русских сказок получила всемирное признание и открыла перспективы в анализе других повествовательных структур. Огромный вклад в развитие отечественной теории повествования внесли также И.Р. Гальперин, В.В. Виноградов, Ю.А. Лотман, Б.А. Успенский. Неоспоримую практическую ценность имеют работы З.Я. Тураевой, В.А. Кухаренко.
Одно из основных направлений современной нарратологии - изучение и анализ повествования целого текста (когда это возможно). Текст, при этом, понимается как пространство, где идет процесс образования значений. Задача текстового анализа заключается не в регистрации структуры произведения, а в том, чтобы произвести подвижную структурацию текста, то есть проникнуть в смысловой объем произведения, в процесс означивания. И здесь неоспоримую теоретическую и практическую ценность имеет учение М.Я. Блоха о диктеме, элементарно значимой единице текста. С помощью данной теории можно решать разнообразные исследовательские задачи. Так, например, сопоставление диктем в композиционно-речевых формах определенного жанра даст возможность получить сведения об этом жанре и его языковых ресурсах. Материалом для данного исследования послужили тексты в жанре «рассказ». Проникновение в природу замысла рассказа, разработка категорий его повествовательной структуры, демонстрация ее особенностей на материале конкретных произведений (американского рассказа XX века) - задача данного диссертационного исследования.
Рассказ, востребованный лаконичный литературный жанр XX века, почти не привлекал систематического внимания современной нарратологии. В основном, как отмечают американские ученые Р.Скоулз и Р.Келлог в своем труде «The Nature of the Narrative», «.взгляд на повествовательную литературу практически безнадежно ориентирован на роман».'[173, 8] Следовательно, любой вид повествования будет восприниматься читателем только в свете теории изучения романа, что «.неблагоприятно по двум причинам. Такая точка зрения на повествование отделяет нас как от литературы и культуры прошлого, так и от литературы и культуры будущего, и даже от авангардистской литературы современности». [171, 8] В связи с этим мы считаем, что изучение нарративной структуры рассказа представляет огромный интерес для современной лингвистики текста.
Рассказ значительно уступает роману по объему, но при этом он в высшей степени содержательно насыщен, здесь каждая языковая единица не просто несет "квант информации", но и включается в сложную систему контантных и дистантных семантических, эмоциональных, оценочных связей, организованных для передачи основного, имплицитного смысла повествования. Благодаря плотности действия, высокой стилистической насыщенности, интенсивности художественного обобщения, а также сравнительно малому объему, рассказ воспринимается как единое эстетическое целое. Его можно прочитать за относительно короткий период
1 перевод наш времени, что способствует целостности восприятия, не позволяет читательскому воображению и памяти «сыграть шутку» с текстом: переставить местами события, просто забыть какие-то сцены и образы, что вполне возможно при прочтении романа.
Рассказ можно без колебаний назвать самым точным и самым трудным из прозаических жанров. «Написание рассказа можно сравнить с построением домика из спичек. В сооружении его наступает такой момент, когда, добавив всего одну спичку, можно разрушить все».2 Эти слова принадлежат Г. Бейтсу, автору книги «The Modern Short Story». [106,11] Сбалансированность без напряжения, экономия выразительных средств, глубина смысла, ничем не ограниченный в выборе средств автор - вот основные характеристики жанра рассказа. Данная работа представляет собой теоретико-литературное исследование, посвященное анализу композиционно-образного строя рассказа как типа целого текста.
Актуальность исследования определяется возросшим интересом к вопросам типологии текста и обусловлена необходимостью теоретического анализа и методологического осмысления тех новых аспектов в изучении повествования, которые явились результатом нарратологических исследований последних лет.
Целью исследования является выявление и описание стилеобразующих составляющих современного рассказа с позиции аспекта «точка зрения». В соответствии с намеченной целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
1) определить характер связи аспекта «точка зрения» со стратегией композиции рассказа, с формированием стиля произведения;
2) раскрыть роль имплицитного читателя («наррататора») в художественном творчестве;
2 перевод наш
3) определить функции различных композиционно-речевых форм и их сочетаемость в рассказе для реализации авторского замысла;
4) установить стилистические особенности объективированного и субъективированного нарратива;
5) проанализировать особенности применения образных средств современного американского рассказа.
Мы будем использовать термин «нарратив» ввиду отсутствия прямого соответствия в русском языке. «Narrative», что в переводе с английского, означает «повествование», а в отечественных стилистике и типологии текста повествование есть особая композиционно-речевая форма (В. В. Виноградов, М. П. Брандес), у И. Р. Гальперина особый тип сверхфразового единства. То есть повествование рассматривается как составляющий элемент целого текста (рассказа, романа). Нарратив (повествование) - текст, передающий информацию о реальных или вымышленных событиях, происходящих во временной последовательности. Следует также отметить, что в современной теории понятия нарратив и рассказ рассматриваются как соотносительные. Мы рассматриваем тексты-нарративы с позиции комплексного дискурсного подхода.
Дискурс - текст, «погруженный в жизнь», речь, «присваиваемая говорящим». Дискурс есть «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими факторами. Текст, взятый в событийном аспекте, речь, рассматриваемая как целенаправленное, социальное действие, как компонент, о участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания». В проблеме дискурса, в свою очередь, выделяются два аспекта. Это, во-первых, формальная структура повествования (нарратива) - способы и порядок презентации персонажей, излагаемых событий, пространственно-временных
3 «Философский словарь», ред. И. Т. Фролова, М., 1986 г. отношений и, во-вторых, способы подачи этой формальной структуры с точки зрения прямого или косвенного диалога писателя с читателем.
Научная новизна состоит в рассмотрении композиционного и образного строя повествования на уровне рассказа как типа целого текста в свете диктемной теории профессора М.Я.Блоха. В современной лингвистике под термином «композиция» понимается организация сюжетных частей художественного произведения. Данная работа основана на анализе варьирования и взаимодействия типов повествования в произведении данного жанра и соотнесении их с иерархией развертывания сюжета в зависимости от замысла автора.
Рассмотрение нарративных инстанций на уровне текста жанра «рассказ» (short story) и выявление особенностей композиционно-речевых форм объективированного и субъективированного повествования подчеркивает теоретическое значение диссертационной работы. При этом образ автора рассматривается как организующий центр рассказа. ,,
Возможность использовать опыт и выводы данного исследования определяют практическую значимость работы. Полученные данные могут быть также применимы в преподавании курсов стилистики английского языка, в спецкурсе по структурно-семантической интерпретации текста-нарратива, при написании курсовых и дипломных работ.
Материалом исследования послужили тексты ста рассказов и повестей американских писателей XX века.
Решение поставленных в диссертации задач осуществляется семантико-контекстуальным методом исследования.
Основные положения работы прошли апробацию на научной конференции МПГУ в 1996 году, межвузовских региональных конференциях в г. Петрозаводске (1999-2007гг.), международных конференциях в г. Чикаго, США (2000г.) и г. Сортавала (2005г.).
Материалы диссертационного исследования используются в курсе лекций по стилистике современного английского языка, а также в курсе семинаров по интерпретации текста на факультете иностранных языков в Карельском государственном педагогическом университете и Славянском международном университете (филиал в г. Петрозаводске). На защиту выносятся следующие положения:
1. Аспект «точка зрения» определяет художественное пространство, временную ориентацию, стратегию композиции и весь стиль произведения, формируя его образный строй.
2. Важную роль в художественном творчестве играют участники внутритекстовой коммуникации нарратор (рассказчик) и наррататор (имплицитный читатель). Степень имплицитности или эксплицитности данных категорий определяет автор.
3. Из двух личностных типов повествования - субъективированного (первое лицо) и объективированного (третье лицо) современные американские авторы отдают явное предпочтение субъективированному повествованию.
4. В объективированном повествовании в композиционных частях зачина и концовки произведения, как правило, содержатся композиционно-речевые формы «описание» и «извещение». В субъективированном повествовании зачином чаще всего служит композиционно-речевая форма «извещение», а концовкой - «рассуждение».
5. В формировании образного строя современного американского рассказа вследствие стремления авторов максимально приблизить художественное произведение к реальной жизни, наблюдается четкая тенденция к упрощению арсенала стилистических средств, на передний план выдвигаются синтаксические и графические выразительные средства.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 345 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz