Четверг, 19.09.2024, 20:11
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Национально-региональный компонент предмета Русский язык в казахской школе в 5 - 6 классах : На материале лексики. Махсудова, бесплатно
08:13
Скачать Национально-региональный компонент предмета Русский язык в казахской школе в 5 - 6 классах : На материале лексики. Махсудова, бесплатно
Национально-региональный компонент предмета "Русский язык" в казахской школе в 5 - 6 классах : На материале лексики

Диссертация

Автор: Махсудова, Зейнеп Абдыжусуповна

Название: Национально-региональный компонент предмета "Русский язык" в казахской школе в 5 - 6 классах : На материале лексики

Справка: Махсудова, Зейнеп Абдыжусуповна. Национально-региональный компонент предмета "Русский язык" в казахской школе в 5 - 6 классах : На материале лексики : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 1999 187 c. : 61 99-13/565-0

Объем: 187 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В КАЗАХСКОЙ ШКОЛЕ
§ 1 Интерпретация национально-регионального компонента в современной лингвистической и методической литературе
§ 2 Описание национально - регионального компонента в учебных целях (на материале лексики)
§ 3 Принципы и источники отбора содержания национально-регионального компонента (по материалам лингводидак-тического характера)
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ КАЗАХСКОЙ ШКОЛЫ
§ 1 Анализ программ и учебников по русскому языку для 5-6 классов казахской школы с точки зрения учета национально-регионального компонента
§2 Исследование проблемы национально-регионального компонента в курсе русского языка путем констатирующего среза
§ 3 Содержание национально-регионального компонента в курсе лексики в 5-6 классах
ГЛАВА 3 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО
РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ ЛЕКСИКИ В 5-6 КЛАССАХ
§ 1 Система работы по активизации национальнорегионального компонента в учебном процессе (на уроках русского языка)
§ 2 Методика и результаты обучающего эксперимента
ВЫВОДЫ

Введение:

Сегодня русский язык является одним из богатейших языков мира со сложной и интереснейшей историей развития. Нельзя забывать о том, что русский язык входит б "клуб мировых языков"1. Он вместе с английским, арабским, испанским, китайским, французским обладает статусом рабочего языка ООН, ЮНЕСКО и многих других международных организаций.
Изменения в политической, социальной и экономической жизни СНГ не могли не оказать влияния на функционирование русского языка, который, имея статус государственного в Российской Федерации, остается языком межнационального общения в суверенных государствах. Это определяет необходимость поиска новых путей его преподавания.
Современная методика преподавания русского языка учитывает функционирование его как государственного, как языка межнационального общения в ближнем зарубежье, как иностранного, а также как языка русской диаспоры в дальнем зарубежье. В каждом конкретном случае преподавание русского языка базируется на общей теории обучения языкам. Вместе с тем особое значение придается культурологическому аспекту, возрастает роль русского языка в формировании национального и личностного самосознания, в использовании его в качестве средства приобщения к материальной и духовной культуре русского народа и к установлению диалога культур в условиях иноязычного окружения.
Барлыбаева К., Заварзина Л. Русский язык в Казахстане и мотивы его изучения // Рус. яз. и лит. в каз. шк. Ks 11-12 /1993. с. 10.
В российских школах с нерусским языком обучения отмечаются новые подходы в преподавании русского языка как государственного. Отказ от жестко централизованной системы образования, тенденция к его многовариантности и в то же время необходимость сохранения единого образовательного пространства требуют достаточно высокого уровня базовой подготовки по русскому языку. Важность решения этой проблемы в условиях России продиктована введением предусмотренных Законом Российской Федерации государственных образовательных стандартов, которые включают федеральный и национально-региональный компоненты. Национально-региональный компонент отражает особенности функционирования русского языка в условиях конкретного региона и типа школы1, т.е. под национально-региональным компонентом понимаются факты, специфичные для той или иной местности и отражающие ее особенности.
Сегодня в Республике Казахстан встает множество проблем, связанных с преподаванием русского языка в казахской школе (сокращение часов, появление новых программ и учебников), но нельзя говорить о падении интереса к русскому языку. В силу объективных причин государственный язык пока не может служить языком межнационального общения. В настоящее время русский язык в Казахстане служит для общения с представителями иных (не казахской) национальностей как внутри страны, так и за ее пределами, является языком официальной переписки с учреждениями других государств СНГ, а также языком технической документации. Этим определяется необходимость и важность изучения русского языка. В то же время надо отметить, что выдвигаемое в современной гУчебные стандарты школ России, Русский язык как государственный. №, 1998, с. 90-91. лингводидактике положение о формировании функционального двуязычия, обусловливает необходимость поиска оптимальных путей координации компонентов, составляющих содержание обучения языку.
Многообразие форм функционирования русского языка в условиях Казахстана, проблема учета национально-культурных запросов населения региона определяют необходимость разработки национального и регионального компонентов в преподавании русского языка в казахской школе. В настоящей работе предпринята попытка разработки национально-регионального компонента в преподавании русского языка на материале Южно-Казахстанской области Республики Казахстан, имеющей ярко выраженную специфику территориальных, экономических, природно-климатических, национальных, культурно-исторических условий. В Законе об образовании Республики Казахстан этот аспект не предусмотрен, не создана концепция, не разработана структура, не определены цели и задачи, объем и характер содержания национально-регионального компонента по предмету "Русский язык".
Национальная школа должна стать разнообразной по содержанию, формам и методам обучения и воспитания на национально-культурных традициях, развиваться как школа диалога культур - казахской и русской. Поэтому национально-региональный компонент образования, содержание которого в нашем исследовании составляют как лингвистические, так и экстралингвистические факторы, необходимо использовать в русле россиеведения, лингвострановедения и учебного этнокул ьтуроведения.
Актуальность избранной темы исследования объясняется не только потребностями учебной деятельности учащихся, но и не разработанностью данного вопроса для национальных школ, осуществляющих учебный процесс на родном языке. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования "Национально-региональный компонент предмета "Русский язык" в казахской школе в 5-6 классах (на материале лексики)" и обосновало его актуальность.
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в казахской школе, реализующий национально-региональный компонент содержания предмета "Русский язык".
Предмет исследования - содержание и пути реализации национально-регионального компонента при обучении русскому языку в 5-6 классах казахской школы.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и определении содержания HPK в курсе русского языка в 5-6 классах казахской школы, в разработке путей внедрения HPK в учебный процесс.
Гипотезу исследования составляет следующее положение: эффективность процесса формирования практических навыков владения русским языком учащимися-казахами будет более высокой, если при координации компонентов содержания обучения исходить из необходимости введения HPK - национально-специфических понятий и реалий материальной и духовной жизни и быта региона.
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы потребовалось решение следующих задач:
• описать основные характеристики HPK в современной лингвометодической литературе;
• дать характеристику HPK в учебных целях применительно к условиям казахской школы (на материале лексики);
• провести анализ учебно-научной литературы по преподаванию русского языка в казахской школе с точки зрения проблемы HPK;
• обосновать принципы и источники отбора HPK на материале лексики;
• определить минимум HPK для 5-6 классов;
• разработать методику активизации HPK в учебном процессе;
• экспериментальным путем проверить целесообразность и эффективность предложенной методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: социолого-педагогический (анализ и обобщение лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме диссертации, изучение педагогического опыта, систематизация личных наблюдений за процессом обучения русскому языку в казахской школе, анкетирование);
• методы теоретических построений (анализ, обобщение, выдвижение гипотезы); экспериментальный (констатирующий срез, экспериментальное обучение);
• статистический (количественная и качественная обработка результатов констатирующего среза и обучающего эксперимента).
Научная новизна исследования. Впервые применительно к казахской школе
1) разработаны лингводидактические основы HPK;
2) определен минимум HPK;
3) разработана методическая система по реализации HPK в учебном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть продуктивно использованы на уроках русского языка и на факультативных занятиях в казахских школах, при создании региональных программ, учебно-методических пособий по русскому языку для казахских школ. Характер предложенной методической системы таков, что она может применяться и на уроках русского языка в русской школе в Казахстане.
Апробация и внедрение материалов исследования.
С 1996 г. автором осуществлялась разработка и опытно-экспериментальная апробация HPK содержания образования по русскому языку для казахских школ Южно-Казахстанской области.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается его научно-методической базой, полнотой анализа теоретического и практического материала и подтверждается данными экспериментальных проверок и их положительными результатами.
Основные положения и результаты исследования были изложены и обсуждены на методических семинарах учителей -словесников школ № 10 г. Шымкента, №1, 2 с. Казыгурт ЮжноКазахстанской области, на научной конференции молодых исследователей РАО ЙОСО (1998), на заседаниях Лаборатории методики преподавания русского языка как государственного в Центре филологического образования ИОСО РАО (1997-1999).
Апробация основных положений диссертации и созданных на ее основе материалов осуществлялась в процессе опытно-экспериментального обучения учащихся 5-6 классов в 1996-1997, 1997-1998 учебных годах в школах №7, 10 г. Шымкента, №1, 2 с. Казыгурт, №3 с. Энгельс Южно-Казахстанской области.
Материалы диссертации внедрены в практику учителей перечисленных школ.
Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определение содержания предмета "Русский язык" с использованием HPK обусловливает создание методики, обеспечивающей значительную эффективность обучения русскому языку в казахской школе.
2. Знание единиц HPK, закономерностей их функционирования в языковом пространстве региона способствует не только обогащению речи учащихся, но и дает возможность рассматривать русский язык в контексте культуры казахского народа, выявить общее и специфически дифференциальное в самых разных сферах жизни двух народов.
3. Результативность путей внедрения HPK в учебный процесс достигается использованием лингводидактически обоснованной методики обучения, позволяющей органично соединить предлагаемое новое содержание (HPK) с программным материалом как на уровне лексики, так и при изучении грамматического материала и развитии речи.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений (Приложение 1 - толкование некоторых казахских "регионализмов", Приложение 2 - образцы работы, построенной на материале национально-регионального компонента, Приложение 3 -• некоторые положения программы ^Атамекен").

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 222 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz