Четверг, 19.09.2024, 20:16
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 7 » Скачать Оптимизация контроля обученности предметам языкового цикла. Сельг, Рээт Петровна бесплатно
01:25
Скачать Оптимизация контроля обученности предметам языкового цикла. Сельг, Рээт Петровна бесплатно
Оптимизация контроля обученности предметам языкового цикла

Диссертация

Автор: Сельг, Рээт Петровна

Название: Оптимизация контроля обученности предметам языкового цикла

Справка: Сельг, Рээт Петровна. Оптимизация контроля обученности предметам языкового цикла : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Тарту, 1984 249 c. : 61 85-13/368

Объем: 249 стр.

Информация: Тарту, 1984


Содержание:

Бведение
Глава I, Теоретические проблемы контроля обученности в дидактике
11 Контроль в процессе обучения
12 Функции, виды, методы,-и формы контроля 2о
Глава 2 Контроль в обучении предметам языкового цикла
21 Специфика предметов языкового цикла
22 Предметы языкового цикла и проблемы многоязычия
23 Особенности контроля обученности предметам языкового цикла
24 Практика контроля обученности родному и русскому языкам в эстонской школе 6о
25 Исследование возможностей оптимизации проверки обученности иностранным языкам в эстонской школе
Глава 3 Тестовая методика дополнения и ассоциативный тест как средства комплексного контроля обученности предметам языкового цикла 8о
31 Об объекте комплексного контроля обученности предметам языкового цикла 8о
32 Анализ психолингвистических и физиологических механизмов тестовой методики дополнения и ассоциативного теста
321 Тестовая методика дополнения и смысловое восприятие текста
Глава 4 Эффективность тестовой методики дополнения и ассоциативного теста как средств комплексного контроля обученности предметам языкового цикла
41 Разработка комплекса заданий для контроля обученности иностранному (немецкому) языку
42 Экспериментальная апробация тестовой методики дополнения и ассоциативного теста на фоне разработанного комплекса заданий дифференцированного контроля
421 Экспериментальная проверка тестовой методики дополнения и ассоциативного теста-в 1977/1978 учебном году на основе немецкого языка)
422 Экспериментальная проверка тестовой методики дополнения и ассоциативного теста в 1979/1980 учебном году на основе немецкого языка)
423 Экспериментальная проверка тестовой методики дополнения и ассоциативного теста в 1982/1983 учебном году на основе английского языка)

Введение:

Актуальность темы. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы /5/ поставлена задача совершенствования народного образования, всего учебно-воспитательного процесса, в том числе и совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания. Так как совершенствование этого процесса в целом или отдельных его компонентов невозможно без проверки того, как учащиеся усвоили знания, как они умеют применять их для решения самых различных задач, то проблемы проверки занимают немаловажное место в педагогике. Значение контроля в обучении, с одной стороны, и недостаточная разработанность теории - с другой, определяют важность исследования этих проблем /19, 3/. Особенно шло исследованы проблемы комплексного контроля.
При осуществлении контроля в наибольшей степени сказывается субъективизм. В практике школьного обучения наблюдаются явления, когда об уровне обученности учащихся судят по недостаточно целенаправленно отобранным заданиям. Приешконтроля обученности часто не являются в достаточной мере достоверными и надежными, диагностическими и объективными /37, 126/. Все это приводит к формализму в оценке результатов труда учителей и учащихся. Ба необходимость изжития формализма указано в материалах ХХУ1 съезда КПСС /3/, в материалах Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. А, 28/ и в документах органов народного образования /175/. Поэтому исследование теоретических проблем проверки и разработка достоверных средств и способов контроля служат практике управления учебным процессом, практике учета и оценки результативности обучения.
Целью данной работы является выявление и изучение комплексно измеряющих средств для предметов языкового цикла, а значит - и исследование возможностей оптимизации контроля обученности предметам названного цикла.
Объектом данного исследования является процесс обучения предметам языкового цикла, а предметом его - контроль обученности этим предметам.
Под обученностью мы понимаем результативность обучения, которая включает в себя пройденные этапы этого процесса; каждый из последующих уровней включает обязательно все предыдущие /37, Пб/. Речевая деятельность как продукт речепроизводства высшего уровня проявляется в комплексном виде; функционирование механизмов высшего рода предполагает функционирование механизмов нижнего порядка. Так, например, "появление навыков аудирования и чтения предполагает владение на определенном уровне определенным объемом языкового материала (продуктивные навыки и умения)" /62, 65/.
Оптимизацию проверки обученности мы видим, по Ю.К.Бабан-скому, в двух направлениях - по ее результатам и затратам времени. Она заключается в теоретическом обосновании и практическом составлении такой совокупности заданий, при помощи которых процедуры измерения оказались бы экономными во времени, объективными, результаты - адекватными и валидными поставленным целям и объектам, а относительно дифференцирующей силы - надежными и достоверными. Гипотетически это задания комплексного характера в оптимальном количестве, решение которых требует от учащихся пооперационных мыслительных и языковых усилий в оптимальном промежутке времени. В принципе эти средства могут быть применены при измерении обученности и другим неродным языкам, так как механизм порождения и восприятияречи функционирует одинаково.
Задачи исследования.
1. Исследовать специфику предметов языкового цикла, определить роль, место и особенности контроля обученности этим предметам.
2. Определить объект комплексного контроля предметов языкового цикла.
3. Раскрыть сущность тестовой методики дополнения и ассоциативного теста, проанализировать их психолингвистические и физиологические механизмы и теоретически обосновать их эффективность в качестве комплексно измеряющих средств предметов языкового цикла.
4. Эмпирически исследовать эффективность тестовой методики дополнения и ассоциативного теста на фоне совокупности заданий дифференцированного контроля.
5. Разработать рекомендации для контроля обученности предметам языкового цикла.
При решении поставленных задач мы исходим из концепции советских дидактов о содержании и методах обучения (И.Я.Лер-нер, М.Н.Скаткин, Ю.К.Бабанский, В.С.Цетлин и др.), из концепции советских психологов и психолингвистов о теории деятельности (Л.Е.Выготский, А.Й.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), о психологии общения, о механизмах порождения и восприятия речи (Н.И.Кинкин, А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя), из личностного подхода к обучению (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Х.Лий-метс, И.Унт и др.), из концепций содержания обучения предметам языкового цикла, которые находят отражение в типовых программах по предметам языкового цикла, и их теоретическом обосновании (В.С.Цетлин, АЬ.Климентенко,АА.Миролюбов и др.).
При выявлении обобщенных показателей обученности языкаммы исходили из общих характеристик естественного общения и попытались приспособить их к сфере учебной деятельности учащихся по предметам: родной, русский и иностранный языки.
Поскольку речевые умения осуществимы только при условии наличия автоматизма владения языковыми средствами общения (лексика, грамматика), то мы учитываем также сформированность определенных операций и действий на уровне навыка (например, выбора схемы предложения, расстановки компонентов предложения соответственно нормам данного языка, операции сличения предложения с соответствующей моделью, операции выбора лексической единицы, операции сочетания лексических единиц по сочетательной схеме данного языка и др.).
Методологической основой нашего исследования являются положения марксистско-ленинской философии, в том числе и положения методологии педагогической науки, современные представления о природе процесса обучения, о деятельностном и личностном подходах к обучению вообще и к языкам в частности.
Методами являются теоретический анализ (для выполнения задач 1-3) и естественный эксперимент с использованием мате-матико-статистических процедур (для выполнения задачи 4).
Автор исходит из положения, что контроль является неотъемлемой частью обучения, что в процессе обучения контроль выполняет различные функции, которые зависят от видов проверки и от специфики проверяемых предметов. Функции контроля можно рассматривать со стороны обоих партнеров учебной деятельности: учителя и ученика.
Основными видами контроля являются текущий и итоговый контроль. Направленность деятельности при текущем контроле -от внешнего контроля к самоконтролю. Направленность деятельности при итоговом контроле, наоборот: через соответственнопоставленные задания перед учащимися необходимо раскрывать то, что в результате обучения станет их внутренним завоеванием (см. 1,1-1.2).
Б педагогической литературе учебные предметы разделяются с учетом их особенностей на несколько групп /37; 109/. Специфика предметов языкового цикла заключается в том, что они являются средствами общения. Это значит, что в коммуникативных целях важны не сами по себе языковые знания, а приобретенные навыки и умения. По данным психологии и психолингвистики, к специфическим чертам предметов языкового цикла относятся также беспредметность, беспредельность, безразмерность и неоднородность /35; 32; 130/ (см. 2.1).
Внутри цикла языковые предметы отличаются друг от друга в онтогенетическом плане. Овладение родным языком происходит в процессе усвоения социального опыта и тесно связано с развитием мышления. В единстве усвоения опыта и овладения языком отражается естественная связь деятельности и языка. Возникший в мозгу речевой механизм и приобретенный в процессе овладения родным языком лингвистический опыт создают предпосылки для овладения другими языками. Механизм речевой деятельности на родном и неродном языках один и тот же, отличаясь во втором случае более низким уровнем функционирования, а память - меньшим запасом языкового материала (см. 2.2). Это обстоятельство имеет принципиальное значение при отборе средств контроля обученности предметам языкового цикла, для интерпретации процессов при выполнении различных контрольных заданий.
На основании вышеприведенного выдвигается положение о том, что предметы языкового цикла являются многоплановыми, иерархными, комплексными феноменами, а объект контроля при определении уровня обученности должен носить комплексный характер. Таким комплексным объектом является коммуникативная компетенция, выдвинутая в социолингвистических исследованиях. Она трактуется как способность правильно строить свое речевое поведение в ситуации общения. Содержание этого общего положения интегрируется такими компонентами речевой способности, как культура слуховых, моторных, зрительных ощущений; умение планировать и осуществлять речевые действия при помощи соответствующих языковых средств; умение привлекать мнемические приемы деятельности; умение осознанно прогнозировать и упреждать; умение самоконтроля (см. 3.1).
Так как коммуникативная компетенция проявляется в общении, в деятельности, то необходимым оказалось рассмотрение двух сторон речевой деятельности - рецептивной и (ре)продуктивной речи. На операциональном уровне были охарактеризованы различия этих двух сторон речевой деятельности, а также указаны их общие черты (см. 3.2.1). Был выдвинут тезис о том, что при контроле обученности предметам языкового цикла в целях адекватного отражения сущности речевой деятельности необходимо охватывать обе ее стороны: как рецептивную, так и (репродуктивную. Программой предусмотрено и такое требование, как цель обучения языкам. Было обосновано положение, что комплексный объект может быть охвачен комплексно измеряющими средствами. Дано определение таких средств.
Основываясь на данных других исследователей и на результатах исследовательской работы автора, из арсенала комплексно измеряющих средств были выделены два: тестовая методика дополнения ( cloze procedure ) и ассоциативный тест. Был осуществлен анализ их психолингвистических и физиологических механизмов, установлена адекватность тестовой методики дополнения рецептивной речи в затруднительных условиях, адекватность ассоциативного теста - (ре)продуктивной речи (см. 3,2,2-). Обосновано положение о том, что применение названных двух средств вместо многих средств (тестов) дифференцированного контроля служит оптимизации контроля обученности предметам языкового цикла.
Основная гипотеза исследования: оптимизация контроля обученности предметам языкового цикла может осуществляться путем применения комплексно измеряющих средств; тестовая методика дополнения и ассоциативный тест являются комплексно измеряющими средствами.
Из основной гипотезы вытекают пять выводных гипотез, отмечающих логику эмпирического исследования (см. 3.2.2).
Исследование прошло четыре этапа. На первом этапе при помощи корректно функционирующих средств дифференцированного контроля проведено сопоставление эффективности традиционной и так называемой методической системы, направленной на развитие речи. Эксперимент охватил около 2150 учащихся У класса и проводился в 1966/1967 и 1968/1969 учебных годах.
На втором этапе проверялась результативность внедряемой методической системы, новых программ и учебных комплексов по немецкому языку в У-УШ классах с 1970/1971 по 1973/ /1974 учебный год. Уровень обученности немецкому языку проверялся у 6526 учащихся.
Третий этап исследования был связан с проверкой учебников иностранных языков в IX классе в 1974/1975 учебном году и охватывал около 2100, в том числе по немецкому языку - 419 учащихся (см. 2.5).
На четвертом этапе в ходе трех серии экспериментов проверялась обоснованность основной и пяти выводных гипотез. По немецкому языку принимало участие 402 учащихся из 21 школы(IX класс, 1977/79 и 1979/80 уч.г.) и по английскому языку -123 учащихся из 10 школ (1У класс, 1982/83 уч.г.).
Исследуемые комплексно измеряющие средства - тестовая методика дополнения и ассоциативный тест - применялись в совокупности проверочных заданий с 1973 года.
Информативность тестовой методики дополнения и ассоциативного теста об обученности неродным языкам на фоне других заданий составляла 87-94 % (соответствующую статистическую процедуру см. 4.2.1). Ба основании полученных данных можно констатировать действенность поставленных гипотез и утверждать, что тестовая методика дополнения и ассоциативный тест являются комплексно измеряющими средствами и применение их служит оптимизации контроля обученности предметам языкового цикла.
Научная новизна исследования заключается: I) в попытке применения критериев оптимизации в области контроля по предметам языкового цикла при помощи комплексно измеряющих средств; 2) в педагогическом и психолингвистическом обосновании выбора средств контроля обученности названным предметам в соответствии с операциями и действиями рецептивной и (ре)продуктивной речевой деятельности; 3) в характеристике функционирования речевых механизмов при решении определенных проверочных заданий рецептивного и (ре)продуктивного типов; 4) в выявлении вероятностной последовательности процессов в сознании учащегося при заполнении пропусков теста дополнения; 5) в выработке ассоциативного теста как метода проверки обученности неродным языкам; 6) в определении оптимального объема совокупности заданий для контроля обученности предметам языкового цикла при помоши математического метода, называемого ранжированием информативности.
Практическая ценность исследования заключается в том, что оно выделяет из арсенала средств и способов проверки обу-ченности языкам оптимальную по объему совокупность заданий, при использовании.которой и в массовых обследованиях обеспечивается объективность, экономность во времени, организационная слаженность и привлекательность, валидность, надежность и дифференцирующая ценность результатов.
На защиту выносятся следующие положения:1. Среди других учебных дисциплин предметы языкового цикла отличаются спецификой, которая заключается в комплексности функционирования их механизмов.
2. Комплексность предметов языкового цикла проявляетсяв коммуникативной компетенции, которая при определении обучен-ности этим предметам может служить объектом контроля.
3. Комплексный объект контроля может быть охвачен комплексно измеряющими средствами.
Тестовая методика дополнения и ассоциативный тест являются комплексно измеряющими средствами, так как они отражают рецептивную и (ре)продуктивную стороны речевой деятельности.
5. Применение тестовой методики дополнения и ассоциативного теста служит оптимизации контроля обученности предметам языкового цикла.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 237 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz