Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 16 » Скачать Особенности внимания умственно отсталых младших школьников. Лиепинь, Скайдрите Викторовна бесплатно
20:14
Скачать Особенности внимания умственно отсталых младших школьников. Лиепинь, Скайдрите Викторовна бесплатно
Особенности внимания умственно отсталых младших школьников

Диссертация

Автор: Лиепинь, Скайдрите Викторовна

Название: Особенности внимания умственно отсталых младших школьников

Справка: Лиепинь, Скайдрите Викторовна. Особенности внимания умственно отсталых младших школьников : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.10 Москва, 1977 131 c. :

Объем: 131 стр.

Информация: Москва, 1977


Содержание:

Введение
ГЛАВА I Теоретические проблемы исследования внимания младших умственно отсталых школьников
§ I Определение понятия "внимание" II
§ 2 Особенности внимания нормально развивающихся детей младшего школьного возраста
§ 3 Проблема внимания в психологии умственно отсталых
§ 4 Задачи и методы исследования
ГЛАВА П Особенности объема внимания детей-олигофренов младших классов вспомогательной школы
§ I Определение понятия объема внимания и методика исследования
§ 2 Первая серия Общие средние показатели объема внимания детей-олигофренов I и Ш классов
§ 3 Вторая серия Зависимость объема внимания детей-олигофренов от установки к восприятию
§ 4 Третья серия Зависимость объема внимания от предварительного знакомства с объектами восприятия и активной деятельности испытуемых с ними
§ 5 Четвертая серия Зависимость объема внимания от количества предъявляемой информации *
§ 6 Пятая серия Зависимость объема внимания от содержания предъявляемой информации
§ 7 Шестая серия Изменение объема внимания при восприятии объектов, связанных между собой по смыслу
В ы в о д ы
ГЛАВА Ш Особенности устойчивости внимания младших умственно отсталых школьников
§ I Определение понятия устойчивости внимания и методика исследования
§ 2 Особенности устойчивости внимания младших умственно отсталых школьников
§ 5 Изменение устойчивости внимания в течение 15 мин эксперимента
Выводы
ГЛАВА 1У Особенности распределения внимания младших умственно отсталых школьников
§ I Определение понятия распределения внимания и методика исследования
§ 2 Особенности распределения внимания младших умственно отсталых школьников
Выводы III

Введение:

Данная работа относится к числу немногих психологических исследований, посвященных изучению проблемы внимания у .учеников вспомогательной школы. Целью нашего исследования было выявление особенностей развития основных свойств внимания у умственно отсталых младших школьников как особой категории аномальных детей, а также раскрытие отличий внимания олигофренов, различающихся качественным своеобразием дефекта.
Каждый из поставленных вопросов является остро актуальным, экспериментально-психологически не изученным и не освещенным в доступной нам дефектологической литературе.
Во многих педагогических, психологических и клинических исследованиях советских авторов неоднократно высказывалась мысль о том, что для учеников вспомогательной школы характерны глубокие нарушения внимания. Резкие отклонения в развитии внимания квалифицировались как дефект, сопутствующий умственной отсталости. Однако до настоящего времени мы не имеем работ, специально направленных на углубленное изучение основных свойств внимания учеников младших классов вспомогательной школы. Мезду тем многие трудности в этом периоде обучения и воспитания определяются отклонениями внимания учащихся. Выявление особенностей произвольного внимания младших умственно отсталых школьников ж раскрытие их потенциальных возможностей имеет очень большое значение для правильного выбора средств и приемов дальнейшей коррекционной работы.
В специальной литературе отсутствуют сведения об особенностях внимания олигофренов, различающихся между собой качественной структурой дефекта. Поскольку состав учеников вспомогательной школы полиморфен , эти сведения очень важны для обеспечения научно обоснованного дифференцированного подхода к этим детям.
До сих пор дефектологи не располагают конкретными, статистически достоверными материалами, характеризующими те изменения основных свойств внимания умственно отсталых детей 7-10 лет, которые происходят под воздействием коррекционно направленного обучения, осуществляемого во вспомогательной школе.
Таким образом, даннее исследование представляет собой новый этап в разработке одной из важнейших проблем специальной психологии.
Главные положения диссертации, являющиеся результатом динамического экспериментального исследования внимания умственно отсталых и одновременно нормально развивающихся младших школьников, могут быть сформулированы следующим образом.
По ряду показателей основных свойств внимания (объем, устойчивость, распределение) дети-олигофрены значительно отстают от учеников массовой школы того же возраста. При этом различия особенно резко проявляются между умственно отсталыми и нормально развивающимися первоклассниками.
С I по Ш класс, то есть по мере обучения во вспомогательной школе и, соответственно, в связи с продвижением детей в общем развитии у умственно отсталых учащихся обнаруживается повышение показателе! всех изучавшихся свойств внимания. Однако развитие внимание у детей-дебилов происходит менее интенсивно, чем у учеников массовой школы, и отличается качественным своеобразием.
Наблюдается большая вариабельность объема внимания умственно отсталых младших школьников, которая зависит от предслабости .установки «восприятии), знакомства с объектами, от дефектов понимания^ характера этих объектов и^Шсловой связи между ними.
Первоклассники-олигофрены, различающиеся качественным своеобразием дефекта, существенно отличаются друг от друга основными свойствами внимания, Типологические различия не сглаживаются и к Ш классу.
Темп развития внимания у олигофренов, отличающихся между собой структурой дефекта, не одинаков. Он оказывается наиболее быстрым у детей с неосложненным вариантом дефекта. К Ш классу у них показатели всех основных свойств внимания в меньшей степени, чем у других групп испытуемых, отстают от соответствующих данных детей-с нормальным интеллектом.
У тормозных олигофренов отмечается относительно быстрая динамика развития основных свойств внимания. Однако и к Ш классу для них характерен по сравнению с олигофренами других групп наиболее узкий объем внимания, они значительно затрудняются в его распределении.
У возбудимых олигофренов динамика развития внимания весьма замедлена. В Ш классе у них показатели устойчивости и распределения внимания значительно ниже, чем у олигофренов неосложнен-ной группы, и тем более - у нормально развивающихся детей. Несколько меньше у них отставание по объему внимания.
Проведеннаяисследования подтверждают оптимистический взгляд советских дефектологов на развитие детей-дебилов, что свидетельствует о наличии реальных возможностей коррекционно-го воздействия на формирование основных свойств внимания умственно отсталых младших школьников. Однако для этого необходико определить и строго учитывать их типологические и индивидуальные особенности.
Проведенная работа позволяет наметить перспективы и пути дальнейшего исследования проблемы внимания, такие, как изучение зависимости внимания олигофренов от эмоциональной настроенности,направленности личности и взаимосвязи между произвольным вниманием и интеллектуальным развитием учащихся.
Проведенное нами исследование имеет как теоретическое, так и практическое значение. В нем содержатся новые фактические данные к общей характеристике умственно отсталых детей, еще раз подтверждающие возможности их действительного развития и в некоторой степени определяющие необходимые для этого условия» Сравнительные данные о внимании учащихся вспомогательной школы и их нормально развивающихся сверстников важны для разработки диагностических критериев определения глубины и характера дефекта, а также для объективного контроля за динамикой развития дебилов. Сопоставление свойств внимания у де-тей-олигофренов различных клинических групп необходимо для разработки и реализации дифференцированного коррекционного воздействия на учеников-дебилов.
Теоретические положения и практические рекомендации, сформулированные на основе проведенного диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования коррекционно направленного учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе, для обеспечения индивидуального подхода к учащимся олигофренам, отличающимися своеобразием структуры дефекта, а таете могут быть учтены при создании учебных пособий и чтений лекций по психологии умственно отсталых детей.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 357 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz