Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 16 » Скачать Национально-территориальные и культурные образования немцев Западной Сибири как объект политики Российской Федерации в конце бесплатно
20:19
Скачать Национально-территориальные и культурные образования немцев Западной Сибири как объект политики Российской Федерации в конце бесплатно
Национально-территориальные и культурные образования немцев Западной Сибири как объект политики Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв.

Диссертация

Автор: Арент, Ирина Владимировна

Название: Национально-территориальные и культурные образования немцев Западной Сибири как объект политики Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв.

Справка: Арент, Ирина Владимировна. Национально-территориальные и культурные образования немцев Западной Сибири как объект политики Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв. : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 / Арент Ирина Владимировна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т] - Омск, 2009 - Количество страниц: 199 с. ил. Омск, 2009 199 c. :

Объем: 199 стр.

Информация: Омск, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СССР И СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО НЕМЕЦКОГО ДВИЖЕНИЯ
11Основные направления политики советского государства в отношении немецкого населения (1955 - 1991 гг)
12Возрождение национального движения российских немцев за восстановление автономии (1982 - 1991 гг)
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ
21 Процессы национальной самоорганизации российских немцев в контексте национальной политики России
22 Роль российско-германских внешнеполитических отношений в развитии немецких национальных автономий
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОАНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЙ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1991-2008 гг)
31 Содержание политико-правового регулирования деятельности национальных немецких автономий Западной Сибири (1991-2008 гг)
32 Особенности становления и развития национального района Гальбштадт в Алтайском крае
33 Проблемы создания и основные направления развития национального района Азово в Омской области

Введение:

На современном этапе эволюции российской государственности проблема национального самоопределения народов актуализируется в условиях обострения как межнациональных, так и внутринациональных противоречий, вызванных разнонаправленными социальными и политическими тенденциями. Они связаны с ростом значения культурной идентификации общества, отдельных социально-культурных групп и каждой личности в условиях структурных преобразований экономики, общественных отношений и культуры.
В условиях глобализации проблема сохранения и развития национальной самобытности народа, тем более проживающего дисперсно, вызывает активный рост интереса к защите традиционных духовных ценностей, нравственных норм, обычаев и других форм самоопределения и функционирования этноса как социокультурной целостности. Поликультурное многообразие становится одним из важнейших факторов повышения международного авторитета страны, обеспечения благосостояния всех этнических групп, связывающих свою судьбу с Россией.
Вопросы развития и совершенствования конструктивных межэтнических коммуникаций в экономике, социальной сфере, системе управления и самоуправления на разных уровнях власти и общества приобрели характер проблем общенационального и государственного значения, требующих своего разрешения на высшем уровне государственной власти. Современная политическая практика регулирования этнических процессов нуждается в глубоком и всестороннем осмыслении и использовании позитивного исторического опыта России, направленного на координацию и совершенствование отношений между представителями различных этноконфессиональных групп, формирование атмосферы толерантности и согласия в обществе. Опыт этот имеет, несомненно, и международное значение.
Системное изучение и использование основных принципов государственной политики и форм ее реализации в отношении немецких этнических групп, проживающих на территории России, как в рамках СССР, так и Российской Федерации, представляется необходимым не только в научном, но и в практическом, общественно-политическом плане. Для многонациональной России в конце XX в. национально-территориальные и национально-культурные автономии стали важным инструментом деполитизации этничности российских немцев, возрождения прежде остававшихся без внимания важных качеств и компонентов национальной культуры, совершенствования межэтнических отношений на новой основе.
Исследование основных направлений государственной политики в отношении немцев, проживающих на отдельной территории - Западной Сибири, представляется важной научной и практической задачей. В условиях последовательных преобразований политического и административно-территориального устройства страны, постепенного возрастания роли и влияния различных гражданских институтов во внутриполитической жизни немецкая автономия выступает в качестве одного из значимых механизмов решения этнокультурных задач и возвышения созидательной направленности социальной активности членов общества на демократической, правовой основе.
Следует отметить, что в условиях становления гражданского общества в современной России вопросы социальной активности населения, развития общественно-политических движений, в том числе на национальной почве, процессы национальной самоидентификации и возрождения этнокультурных традиций требуют самого пристального внимания и изучения.
Научная актуальность избранной проблематики определяется также и важностью выяснения места и роли региональных моделей национально-культурной и территориальной автономии немецкого этноса в общегосударственной национальной политике. Без этого нельзя в полной мере оценить ее значимость. Данное исследование призвано восполнить этот пробел.
Степень изученности темы. Проблема этнокультурного и этнополи-тического самоопределения немцев вновь актуализировалась на постсоветском этапе развития российской государственности. В то же время в конце XX - начале XXI вв. в отечественной историографии начался новый этап в изучении истории и культуры российских немцев. Это связано с серьезными качественными изменениями в методологии, с расширением и обновлением источниковой базы исследований, которые создали возможности для разработки и анализа важнейших проблем и сохранения преемственности научных традиций в российской историографии.
Проблемы становления и эволюции этнического самосознания отдельных народов России подвергаются системному осмыслению и анализу в исследованиях, посвященных национальной политике государства, реализации ключевых ее принципов и направлений. Одной из первых коллективных работ, раскрывающих современные теоретические взгляды на проблемы реформирования этнополитики в новейшей России стала монография «Национальная политика России: история и современность»1. Основное внимание в ней было уделено, естественно, истории национальной политики в советский период, сложному наследию, доставшемуся Российской Федерации и СНГ в этой области. Вместе с тем, нельзя не отметить то обстоятельство, что авторы, анализируя противоречия, присущие национально-государственному строительству как основному способу решения этно-культурных задач в советский период, акцентировали внимание на необходимости приоритетного развития собственно культурного содержания национальных проб/ лем.
В работах 90-х гг., посвященных вопросам национально-государственного строительства Российской Федерации, отчетливо просматриваются две основные тенденции: с одной стороны, внимание исследователей привлекает проблема иерархической структуры исторически сложившихся национально-государственных образований (национальных республик и т.д.), с другой —
1 Национальная политика России: история и современность. - М.: Наука, 1997. 5 ограничение национальной политики почти исключительно сферой культурного строительства2.
Роль и значение национального фактора в становлении национальной доктрины Российской Федерации подчеркивали в своих исследованиях С.А. Арутюнов, Р.Г. Абдулатипов, В.А. Тишков, М.Н. Губогло и др.3 Наиболее эффективным средством сохранения государственной целостности страны они полагали развитие и расширение прав национально-культурных автономий, ликвидацию иерархии национально-государственных образований и расширение их суверенитета и др.4. Вопросы трансформации федеративной государственности, межнациональных отношений и этнокультурного развития РФ занимают определенное место в диссертационных исследованиях, главным образом, политологической, философско-социологической направленности. Так, в 2003 г. была защищена докторская диссертация В.Ю. Зорина "Государственная политика в России: историко-политологический анализ"5, в 2008 г. - диссертация О.В.Шатаева "Государственная политика России в области национальных и межнациональных отношений в 1985-1999 гг."6. Специально роли этнокультуры в развитии национальных отношений посвящена кандидатская диссертация Г.П. Кулешова "Роль этнокультуры в развип тии наций и национальных отношений" .
Анализ исследований, посвященных оценке содержания национальной политики Российской Федерации в 1991 - 2008 гг. свидетельствует о наличии достаточно полемичных суждений относительно содержания и форм этно-политического механизма государственного регулирования.
2 Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: Политики, люди и народы в лабиринтах времени. — М., 1994; Тишков В.А. Союз до и после пяти лет перестройки // Национальные процессы в СССР.-М., 1997.
3 Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М., 1989; Тишков В.А. Этнология и политика. - М., 2001 и др.
4 Тишков В.А. Союз до и после пяти лет. - С. 80 - 82.
5 Зорин В.Ю. Государственная политика в России: историко-политологический анализ. Автореф. дисс. .докт. полит, наук. - М., 2003.
6 Шатаева О.В. Государственная политика России в области национальных и межнациональных отношений в 1985-1999 гг. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. - М., 2008.
7 Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и национальных отношений. Автореф. дис. .канд. социол. наук. - Саранск, 1995. 6
Большое значение для разработки темы собственно российских немцев имела публикация материалов и документов по истории немцев в России в XVIII-XX вв. Причем составители достаточно ясно демонстрировали свои позиции по вопросу "политического самоопределения" российских немцев, видя в его нерешенности главную причину массовой эмиграции российских о немцев и даже их "изгнания из отчего дома' .
Политический аспект отношений российского государства к советским, а впоследствии и российским немцам в новейший период истории, получил комплексное осмысление в работах таких авторов, как Т.С. Иларионова, В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева, A.A. Герман, И.Р. Плеве и др.9 В центре внимания оказались основные этапы эволюции политической истории немцев на территории СССР и России. Основной акцент авторами делается на исследование общественных движений немцев за политическую автономию. Комплексный характер работ не позволил выйти на проблемный уровень понимания содержания процессов самоорганизации российских немцев, как ключевого направления деятельности основных национально-культурных и общественных объединений.
Восполнить указанный пробел призваны специальные исследования, посвященные ключевым аспектам российской государственной национальной политики и политике Германии в отношении российских немцев в рассматриваемый период. Особый интерес для нашей темы представляют работы, освещающие деятельность Межправительственной Российско-Германской Комиссии, в том числе проект "Брайтенарбайт", а также материалы парламентских слушаний по этому вопросу в Государственной Думе РФ10.
8 История российских немцев в документах (1763-1992 гг.) / Сост. Ауман В.А., Чеботарева В.Г.-М., 1993.-С.447 и др.
9 Герман A.A., Илларионова Т.С., Плеве И.Р. История немцев России: Учебное пособие. — М.: Изд-во «МСНК-пресс», 2005; История российских немцев в документах (1763-1992 гг.) / Сост. Ауман В.А., Чеботарева В.Г. - М., 1993 и др.
10 Аудеман Х.Ю. Проект «Брайтенарбайт» во благо российским немцам и их соотечестви-никам // Немцы и Сибирь: История. Современность: Материалы Междунар. науч. конф., 18-22 сент. 1999 г. - Улан-Удэ, 1999. - С. 104-106; Ауман В.А. Объективные и субъективные причины современного положения российских немцев // Российские немцы и 7
Заметное место в литературе 90-х гг. занимают работы, посвященные специально сибирским немцам и перспективам их сохранения и развития в связи с массовой эмиграцией в Германию. Исследования И.В. Лоткина, H.A. Томилова и ряда других авторов оценивают содержание и направленность региональной политики в отношении немецкого населения11.
Отдельной проблемой современной историографии выступает процесс создания и деятельности немецких национальных общественно-политических движений. Этой проблеме посвящены работы В.А. Бауэра, Т.С. Ила-12 рионовой и др. . Впервые в обобщенном виде история национального движения российских немцев в конце 80 - начале 90-х годов XX в. была
1 7 представлена в работе «Российские немцы: право на надежду» , где впервые на основе широкого комплекса источников раскрываются процессы самоорганизации немецкого этноса, формирования политических лозунгов борьбы за территориальную автономию, отмечаются кризисные тенденции 1990-х гг., обусловленные централизацией политической власти и ограничением прав национально-территориальных автономий на территории Российской Федерации.
Тема национального самоопределения российских немцев и восстановления немецкой государственности в составе Российской Федерации национальные меньшинства Европы: Материалы Междунар. Науч.-практ. конф. «Будущее российских немцев.» - М., 1995 — С. 28-32; Ваффеншмидт X. Активная политика мира: (О мерах Федерального правительства Германии в поддержку российских немцев) // Жизнь национальностей. - 1996. - №2. - С.3,7-8; Вормсбехер Г.Г. Российские немцы в контексте национальной политики Российской Федерации // Национальный вопрос в РФ: Поиски, иллюзии, возможности: Материалы парламент, слушаний / Гос.Дума. — М., 1998.
• С.69-71.
11 Томилов H.A., Лоткин И.В. Этнодемографические процессы в Западной Сибири в 1960 -середине 1990-х годов и региональная национальная политика // Исторический ежегодник.
• Омск, 1997; Немцы и Сибирь: История. Современность: Материалы Междунар. науч. конф., 18-22 сент. 1999 г. - Улан-Удэ, 1999.
Бауэр В.А., Иларионова Т.С. Российские немцы: право на надежду: К истории национального движения народа (1955-1993). - М., 1995. - 457 е.; Иларионова Т.С. Организация российских немцев в 90-х гг.: состояние, идеология, проблемы // Немцы России на рубеже веков: История, современное положение, перспективы: Материалы Международной науч. конф. - Оренбург, 2000. - С. 61-78.
13 Бауэр В.А., Иларионова Т.С. Российские немцы: право на надежду: К истории национального движения народа (1955-1993). - М., 1995. - 457 с. получила отражение в работах М. Ваннова, В. Дизендорфа, М.Ю. Мореха-новой и др.14 Авторы обращаются к анализу политических концепций, которые легли в основу программных установок ключевых общественных организаций российских немцев. Ключевым трудом, посвященным истории немецкого общественно-политического движения за восстановление национальной государственности в 1965-1992 гг. является второй том энциклопедического издания «История российских немцев в документах»15.
Вопросы национально-культурной и территориальной самоорганизации немецкого этноса, проживающего на территории СССР, находятся в центре внимания многочисленных научных и общественно-политических региональных исследований. В частности, подверглись обсуждению новые национально-культурные образования российских немцев в Западной Сибири. Вообще, нужно отметить, что во второй половине 90-х годов внимание исследователей явно смещается в сторону Сибири, и от идеи возрождения Республики немцев Поволжья полемика все более сосредотачивается на практике создания немецких национальных административных образований (районов). Оценка перспектив организации на территории Алтайского края и Омской области в начале 1990-х гг. немецких национальных районов приобретает принципиальное значение в условиях отсутствия возможностей получения политической автономии в составе российского государства16.
14 Ваннов М. Новые национально-культурные автономии в многонациональном Российском государстве // Немецкий этнос в Сибири: Альманах гуманитар, исслед. - Новосибирск, 2000. - Вып.2. - С. 7-11; Дизендорф В., Бауер Г. Концепция самоорганизации немцев Российской Федерации // Российские немцы и национальные меньшинства Европы: Материалы Международной научно-практ. конф. «Будущее российских немцев.». — М., 1995. - С. 179-181; Мореханова М.Ю. Проблема создания немецкой государственности // Культура и самосознание русских и немцев в Поволжье. — Саратов, 1994. - Вып.2. - С. 7679.
15 История российских немцев в документах. Общественно-политическое движение за восстановление национальной государственности (1965-1992 гг.). / Сост. В. Ауман и В.Чебо-тарева. — Т 2. - М.: «Российский экономический журнал», 1994.
16 Анашкин А.П., Мельников А.Н. Немцы на Алтае // Энциклопедия Алтайского края. -Т.2 - Барнаул, 1996. - С.243-244; Гросс А. Восстановить справедливость: Из истории немецких поселений в Сибири // Советская Сибирь. - 1989. - 12 янв. - С.З; Салохин Н.П. Политическая автономия немцев в России: диалектика противоречия этнического и регионального // Немцы Сибири: история и культура. Материалы Всероссийской научно9
Среди исследований, посвященных изучению региональных аспектов истории немецкого населения Западной Сибири необходимо особо отметить работы А.Р. Бетхер, В.И. Бруль, Л.В. Малиновского, В.И. Матиса, Д.В. Матиса, В.Н. Шайдурова, И.И. Шлейхера и др.17. Отличительной особенностью работ этих авторов является богатейший фактический материал, в подавляющем большинстве состоящий из неопубликованных источников, находящихся в региональных архивах Западной Сибири.
Таким образом, современная отечественная историография политики России в отношении немецкой этнической группы характеризуется необходимостью четкого определения основных аспектов проблемы. Остро стоит задача выявления ключевых вопросов, изучение которых представляется особенно важным для воссоздания по возможности более объективной картины содержания и направлений национальной политики государства в Западной Сибири в период новейшей истории.
Особенно настоятельной является задача изучения опыта немецких национальных образований на территории Западной Сибири - в Омской области и Алтайском крае. Остаются слабо изученными как факторы и механизмы их создания и деятельности, так и роль в решении таких вопросов национальной политики и национально-государственного строительства Российской Федерации, как сохранение языка и культуры российских немцев практической конференции. - Омск, 2002. - С. 141-147; Семенюк О.В. Восстановление национального района на Алтае в 1991 г. // Немцы Сибири: история и культура. Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2002. - С. 157-164.
10 как особого этноса. Нуждается в дальнейшем изучении проблема взаимодействия государственных структур и широких общественных движений, в частности, использование правовой формы территориально-административных национальных образований как элемента национальной политики.
Изучение процессов национальной самоорганизации российских немцев на территории Западной Сибири возможно только на основе комплексного подхода, сочетающего в себе теоретико-методологические и источниковедческие приемы и методы проблемного исторического исследования.
Объектом исследования является государственная политика Российской Федерации в области национальной самоорганизации российских немцев на территории Западной Сибири в конце XX - начале XXI вв.
Предметом работы выступает механизм взаимодействия государственных институтов с национально-территориальными и культурными образованиями немцев Западной Сибири в конце XX - начале XXI вв.
Цель работы заключается в раскрытии содержания государственной политики Российской Федерации в отношении национально-территориальных и культурных автономий немцев Западной Сибири в конце XX - начале XXI вв.
Основные задачи исследования:
• определить факторы формирования и этапы становления основных направлений государственной политики СССР в отношении советских немцев в 1955- 1991 гг.;
• установить характер взаимосвязи процессов национальной самоорганизации российских немцев и национальной политики России;
• показать влияние российско-германских внешнеполитических отношений на развитие немецких национальных автономий;
• раскрыть систему организации и деятельности национально-культурных автономий в Западной Сибири в 1991 - 2008 гг.;
• выявить цели и методы политико-правового регулирования деятельности немецких автономий в Западной Сибири в рассматриваемый период;
• определить значение национально-территориальных автономий российских немцев Западной Сибири в 1991 — 2008 гг. на примере национальных районов Гальбштадт в Алтайском крае и Азово в Омской области в национальной политике Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования ограничиваются 1991 -2008 гг.:
Нижняя граница обусловлена изменениями в общественно-политической и экономической жизни страны, актуализацией идеи общественной инициативы в вопросе самоидентификации представителей немецкой этнической группы Западной Сибири, а также появлением первых общественных национально-культурных объединений. Формальным основанием для начала процессов самоорганизации российских немцев стало принятие постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. «О неотложных мерах по урегулированию проблем советских немцев на территории РСФСР»;
Верхняя граница - 2008 год - связана с изменением направления деятельности национально-культурных и национально-территориальных объединений российских немцев в условиях возникновения новой тенденции на централизацию государственного механизма, что не могло не отразиться на деятельности общественных национально-культурных объединений.
Территориальные рамки исследования включают Западную Сибирь в составе Омской, Новосибирской, Томской областей и Алтайского края. В пределах данных субъектов Российской Федерации расположено значительное количество немецких общественных национально-культурных и территориальных образований. Межнациональные, культурные взаимодействия в регионе в конце XX - начале XXI вв. динамично развивались и приобрели устойчивые формы. Принимая во внимание научную и социально-политическую значимость избранной проблемы, уровень её разработанности, диссертант определяет теоретико-методологическую базу исследования.
Методологической основой диссертации выступает системный подход, позволяющий дать целостную оценку процессам становления и развития национально-культурных и национально-территориальных образований немцев в Западной Сибири. В рамках системного подхода дается содержательная характеристика таких базовых понятий как «национальная политика», «самоорганизация», «национально-культурная автономия» и «национальный район».
Национальная политика России оценивается в качестве системы мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизнедеятельности всех народов в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Термин «самоорганизация» по отношению к этническим процессам, происходящим в немецком этническом сообществе, используется в следующей интерпретации - уровень внутриэтнической сплоченности (консолидации) на основе системообразующих связей (типы и формы объединения, адаптации к окружающей среде, социализации, деятельности и т.д.). Этническая самоорганизация выступила ключевым механизмом государственной и региональной национальной политики России, явилась средством профилактики конфликтных ситуаций.
В свою очередь, национально-культурная автономия стала формой национально-культурного самоопределения граждан Российской Федерации, относящихся к определенным этническим общностям, посредством их социокультурной самоорганизации в рамках общественных объединений. Напротив, национальный район как форма национально-территориального объединения создавался в местах компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности и не имеющих своих национально-государственных образований на территории государства.
Исследование базируется на принципах историзма, в работе применены также историко-сравнительный и проблемно-хронологический методы.
Применение всех вышеуказанных методов в совокупности позволило добиться выполнения поставленных в диссертационном исследовании задач.
Источниковая база. Для решения поставленных в диссертации задач, использован широкий круг источников, которые можно разделить'на следующие группы: 1) федеральные и региональные нормативно-правовые акты, определяющие направление политики России в отношении немецкого населения, в частности, регулирующие деятельность общественных объединений, национально-культурных центров и национально-территориальных образований; 2) материалы работы Межправительственной Рооссийско-Германской Комиссии (1992-2006 гг.); 3) документы местных органов власти и администрации Алтайского края и Омской области; 4) материалы делопроизводства немецких национально-культурных и территориальных образований Западной Сибири (в том числе результаты социологических опросов населения и т.д.); 5) материалы центральной и региональной периодической печати, а также изданий немецких национально-культурных объединений; 4) статистические данные.
В работе использованы материалы более тридцати архивных фондов следующих архивохранилищ: Российский Государственный Архив Новейшей истории (РГАНИ); Центра документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО), Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), Государственного архива Омской области (ГАОО), текущих архивов муниципальных органов, учреждений и организаций национально-культурных объединений Западной Сибири.
Основными источниками выступают нормативные акты, определяющие формальные аспекты содержания и направлений политики России в отношении немецкого населения Западной Сибири. Системным нормативно-правовым актом, заложившим основы процессов самоорганизации представителей нетитульных этносов, стал Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года. Среди источников данной группы также следует особо выделить президентскую федеральную целевую программу развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы, которая стала правовой основой процессов самоорганизации немецкого этноса России. Продолжением программных принципов стал проект федерального закона «О самоорганизации российских немцев», не получивший официального закрепления, но определивший перспективы эволюции национально-территориальных автономий на территории Западной Сибири.
Протоколы заседаний Межправительственной Российско-Германской Комиссии (1992 - 2006 гг.) составляют отдельную группу источников, позволяющих выяснить главные принципы регулирования межгосударственных отношений Российской Федерации и ФРГ, выявить наиболее острые проблемы национальной политики и оценить влияние внешнеполитического фактора на процессы этнической самоорганизации российских немцев.
Архивные материалы представляют собой наиболее значительный комплекс источников, в которых содержится подробная информация о создании и деятельности немецких национально-культурных автономий на территории Западной Сибири. Данные материалы интересны ещё и тем, что долгое время находились под грифом «секретно» и «совершенно секретно». Это подтверждает высокую степень достоверности источника, но, с другой стороны, краткость и официальность изложения затрудняет исследование.
В фондах Центра хранения архивного фонда Алтайского края хранятся отчёты Комитета по делам национальной политике, религии и общественных объединений. На основе данной информации сложно определить, какое точно количество немецких национально-культурных объединений существовало на территории Алтайского края в 1990 - 2000-х гг., в каких формах они осуществляли свою деятельность, существовали ли у них какие-либо проблемы. Основным комплексным источником являются протоколы заседаний, отчеты о мероприятиях, функционировании действующих и открытии новых немецких национально-культурных объединений, их программные документы, списки участников и т.п.
Вопросы организации и эволюции немецких национальных районов Гальбштадт в Алтайском крае и Азово в Омской области получили отражение в материалах Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), Государственного архива Омской области (ГАОО), Центра документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО), муниципального архива Администрации Азовского немецкого национального района Омской области. В них содержатся протоколы заседаний сельских советов народных депутатов Омской области и Алтайского края, где нашла отражение полемика в среде местного населения по различным вопросам развития немецкой территориальной автономии. В работе также использованы результаты социологического опроса жителей села Гауф Омской области, проведенного кандидатом
1 о социологических наук Ю.Л. Муравьевым . Данный вид источника представляется уникальным, поскольку отражает позицию общественности по ключевому политическому вопросу о перспективах включения территории села в состав Азовского немецкого национального района. К сожалению, эта группа источников весьма скудна, что существенно ограничивает исследовательские возможности.
В исследовании использованы также воспоминания участников общественных национально-культурных объединений российских немцев. Этот источник личного происхождения позволил выявить позиции наиболее политически активных представителей немецкого сообщества по поводу возможных перспектив развития немецких национальных районов на территории Западной Сибири. Важное значение для нашего исследования имеют воспоминания и интервью главы администрации Азовского немецкого национального района Омской области Б.Г. Рейтера — непосредственного инициатора и " участника событий начала 1990-х гг.
В диссертации использованы материалы таких периодических изданий, как «Московская немецкая газета», «Ире цайтунг», «Нойес Лебен», «Жизнь национальностей», «Омская правда», «Сибирская газета», «Алтайская прав
18 ЦХАФ АК. Ф.5. Оп. 1. Д. 352. Л. 85-91. да» и др. за период 1991-2008 гг. Материалы периодической печати, особенно местной, составляют особый вид источников, позволяющих проследить эволюцию мировоззренческих установок и представлений руководителей и участников общественных национально-культурных объединений российских немцев относительно перспектив создания политической автономии на территории Западной Сибири в течение 1990 - 2000-х годов. Кроме того, периодическая печать отражает конкретные условия, обстоятельства и детали процесса создания немецких автономий, позволяя оценить не только объективные результаты практической реализации положений действующего российского законодательства, но и субъективную реакцию населения.
В качестве дополнительного источника в диссертационном исследовании использованы материалы Интернет-сайтов ряда национально-культурных и национально-территориальных образований (в частности, администрации районов Гальбштадт Алтайского -края и Азово Омской области)19. Данный носитель информации часто называют «информационной свалкой», но в процессе социального взаимодействия немецких национально-культурных объединений ийегпе^форумы в подавляющем большинстве случаев — самый экономичный и мобильный способ общения друг с другом и с исторической родиной.
Итоги всесоюзной 1989 г. и всероссийской 2002 г. переписей населе
20 ния составляют самостоятельную группу источников, которые позволяют раскрыть динамику этнических и демографических процессов среди немцев и других национальных групп населения Западной Сибири на уровне отдельных регионов.
Таким образом, источниковая база исследования представляется вполне достаточной для раскрытия темы исследования. Комплексное их использование позволяет решить поставленные в диссертации задачи.
19 http://www.rusdeutsch.ru/file/MPKKommunike.pdf
20 Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Омской области: Стат. сб.-Омск, 2005.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое конкретно-историческое исследование, в котором раскрываются основные направления политики России в отношении немецкого населения Западной Сибири и ее влияния на формирование механизмов национальной самоорганизации немцев на протяжении 1991 - 2008 гг.
В работе были выявлены способы функционирования, формы и методы деятельности как федеральных, так и региональных органов государственной власти по созданию национально-культурных и национально-территориальных автономий российских немцев, механизмов их взаимодействия с политическими институтами.
Анализ российской государственной политики в отношении немецких национальных районов в Алтайском крае и Омской области, ее динамики и периодизации, а также деятельности самих немецких национально-культурных образований в Сибири, позволил выявить и охарактеризовать основные черты политико-правового механизма регулирования такого рода автономий в указанный период и перспективы их дальнейшего развития и использования в качестве особой формы национально-государственного строительства.
Практическая значимость работы определяется современным состоянием национальной политики в Российской Федерации, усложнением процессов этнической самоорганизации, предопределяющих возможность возникновения социальных и этнополитических конфликтов. Принимая во внимание исключительную сложность межнациональных и национально-культурных отношений, материалы диссертации могут быть использованы при разработке конкретных программ в области национально-культурной политики региона. Возможно применение материалов данного исследования в учебном процессе, в качестве иллюстративного материала для лекционных курсов, например: «История Сибири», «Новейшая политическая история Сибири», «История государственного управления Сибири» и др.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
• Политика советского государства в отношении немцев, проживающих на территории СССР, в течение конца 50 - начала 90-х гг. XX в. выступала составной частью национальной политики, направленной на унификацию многонационального населения. Процесс становления национального движения советских немцев за их полную реабилитацию и восстановление государственной автономии в 1982 - 1991 гг. стал результатом целого комплекса социально-политических и социокультурных процессов, вызванных либерально-демократическими реформами периода перестройки.
• Отсутствие идейного единства в рядах участников общественных организаций российских немцев привело к возникновению непреодолимых внутриорганизационных противоречий и способствовало ослаблению их самоорганизационного потенциала.
• Национальная политика Российской Федерации в отношении немецкого населения отличалась разнонаправленностью с точки зрения целевых установок и используемых механизмов. Если до начала 1990-х гг. политика российского государства была направлена на расширение самостоятельности и суверенитета наций, в том числе и российских немцев, то уже в 1991 г. процессы национальной самоорганизации немецкого населения стали все более ограничиваться разнообразными формами этнокультурных автономий в пределах определенной территории.
• Действенным механизмом поддержания процессов самоорганизации немецкого населения стала деятельность Межправительственной Российско-Германской Комиссии (МРГК), которая выступила координационным центром и механизмом реализации совместных мероприятий РФ и ФРГ по сдерживанию эмиграции за счет финансовой и организационной поддержки немцев России в области капитального строительства, обустройства мест их компактного проживания, развития культуры, образования, сохранения языка и т.д.
• В конце XX - начале XXI вв. в условиях укрепления унитаристских тенденций национальная политика России изменяет ключевые приоритеты. Начинается процесс политико-правового ограничения деятельности немецких территориальных и национально-культурных автономий. Его результатом стало замедление в 2000-е годы процессов этнической самоорганизации и консолидации российских немцев.
• Немецкая национально-культурная автономия на территории Западной Сибири явилась закономерным итогом реализации национальной политики российского государства. Она стала основным средством национально-культурного самоопределения граждан Российской Федерации, относящих себя к немецкой этнической общности, на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения своей самобытности, языка, образования и национальной культуры. На протяжении 1990-х годов в Западной Сибири на местном уровне власти активно создаются немецкие национально-культурные автономии.
• Создание в начале 1990-х годов немецких национальных районов в составе Омской области и Алтайского края соответствовало государственной национальной политике, направленной на поиск оптимальных форм самоопределения компактно проживающих этносов, подобных российским немцам. Изменение направления государственной политики России на рубеже XX — XXI вв. выдвинуло на первый план проблему жизнеспособности национальных районов как формы этнического самоопределения. Слабыми местами политико-правового регулирования деятельности немецких автономий выступают неопределенность правового статуса национального района, отсутствие стабильных источников финансирования, незакрепленность правовых гарантий интересов районов в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.
• Национальные районы как особые этноадминистративные образования выступили в качестве промежуточного звена, регулирующего миграционные потоки немцев из Российской Федерации и республик бывшего СССР в
Германию. Относительно незначительная и быстро сокращающаяся доля немцев в составе населения национальных районов, сокращение финансовой поддержки со стороны Германии, разрушение единства немецкого общественного движения привели к серьезным противоречиям между интересами государства и общественности, разрешение которых становится возможным только при условии кардинального изменения стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры отечественной истории ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», получили одобрение представителей научного сообщества на 2-х международных научных конференциях (Омск, 2008; Барнаул, 2009) и 2-х всероссийских конференциях (Новосибирск, 2007; Томск, 2008).
Основные положения диссертации также отражены в 5 публикациях автора.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 262 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz