Четверг, 19.09.2024, 05:53
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Концептуальные подходы к стратегии развития фирмы в условиях неопределенности внешней среды. Зарицкий, Александр Евгеньевич бесплатно
04:11
Скачать Концептуальные подходы к стратегии развития фирмы в условиях неопределенности внешней среды. Зарицкий, Александр Евгеньевич бесплатно
Концептуальные подходы к стратегии развития фирмы в условиях неопределенности внешней среды

Диссертация

Автор: Зарицкий, Александр Евгеньевич

Название: Концептуальные подходы к стратегии развития фирмы в условиях неопределенности внешней среды

Справка: Зарицкий, Александр Евгеньевич. Концептуальные подходы к стратегии развития фирмы в условиях неопределенности внешней среды : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Санкт-Петербург, 2002 156 c. : 61 03-8/2510-0

Объем: 156 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2002


Содержание:

ГЛАВА L ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ
1 Неоклассическая и институциональная трактовка причин появления фирмы в условиях стабильной и неопределенной среды
2 Эволюция парадигм и моделей стратегического развития ф|1рмы в условиях открытой и закрытой экономических систем
3 Генезис и группировка альтернативных подходов к разработке стратегии фирмы
4 Сравнительный анализ англо-американской и континентальной моделей корпоративного развития
ГЛАВА IL МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
1 Механизм согласования интересов хозяйствующих субъектов в процессе разработки стратегии фирмы
2 Перспективы формирования российской модели корпоративного развития
3 Трансформация видов стратегий фирмы ^ условиях турбулентности внешней среды

Введение:

Проблемы, связанные с разработкой и реализацией стратегии фирмы, приобрели особую актуальность в России со второй половины 90-х годов.Внешними побудительными мотивами явились общемировые процессы, в частности тенденции к глобализации и корпоративизации мировой экономики.Внутренние побудительные мотивы объективно возникли в ходе массовой приватизации 1992-1994 годов. В последние годы тема стратегического развития фирмы стапа предметом активного обсуждения как в периодической печати и научных изданиях, так и на многочисленных научно-практических конференциях. Связано это с тем, что российская экономика вступила в тшсую стадию развития, когда отсутствие научно обоснованной федеральной, региональной, фирменной стратегии становится реальным препятствием на пути успешной деятельности предприятий.До начала 90-х годов в условиях командно-административной экономики стратегия управления отечественными предприятиями сводилась к поиску эффективных путей выполнения плановых заданий в условиях достаточно прогнозируемого внешнего окружения. С началом экономических реформ предприятия получили самостоятельность путем реорганизации в акционерные общества, а вместе с ней и право выбирать направления развития, определять и прогнозировать параметры неопределенной внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта. Таким образом, положение и функциональная роль предприятия в нашей стране существенно изменилась.Ранее экономическая теория рассматривала предприятие преимущественно как систему для преобразования заранее определенных ресурсов в продукцию жестко заданного объема и цены в соответствии с централизованно определенным общественным спросом. В период перехода на рыночные (4 условия хозяйствования свободное развитие предприятия декларировалось в качестве новой движущей силы экономики. Однако либерализация условий функционирования не привела к ожидавшимся сдвигам в производительных силах общества, создала новые противоречия и проблемы, которые значительно повысили теоретический и практический интерес к анализу стратегических перспектив как экономики в целом, так и отдельных предприятий.На этом фоне возникает необходимость в определенном пересмотре теоретической базы экономических преобразований, тривиальных подходов, использованных в процессе реформирования отечественных предприятий.Теоретически известные и даже апробированные варианты теории фирмы оказались недейственными в российских условиях. Неоклассические, институционалистские, эволюционные, агентские и другие концепции фирмы, ориентированные на «генетические» механизмы рыночных отношений, не могут объяснить происходящие в нашей стране деструктивные процессы и социальные последствия (низкая эффективность производства, минимальный уровень инвестиций, бартер, невыплата зарплат, систематическое нарушение контрактных обязательств, вывоз капитала и т.д.).Классические микроэкономические положения исходят из поведения фирмы как реакции на внешние раздражители (прежде всего и преимущественно ценовые сигналы). В действительности поведение фирмы не носит исключительно реактивного характера. Оно зависит, с одной стороны, от ее внутренней организации, особенностей механизмов управления, позиционирования в рыночной среде. С др)той стороны, стратегия фирмы в условиях высокой неопределенности внешнего окружения может быть реализована и при отсутствии критической массы рыночных сил, но для этого требуется координирующая роль общепромышленных структур и государства.Перестройка экономики, нацеленная на создание рыночных условий, вызывает необходимость в патронаже окружающей среды реформируемых предприятий со стороны государства. Прежде, всего, это должно выражаться в разработке и реализации стратегии согласования интересов и ожиданий общества на основах гражданской солидарности, социальной ответственности, межкорпоративного доверия, прогнозируемой законодательной и институциональной среды, строгого выполнения взаимных обязательств («социального контракта») между государством, гражданами и бизнесом. Такое изменение парадигмы реформирования предприятий позволит вывести экономику России из стадии «экономики физических лиц» в состояние корпоративной экономики.В настоящее время основой развития предприятий становится адаптация к быстро меняющейся внешней среде, в связи с чем проблема обоснования и выбора стратегии предприятия, адекватной уровню неопределенности внешнего окружения, приобретает особую актуальность.Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной экономической литературе проблема стратегического развития фирмы исследуется достаточно давно.Неоклассический и институциональный подходы к объяснению причин возникновения и эволюции фирмы изложены в трудах А.Алчиана, Р.Коуза, А.Смита, О.Уильямсона, Д.Хикса и других.Исследованию перераспределения прав собственности и контроля, механизмов принятия и реализации решений на российских предприятиях посвящены работы М.Афанасьева, И.Беликова, Т.Долгопятовой, Р.Капелющникова, А.Радыгина, И.Храбровой и др.Различные подходы к стратегическому развитию фирмы изложены в работах следующих авторов: И.Ансофф, В.Архипов, О.Виханский, Г.Минцберг, А.Петров, М.Портер, А.Слоан, Р.Фатхутдинов, А.Чандлер и других.Особенности становления и развития «обучающихся» («креативных», «виртуальных») компаний, использования «ключевых компетенций» фирмы рассмотрены в работах Б.Гейтса, В.Ефремова, А.Идрисова, В.Иноземцева, М.Мэлоуна, К.Прахапада, Т.Стюарта, Г.Хамела.На проблемы, связанные с управлением фирмой в условиях роста турбулентности внешней среды, обратили внимание П.Друкер, Г.ЬСлейнер, Р.Уотерман и другие.Анализ экономической литературы позволяет сделать вывод, что, несмотря на глубокое теоретической исследование отдельных аспектов проблемы (перераспределение прав собственности и контроля, становление новых форм организации бизнеса, обоснование различных подходов к разработке стратегии фирмы, исследование влияния институциональной среды на функционирование предприятий и др.), системное видение стратегии развития предприятия, адекватное современному состоянию национальной экономики, высокому уровню неопределенности условий хозяйственной деятельности, еще не сформировано.Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является теоретическое обоснование подходов к построеншо модели стратегического развития фирмы в период социально-экономических преобразований.Достижение поставленной цели исследования связано с решением следующих задач: i • критическая оценка неоклассической и, институциональной трактовок причин возникновения и эволюции фирмы; i • исследование состояния и динамики внешней среды фрфмы, предопределившей становление различных моделей - стратегического развития фирмы; • систематизация современных стратегий развития фирм в условиях неопределенности внешней среды; • анализ современной российской практики корпоративного развития и рассмотрение альтернативных подходов. к построению отечественной корпоративной модели; • разработка направлений государственного регулирования корпоративных отношений, направленных на институциональную адаптацию предприятий к условиям усиления неопределенности внешней среды.Предмет и объект исследования. Предметом диссертационной работы является исследование современных стратегий развития фрфмы в условиях неопределенности внепшей среды. Объектом исследования является фирма, действующая в условиях неопределенности внешней среды.Методологической основой исследования являются фзшдаментальные положения различных теорий: неоклассической, институциональной, теории переходной экономики, социального прогресса, агентской, рационального поведения, трансакционных издержек и др.При разработке и решении поставленных задач применялись следуюпще методы исследования: системный анализ как методология постановки и подхода к решению проблемы в целом; приемы логического, исторического и сравнительного анализа и синтеза, наблюдение, группировка, обобщение и друпте методы исследования.Информационной базой исследования являются законодательные акты РФ, кодексы корпоративного поведения России и стран ОЭСР, данные российской и зарубежной статистики, результаты исследований по вопросам корпоративного и стратегического развития, опубликованные в периодической печати, интернет-ресурсы международных и российских аналитических агентств и организаций, занимающихся проблемами стратегического корпоративного развития.Научная новизна исследования состоит в авторском обосновании концептуальных подходов к совершенствованию модели стратегического развития фирмы в условиях социально-экономических преобразований и возрастания неопределенности внешней среды; обосновании практических предложений по корректировке политики государственного воздействия на процесс преобразования институциональной среды реформируемых предприятий. Основные положения научной новизны исследования заключаются в следующем: •с позиций неоклассической и институциональной теорий исследована эволюция взглядов на природу и развитие фирмы, становление института фирмы рассмотрено во взаимосвязи с феноменом неопределенности среды; • дана характеристика внешней среды современных предприятий; обоснована связь между парадигмами, моделями стратеги-^еского развития фирмы и усилением неопределенности внешней среды; • исследованы альтернативные подходы к разработке стратегии фирмы с целью выявления их единства и различия; определен круг стратегических задач, актуальных для российских предприятий; • с позиций использования в хозяйственной практике стратегии Зпменьшения трансакционных издержек, получения эффекта экономии от масштаба использования ключевых компетенций обоснована зависимость стратегии развития фирмы от сложившегося корпоративного механизма, постаЬлена проблема «виртуализации» фирм в условиях становления модели «новой экономики»; • на основе теорий соучастия, агентской схемы, гражданского мировоззрения исследован механизм согласования интересов акционеров, работников, потребителей, кредиторов, государства как основы для обеспечения устойчивого развития фирмы; • проведен сравнительный анализ англо-американской и континентальной корпоративных моделей, выделены основные их характеристики с целью определения возможности и необходимости использования зарубежного опыта в современных российских условиях; выявлена склонность отечественной модели корпоративного развития к «инсайдерской» модели; • предложены направления государственного регулирования корпоративных отношений, направленные на институциональную адаптацию предприятий к условиям высокой неопределенности внешней среды.Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшей разработке теории фигрмы, в частности, в обосновании: зависимости модели стратегического развития фирмы от уровня неопределенности внешней среды, в которой она функционирует, от сложившихся механизмов внутрифирменного управления; роли государства в осуществлении патронажа институциональной среды реформируемых предприятий.Практическая значимость работы определяется тем, что исследование и выводы могут быть использованы для корректировки государственной политики преобразования институциональной среды деятельности предприятий; при совершенствовании курса х)бщей экономической теории в темах «Механизм функционирования рынка», «Государство в рыночной экономике», «Предпринимательская деятельность: сущность, формы, современные особенности. Теория рисков», чтении спецкурса «Стратегии фрфмы в условиях неопределенности внешней среды».Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались: на симпозиуме Пятой Санкт-Петербургской Ассамблеи молодых ученых и специалистов «Проблемы перевода экономики на инновационный путь развития» (СПбГУ, 2000г.); научно-практическом семинаре «Управление персоналом и бизнес-коммуникации» (СПбГУЭФ, 2001г.); международной научной конференции «Экономическая наука: проблемы теории и методологии» (СПбГУ, 2002г.); на теоретических семинарах аспирантов кафедры Общей экономической теории и научных сессиях профессорско-преподавательского состава СПбГУЭФ в 2000-2002 годах.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 237 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz