Четверг, 19.09.2024, 20:26
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Музыкально-педагогическая деятельность - составляющая творчества Т.Н. Хренникова. Тулинова, Ольга Вадимовна бесплатно
03:47
Скачать Музыкально-педагогическая деятельность - составляющая творчества Т.Н. Хренникова. Тулинова, Ольга Вадимовна бесплатно
Музыкально-педагогическая деятельность - составляющая творчества Т.Н. Хренникова

Диссертация

Автор: Тулинова, Ольга Вадимовна

Название: Музыкально-педагогическая деятельность - составляющая творчества Т.Н. Хренникова

Справка: Тулинова, Ольга Вадимовна. Музыкально-педагогическая деятельность - составляющая творчества Т.Н. Хренникова : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Елец, 2007 190 c. : 61 07-13/1154

Объем: 190 стр.

Информация: Елец, 2007


Содержание:

Введение
ГЛАВА I Теоретические предпосылки изучения музыкально-педагогической деятельности
Т Н Хренникова
11 Природа и сущность музыкально-педагогической деятельности
12 Определение понятия «дидактическая система»
13 Основные направления исследований творческого наследия Т Н Хренникова
Выводы по I главе
ГЛАВА II Факторы становления дидактической системы
Т Н Хренникова
21 Историко-культурные и личностно-биографические факторы формирования Т Н Хренникова-педагога
22 Просветительская деятельность Т Н Хренникова
Выводы по II главе
ГЛАВА III Структура и содержание дидактической системы
Т Н Хренникова
31 Цель и задачи музыкального образования в дидактической системе Т Н Хренникова
32 Сущностная характеристика дидактических принципов Т Н Хренникова
33 Методы обучения в дидактической системе ТНХренникова
34 Развитие системы музыкального профессионального образования г Ельца в контексте дидактической системы и просветительских идей Т Н Хренникова
Выводы по III главе

Введение:

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества — это время образовательных, культурных эволюций и решения разнообразных проблем, в том числе и музыкально-педагогических, среди которых значимой выступает проблема подготовки учителя музыки.
Отсутствие стабильного высококачественного уровня преподавания музыки в общеобразовательной школе, дефицит талантливых, эрудированных специалистов-просветителей привели к падению музыкальной культуры общества (В. В. Медушевский). В этих условиях важнейшей задачей вузов искусств, музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов становится подготовка квалифицированных специалистов, способных нестандартно мыслить, творчески работать, достойно выполнять миссию транслятора высоких духовно-нравственных и музыкально-эстетических ценностей.
Разработке теоретических основ деятельности музыканта-педагога посвящены исследования Э. Б. Абдуллина, J1. Г. Арчажниковой, О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, В. Н. Байденко, А. А. Вербицкого, Н. В. Кузьминой, Г. М. Цыпина. Определенный вклад в решение этих теоретических вопросов внесли работы Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, JI. А. Баренбойма, М. С. Кагана, Д. Б. Кабалевского, раскрывающие философское осмысление понятия «музыкальная культура», сущность музыкального мышления.
Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно исследованным остается музыкально-педагогический опыт выдающихся педагогов-музыкантов, в числе которых музыкально-педагогическая деятельность Тихона Николаевича Хренникова, композитора, педагога, просветителя, публициста. Он проработал в Московской консерватории им. П.И.Чайковского 45 лет и за этот период воспитал плеяду талантливых композиторов, имена которых широко известны в России и за рубежом: М.Броннер, И.Габели, А.Градский, М.Дунаевский, И.Лученок, В.Овчинников, А.Чайковский, Т.Чудова и др. (всего около 200 человек). Данный факт дает основание говорить о «школе Т.Н.Хренникова», что, кстати, никогда не отвергалось, а, наоборот, признавалось его коллегами. Данную мысль утверждали исследователи творчества Т.Н.Хренникова: Б.Асафьев, Л.Григорьев, Ю.Кремлев, Я.Платек и другие.
Обращение к имеющимся источникам о Т. Н. Хренникове (книги, монографии, брошюры, документальные сборники, диссертации) за период с 1934 по 2006 гг. показывает, что практически весь материал о нем написан в музыковедческом аспекте. Б. Асафьев, Т. Боганова, М. Брук, 10. Вайнкоп, И. Воронцова, Л. Гинсбург, Л. Григорьев, М. Друскин, Л. Калтат, Ю. Кремлев, В. Кухарский, Я. Платек сконцентрировали внимание на композиторском творчестве Т. Н. Хренникова и на исполнительской судьбе его произведений.
Предпринималась попытка изучения его педагогической деятельности в книге Я. Платека и Л. Григорьева «Его выбрало время» (М., 1983). Авторами отмечается дружественная атмосфера, которая царила на занятиях Т.Н.Хренникова и раскрывается методика проводимых им занятий. Однако, эти материалы весьма скупы, они занимают в названной книге всего несколько страниц.
Имеются некоторые сведения о нем в работах В. В. Макарова. Но они также не дают полного представления о Т. Н. Хренникове-педагоге. Потребность в таком исследовании давно назрела. В музыкальных колледжах, училищах искусств, на музыкальных факультетах педвузов изучается творчество Т. Н. Хренникова, на его произведениях учатся будущие музыканты-педагоги, воспитано целое поколение музыкантов, а исследований о том, как формировался Т. Н. Хренников-педагог, под воздействием каких факторов шел процесс становления его как педагога, с помощью каких средств он достиг поистине огромных результатов в музыкально-педагогической деятельности, нами не обнаружено.
Сказанное позволило сформулировать противоречия:
• между огромным вкладом Т. Н. Хренникова в мировую музыкальную культуру и отечественную музыкальную педагогику, с одной стороны, и недостаточной изученностью его музыкально-педагогической деятельности, с другой;
• между наличием традиций в исследовании культурно-образовательной среды г. Ельца, его лучших представителей, с одной стороны, и отсутствием исследований о музыкально-педагогическом опыте Т. Н. Хренникова, как одного из субъектов развития этой культурно-образовательной среды.
Вполне закономерно, что, исследовательский интерес к музыкально-педагогической деятельности Т.Н.Хренникова возник на его родине. Обращение к музыкально-педагогической деятельности Т. Н. Хренникова является естественным продолжением исследований историко-культурного наследия г. Ельца и его округи в рамках сложившегося в ЕГУ им. И. А. Бунина гуманитарного научно-исследовательского направления, которое включает историко-педагогический (Е. П. Белозерцев, А. Е. Крикунов, А. И. Иванов, А. И. Павленко, Д. А. Пряхин, И. Б. Стоя-новская, В. В. Макаров, М. Н. Позднякова, А. В. Зайцева), литературно-краеведческий (Н. В. Борисова, А. А. Дякина, Г. П. Климова, С. В. Краснова, Н. Н. Комлик), историко-философский (В. И. Коротких) аспекты. Однако музыкально-педагогическое творчество Т. Н. Хренникова не отражено ни в одном из исследований, посвященных культуре Ельца.
С учетом вышесказанного мы определили тему диссертационного исследования: «Музыкально-педагогическая деятельность — составляющая творчества Т. Н. Хренникова».
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы факторы становления и условия эффективной реализации музыкально-педагогической деятельности Т. Н. Хренникова?
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования — преподавательская деятельность Т. Н. Хренникова.
Предмет исследования — дидактическая система Т. Н. Хренникова по подготовке будущих музыкантов-педагогов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были сформулированы следующие задачи: проанализировать и систематизировать имеющиеся материалы о Т. Н. Хренникове: композиторе, педагоге, просветителе, публицисте; изучить факторы, обусловившие становление Т. Н. Хренникова как педагога; раскрыть структуру и содержание дидактической системы подготовки будущих музыкантов-педагогов; выявить педагогические условия успешной реализации дидактической системы.
Хронологические рамки исследования охватывают период жизни Т. Н. Хренникова: начало XX - по 2006 год.
Методологической основой исследования явились: системно-структурный подход, позволивший представить предмет исследования как единую систему и исследовать его с позиции целостности (А. Н. Аверьянов, В. П. Беспалько, Н. Винер, Б. Ф. Ломов, В. Н. Садовский, В. Н. Симонов, Э. Г. Юдин и др.); аксиологический подход, позволивший представить предмет исследования с позиции общечеловеческих ценностей (М. М. Бахтин, JI. П. Буева, О. В. Долженко, А. Маслоу, В. Франки и др.); гуманистический подход (личностно-ориентированный), предполагающий развитие внутреннего мира ученика как субъекта обучения, а также свободу творчества ученика и педагога (Е. В. Бондаревская, А. Камю, А. Маслоу и др.); культурно-исторический и средовой подход к изучению персоналий, позволяющий переносить акцент с хронологии на типологию объекта исследования, различать общее и особенное, позволяющий квалифицировать педагогический опыт не как случайность, но как закономерное выражение историко-культурных традиций (А. В. Барабанщиков, Е. П. Белозерцев, М. А. Данилов, 10. С. Мануйлов, Н. Д. Никандров и др.).
Теоретическую основу исследования составили основные психолого-педагогические концепции: теории обучения (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Н. Н. Скаткин и др.); положения о сущности и принципах организации учебного процесса (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер и др.); теория педагогического творчества (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.); концепция музыкально-педагогической деятельности (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, А. В. Малиновская, Г. М. Цыпин и др.); концепция музыкально-эстетического воспитания (Б. В. Асафьев, Б. Барток, 3. Кодай, К. Орф, Д. Б. Кабалевский, Б. Л. Яворский); исследования отечественных авторов, посвященные творчеству Т. Н. Хренникова (Б. Асафьев, Т. Боганова, И. Воронцова, Л. Гинсбург, М. Друскин, Ю. Кремлев, В. Кухарский и др.).
Основными методами исследования являются: изучение архивных источников (мемуаров, воспоминаний современников, свидетельств учеников и прочих материалов, дающих научно достоверное представление о педагогических взглядах композитора и его педагогической работе); анализ и систематизация материалов, характеризующих становление Т. Н. Хренникова как педагога; анализ и обобщение фактов по проблемам общей и музыкальной педагогики; обобщение и систематизация полученных результатов.
Источниками исследования являются: научные и публицистические работы отечественных авторов, занимавшихся изучением творческого наследия Т. Н. Хренникова; публицистика Т. Н. Хренникова 1936-2003 г.г.; воспоминания о нем современников и учеников; интервью композитора в прессе и на телевидении, видеоматериалы дома-музея композитора в г. Ельце; монографии, статьи, затрагивающие проблемы воспитания и образования в исследуемый период; расшифровка диктофонных записей бесед автора диссертации с Т. Н. Хренниковым и его учениками в разные годы; материалы и документы из личного архива композитора, из архива МГК им. П. И. Чайковского, из фондов Елецкого краеведческого музея.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1998-2000 г.г.): знакомство с творческим наследием Т. Н. Хренникова, формулирование замысла исследования и его проблемы, методологии, методов и задач.
Второй этап (2000-2003 г.г.): определение теоретико-методологических оснований исследования, сбор и анализ научной информации, содержащейся в историко-архивных и историко-педагогических источниках, систематизация материалов.
Третий этап (2003-2006 г.г.) — формулирование выводов, литературное оформление диссертации, публикация полученных результатов.
Положения, выносимые на защиту: • В ряду разнообразных направлений творческой деятельности Т.Н.Хренникова несомненный интерес вызывает музыкально-педагогическая, представляющая собой оригинальное явление в культурно-образовательной жизни России. Музыкально-педагогическая деятельность, трактуемая в исследовании как вид социальной деятельности, направленной на формирование у подрастающих поколений музыкальной культуры и опыта музыкального творчества (композиторского или исполнительского), осуществлялась Т.Н. Хренниковым в разнообразных типах учебных заведений и складывалась весьма удачно в силу природной музыкальной одаренности и сформированности таких качеств, как целеустремленность, признание ценности образования, проявление уважительного отношения к людям, потребность в самообразовании.
• Названные качества формировались у Т. Н. Хренников под воздействием ряда факторов: семья, культурно-образовательная среда малого города, учеба в техникуме им. Гнесиных и Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского; традиции русской классической композиторской школы, унаследованные Хренниковым от своих учителей; музыкальная атмосфера жизни страны 1930 - 60-х г.г., просветительская деятельность композитора, воплощенная в его публицистике и общественной деятельности. Изучение перечисленных выше факторов показало, что именно они способствовали формированию Т.Н.Хренникова как педагога и обеспечили успешность его музыкально-педагогической деятельности.
• Дидактическая система подготовки музыкантов-педагогов, трактуемая нами как система процесса и результатов обучения, в которой центральными элементами являются преподавание (деятельность учителя) и учение (учебная деятельность учащихся) включает следующие элементы: цель (понимаемая Т. Н. Хренниковым как воспитание человека, музыканта, личности через общение с музыкой); задачи (воспитание интереса к содержанию музыки, осознание ее этической ценности и социального смысла профессии музыканта, развитие самостоятельного творческого мышления); принципы (систематичность и последовательность, связь обучения с практикой, учет индивидуальных особенностей учеников, рациональное использование групповой и индивидуальной форм работы, сознательность и творческая самостоятельность учащихся при руководящей роли учителя); содержательный компонент (изучение музыкального материала: фольклора (народная музыка), классического наследия, произведений современных композиторов), осознание их идейной направленности, методы или операционный компонент (формирование сознания учащихся, организации учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация деятельности учащихся); формы организации обучения (индивидуально-групповая форма проведения занятий); контрольно-оценочный компонент (сопоставление предполагаемых результатов с реально достигаемыми, их последующая коррекция).
• Анализ музыкально-педагогической деятельности Т.Н.Хренникова показал, что талантливый педагог в практической деятельности реализовал целый ряд педагогических условий, среди которых: 1) единство и взаимообусловленность цели, принципов, содержания, методов, форм обучения; 2) высокий уровень профессионализма педагога; 3) утверждение субъект -субъектных отношений в процессе обучения (стиль сотрудничества); 4) сотрудничество Т. Н. Хренникова с музыкальными учебными заведениями г. Ельца, обеспечивших успешность и результативность его педагогической деятельности.
• Дидактическая система Т.Н.Хренникова получила широкое распространение среди музыкально-педагогической общественности и воплотилось в практике педагогической деятельности его учеников.
Научная новизна исследования состоит в следующем: систематизированы материалы о музыкально-педагогической деятельности Т. Н. Хренникова; охарактеризованы факторы, обусловившие становление его как педагога; описана дидактическая система подготовки будущих музыкантов-педагогов; выявлены педагогические условия успешной реализации дидактической системы подготовки будущих музыкантов-педагогов; показаны пути использования опыта подготовки будущих музыкантов-педагогов в современной практике музыкального образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: его материалы обогащают историко-педагогическую науку новыми фактами о музыкально-педагогической деятельности Т. Н. Хренникова; в работе обосновывается факт существования дидактической системы, включающей цель, задачи, принципы, формы, содержательный, операционный и контрольно-оценочный компоненты и аргументируется эффективность подготовки будущих музыкантов-педагогов реализацию ряда педагогических условий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов в лекциях для студентов музыкально-педагогических факультетов. Материалы исследования окажутся полезными в научно-исследовательской работе преподавателей, аспирантов, студентов; они могут заинтересовать руководителей курсов повышения квалификации педагогических работников. Результаты исследования способны дополнить современные представления о музыкальном искусстве, его специфических педагогических аспектах и обогатить учебную практику приемами и способами работы, доказавшими свою высокую эффективность и целесообразность.
Достоверность результатов исследования обусловлена тем, что положения и методы исследования соответствуют целевым установкам и поставленным задачам; теоретические выводы подтверждаются системой фактов, документов и другими первоисточниками.
Апробация и внедрение результатов исследования. Замысел, теоретические основания и главные положения исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики и кафедры теории и методики музыкального воспитания и исполнительства музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И. А. Бунина, на педагогических чтениях учебно-методического центра по образованию, культуре и искусству администрации Липецкой области в 2000, 2001, 2002, 2006 г. (Липецк), на областных научно-практических конференциях для завучей по воспитательной работе в ссу-зах на тему «Воспитание студентов средствами искусства» (Липецк, 1999, 2004 г.), на «круглом столе» Всероссийской научно-практической конференции «Мир через культуру» (Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004 г.), на региональной научно-практической конференции «Проблемы развития современного музыкального образования» (Липецк, ЛПГУ, 2006 г.), на курсах повышения квалификации для преподавателей ДМШ и ДШИ Елецкой методической зоны на базе ЕГУИ им. Т. Н. Хренникова (2005, 2006 г.г.), на международной научно-практической конференции: «Нравственное и патриотическое воспитание студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации» (Москва, МГПУ, 2006 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации, а также использованием в лекционных курсах «История фортепианного исполнительского искусства», «Методика обучения игре на фортепиано», «Педагогическая практика» и в курсе лекций по русской музыкальной литературе (советский период) в ЕГУИ им. Т. Н. Хренникова. Материалы проведенного исследования нашли свое отражение в монографии и используются в работе сотрудников дома-музея Т. Н. Хренникова в лекциях, беседах, экскурсиях и научной работе.
Структура диссертации обусловлена логикой и задачами научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы (226 наименований) и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 295 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz