Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Обучение учащихся 5-6 классов лакской школы коммуникативной речи грамматическими средствами английского языка. Ильясова, бесплатно
03:59
Скачать Обучение учащихся 5-6 классов лакской школы коммуникативной речи грамматическими средствами английского языка. Ильясова, бесплатно

Обучение учащихся 5-6 классов лакской школы коммуникативной речи грамматическими средствами английского языка

Диссертация

Автор: Ильясова, Зарема Ильясовна

Название: Обучение учащихся 5-6 классов лакской школы коммуникативной речи грамматическими средствами английского языка

Справка: Ильясова, Зарема Ильясовна. Обучение учащихся 5-6 классов лакской школы коммуникативной речи грамматическими средствами английского языка : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Махачкала, 2004 176 c. : 61 05-13/427

Объем: 176 стр.

Информация: Махачкала, 2004


Содержание:

Глава
I Теоретические основы формирования грамматических навыков английской речи в условиях билингвизма
11 Обучение иностранному языку учащихся национальной школы в современных условиях 14'
12 Психолого-дидактические основы обучения иностранному языку с учетом особенностей лакско-русского билингвизма
Выводы по главе I
Глава
II Методика обучения учащихся лакской школы коммуникативной речи грамматическими средствами английского языка
21 Особенности усвоения грамматических средств английского языка лакскими учащимися в условиях билингвизма
22 Сопоставительный анализ грамматических средств английского языка с их коррелятами в лакском и русском языках
23 Характеристика трудностей и типичных ошибок учащихся-лакцев; характер влияния стереотипов родного и русского языков на формируемые навыки английского языка
Выводы по главе II
Глава
III Экспериментальная работа по проверке эффективности методики обучения лакских учащихся коммуникативной речи грамматическими средствами английского языка
31 Комплекс обучающих упражнений по английскому языку для учащихся 5-6 классов лакской школы
32 Поэтапная организация экспериментального обучения учащихся
6 классов лакской школы
Выводы по главе III

Введение:

Актуальность исследования. Кардинальные изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны обусловили современные реформы в области образования, правовой базой осуществления которых является закон Российской Федерации «Об образовании» (2002г.). Необходимость повышения качества образования* отмечается также в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000г.), в «Федеральном законе о русском языке» Проект (2001г.) и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002г.). Таким образом, важность разработки обновленного филологического образования школьников диктуется современной стратегией развития российской школы, ее направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. В связи с реализацией данной стратегии особую значимость приобретает язык, который «определяет видение мира с высоты хранимого в нем труда поколений, полного разума» (В.Г. Костомаров). Выполняя три основные функции, — формирование, выражение и сообщение мысли - язык берет на себя ведущую роль в создании Личности. Для того, чтобы такая личность утвердилась в жизни, очень важно научиться пользоваться языком, сконцентрировав внимание на одной из существенных его функций: функции общения.Лингводидактика последних лет внимательна к психолингвистике и грамматике языка, рассматривая его с точки зрения того, как они* функционируют, как служат выражению мысли.С реализацией функционального принципа при обучении грамматическим нормам иностранного языка смыкаются вопросы, связанные с работой по обучению английскому языку учащихся национальной школы (в частности лакцев), по формированию умений и навыков речевой деятельности. В этом плане имеют большую значимость исследования Л.И. Величко, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, Н.А. Пленкина и других. Это позволяет отойти от традиционных и достаточно исследованных подходов при изучении грамматики и вязать за основу приоритетное направление в обучении языку: коммуникативное. При этом возникает возможность использовать в обучении языку идеи функциональной грамматики, суть которой - использование норм системы языка в их функционировании, что означает реализацию грамматических норм на уровне речевой деятельности.Обращение к данной группе вопросов с позиций грамматики обусловлено тем, что она - одна из самых многочисленных в английском языке.Значительное внимание грамматическим категориям имен существительных уделяют многие лингвисты (А.И. Аверьянова, З.У. Блягоз, Н.Н. Джуматова, В.Л. Ибрагимова, А.В. Исаченко, А.Е. Матвеева, Л.Б. Пастухова, В.В. Розанова, С М. Сайкиева, Н.Н.Сергеева, Н.А. Янко-Триницкая и др.), специалисты в области преподавания русского языка как неродного (Ф.Ю. Ахмадуллина, А.А. Баранникова, М.Т.Бекоева, Н.К. Дмитриев, СП. Иброхимов, Л.С. Муравьева, А.И. Нечаева, А.Т. Нурманов, Г.И. Рожкова, И.М. Степанова, Л.З. Шакирова и др.).Именам существительным посвящены исследования в тюркских и дагестанских языках (Н.К. Дмитриев, Э.Р. Тенишев, И.Э. Гаджиахмедов, A.M.Айтберов, К.А. Аликберов и др.).Проблемам обучения иностранным языкам в школах Дагестана посвящены труды дагестанских методистов (З.С. Гунаев, И.О.Ильясов, А. М.Мурсалов, Ш. Аталаев, П.Т. Раджабова, З.Г. Керимова и др.), но между тем вопросы формирования грамматически правильной иноязычной (английской) речи остаются не решенными.Отдельные публикации методистов раскрывающие условия работы в национальных дагестанских школах (П. К. Бабинская, Е. И. Вишневский, Ш. Гараев, М.А.Панченко, А. Л. Казимиров) не полностью отражают вопросы обучения иноязычной речи в условиях билингвизма.Практика обучения иностранным языкам, в частности грамматическим нормам употребления имен существительных, свидетельствует о том, что учащиеся национальной школы, в том числе и с лакским составом учащихся, испытывают большие трудности в преобразовании и употреблении словоформ английских существительных. Более того, в учебниках английского языка, которые предназначены для русских школ, не предусмотрены специальные упражнения сопоставительного характера, которые позволили бы учесть влияние родного языка учащихся Дагестана.Изложенное позволяет установить, что на уроках по английскому языку в группах с нерусскими учащимися (в том числе и в школах с лакскими учащимися) возникает противоречие между необходимостью овладения грамматически правильным формированием речи на английском языке и недостаточной разработанностью этой проблемы применительно к билингвизму учащихся Дагестана при изучении иностранного.Возникла проблема: какой должна быть методика обучения использованию английских грамматических средств лакскими школьниками в речи, чтобы- овладение данной областью знания помогало им формулировать мысли на неродном языке.Сформировать основные положения такой методики, разработать и апробировать экспериментальную программу обучения на, уроках английского языка у лакских школьников на основе достижений современной лингвистики, методики, психологии, дидактики - такова направленность нашего диссертационного исследования, придающая ему актуальность.Итак, актуальность исследования определяется следующими факторами: 1. отсутствием теоретических основ обучения английскому языку в условиях лакско-русского двуязычия; 2. неразработанностью научно-обоснованной методики обучения лакских учащихся грамматической стороне иноязычной речи, в частности, грамматически правильному использованию английской речи на материале предусмотренном программой.3. отсутствием учебных пособий и учебников по обучению английскому языку в условиях билингвизма с учетом особенностей лакской аудитории.4. потребностью разработать методику обучения такому английскому речепроизводству, которое позволяет грамматически правильно сформировать английские существительные, используя данные сопостовительного анализа грамматических категорий имён существительных контактирующих языков (русского, английского, лакского): Объект исследования - процесс обучения грамматически правильному использованию имён существительных в речепроизводстве на английском языке;учащихся лакской национальной школы Республики Дагестан.Предмет исследования - разработка теоретически и практически обоснованых путей и способов эффективного.обучения грамматически правильной английской речи в аспекте использования имён существительных (категории рода,.числа, падежа).Цель исследования - теоретически; разработать и практически проверить в опытно-эксперементальном обучении, методику формирования грамматически правильного оформления англоязычной речи, которую можно использовать в условиях билингвизма в национальных школах Республики Дагестан.Рабочая гипотеза. Процесс формирования грамматически правильной англоязычной речи в области использования имён существительных будет более успешным и результативным, если: - опираться на результаты сравнительно-сопостовительного анализа грамматических категорий имён существительных в трёх контактирующих языках; - на основе классификации типичных ошибок учащихся лакской национальной школы разработать серию грамматических упражнений, которые нацелены на предотвращение межязыковой интерференции при оформлении имён существительных английского языка (род, число, падеж) в речепроизводстве; Использовать модель обучения грамматической стороне английского речепроизводства (в аспекте правельного оформления имён существительных) которая основана на поэтапном формировании грамматической компитенции учащихся национальной школы.Методологическую основу исследования составляют положения философии о социальной природе языка, о языке как средстве выражения и существования мышления; научно-теоретические труды по языкознанию, теории иноязычной речевой деятельности, социолингвистике, лингводидактике, психологии, психолингвистике и методике обучения иностранным языкам; основополагающие государственные документы по вопросам национальноязыкового строительства и образования на современном этапе развития Российской Федерации и Республики Дагестан.Методы исследования: 1) анализ программ и учебников по английскому языку для средней школы; 2) изучение, анализ, обобщение и методическая интерпретация данных психологии, лингвистики и методики по избранной проблеме; 3) изучение и обобщение опыта работы учителей английского языка в школах с лакским составом учащихся; 4) проведение контрастивного и сопоставительного анализа грамматических категорий и преобразований словоформ существительных трех контактирующих языков (английский, лакский, русский); 5) проведение цикла срезов с целью выявления ошибок, а также изучения природы этих грамматических ошибок; 6) анкетирование; 7) экспериментальное обучение; 8) статистический метод (обработка данных в ходе констатирующих срезов и экспериментального обучения).Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных лингвистов, психологов и методистов по проблемам обучения иностранным языкам в общей и национальной школе, в частности, теория поэтапного формирования грамматических навыков и умений (Е.И. Пассов, Ф.Шатилов и др.), а также основные положения методики обучения иностранным языкам в условиях двуязычия и многоязычия.Лингвистические, психолингвистические постулаты проведенного исследования, а также основные идеи методики и методологии преподавания иностранных языков сформулированы в русле концептуальных положений Л.Б. i Ительсона, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Э.Р. Шубина, Б.В. Беляева и др.Научная новизна исследования состоит в следующем: i 1. Впервые сопоставляются грамматические категории имён существительных (род, число, падеж) трёх языков с точки зрения их функциональной значимости в процессе речепроизводства.2. Научно обоснована и практически применена концепция взаимовлияния грамматической компетенции родного и русского языков при обучении английскому учащихся лакской национальной школы.3. Разработана методика обучения грамматически правильному преобразованию словоформ существительных на уроках английского языка лакской национальной школы.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем теоретически и практически обоснована целесообразность выявления трудностей в формировании грамматически правильной английской речи с учетом методики, которая может быть использована и в других национальных школах Республики Дагестан. Разработаны теоретические основы обучения учащихся-лакцев грамматически правильной английской речи на основе экспериментально проверенного комплекса грамматических упражнений.Практическая значимость диссертационного исследования состоит в * том, что предложенная нами методика может дополнить раздел "Грамматика" в школьной практике и может быть использована при составлении новых учебников. Разработанный на основе обучающей модели комплекс упражнений по формированию грамматической стороны речи в условиях лакскогорусского двуязычия может быть использован на практических занятиях по ! английскому языку в национальных школах и на подготовительных отделе''• ниях языковых факультетов.Теоретические положения и предложенную в диссертационном исследовании методику формирования грамматически правильной иноязычной речи учащихся национальной школы использовать при разработке специальных курсов по методике обучения иностранным языкам, а также в курсе лекций по повышению квалификации учителей иностранных языков.На защиту выносятся следующие положения: 1. Методика обучения учащихся - лакцев грамматической стороне английской речи должна учитывать специфические особенности речевой деятельности учащихся, особенности родного языка, степень владения русским языком; характер взаимодействия грамматических норм английского, лакского, русского языков.2. Лингвопсихологическая основа формирования грамматически правильной иноязычной речи в условиях полилингвизма базируется на сопоставительно-типологическом анализе грамматических средств разносистемных языков с целью выявления и прогнозирования трудностей для учащихся, а также обнаружения явлений, вызывающих интерференцию.3. В условиях билингвизма процесс обучения грамматической стороне речи должен строится как процесс постепенного и поэтапного овладения грамматическими операциями и действиями в речи, который активизирует транспозицию и предупреждает интерференцию.Доказательность и обоснованность диссертационного исследования обеспечена с одной* стороны общей и частной методологией решения проблем формирования грамматической основы иноязычной речи, а с другой стороны - наблюдениями за практикой обучения английскому языку в условиях билингвизма. Использованные методы исследования и приемы обучения на коммуникативной основе обеспечивают доказательность и обоснованность полученных результатов.Апробация и внедрение результатов исследования.Разработанная в исследовании методика обучения грамматически правильной английской речи средствами грамматически правильного использования словоформ существительных прошла опытную проверку и внедрена в школы Лакского, Новолакского, Кулинского районов Республики Дагестан, которые населяют жители лакской национальности.Основные теоретические положения диссертации и результаты опытного обучения докладывались на межвузовских конференциях и семинарах по вопросам теории и методики обучения иностранным языкам, проходившим в Дагестанском госпедуниверситете, Дагестанском государственном университете в 2000-2004 годы. Материалы исследования отражены в пяти публикациях.Объем и структура диссертации. Содержание работы изложено на 154 страницах компьютерного набора. Диссертация структурно состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи работы, научная новизна, практическая значимость, указаны методы исследования, сформирована гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 267 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz