Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Негосударственное образование как фактор формирования человеческого капитала в России. Бронштейн, Светлана Евгеньевна бесплатно
06:55
Скачать Негосударственное образование как фактор формирования человеческого капитала в России. Бронштейн, Светлана Евгеньевна бесплатно
Негосударственное образование как фактор формирования человеческого капитала в России

Диссертация

Автор: Бронштейн, Светлана Евгеньевна

Название: Негосударственное образование как фактор формирования человеческого капитала в России

Справка: Бронштейн, Светлана Евгеньевна. Негосударственное образование как фактор формирования человеческого капитала в России : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Москва, 2005 160 c. : 61 05-8/3466

Объем: 160 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала
§ 1 Основные концепции теории человеческого капитала
§ 2 Образование как фактор воспроизводства человеческого капитала
§ 3 Роль негосударственного высшего образования в формировании человеческого капитала России
Глава II Негосударственные высшие учебные заведения в условиях трансформации социально-экономических отношений
§ 1 Негосударственные вузы на рынке образовательных услуг
§ 2 Ценообразование на рынке образовательных продуктов и услуг
§ 3 Выпускники негосударственных вузов на рынке труда

Введение:

Важность института образования не ставится под сомнение ни в одной стране мира. При его отсутствии было бы невозможно решение ни одного комплекса проблем, обеспечивающих устойчивое развитие и человечества в целом, и каждой нации в отдельности. (58, с. 43).
Образование само по себе является жизненно важной функцией, ключевым сектором и условием существования в обществе. Без него нет общества, подчеркивается в рекомендациях международных организаций. Оно решает одновременно культурные, социальные, экономические, гражданские и этические задачи. В нем заинтересовано общество в целом и его различные сектора, при этом последние остро нуждаются в нем. Оно обеспечивает преемственность в обществе, вырабатывает нормы, передает знания, методику, а также опыт, накопленный человечеством за всю историю его существования. Оно развивает потенциал, который позволяет обществу двигаться вперед, прогрессировать, обновляться, меняться, в том числе в экономической области (108, с. 15).
В настоящее время многие экономисты придерживаются той позиции, что «главными чертами нового века будут, во-первых, выход на первое место науки и образования, а, во-вторых, не просто повышение жизненного уровня населения, а повышение «качества» жизни. Переключение экономики на Знание в самом широком понимании этого слова соответственно приведет к смене приоритетов социально-экономической политики, когда самыми важными станут капиталовложения в Человека, рассматриваемые отнюдь не как простые издержки, а как самые эффективные инвестиции. При этом речь идет не только о вложениях в школьное и вузовское образование, но и затратах на сохранение и развитие знаний и навыков, повышение квалификации работников. В XXI веке мировыми лидерами будут не те страны, у которых больше природных ресурсов и основных фондов, а те, кто сумел накопить больше интеллектуального и человеческого капитала, те, кто сделал больше других для социализации своей экономию!» (45, с. 14).
Изучение роли учебных заведений в формировании человеческого капитала в наше время является весьма актуальным, ибо развитие мировой цивилизации на современном этапе все в большей степени определяется уровнем профессиональной подготовки людских ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социального и духовного потенциала.
Быстрыми темпами в настоящее время меняется характер труда, в котором все большую долю приобретает интеллектуальный труд, и неизменно сокращается доля ручного труда. Меняется экономическая деятельность, ее техническая база и организационные формы, ее структура, условия и требования, которые она предъявляет к уровню знаний и квалификации своего главного участника - человека, знаний и квалификации, необходимых для нормального функционирования экономики.
Эти перемены приводят к повышению спроса на квалифицированную рабочую силу и требуют ее профессиональной и социальной мобильности, которая ведется в рамках системы высшего образования.
Развитие высшего образования, темпы которого были наиболее высокими в последние годы, стало одним из решающих факторов прогресса образования в целом и росте экономики страны.
Никогда еще рост высшего образования не был так необходим обществу для его нормального функционирования, экономического, политического, культурного и духовного развития, как в настоящее время.
В условиях социальной напряженности высшее образование играет важнейшую роль в обеспечении уважения основных прав и свобод человека и укреплении демократии на основе принципов плюрализма и терпимости (108, с.11).
Российские и американские ученые уже давно доказали, что чем выше образование людей, тем больше их отдача. Так, расчеты для Америки начала
90-х годов показали, что 25% населения с высшим образованием давали более половины всего ВВП. Поэтому трудно переоценить значение высшего образования и значение интеллектуального потенциала молодежи для национальной экономики. Только развивая этот потенциал. Россия может достичь высокого уровня национального благосостояния.
Возникновение в условиях рыночной экономики множества негосударственных коммерческих учебных заведений привело к необходимости осмысления их роли и значения для экономики России, выдвинуло ряд задач, связанных с анализом и оценкой качества профессиональной подготовки в этих вузах, ценности получаемых при окончании этих вузов дипломов, определении преимуществ и недостатков негосударственного образования, прогнозировании тенденций его дальнейшего развития.
В настоящее время сложилось ясное понимание того, что негосударственный сектор высшего образования в едином образовательном пространстве Российской Федерации сложился и состоялся. Это было отражено в соответствующих решениях коллегий Министерства образования и науки Российской Федерации. На протяжении последних лет продолжается процесс расширения негосударственного сектора высшего образования. В настоящее время доля негосударственных вузов в числе всех вузов России составляет 37%. В негосударственных вузах обучается 719 тыс. студентов. В связи с этим содержание программ обучения в негосударственных вузах, объем знаний, практических навыков и умений, получаемых в результате обучения, профессиональный уровень выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда, приобретают общегосударственное значение.
Российское высшее образование всегда являлось одним из факторов конкурентоспособности страны на мировой арене, поэтому немаловажно, чтобы происходящие в настоящее время изменения в развитии высшего образования в направлении его коммерциализации не сказались негативно на его качестве, а, наоборот, дали новые импульсы к его дальнейшему совершенствованию, быстрейшему встраиванию в международные образовательные стандарты, что диктуется, в частности, грядущим присоединением России к Болонскому процессу.
Данные обстоятельства делают актуальным исследование проблем института негосударственного высшего образования в Российской Федерации, определении его роли в формировании человеческого капитала страны и выявлении путей повышения эффективности его функционирования.
Возникший интерес автора к данной теме появился в результате его непосредственной профессиональной деятельности в качестве методиста по профориентации, методиста экономического факультета и преподавателя негосударственного учебного заведения ИГА (Института государственного администрирования).
Непосредственное соприкосновение с рядом проблем в этом направлении повлекло за собой всестороннее изучение автором системы негосударственного образования в контексте к теории человеческого капитала, а также мирового спектра факторов, влияющих на качество профессиональной подготовки выпускников негосударственных вузов. Это позволит определить место и роль негосударственных вузов в формировании человеческого капитала.
Степень разработанности проблемы. Ключевые положения по теории человеческого капитала разработаны в трудах таких представителей классической политической экономии как: Дж. Милль, А. Маршалл, Б. Вейс-брод, Дж. Мингер, JI.Typoy, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вейзи, М. Блауг, И. Бен-Порет, М. Вудхол, Э.Денисон, Дж. Кендрик, Р. Лейард, Ф. Махлуп, Г. Псахаропулос, Б. Чизвик, М.Фридмен, Р. Джонсу, Ш. Бурдье.
Вопросы экономического значения высшего образования нашли свое отражение в работах таких западных экономистов как Т.В. Шульц, Г. Беккер, Дж. Р. Уолш и других.
Немало сделано в рассматриваемой области и российскими исследователями. Значительный вклад в отечественную экономику образования внесли: Л.Н. Коган, М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубин, О.В. Синявская, М.Х. Титман,
В.Н.Турченко, Ф.Р.Филиппова, В.Н.Шубкина, Е.А.Якуб, Д.Л. Константинов-ский и др.
Несомненный интерес и большое практическое значение имеют научные исследования, связанные с оценкой эффективности высшего образования через призму методов, выработанных в рамках теории человеческого капитала. Среди российских исследователей-экономистов в этой связи необходимо выделить работы B.C. Автономова, Ю.Г. Быченко, Добрынина А.И., В.Б. Ду-леповой, С.А. Дятлова, Н.В. Зверева, М.М. Критского, Кротовой Н.В., Е.Д. Цыреновой.
Современная научная литература по экономике высшего образования отражает проблемы роста качества образования и его вклада в повышение эффективности производства, а также необходимость совершенствования системы подготовки высокопрофессиональных кадров.
Вместе с тем пока еще отсутствуют: 1)комплексные исследования, связанные с обоснованием и оценкой системы негосударственного высшего образования, возникшей в нашей стране после ее перехода к рынку; 2) исследования по проблемам сопоставления эффективности государственного и негосударственного образования в России, а также определения тенденций его дальнейшего развития.
Статистической и информационной базой исследования выступают материалы Министерства науки и образования РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ в области высшего образования, Указы Президента РФ в области образования, Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и другие нормативные документы.
Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды в области экономики, образования, социологии, демографии, миграции, занятости населения и рынка труда.
На различных этапах исследования и в зависимости от характера решаемых теоретических и практических задач использовались методы системного, факторного, сравнительно-аналитического, экономико-статистического, социологического и социально-психологического анализа, а также данные социологических опросов, проведенных автором.
Цель диссертационной работы состоит в определении роли и места негосударственных учебных заведений в формировании человеческого капитала, а также в оценке перспектив и направлений дальнейшего развития системы негосударственного высшего образования в России.
Для достижения данной цели ставились задачи:
1) изучить основные концепции теории человеческого капитала с позиций ее применения к анализу эффективности высшего образования в России;
2) исследовать ключевое понятие теории - «человеческий капитал» и раскрыть свою позицию относительно определения данного понятия;
3) определить место и роль негосударственных вузов в формировании человеческого капитала России;
4) раскрыть положение негосударственных вузов на рынке образовательных услуг с учетом демографической ситуации в стране и определить стратегию их выживания в современных российских условиях;
5) спрогнозировать перспективы дальнейшего развития негосударственных вузов на рынке образовательных услуг;
6) проанализировать организационную структуру управления и реализацию маркетинговой деятельности в негосударственных вузах и выработать практические рекомендации по их совершенствованию и развитию.
Объектом исследования являются негосударственные высшие учебные заведения в условиях современной рыночной экономики России и перспективы их развития.
Предмет исследования — современное состояние системы высшего негосударственного образования как фактора формирования человеческого капитала в России.
Научная новизна работы определяется следующими основными результатами:
1. Уточнено понятие человеческого капитала, которое, по-нашему мнению, включает не только набор знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, но и комплекс природно-обусловленных интеллектуальных и физических способностей человека, подлежащих коррекции и развитию в рамках профессиональной подготовки.
2.Выявлены факторы, обусловливающие конкурентоспособность негосударственных вузов на рынке образовательных услуг, среди которых прежде всего выделяются: возможность снижать цену образовательной услуги без снижения ее качества, быстрая адаптивность к требованиям рынка труда, более высокая по сравнению с государственными вузами восприимчивость к инновациям, гибкость организационных структур управления, приближение образовательных услуг к месту жительства и др.
3. Определены место и роль негосударственных высших учебных заведений в системе профессионального образования России: выявлена их доля на рынке образовательных услуг не превышающая 15%. Сделан вывод о значении негосударственного сектора образовательных услуг как вспомогательного фактора роста человеческого капитала России.
4. Выявлена в целом более низкая стоимость обучения в негосударственных вузах по сравнению с государственными, что связано с возможностью негосударственных вузов экономить на издержках производства за счет: 1) более низких затрат на содержание недвижимости; 2) экономии на фонде оплаты преподавателей за счет снижения объема почасовой нагрузки при замене вступительных экзаменов тестированием с помощью ЭВМ, и практического отсутствия дополнительных затрат на рост квалификации преподавателей и др.; 3) экономии на расходах по формированию собственной учебно-методической базы и др.
Практическая значимость работы. Основные положения диссертационного исследования использовались при определении маркетинговой и ценовой политики в деятельности негосударственного Института государственного администрирования.
Результаты диссертационного исследования могут использоваться в работе государственных и муниципальных органов, осуществляющих оценку и регулирование деятельности высших учебных заведений, а также в учебном процессе в лекционных курсах таких дисциплин как: «Экономика образования», «Маркетинг образовательных услуг», «Рынок труда и занятость» и др.
Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертационной работы были доложены: на базе МУК «Замоскворечье» №17 на семинаре: «Проблема нехватки специалистов в производственных отраслях»; на заседании Ученого Совета в Институте государственного администрирования, посвященном научно-практическому опыту развития профессионального образования в современных условиях; на семинаре в компьютерном центре OLDI на презентации программного обеспечения, посвященном информационным технологиям как средству повышения качества профессиональной подготовки специалистов в современных российских условиях.
Структура и объем работы. Диссертационная работа содержит 160 страниц основного текста, включая 18 таблиц, 3 диаграммы, список использованных литературных источников из 150 наименований, 10 приложений. Основное содержание работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 190 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz