Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ. Анфалова, Ирина бесплатно
04:47
Скачать Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ. Анфалова, Ирина бесплатно
Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ

Диссертация

Автор: Анфалова, Ирина Викторовна

Название: Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ

Справка: Анфалова, Ирина Викторовна. Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 Екатеринбург, 2007 179 c. : 61 07-22/342

Объем: 179 стр.

Информация: Екатеринбург, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Теоретико-методологические основания изучения социальной адаптации подростков девиантного поведения
11 Социальная адаптация как социальный процесс: сущность, специфика
12 Основные противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения
ГЛАВА II Состояние социальной адаптации подростков девиантного поведения 8S
21 Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения
22 Типология стратегий социальной адаптации подростков девиантного деструктивного поведения

Введение:

Актуальность темы исследования. Необходимость исследования проблем социальной адаптации подрастающего поколения приводят к разработке в отечественной социологии темы девиации у подростков. В настоящее время проблема социальной адаптации подростков девиантного поведения остается одной из самых важных и актуальных, так как, несмотря на большое количество проводимых исследований со стороны социологов, психологов, педагогов, вопрос социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, дезадаптации среди подростков несовершеннолетнего возраста не решается.
К тому же механизм, способствующий снижению числа несовершеннолетних, относящихся к девиантным подросткам, не выработан. На наш взгляд, связано это с тем, что большинством институтов, служб сопровождения, способствующих адаптации подростков к нормам и требованиям социальной среды, не учитывают противоречия, сопровождающие данный процесс у подростков девиантного поведения, влияние объективных и субъективных факторов, способствующих или препятствующих социальной адаптации подростков. Необходимость изучения противоречий, причин, особенностей данного процесса связана с ухудшением положения детей и подростков в современной России.
Хотя изучение проблем социальной адаптации подростков имеет длительную историю в социологии, экономике, психологии, педагогике, однако анализ социальной адаптации подростков девиантного поведения в современной России представляет теоретический и практический интерес. Проблемы подросткового возраста в условиях социально-экономических и политических изменений чрезвычайно актуальны, поскольку любой кризис сопровождается отклонениями от нормы. Если речь идет о подростковом возрасте, то следует отметить, что даже в устойчивых политических и экономических системах с социальными гарантиями он считается трудным и требует государственной поддержки в воспитании и обучении. Поскольку современное поколение подростков выросло в условиях нестабильности с одновременным усилением криминогенной среды, то у него сформировалась «психология социального поражения», выражающаяся в массовом недовольстве, безнадзорности, невозможности удовлетворить свои материальные интересы, отсутствие ценностей и установок высшего порядка, латентной и открытой агрессивности. Резкий рост подростковых девиаций вызывает трудности в процессе их социальной адаптации. Любое негативное изменение социума провоцирует дезадаптацию поведения подростка, появляются отклонения различной тяжести, формируется маргинальность и деструктивность не только по отношению к социуму, но и к самому себе. Анализ состояния и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения необходим для создания системы профилактики девиантного поведения, выработки стратегий социальной адаптации подростков девиантного поведения.
Исследование специфики и противоречий социальной адаптации подростков девиантного поведения важно с теоретической точки зрения. Понятия социальной адаптации, адаптивных стратегий данной социально-демографической группы требуют дальнейшей разработки. Исследования российских и зарубежных ученых посвящены в основном либо социальной адаптации в целом, либо анализу девиантного поведения подростков. Но работ, посвященных изучению особенностей и противоречий социальной адаптации подростков девиантного поведения, факторов и стратегий адаптации, явно не достаточно. Следовательно, данная проблема требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее теоретическая значимость говорят об актуальности и новизне темы диссертации.
Степень научной разработанности темы исследования. Научная литература, относящаяся к теме исследования, включает несколько групп работ. Первая группа работ посвящена изучению социальной адаптации.
В диссертационном исследовании анализируется информационный подход (Н.М.Амосов, В.Г.Афанасьев, В.А.Виноградов, В.З.Коган, А.Д.Урсул, Ф.И.Цыдря и др.), который основывается на современном представлении о многоплановой роли социальной информации в жизни людей, в том числе в процессе социальной адаптации.
Феноменологическая социология (Э.Гуссерль, М.Шелер, А.Шюц), где социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникациях; нормативный подход (Э.Дюркгейм, К.Леви-Стросс, Б.Малиновский, Р.К.Мертон, А.Радклифф-Браун, Г.Спенсер, Т.Парсонс и др.), утверждающий, что главный способ активного (в сущности, адаптивного) взаимодействия человека с миром - это деятельность, корректируемая нормами, ценностями, «навязанными» индивиду обществом, но благодаря которой появляется возможность не только целенаправленного преобразования природы, но и включения её в сферу материальной и духовной культуры человека; деятельностный подход (О.С.Разумовский, Т.А.Петрушенко, Дж.Хоманс и др.), в рамках которого содержание социальной адаптации отчасти связано с преодолением и предупреждением разнообразных адаптивных барьеров, противоречий и конфликтных ситуаций в жизнедеятельности индивидов; интерпретативный подход (У.Джемс, Э.Фромм, М.Вебер, В.Дильтей, Дж.Г.Мид, Г.Блумер, У.А.Томас, С.Эш, JI.Pocc, Р.Нисбетт, П.Бергер, Т.Лукман, А.Шюц и др.), рассматривающий адаптацию с точки зрения субъективной удовлетворенности (или отсутствием таковой) значимыми для личности сторонами жизнедеятельности.
Вторую группу работ составляют труды, посвященные развитию системы детерминации человеческой деятельности, определяющей мотивы, интересы, цели поведения индивида, способы реагирования в различных ситуациях, и, как следствие, его социальную адаптацию (Я.Лукасевич, А.Маслоу, А.В.Меренков, З.Фрейд).
К третьей группе мы относим работы, посвященные изучению феномена девиации. В своем исследовании мы анализировали 5 биогенетические концепции (С.Холл, Э.Торндайк, К.Бюлер, Э.Майер, А.Дженсен и А.Маслоу), антропологический подход (Ч.Ломброзо, Э.Кречмер, Х.Шелдон), психоаналитическую теорию (З.Фрейд, А.Адлер, Э.Фромм, Д.Берковиц, А.Басс, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, К.Хорни, Э.Берн и др.), концепции социальной дезорганизации (Т.Шибутани). Социологический подход представлен целым рядом концепций: социетальным подходом, включающим в себя теории аномии Э.Дюркгейма, Р.Мертона, культурной теорией А.Миллера, Э.Сатерленда; теорией социального научения
A.Бандуры; теорией стигматизации Г.Беккера; конфликтологической теорией О.Тура. Анализируются социологические теории девиантного поведения, образующие в наше время самостоятельные исследовательские направления - девиантологию (В.С.Афанасьев, Я.И.Гилинский, Б.М.Левин, Е.М.Позднякова). Также затрагиваются имеющие отношение к изучаемой проблеме труды по современной социологии права (В.П.Казимирчук,
B.Н.Кудрявцев и др.).
Четвертую группу работ составляют труды, посвященные осбенностям подросткового возраста (И.С.Кон, М.И.Бобнева, Ю.Р.Вишневский, Г.Е.Зборовский, И.П.Иванова, В.И.Иванов и др.) и особенностям поведения подростков-девиантов (А.Н.Григорьева,
C.В.Тачина, В.Н.Кудрявцев, Л.М.Зюбин, А.Е.Личко и др.).
Не умаляя достоинств работ перечисленных выше авторов, диссертант полагает, что тема социальной адаптации подростков девиантного поведения требует дальнейшего социологического анализа. Используя широкий круг названных научных работ, автор предлагает один из возможных подходов к решению поставленной проблемы.
Объектом исследования выступили учащиеся девиантного поведения в возрасте 14-16 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях - средних школах г.Челябинска.
Предметом исследования явились особенности и противоречия социальной адаптации подростков поведения с точки зрения системы детерминации человеческой деятельности.
Цель диссертационной работы состоит в изучении особенностей и противоречий, характеризующих современное состояние социальной адаптации подростков девиантного поведения.
Цель диссертационной работы определила следующие задачи исследования:
1. Уточнить социологическое содержание определения социальной адаптации.
2. Изучить характер влияния различных факторов на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения.
3. Изучить адаптивные стратегии подростков девиантного поведения.
4. Разработать типологию стратегий адаптивного поведения подростков.
5. Разработать рекомендации для институтов образования по социальной адаптации подростков девиантного поведения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и западных социологов, психологов, педагогов, посвященные исследованию девиаций, особенностей социальной адаптации подростков девиантного деструктивного поведения. Изучение процесса социальной адаптации подростков девиантного поведения опирается на общеметодологические и частные социологические теории: социологию личности, социологию образования, социологию семьи, социологию девиантного поведения.
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического анализа, культурологического, сравнительно-исторического подхода. С помощью сравнительно-исторического метода выявлены тенденции в развитии социальной адаптации девиантных подростков. Деятельностный подход позволил изучить специфику деятельности подростков, обеспечивающую им адаптацию в обществе. Использование общесоциологической методологии и социологических методов дало возможность проанализировать эмпирические данные.
Культурологический подход позволил выделить ценностную составляющую процесса адаптации девиантных подростков.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в 2006 году в школах г. Челябинска (480 человек). В качестве экспертов выступили педагоги средних общеобразовательных школ г. Челябинска в количестве 50 человек. В исследовании были опрошены родители учащихся (50 человек). Выборка трехступенчатая квотная. Методами сбора первичной информации выступал анкетный опрос, глубинное интервью, традиционный анализ документов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Уточнено социологическое содержание понятия социальной адаптации, под которым понимается противоречивый процесс взаимодействия личности и общества, определяемый внешней заданностью и внутренней необходимостью приспособления к требованиям конкретной социокультурной среды.
2. Выделены и теоретически обоснованы специфические черты социальной адаптации подростков девиантного поведения:
• социальная адаптация подростков девиантного поведения происходит в соответствии с системой детерминации человеческой деятельности, но с нарушением в связях между ее элементами (внешним требованием и внутренними потребностями, внешним требованием и установками личности и т.д.). Оно характеризуется частичной реализацией норм и правил, предъявляемых окружающей средой, из-за несоответствия внешней и внутренней необходимости должного поведения;
• исходным и единственным фактором социальной адаптации подростков данной категории остается внешняя необходимость, выраженная в требованиях, предъявляемых к поведению в общественных местах, и предъявляемая одним из социальных институтов - школой. Подростки частично признают внешнее требование к выполнению социально одобряемых норм и правил, но из-за неразвитой волевой сферы, двойной 8 морали, присутствующей в обществе, внутренне необходимым оно для них не становится.
3. Доказано, что конкретная микросреда, в которой находятся подростки девиантного поведения, ориентирована на воспроизводство тех норм социального взаимодействия, которые противоречат культуре социума.
4. Показано, что отсутствие единых требований со стороны педагогических работников, родителей, детерминирующих социальную адаптацию подростков, склонных к девиантному поведению, приводит к формированию и проявлению у данных подростков девиаций деструктивных по своей направленности.
5. Доказывается, что противоречие между внешней и внутренней необходимостью должного поведения разрушается тогда, когда индивид лишается возможности нарушать установленные социальной средой правила.
6. Выявлено, что ведущими внешними факторами, влияющими на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения, являются: семья, институты образования, референтные группы, средства массовой информации. Ведущими внутренними факторами выступает потребность реализации своих индивидуальных интересов любой ценой, отрицая установленные социумом способы самореализации и самоутверждения.
7. Выявлены противоречия, препятствующие социальной адаптации подростков девиантного поведения: между требованием со стороны общества выполнения социально одобряемых норм поведения подростками и фактическим отсутствием четких границ нормативности в системе морали и культуры; между приспособительным целеполаганием личности и ожиданиями общества использования активных адаптивных стратегий личностью; между неадекватностью адаптивного потенциала личности подростка и привычными стратегиями индивидуальной и групповой социальной адаптации индивидов к текущим переменам; между разбалансированностью процесса социальной адаптации подростков и недостаточным вниманием социальных институтов к данной проблеме; 9 между провозглашенными государством приоритетными направлениями, способствующими социальной адаптации подрастающего поколения, и ограниченностью материальных условий для обеспечения эффективного воспитательного процесса, обеспечивающего приемлемые для социума способы самореализации и самоутверждения; между реализацией прав детей и подростков на доступное качественное бесплатное основное и дополнительное образование и фактическим сворачиванием социальных программ по поддержке детей и подростков; между требованиями выполнения норм законов и фактическим отсутствием неотвратимости наказания за нарушение моральных и правовых норм.
8. На основании эмпирического исследования разработана типология стратегий социальной адаптации подростков девиантного поведения, включающая в себя следующие типы: «лидер», «фантазер-мечтатель», «бунтарь-разрушитель», «изгой-мечтатель», «конформист».
9. Разработаны рекомендации по социальной адаптации подростков девиантного поведения.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы и результаты работы могут быть использованы:
• для дальнейшей теоретической разработки вопросов теории социальной адаптации;
• для разработки спецкурсов для руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов средних школ, УНПО по организации обучения данной категории учащихся;
• для разработки и чтения спецкурсов для студентов социологических, психологических, культурологических, юридических и педагогических специальностей по теме: «Социология девиантного поведения», «Социология культуры», «Социология образования», «Конфликтология», «Девиантология», «Социальные процессы и социальные институты» и т.д.; для разработки программ профилактики правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних в школах, муниципальных образованиях, субъектах Федерации;
• для осуществления анализа качества образовательного и воспитательного процессов в школах, УНПО, планирования работы на перспективу, внесения корректирующих мероприятий при выявленных отклонениях в процессе образования и воспитания учащихся, организации взаимодействия участников образовательного процесса, всех заинтересованных служб по воспитанию и обучению подростков (комитеты территориального общественного самоуправления, органы социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и др.);
• для разработки критериев оценивания и поощрения педагогов, работающих с подростками девиантного поведения.
Апробация работы была представлена в форме докладов и сообщений на конференциях: на Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск), 2005; XII
Областной научно-практической конференции «Инновации в системе профессионального образования: современные тенденции и подходы к обеспечению качества образования» (Челябинск), 2005; Международной научно-практической конференции «Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции» (Курган), 2006; VII Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научнометодической) работы и системы повышения квалификации кадров»
Челябинск), 2006; Международной научно-практической конференции
Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург), 2006; VIII
Всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора З.И. Файнбурга и 40-летию создания лаборатории социологии ПГТУ «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь), 2006; Международной научно
11 практической конференции «Инновации общего и профессионального образования» (Челябинск), 2006; X Международной научно-практической конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург), 2007; Районном семинаре «Роль классного руководителя в процессе воспитания личности» (Челябинск), 2007.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 247 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz