Четверг, 19.09.2024, 05:50
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Обучение детей младшего школьного возраста устному связному высказыванию на основе образной наглядности : английский язык, бесплатно
09:08
Скачать Обучение детей младшего школьного возраста устному связному высказыванию на основе образной наглядности : английский язык, бесплатно
Обучение детей младшего школьного возраста устному связному высказыванию на основе образной наглядности : английский язык, первый год обучения

Диссертация

Автор: Романовская, Елена Александровна

Название: Обучение детей младшего школьного возраста устному связному высказыванию на основе образной наглядности : английский язык, первый год обучения

Справка: Романовская, Елена Александровна. Обучение детей младшего школьного возраста устному связному высказыванию на основе образной наглядности : английский язык, первый год обучения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Романовская Елена Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т] Москва, 2007 230 c. : 61 07-13/2223

Объем: 230 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Введение
Глава I Теоретическое обоснование методики обучения устному связному высказыванию на ИЯ учащихся младших классов первого года обучения
11 Лингвистические основы обучения младших школьников устному связному высказыванию
12 Механизмы речевой деятельности и обусловленные ими трудности обучения младших школьников устному связному высказыванию
13 Психофизиологические основы обучения младших школьников устному связному высказыванию
14 Образная наглядность в обучении устному связному высказыванию в начальной школе
15 Средства образной наглядности и их дидактический потенциал в обучении младших школьников устному связному высказыванию
Выводы по Главе 1
Глава II Методика обучения младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ на основе образной наглядности (первый год обучения)
21 Обучение связному высказыванию в современных исследованиях и программах по родному и иностранному языкам
22 Методика обучения устному связному высказыванию на основе образной наглядности
23 Реализация методики обучения устному связному высказыванию в начальной школе (первый год обучения ИЯ)
24 Опытное обучение
Выводы по Главе II

Введение:

В современных условиях реализации качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы изучение иностранного языка предусматривается со второго класса общеобразовательных учреждений. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, по окончании начальной школы учащиеся должны уметь «кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу» [186, 17]. В связи с этим возникает необходимость в развитии умений устной связной речи детей младшего школьного возраста первого года обучения (далее -младшие школьники).
Однако практика свидетельствует о том, что в современной начальной г школе при обучении иноязычной устной речи большее внимание уделяется ее диалогической форме. На наш взгляд, недооценка значимости монологической речи на начальном этапе представляется недостаточно оправданной, особенно в современных условиях реализации личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, так как именно монологическая форма устной речи в значительной степени способствует развитию не только коммуникативных умений младших школьников, но и их личности. Монологическая речь активизирует познавательную деятельность младших школьников; дисциплинирует мышление и развивает память; учит оформлять свои мысли в соответствии с замыслом; способствует реализации мотивов, ценностных ориентаций и интересов младших школьников, актуализации их прошлого опыта; обеспечивает развитие эмоциональной сферы ребенка и индивидуализацию процесса обучения.
К сожалению, обучение иноязычному высказыванию в форме монолога в начальной школе является наименее разработанным направлением. В современных исследованиях, посвященных вопросам обучения общению на
ИЯ в начальной школе (В. Н. Симкин [1993], Н.В.Рыбакова [1995], П. Ю. Горляков [2000], С. А. Смирнова [2004] и др.), раскрываются, в основном, особенности обучения диалогической форме устной речи на ИЯ. Обращение к фундаментальным трудам по методике обучения ИЯ показывает, что вопросы иноязычного речевого развития учащихся на различных этапах обучения рассматривались в работах таких ученых-методистов, как Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко, А. В. Грейсер, И. В. Рахманов, И. JI. Бим, С. Ф. Шатилов, И. Н. Верещагина, Г. В. Рогова, Е. И. Пассов, Н. И. Гез, В. JI. Скалкин, Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко и др. Однако огромный вклад этих ученых в методику преподавания ИЯ не исчерпывает всех проблем, связанных с обучением иноязычному общению. В частности, это касается обучения младших школьников иноязычному устному связному высказыванию в контексте личностно-ориентированной направленности языкового образования.
В современной начальной школе используются в основном традиционные приемы обучения связному (монологическому) высказыванию, которые имеют широкое распространение при начале обучения ИЯ с 5-го класса детей другой возрастной категории. В этом случае обучение осуществляется на вербальной основе, в качестве которой выступает либо готовый текст (печатный или предъявляемый на слух), либо серия речевых образцов. В результате, высказывания детей носят преимущественно репродуктивный характер и отличаются минимальной самостоятельностью. Необходимо отметить, что и в том и в другом случае происходит апеллирование к словесно-логическому мышлению детей, которое в младшем школьном возрасте еще недостаточно развито (М. М. Безруких, Д. А. Фарбер, Е. Е. Данилова и др.). Следовательно, не используется в должной мере потенциал доминирующего у младших школьников наглядно-образного мышления.
В связи с этим, основным направлением настоящего исследования стал поиск такого пути обучения устному связному высказыванию, который предполагает создание и использование невербальных опор для построения устного связного высказывания, предполагающих самостоятельное определение учащимся содержания, языкового оформления и композиции связного высказывания, и который в полной мере задействует потенциал наглядно-образного мышления младшего школьника. В качестве невербальных опор для связного высказывания были использованы разработанные нами средства образной наглядности. Под образной наглядностью мы понимаем специально организованный иллюстративный материал, способствующий возникновению у учащихся отчетливых и ярких образов восприятия и представления объектов окружающей действительности и обеспечивающий постепенный переход от возникновения мотива высказывания к самостоятельной речемыслительной деятельности.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между объективно существующей необходимостью обучения устному связному высказыванию на ИЯ в начальной школе (в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта) и недостаточной разработанностью методики, которая должна учитывать психофизиологические особенности мышления младших школьников и обеспечивать целенаправленное и поэтапное овладение умениями устного связного высказывания.
Объектом исследования является процесс обучения устной иноязычной речи в начальной школе.
Предметом исследования выступает обучение младших школьников созданию устного связного высказывания на ИЯ на основе образной наглядности.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке методики обучения младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ на основе образной наглядности, учитывающей психофизиологические особенности развития детей данного возраста.
В данном исследовании выдвигается следующая гипотеза - обучение младших школьников связному устному высказыванию на ИЯ будет более эффективным, если:
1) учитывать психофизиологические функции каждого из полушарий головного мозга ребенка, обеспечивая их интеграцию на основе активизации образного мышления;
2) целенаправленно и последовательно использовать методику, которая предполагает применение средств образной наглядности, сопровождаемых серией упражнений/заданий.
Цель исследования и его гипотеза обусловили необходимость решить следующие задачи:
1. Выделить ключевые характеристики устного связного высказывания и трудности, возникающие у младших школьников на различных этапах его порождения.
2. Обосновать целесообразность использования образной наглядности в обучении устному связному высказыванию на ИЯ, рассмотрев психофизиологические особенности младших школьников, и раскрыть дидактический потенциал средств образной наглядности в контексте личностно-ориентированного языкового образования.
3. Разработать методику обучения младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ, предусматривающую использование средств образной наглядности, и проверить ее эффективность в ходе опытного обучения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение материалов Государственного образовательного стандарта и образовательных программ для учащихся начальной школы; изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы в области лингвистики, психофизиологии, психологии, педагогики, методики обучения родному и иностранному языкам; теории и методики обучения живописи, изучение и анализ отечественных и зарубежных учебных пособий по иностранному языку для младших школьников; изучение и обобщение опыта работы учителей английского языка в школе; опытное обучение.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды по лингвистике, психологии и психолингвистике (Г. В. Колшанский, О. И. Москальская, JI. Г. Фридман, П. Я. Гальперин, JL С. Выготский, В. А. Артемов, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.); исследования в области психофизиологии эмоционального восприятия цвета (Ф. Биррен, А. Г. Устинов, П. В. Яньшин и др.) и концепция гармонии цветов (И. Гете, Й. Иттен); работы, посвященные изучению функциональной асимметрии мозга и процессов межполушарного взаимодействия (М. К. Кабардов, Г. А. Мактамкулова, В. В. Аршавский, Б. А. Ананьев, Е. Д. Хомская, А. Л. Сиротюк, Ю. А. Клейберг, Е. А. Смирнова и др.); труды по теории и методике обучения ИЯ, раскрывающие вопросы обучения устной связной речи (Г. В. Рогова, И. Л. Бим, А. А. Миролюбов, Н. И. Гез, Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко, Е. И. Пассов, В. Л. Скалкин, Н. Д. Гальскова и др).
Научная новизна исследования состоит в том, что вопрос обучения младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ рассмотрен с позиций влияния психофизиологических особенностей детей данного возраста на успешность овладения ими умениями связного высказывания; раскрыт дидактический потенциал образной наглядности в обучении младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ, что позволило по-новому реализовать дидактический принцип наглядности в контексте личностно-ориентированного подхода к языковому образованию.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: дано обоснование методической целесообразности организации обучения учащихся начальных классов устному связному высказыванию на ИЯ с учетом специфики обработки информации правым и левым полушариями мозга у детей данного возраста; выделены трудности, возникающие на этапах порождения высказывания; доказана необходимость использования образной наглядности в качестве основы для обучения младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ; определены требования к средствам образной наглядности и раскрыты их дидактические функции в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования.
Практическая ценность исследования состоит в разработке 1) методики обучения младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ на основе средств образной наглядности (сюжетных картинок, цветных образных схем); 2) методических рекомендаций для учителя по использованию предлагаемой методики; 3) пособия для развития умений устного связного высказывания у младших школьников первого года обучения ИЯ; 4) мультимедийного пособия для профессиональной переподготовки учителей, отражающего основные теоретические и практические положения разработанной методики.
Результаты исследования могут быть использованы в практике обучения детей в школе, а также в учреждениях дополнительного образования для повышения квалификации учителей ИЯ. Кроме того, в связи с переходом российского образования на обучение ИЯ в начальной школе разработанная методика рекомендуется для выпускников педагогических колледжей и учителей общеобразовательных школ в целях решения задач профессиональной переподготовки учителей начальной школы.
Основные этапы исследования.
I этап (2003-2004 гг.): изучение лингвистической, психофизиологической, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; ознакомление с опытом обучения ИЯ детей младшего школьного возраста; выработка рабочей гипотезы возможных путей обучения устному связному высказыванию и разработка методики обучения.
II этап (2004-2006 гг.): экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики в ходе опытного обучения на базе государственного образовательного учреждения; анализ, обобщение и описание результатов опытного обучения; оформление диссертационных материалов.
Достоверность научных результатов обеспечена единством дидактических, педагогических, психофизиологических, психологических и методических подходов к решению поставленной проблемы; применению методов, адекватных задачам и предмету исследования; качественным анализом полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обучения ИЯ учащихся начальных классов в Государственном образовательном учреждении «Центр образования № 1239» ЦАО г. Москвы в 2005-2006 гг. Теоретические положения исследования и практические рекомендации регулярно докладывались на следующих научно-практических конференциях и семинарах: ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации (Москва, АПК и ППРО, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.); Всероссийской научно-практической конференции «Человеческое измерение в информационном обществе» (Москва, ВВЦ, октябрь, 2003 г.); научно-практическом семинаре «Модернизация образования в российской школе: непрерывность языкового образования в общеобразовательных учреждениях» (Москва, КВЦ «Сокольники», апрель, 2004 г.); Московском педагогическом марафоне учебных предметов (Московский городской Дом Учителя, март, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в образовании» (Москва, АПК и ППРО, апрель, 2006 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. При обучении младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ целесообразно обеспечить вовлеченность в учебный процесс обоих полушарий головного мозга, что позволит добиться их взаимодополняющей активности и перехода к самостоятельной речемыслительной деятельности учащихся.
2. Необходимым условием успешного развития умений устного связного высказывания на первом году обучения ИЯ в начальной школе является использование средств образной наглядности, учитывающих специфику процесса порождения связного высказывания и особенности мышления младших школьников.
3. Для повышения эффективности обучения младших школьников устному связному высказыванию на ИЯ целесообразно использовать серии упражнений, созданных на основе образной наглядности и обеспечивающих целенаправленное и поэтапное развитие соответствующих речевых умений и преодоление трудностей при порождении связного высказывания.
Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и восьми приложений. Общий объем диссертации составил 230 страниц. Библиография содержит 311 источников на русском, английском и немецком языках.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 200 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz