Главная » 2014»Август»16 » Скачать Особенности прочтения образа и пространства в повести В.С.Маканина критиками и исследователями бесплатно
20:54
Скачать Особенности прочтения образа и пространства в повести В.С.Маканина критиками и исследователями бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Литература
Тема: Особенности прочтения образа и пространства в повести В.С.Маканина критиками и исследователями
Страниц: 28  
Формат: doc  
Содержание
Содержание
Введение 3
1. Особенности героя и мотива в произведениях В.С.Маканина 6
2. Образ пространства в повести В.С.Маканина 11
3. Особенности прочтения образа и пространства в повести В.С.Маканина критиками и исследователями 24
Заключение 28
Список литературы 29
Введение
Введение
После опустошительных войн и кровавых режимов к концу ХХ века со всей остротой заявил о себе дефицит гуманности. По-видимому, катаклизмами динамической социальной жизни можно объяснить стремление каждого поколения создать свою этическую парадигму.
Период 1987-1990 годов, названный А. Вознесенским "печатным Ренессансом" ‚ начавшийся с публикаций многих ранее запрещенных или полу запрещенных авторов (О. Мандельштам, Б. Пастернак, А. Ахматова, М. Булгаков, продолжился публикациями произведений "русской зарубежной литературы" (А. Солженицын, С. Довлатов, В. Войнович, И. Бродский и другие), а завершился появлением в 1990 году‚ названном годом Солженицына‚ статьи В. Ерофеева , в которой автор провозгласил конец "солженизации" и начало нового периода в русской литературе. С этого момента она начинает развиваться по совершенно другому пути, и к концу XX века в новейшей русской прозе выделяются три основных направления: постмодернизм, постреализм и проза non-fiction (литература существования). Постмодернизм оформился и утвердился к 1991 году. Для него характерно эсхатологическое умонастроение, а также тотальная ирония, игровое начало. По мнению теоретика В.Курицына, особенностями постмодернизма являются "интерактивность" и "виртуальность". С появлением сетей массовой коммуникации, Internet, с усилением жизни человека роли компьютеров появилась возможность замены реального мира компьютерной иллюзией. Таким образом, теперь человек в большей или меньшей степени соприкасается с виртуальной реальностью, существование которой порой ставит под сомнение существование действительной реальности. Именно на этом сомнении, как основном принципе‚ и строятся все произведения постмодернистской эстетики.Еще одна характерная черта этого направления - римейк, палимпсест, эстетика чужого слова; так созданы многие постмодернистские произведения ("Жизнь насекомых" В. Пелевина и "Стрекоза и муравей" И. А. Крылова, "Из жизни насекомых" Карела и Йозефа Чапеков). "Рус-арт" - "перепрочтение" хрестоматийных текстов русской классической литературы с целью разрушения их стереотипного восприятия" - стал одним из ярчайших постмодернистских явлений (Владимир Сорокин, Евгений Попов).
Антиутопия как самостоятельный жанр формировалась в начале века‚ когда были созданы романы Е. Замятина "Мы"‚ О. Хаксли "О‚ дивный новый мир" и Дж. Оруэлла "1984". Исследователю М. Шеферу принадлежит мысль о том‚ что в них "границы жанра были проведены окончательно‚ а его возможности‚ пожалуй‚ исчерпаны" . Действительно, формирование структуры антиутопии завершилось в первой половине ХХ века. Однако еще слишком рано говорить об исчерпанности ее жанровых возможностей ‚ поскольку во второй половине ХХ века и рубеже столетий создается большое количество антиутопий ("Вальс для К." Д. А. Савицкого (1985), повести В. С. Маканина "Лаз"‚ "Стол‚ покрытый сукном и с графином посередине"‚ "Долог наш путь" (1990)‚ "Кысь" Т. Толстой (2000) и другие)‚ авторы которых по-своему раскрывают ее жанровые потенции‚ что свидетельствует о гибкости жанра‚ его способности к развитию и трансформации.
В классических антиутопиях герой живет в поле ценностного притяжения внешним миром и, по сути, никогда его не преодолевает. Р. Гальцева и И. Роднянская пишут, что "Уинстон Смит, герой "1984", сдался и предал свою суть потому именно, что не смог побороть пиетета перед интеллектуальным палачом О. Брайеном, который не перестает быть для него учителем, даже становясь мучителем" . Сцена поражения Уинстона Смита выявляет глубинную логику построения антиутопического текста: герой, пытающийся осознать свою автономность, обречен на поражение, потому что это попытка стать другим в рамках той нормативной системы, которая господствует в данном обществе. Даже бунтуя против внешнего мира, герой не порывает с ним. Здесь мы встречаемся с совершенно особым, свойственным антиутопии принципом жанрового моделирования.
На наш взгляд, соотнесение мира героя и государства в антиутопии по принципу противопоставления является следствием того, что антиутопия, столь долго связанная в историко-литературном процессе с утопией, воспроизводит некоторые принципы утопического моделирования, в частности - представление действительности в виде двух полярно противоположных миров. Однако в ХХ веке антиутопия вырабатывает и собственные принципы художественного освоения действительности, и эта функция ложится на субъектную организацию повествования.
Цель данной работы - рассмотреть образ пространства в повести В.С.Маканина "Долог наш путь".
Задачи:
изучить особенности героя и мотива в произведениях В.С.Маканина;
рассмотреть образ пространства в повести В.С.Маканина;
выявить особенности прочтения образа и пространства в повести В.С.Маканина критиками и исследователями.
1. Особенности героя и мотива в произведениях В.С.Маканина
Родился 13 марта в Орске. После окончания школы поступил в 1954 на механико-математический факультет МГУ, почти 10 лет "проплутал" в лабиринтах высшей математики.
Литературным дебютом Маканина был роман "Прямая линия", появившийся в журнале "Москва" в 1965. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Стал профессиональным писателем, много писал и печатался. В 1970-е публикуются его произведения: "Безотцовщина", "Солдат и солдатка", "Простая линия", "Отдушина", "Ключарев и Алимушкин" и др.
В 1980-е появляются повести "Голубое и красное", "Предтеча", "Отставший", "Где сходилось небо с холмами", "Утрата
Список литературы
Список литературы
1. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха - человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. - 1988. - № 12.
2. Дмитрическо Е.В. Проза позднего Маканина (в контексте антиутопических тенденций 20 в.) - Автореф. диссер... - М., 1999
3. Душенко К., Шефер М. Science Fiction как критика идеологии: Утопический элемент в американской science fiction // Социокультурные утопии ХХ века. - М., 1988. Вып.5.
4. Ерофеев В. Поминки по советской литературе. // Литературная газета. - 1990. - №27
5. Маканин В.С. Долог наш путь. - М.: Вагриус, 1999.