Четверг, 19.09.2024, 05:56
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Модернизация педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза. Панферова, Илона Александровна бесплатно
06:33
Скачать Модернизация педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза. Панферова, Илона Александровна бесплатно
Модернизация педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза

Диссертация

Автор: Панферова, Илона Александровна

Название: Модернизация педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза

Справка: Панферова, Илона Александровна. Модернизация педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Оренбург, 2005 202 c. : 61 05-13/1524

Объем: 202 стр.

Информация: Оренбург, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические предпосылки модернизации педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза
11 Модернизация образования студентов как педагогическая проблема
12 Виды и содержание мониторинга знаний студентов вуза
13 Возможности модернизации педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза
Выводы по 1 главе
Глава 2 Опытная деятельность по реализации основных направлений модернизации педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза
21 Организация мониторинга знаний студентов по составу
22 Процесс соотнесения результатов мониторинга знаний с образовательными целями
Выводы по главе 2

Введение:

Актуальность исследования. В современной России большое внимание уделяется модернизации образования, как важнейшему направлению его развития. Это требование зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования» и включено в программу социально-экономического развития страны. Модернизация образования рассматривается как наиболее эффективный путь приобщения личности к изменению общественных отношений. Социальный заказ общества стимулирует интерес педагогической науки и практики к процессу модернизации образования студентов высшей школы.
В научных публикациях раскрываются: необходимость модернизации образования как основного пути преодоления его кризиса, основные принципы модернизации образования, пути и перспективы совершенствования профессиональной подготовки студентов в учебных заведениях. Особое внимание уделяется технологической стороне совершенствования процесса образования в высшей школе. В связи с этим, все больший интерес для педагогической науки представляет изучение методологических оснований модернизации, ее этапов, дидактических инструментов, изменения качества процесса обучения студентов в вузе.
Эти вопросы, хотя и востребованы в педагогической науке, но не достаточно полно изучены. Не достаточная разработанность теоретических основ модернизации процесса обучения студентов, влияет на эффективность педагогической практики. В практике работы вузов, преподаватели осуществляют модернизацию процесса обучения, часто стихийно, не владея необходимой информацией о динамике данного процесса.
Не отрефлексирована в педагогической науке и практике система осуществления мониторинга такой важнейшей области модернизации образования как объем, последовательность и преемственность знаний студентов. Не достаточно раскрыт состав научного знания, которое, как основная часть личного опыта, определяет социальное становление будущего специалиста. Вместе с тем, организация обратной связи во взаимодействии «преподаватель-студент», направленная на мониторинг разных видов знаний, вызывает большие трудности. Возникает явное противоречие между необходимостью совершенствования знаний по учебным предметам и недостаточным влиянием такого совершенствования на процесс модернизации процесса обучения студентов.
Это противоречие определяет одну из основных проблем педагогики: при каких педагогических условиях мониторинг качества знаний студентов по предмету будет способствовать модернизации процесса обучения студентов?
Решение этой проблемы подготовлено предшествующим развитием педагогической науки и практики.
Процесс обучения студентов анализируется в работах С.И. Архангельского, Б.И. Коротяева, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина, В.П. Беспалько, A.B. Петровского и другие.
Понятие «знание», его состав и структура на философском уровне рассматривали В.И. Загвязинский, Л.Я. Зорина, В.И. Гинецинский, А.Н. Леонтьев и другие.
Развитие системы знаний как процесс, в психолого-педагогической литературе изучали B.C. Аванесов, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, М.В. Кларин, В. Оконь.
Явлению мониторинга в общенаучном плане посвящены работы К.С. Бурдина, П. Графманса, П. Мортимора, П. Пенчевой и других.
Мониторинг в педагогическом образовании анализировали A.C. Белкин, В.Г. Горб, Е.И. Исаев, Г.А. Карпова, А.Н. Майоров, A.A. Орлов, С.А. Равичев, Л.Б. Сахарчук, A.B. Сотов, С.Е. Шишов.
По проблеме модернизации, как наиболее эффективному методологическому подходу по сравнению с перестройкой системы образования опубликованы работы Т. Ворониной, А. Киселева, Т.Г. Михалева, П. Образцова, Т.Н. Пискуновой, A.A. Прокофьева, А. Савельева.
Вместе с тем, мониторинг знаний студентов, специально не осуществлялся. Не раскрыто влияние мониторинга качества знаний студентов на модернизацию процесса обучения в вузе.
Для педагогической науки и практики не ясна теоретическая и методическая основа осуществления модернизации образования в вузе на основе мониторинга знаний студентов.
Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике, послужили основанием для определения темы исследования: «Модернизация педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов вуза».
Объект исследованиях процесс выбора приоритетных направлений модернизации педагогического образования студентов вуза.
Предмет исследованиях мониторинг знаний студентов как основа выбора направлений модернизации вузовского педагогического образования.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия обоснования направлений модернизации вузовского педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов.
Гипотеза исследованиях модернизация педагогического образования в вузе как организованный, прогнозируемый процесс «субъект-субъектного» взаимодействия преподавателя и студента, осуществляется на основе мониторинга знаний студентов по предмету, если:
• соблюдается технологическая последовательность его этапов при определении качества знаний предметного и методологического характера;
• соотносятся результаты мониторинга знаний студентов с поставленными в учебном процессе целями образования;
• проводится сравнительно-сопоставительный анализ динамики учебных успехов студентов.
• рассматриваются выявленные расхождения в целях и результатах познания, как основные направления модернизации образования;
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть структуру мониторинга знаний студентов, как специфической процедуры становления обратной связи «преподаватель-студент», в процессе вузовского педагогического образования.
2. Определить возможности мониторинга знаний студентов в модернизации образовательного процесса вуза.
3. Выявить основные направления взаимодействия процессов мониторинга знаний и обучения студентов в современных условиях.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность реализации результатов мониторинга знаний студентов в модернизации системы педагогического образования.
Методологическую основу исследования составляют положения общенаучного плана: о необходимости обратной связи в социальных системах, как факторе управления их развитием, о принципиальной познаваемости процесса образования студентов при его проектировании; о единстве прогнозирования и моделирования социальных процессов на основе вариативности фактов о них.
Исходными в исследовании стал ряд психолого-педагогических теорий социальной, природной и культурной обусловленности развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, М.А. Галагузова, И.С. Кон, C.JI. Рубинштейн, Ф.Ш. Терегулов); основ управления образованием (A.C. Белкин, Н.Д. Малахов, A.A. Орлов, С.А. Равичев); инновационной деятельности в высшей школе (В.И. Андреев, Е.И. Казакова, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.Г. Тряпицина); технологии мониторинга в образовании (A.C. Белкин, В. Горб, Е.И. Исаев, Г.К. Карпова, А.Н. Майоров, Т.В. Макарова, A.A. Орлов, С.А. Равичев, С.Н. Силина); модернизации высшего образования (А. Прохоров, В. Рузин).
Для решения, поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов исследованиях теоретический анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы; моделирование; прямое и косвенное наблюдение; анкетирование, интервьюирование, индивидуальные и групповые беседы; методы математической статистики и экспертной оценки. Указанные методы дополнялись опытно-экспериментальной работой по мониторингу знаний студентов вуза в процессе обучения.
Исследование проводилось на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет».
Исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2005 год.
На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалась проблема процесса модернизации педагогического образования в вузе на основе мониторинга знаний студентов.
На втором этапе (2001-2002 гг.) были определены тема исследования, его объект, предмет и гипотеза; сформулированы теоретические положения, определяющие построение программы мониторинга знаний студентов в вузе и использование данной программы в процессе модернизации образования.
На третьем этапе (2002-2005 гг.) выявлялись возможности мониторинга знаний студентов для диагностики и коррекции процесса модернизации образования в вузе, проводились обобщение и систематизация полученных результатов, осуществлялись проверка их достоверности и текстовое оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• раскрыта структура мониторинга педагогических знаний студентов, как специфическая процедура становления обратной связи «преподаватель - студент», в процессе вузовского профессионального образования;
• определены возможности мониторинга знаний студентов в модернизации образовательного процесса вуза; выявлены основные направления взаимодействия процессов мониторинга знаний и обученности студентов в современных условиях; разработана программа реализации мониторинга знаний студентов в определении направлений модернизации педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности: реализации сущности и содержания мониторинга знаний студентов в концепции модернизации педагогического образования; пересмотра теоретической модели модернизации педагогического образования на основе мониторинга знаний студентов; развития теории инноваций в образовании как целенаправленной диагностики затруднений модернизации обучения студентов.
Практическая значимость исследования определяется разработкой: программы мониторинга знаний студентов в педагогическом образовании;
• методических рекомендаций по модернизации образования на основе мониторинга знаний студентов; конкретных заданий для студентов по выявлению качества педагогических знаний на разных курсах обучения.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается тщательным анализом научной литературы по проблеме исследования, использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования, обоснованностью исходных позиций, статистической значимостью экспериментальных данных, личным участием автора в экспериментальной работе, апробацией модели мониторинга знаний студентов по педагогическим дисциплинам в модернизации педагогического образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждены на Международных, Всероссийских и региональных конференциях (2002-2005 гг.), заседаниях кафедры общей педагогики ОГУ (г. Оренбург, 2002-2004 гг.), конференциях по модернизации педагогического образования (г. Самара, 2004 г., г. Екатеринбург, 2004 г.).
На защиту выносятся следующие положения: 1. Мониторинг знаний студентов как специфическая процедура обратной связи «преподаватель - студент» имеет сложную структуру, компонентами которой являются когнитивный, личностный и деятельностный. Определение в процессе мониторинга уровня их развития позволяет раскрыть основные характеристики (объем, полнота, прочность, оперативность, обобщенность) знаний студентов педагогического вуза.
2. Модернизация педагогического образования студентов вуза осуществляется успешнее при согласовании как с программой мониторинга знаний студентов в целом, так и каждого из его этапов (выбор объекта познания, определение его параметров, диагностический этап, прогностический этап, коррекционный этап). Каждый из этапов мониторинга знаний студентов соответствует направлениям модернизации педагогического образования (состояние развития, диагностика, прогнозирование, коррекция).
3. Взаимодействие процессов мониторинга знаний и педагогического образования наиболее полно реализуется на уровне не отдельного учебного предмета, а деятельности кафедры. Только в случае систематизации данных о качестве знаний студентов на уровне кафедры, возникают необходимые педагогические условия модернизации педагогического образования (установление состава предметных и методологических знаний студентов, соотнесение результатов мониторинга знаний с поставленными целями образования, проведение сравнительного анализа успехов студентов в обучении по учебным курсам, определение расхождений в целях и результатах познания).
4. Эффективность мониторинга знаний студентов в модернизации педагогического образования определяется систематичностью и воспроизводимостью результатов обучения. Компьютерная форма хранения результатов мониторинга знаний создает условия для согласования и оценки деятельности педагогов по модернизации процесса педагогического образования.
В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 227 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz