Четверг, 19.09.2024, 05:56
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 16 » Скачать Коррекция двигательных нарушений младших школьников с задержкой психического развития. Григорьев, Дмитрий Викторович бесплатно
21:09
Скачать Коррекция двигательных нарушений младших школьников с задержкой психического развития. Григорьев, Дмитрий Викторович бесплатно
Коррекция двигательных нарушений младших школьников с задержкой психического развития

Диссертация

Автор: Григорьев, Дмитрий Викторович

Название: Коррекция двигательных нарушений младших школьников с задержкой психического развития

Справка: Григорьев, Дмитрий Викторович. Коррекция двигательных нарушений младших школьников с задержкой психического развития : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03, 13.00.04 Санкт-Петербург, 2003 187 c. : 61 03-13/1692-7

Объем: 187 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2003


Содержание:

Введение
Глава 1 Научно-теоретические основы изучения двигательных нарушений и их коррекции у младших школьников с задержкой психического развития в процессе физического воспитания
11 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития;
12 Сравнительная характеристика развития двигательной сферы у младших школьников с нормальным и нарушенным психическим развитием
121 Особенности развития двигательной сферы детей младшего школьного возраста
122 Особенности двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями
13 Современные подходы к процессу физического воспитания детей в системе специального образования
Глава 2 Методика и организация исследования
21 Методика исследования
22 Организация исследования
Глава 3 Двигательные нарушения младших школьников с задержкой психического развития
31 Анализ анкетирования специалистов по физической культуре, работающих в специальных коррекционных (образовательных) учреждениях VII и VIII вида
32 Характеристика младших школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида
33 Двигательные нарушения учащихся младших классов с ЗПР
331 Сравнительный анализ уровня развития двигательных способностей детей с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости
332 Сравнительный анализ уровня развития двигательных способностей детей с ЗПР и нормально развивающихся детей
Глава 4 Коррекция двигательных нарушений детей с задержкой психического развития
1 41 Теоретические основы коррекции двигательных нарушений младших школьников с ЗПР
42 Коррекция двигательных нарушений школьников
9-13 лет с ЗПР средствами физического воспитания
43 Методические рекомендации по реализации комплексной программы коррекционной работы в процессе физического воспитания в школе VII вида
44 Организация педагогического контроля над деятельностью по формированию
О двигательных способностей школьников с ЗПР
45 Эффективность реализации предлагаемой программы коррекции двигательных нарушений младших школьников с ЗПР
Выводы

Введение:

Актуальность исследования.
Оптимизация процесса обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики, что обусловлено значительной распространенностью этого вида дизонтогенеза и большой индивидуальной вариабельностью их проявлений. В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с ЗПР и усложнение патогенеза этого вида нарушений психического развития (Т. А. Власова, 1984;Т. В. Егорова, 1978, Р. И. Лалаева,1992; К. С. Лебединская, 1982; И. Ф. Марковская, 1993; 3. Тржссоглава,1986; У. В. Ульенкова,1990; С. Г. Шевченко, 1999:Л. М, Шшшцына,1997; и др.).
Дети с ЗПР составляют значительную часть контингента неуспевающих школьников. Так, по данным Л. И. Переслени и Л. А. Рожковой (1996) задержка психического развития обнаруживается у 50% неуспевающих детей.
Известно, что непременным условием психического развитая детей ^ является состояние их физического здоровья, так как, оно, во многом, определяет их познавательную активность. Нормализация физического состояния - один из важнейших аспектов социализации ребёнка с интеллектуальной недостаточностью (А. А. Дмитриев, 1991,2002; Б. В. Сермеев,1988; С. П. Евсеев, 1996,2000; Л. В. Шапкова, 1997,1999,2000 и др.).
У большинства детей с ЗПР отмечаются нарушения формирования двигательной сферы различной степени выраженности (Г.А.Бутко, 2002; К.С.Лебединская, 1975,1985; В.В.Лебединский, 1985,2001; И. Ф. Марковская, 1977,1993; Е.М.Мастюкова, 1987,1992; М.С.Певзнср, 2001; З.Тржесоглава, У.В.Ульенкова, 1994,2002; Л. И. Переслени, 1984; М. Ш. Адиловой, 1988; В. И. Лубовского, 1994; и др.). Однако данная проблема изучена недостаточно. Комплексных исследований двигательных способностей детей младшего школьного возраста с ЗПР не проводилось.
Важность изучения и коррекции двигательных нарушений у детей с 0 интеллектуальной недостаточностью определяется прежде всего исключительной ролью двигательного анализатора в развитии функций мозга, высшей нервной деятельности и психических функций (П.К.Анохин, 1956; В.М.Бехтерев, Н.А.Бернштейн, 1947,1974; А.В.Запорожец,1960; М.М.Кольцова, 1973; А.Р.Лурия, 1969; В.М.Мозговой, 1977,1994; И.П.Павлов, 1951; И.М.Сеченов и др.).
Особую значимость приобретает разработка научно обоснованных методов коррекции двигательных нарушений в связи с расширением сети специальных школ и классов для детей с ЗПР. Определение содержания и методов коррекции двигательных нарушений у младших школьников с ЗПР может рассматриваться как одно из приоритетных направлений коррекционной педагогики. Такое направление определяется как коррекционно - развивающее; оно рассматривается и как форма воздействия на двигательную недостаточность, и как форма реадаптации двигательных нарушений (С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова,2000; Е. С. Черник, 1997).
Многие исследователи подчёркивают необходимость создания эффективных методик преодоления двигательных нарушений. Целенаправленная коррекция недостатков моторного развития способствует укреплению здоровья детей, стимулирует их двигательную, психическую и социальную активность.
Наиболее важным является младший школьный возраст, когда закладывается фундамент разнообразных умений, в том числе и двигательных (Л. В. Шапкова, 2001).
В литературе накоплен значительный материал о развитии двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. Общие подходы к коррекционной работе по преодолению двигательных нарушений умственно отсталых школьников реализуются в процессе физического воспитания детей с задержкой психического развития с учётом индивидуального характера их психического и физического развития.
Исследования двигательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями говорят о значительном отставании умственно отсталых школьников от их нормально развивающихся сверстников по всем показателям физического развития. Наибольшее отставание наблюдается в развитии координационных способностей (Н.А. Козленко (1962,1991), Е.Н. Черник (1992), Р.Д. Бабенкова (1973,1980), С.Ю. Юровский (1971,1980), В.М. Мозговой (1977,1994), А.С. Самыличев (1971,1980,1985,2001), А.Н. Плешаков (1974, 1975), А.А. Дмитриев (1981,1989) Б.В. Сермеев (1976,1984), Т. В. Синельникова (2000) и др.
Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка, что определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей с ЗПР.
Однако до настоящего времени государственные программы по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида недостаточно учитывают психофизические особенности детей с ЗПР.
Недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с содержанием, формами, средствами и методами коррекционной работы, направленной на развитие двигательных способностей детей с ЗПР в процессе их физического воспитания.
В связи с недостаточной изученностью двигательной сферы детей с ЗПР, отсутствием комплексных исследований по проблеме физического воспитания младших школьников с ЗПР, а также в связи с существующим противоречием между реальным состоянием процесса физического воспитания, недостаточно учитывающим особенности психофизического состояния этих детей, и необходимостью коррекционного воздействия, направленного на развитие их двигательных способностей, сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования заключается в обосновании оптимальных путей коррекции двигательных нарушений младших школьников с ЗПР в процессе их физического воспитания.
Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников 8-13 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - двигательные нарушения и их коррекция средствами физического воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Целью исследования является совершенствование процесса физического воспитания младших школьников с ЗПР на основе разработанной комплексной программы коррекции их двигательных нарушений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
2. Разработать методику исследования двигательных функций у младших школьников с ЗПР.
3. Выявить особенности двигательных нарушений у детей с ЗПР.
4. Разработать комплексную программу коррекции двигательных ф нарушений младших школьников с ЗПР.
5. Определить эффективность предложенной программы коррекции двигательных нарушений у младших школьников с ЗПР в процессе физического воспитания в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида - школы полного учебного дня.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс физического воспитания младших школьников с ЗПР будет более эффективным при условии использования комплексной программы коррекции, учитывающей особенности их двигательных нарушений. Основным условием оптимизации процесса физического воспитания будет целенаправленное педагогическое воздействие на факторы, определяющие развитие двигательных способностей детей с ЗПР.
Методологической основой исследования явились фундаментальные положения физиологии, психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики о роли моторики в физическом и психическом развитии ребенка
О* (В.М.Аксарина, Н.С.Журба, М.М.Кольцова, Е.М.Мастюкова, Г.К.Ушаков и др.); об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии (JI. С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Г.В.Чиркина и др.); концепция Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития; теория функциональной системы П.К.Анохина; теория построения движений Н. А. Бернштейна; концепции теории и методики физического воспитания (Б. А. Ашмарин, В. А. Булкин, Л. П. Матвеев, Е. П. Ильин, В. К. Бальсевич); концепции адаптивного физического воспитания (С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова); принципы коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры.
Научная новизна и теоретическая значимость работы.
В диссертационном исследовании впервые определены комплексные методики изучения двигательных способностей, адаптированные для детей с ЗПР младшего школьного возраста; разработаны критерии оценки уровня сформированности двигательных способностей у этой категории детей, ф На основе разработанных критериев установлены общие и специфические закономерности развития двигательных способностей младших школьников с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Экспериментальное исследование двигательных нарушений детей с ЗПР позволило определить теоретические и практические аспекты их преодоления средствами физического воспитания.
Разработана и экспериментально обоснована комплексная программа коррекции двигательных нарушений школьников с ЗПР.
Коррекционное педагогическое воздействие по преодолению двигательных нарушений школьников с ЗПР осуществлено в условиях специально организованной системы воздействий средствами физического воспитания в условиях работы специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида - школы полного учебного дня.
С> Практическая значимость.
Выявлены разнообразные двигательные нарушения детей с ЗПР, что позволит учителям более целенаправленно определять содержание и характер коррекционно-педагогической работы.
Выделенные в процессе исследования критерии оценки уровня развития координационных способностей дают возможность определять «зону риска», что является важным условием для диагностики двигательных нарушений и своевременного проведения профилактической и коррекционной работы.
Разработанный комплекс оценочных критериев обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе физического воспитания.
Предложенная комплексная программа коррекции двигательных нарушений детей с ЗПР средствами физического воспитания может быть реализована в учебно-воспитательном процессе начальной школы специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида, ф Коррекционная программа охватывает различные стороны учебновоспитательного процесса в условиях полного дня пребывания ученика в школе, что позволяет максимально воздействовать на психофизическое развитие ребёнка.
Разработанная методика коррекции двигательных нарушений у младших школьников с ЗПР может быть использована в различных видах занятий с детьми в процессе их физического воспитания.
Предложены комплексы различных видов физических упражнений с детьми, имеющими задержку психического развития.
Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по специальной педагогике и адаптивной физической культуре в высших учебных заведениях.
Достоверность научных положений и выводов определяется теоретической обоснованностью общего замысла исследования, выбором методических средств, адекватных цели, задачам и объекту исследования,
Ф сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных, использованием аппарата математической статистики для обработки полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. У младших школьников с ЗПР наблюдаются специфические двигательные нарушения, характеризующиеся различной степенью выраженности и вариативностью проявлений. Наиболее существенными среди них являются: неточность восприятия и воспроизведения пространственных величин, трудности сохранения равновесия, замедленность сложной двигательной реакции, затруднения в выполнении движений в максимальном темпе, слабая выраженность моторной асимметрии.
2. Использование критериев, определяющих уровень развития двигательных способностей учащихся массовых школ и «зону риска» позволяет целенаправленно проводить своевременную работу по выявлению двигательных нарушений, по их профилактики и коррекции, по осуществлению gr дифференцированного и индивидуального подхода в процессе физического воспитания.
3. Преодоление двигательных нарушений детей с ЗПР возможно при условии внедрения в процесс физического воспитания комплексной программы коррекции, разработанной с учётом сенситивных периодов развития двигательных способностей и выявленных особенностей двигательной сферы этой категории детей.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, четырёх глав, выводов, библиографии и 14 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 243 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz