Четверг, 19.09.2024, 05:50
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 16 » Скачать Освоение понятия художественный образ как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического бесплатно
20:36
Скачать Освоение понятия художественный образ как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического бесплатно
Освоение понятия "художественный образ" как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V - VIII классах

Диссертация

Автор: Барановская, Ирина Рашидовна

Название: Освоение понятия "художественный образ" как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V - VIII классах

Справка: Барановская, Ирина Рашидовна. Освоение понятия "художественный образ" как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V - VIII классах : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2002 215 c. : 61 02-13/2031-X

Объем: 215 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

Введение
Глава I Концептуальные и методические основы исследования:
§ 1 Становление понятия «художественный образ» в эстетике и литературоведении в историческом освещении
§2 Классификация видов искусства и специфика литературы Приемы создания художественного образа в литературе и других видах искусства
§3 Психолого-педагогический аспект изучения проблемы:
31 Механизмы психики, психологическая деятельность человека и образное мышление
32 Особенности восприятия литературы и других видов искусства
33 К вопросу о соотношении научного и художественного мышления в процессе восприятия художественного произведения и формирования теоретико-литературных знаний
34 Возрастные особенности учащихся 5-8 классов
35 Концептуальные положения технологии развивающего обучения
§4 Методический аспект
Глава И Методика формирования понятия «художественный образ»
5-8 класс)
§10 некоторых итогах констатирующего эксперимента
§2 Характеристика методических аспектов обучающего эксперимента
§3 Итоги опытно-экспериментальной работы

Введение:

Сегодня, на этапе перехода от научно-просветительской к научно-гуманистической системе образования, ключевыми понятиями которой стали понятия «личность», «деятельность», «развитие», «творчество», «системный подход», возникает необходимость пересмотреть в некоторых аспектах приоритеты, теоретические основания и направленность деятельности учителя литературы.
Тема нашего исследования затрагивает одну из важнейших, ключевых проблем отечественной методики - проблему школьного изучения теории литературы. Как справедливо отмечает О.Ю.Богданова, до сих пор «среди методистов, учителей-словесников нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе».1 Особенно остро эта проблема стоит в средних классах, где закладывается основа, «фундамент» всей работы по формированию теоретико-литературных знаний.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью создания последовательной, ясной (и для учителя, и для ученика) системы работы по освоению теоретико-литературных понятий в средних классах на основе «стержневого» понятия, дающего внутреннюю логику движения от одного понятия к другому (в нашем случае, это понятие «художественный образ»).
Методической наукой накоплен большой и плодотворный опыт в изучении теории литературы в школе: работы Г.И.Беленького, М.А.Снежневской, А.Г.Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И.Громова, Н.О.Корста, А.В.Дановского, Л.К.Кузнецовой, Л.А.Мурач, Г.Н.Ионина; концепция взаимодействия различных типов мышления в процессе изучения литературы О.Ю.Богдановой; работы Н.Д.Молдавской, О.И.Никифоровой, А.М.Левидова. Все это позволяет ставить (и решать) новые исследовательские задачи.
Анализируя современные программы литературного образования, учеб
1 Богданова О.Ю. Теория литературы в школьном изучении. В кн.: Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г - М : Просвещение. ВЛАДОС, 1994. с. 155. но-методическую литературу, уществующие подходы к процессу формирования теоретико-литературных знаний,2 мы пришли к выводу о том, что основная проблема состоит не только и не столько в количестве теоретико-литературных сведений, порядке их изучения, принципах построения программы, а прежде всегов некоторых основополагающих, концептуальных подходах к способам освоения теоретического материала.
В своем исследовании мы исходили из того, что для школьника (особенно для подростка 10-13 лет) теоретико-литературное понятие не должно быть отвлеченной абстракцией. В деятельности по его осмыслению обязательно должен присутствовать элемент художественного освоения действительности, творческая фантазия самого ученика, в связи с чем художественный образ в нашей системе становится не только объектом и «содержательным обобщением»,3 но и способом освоения теоретического материала.
Понятие «художественный образ» является общим, ключевым понятием для всех видов искусства, что позволяет также в едином комплексе осваивать теоретические основы литературы и предметов эстетического цикла. Бесспорные преимущества изучения литературы в тесном взаимодействии с предметами эстетического цикла показаны в методической литературе.4 Мы подошли к этому вопросу с несколько иных позиций. Интеграция, в нашем случае, осуществляется на уровне синхронного освоения понятия «художественный образ»,
1 Среди существующих на сегодня подходов к формированию теоретико-литературных знаний мы выделили три основных, так или иначе последовательно реализуемых направления: 1) изучение теории литературы - средство . (формирование теоретико-литературных понятий осуществляется в связи («попутно») с чтением и изучением литературного произведения (программы под ред. Г.И.Беленького, В.Г.Маранцмана, Т.Ф Курдюмовой)); 2) тео{>етико-литературные понятия является структурообразующими (программы под ред А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина); 3) изучение теории литературы - цель. (программа «Введение в поэтику» авт.-сост. Т.Г.Авлова, И.Е.Гербильская)
3 В.В.Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня в нашей системе является понятие «художественный образ».
4 К сожалению, проблема целостного подхода на уровне объединяющей концепции гуманитарного образования в процессе создания программ, выдвинутая еще Н И Кудряшевым, и по сей день не нашла своего полного и адекватного воплощения, и вопросы интеграции литературы с предметами гуманитарного и эстетического цикла решаются или на уровне авторских школ (В.С.Библер, М.Г.Боровик), или в частнометодическом аспекте (Е.Н.Колокольцев, З.С.Смелкова, Т.ГБраже, Т.Ф.Курдюмова, Э.И.Горюхина, Н.В.Мерецкая, И.Л.Шолпо и др.). изучение которого, в свою очередь, «выстраивает» в систему другие теоретические понятия того или иного предмета. Литература в этом комплексе является главным, «системообразующим звеном», корректировка программ по музыке и изобразительному искусству осуществляется на уровне календарно-тематического планирования, а построение такой системы не противоречит содержанию, целям и задачам государственных программ по этим предметам.
Предложенная нами система работы мыслится как частнометодическое воплощение концептуальных основ общепедагогической технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, базирующейся на фундаментальной психолого-педагогической концепции единства психического развития и деятельности (А.Н.Леонтьев). Мы основываемся также на идее об опережающем развитии мышления, которая главный акцент делает на формировании теоретического и творческого мышления. Фундаментально разработанная как общепедагогическая, технология развивающего обучения в частнометодиче-ском аспекте успешно функционирует на сегодня лишь применительно к предметам естественно-научного цикла и точных наук. Подходы к способам освоения художественного и особенно теоретического материала в процессе изучения предметов эстетического цикла требуют основательной разработки. Все вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования. Учебная деятельность школьников при освоении вопросов теории литературы.
Предмет исследования. Психолого-педагогический процесс формирования понятия «художественный образ» как основы теоретико-литературных знаний и интеграции литературы с предметами эстетического цикла.
Цель исследования. Создать систему работы по освоению понятия «художественный образ» как основу формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла. Для этого методику синхронного, поэтапного формирования понятия «художественный образ», адекватную возрасту, целям и задачам обучения и обеспечивающую осознанное, личностно-мотивированное, деятельностное освоение теоретико-литературных понятий в среднем звене.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что эффективность процесса освоения теоретических основ литературы как учебного предмета значительно возрастет, если будет опираться на четкую, продуманную, понятную и значимую не только для учителя, но и для самого ученика систему освоения понятия «художественный образ», рассматриваемого и в качестве цели изучения, и в качестве «содержательного обобщения», и в качестве способа освоения теоретического материала.
Задачи исследования
1. Изучить и рассмотреть состояние проблемы в классических и современных исследованиях по эстетике, литературоведению, методике литературы, психологии, дидактике и сформулировать концептуальные и методические основы исследования.
2. Провести экспериментальную работу по изучению уровня подготовленности выпускника начальной школы к обучению в среднем звене, уровня восприятия и понимания учащимися 5-8 классов художественного образа в литературе и других видах искусства, а также уровня осведомленности учащихся в области смежных видов искусства (констатирующий эксперимент).
3. На основе синхронного и комплексного освоения понятия «художественный образ» (при изучении литературы и предметов эстетического цикла) встроить в систему работу по освоению частных теоретических понятий названных предметов.
4. Создать и реализовать на практике технологию интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла и адекватную возрасту методику, учитывающую потребности и интересы учащихся, позволяющую включить в деятельность по изучению теоретического материала элемент художественного освоения действительности, личностные и творческие начала самого ученика сделать этот процесс деятельностым, лично-стно-мотивированным
5. Выявить, проверить на практике и описать наиболее рациональные и плодотворные формы и методы работы по освоению понятия «художественный образ» в режиме технологии интеграции.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические - изучение подходов к определению понятия «художественный образ» и проблеме взаимодействия искусств в трудах по философии, эстетике, литературоведению, психологии; изучение литературы по педагогике, психологии, дидактике, методике преподавания литературы; анализ диссертационных исследований, современных программ и учебно-методической литературы;
Эмпирические - методы наблюдения за педагогическим процессом в школе, беседы с учениками, учителями, родителями учащихся;
Статистические - анкетирование, тестирование, проведение контрольных срезовых работ, анализ творческих работ учащихся и обработка полученных данных (в том числе сравнительный анализ результатов, полученных в процессе обучающего эксперимента в контрольных и экспериментальных классах).
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (1994-1995 годы). Изучение концептуальных и методических основ исследования, определение целей, задач, общей стратегии исследования, изучение практического опыта работы по данной проблеме.
2 этап (1995-1996 годы). Постановка констатирующего эксперимента и анализ его результатов. Формулировка основных теоретических положений обучающего эксперимента, создание системы работы по освоению понятия «художественный образ» как основы формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла.
3 этан (1996-2001 годы). Опытно-экспериментальная работа с целью проверки и корректировки теоретических положений исследования и конкретных форм, методов и приемов; обработка и анализ полученных данных; оформление результатов работы.
Опытное обучение проводилось на базе Политехнической гимназии города Нижнего Тагила Свердловской области. Было охвачено три параллели 5-8 классов в качестве экспериментальных и три параллели - в качестве контрольных классов.
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты работы обсуждались и были одобрены на заседаниях научно-методического объединения учителей литературы Политехнической гимназии; на семинарах, научно-практических конференциях; заседаниях лаборатории литературного образования ИОСО РАО (г. Москва) и освещались в публикациях по теме исследования.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании системы интеграционного освоения понятия^художест-венный образ»и связанных с ним частных теоретико-литературных понятий; в предложенном методическом решении проблемы формирования теоретико-литературных знаний в средних классах с учетом основных концептуальных положений системы развивающего обучения и специфики литературы как учебного предмета; в разработке технологии интеграционного изучения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла на основе синхронного, поэтапного освоения понятия «художественный образ»; в разработке новых форм и видов классных и внеклассных занятий: интегрированных блок-уроков, уроков-исследований (интегрированных и в рамках одного учебного предмета), творческих практикумов, различных форм внеурочной исследовательской и творческой деятельности учащихся.
Практическая ценность исследования заключается в разработке техно* логии интеграционного освоения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла, позволяющей осуществлять этот процесс как деятель-ностный, личностно-мотивированный, обеспечивающий исследовательский и творческий характер труда ученика; в разработке методики, соответствующей возрастным возможностям учащихся средних классов, целям и задачам обучения, которая с успехом может быть использована в процессе преподавания литературы практически по любой го существующих программ (в диссертации представлены таблицы, схемы, подробные разработки отдельных тем, уроков различных типов, внеклассных мероприятий, тексты проверочных и контрольных работ).
Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается: 1) совокупностью теоретических положений, полученных в результате исследования современных достижений философии, эстетики, литературоведения, искусствознания, психологии, педагогики, методики литературы, которые положены в основу разработанного нами интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла в 5-8 классах; 2) результатами опытно-экспериментальной проверки теоретических положений диссертации; 3) внедрением в практику учебно-методических материалов и их положительной оценкой педагогами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественный образ - центральное, системообразующее понятие для всех видов искусства, особый, эмоциональный, естественный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности, позволяющие сделать это понятие не только объектом, но и способом изучения теоретического материала.
2. Наиболее плодотворным и продуктивным, соответствующим предмету изучения, возрастным особенностям и возможностям учащихся средних классов является путь интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла и рассмотрения «частных» понятий того или иного предмета в? свете их значимости для процесса создания художественного образа.
3. Принцип изучения литературы и предметов эстетического цикла на основе выявления их общности и специфики позволяет собрать в единый комплекс выразительные возможности и средства воздействия различных видов искусства; рассматривать общие теоретические проблемы и частные теоретические понятия в тесной взаимосвязи с процессом формирования понятия «художественный образ» (синхронно и комплексно); развивать системность и полифонизм мышления, способствовать формированию обобщенных способов усвоения научных понятий; сделать процесс освоения теоретического материала ярким, наглядным, компактным и результативным.
4. Под поэтапным формированием понятия художественный образ подразумеваются разные уровни понимания единства и взаимообусловленности его важнейших компонентов учащимися 5-6, 7 и 8 классов.
5. Формирование понятия «художественный образ» (и связанных с ним частных теоретических понятий) целесообразно осуществлять как в связи с чтением и изучением художественных произведений, так и на специальных теоретических уроках.
6. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен быть организован (с учетом специфики возраста) как осознанная, личностно-мотивированная деятельность учащихся (самостоятельная и под руководством учителя), основанная на деловом общении детей в процессе обучения, учитывающая: их интересы, потребности, творческие способности и склонности, а также опираться на специфику литературы как учебного предмета, сочетая методы и приемы как художественного (образного), так и научного (понятийного) мышления. В связи с этим, основная форма организации познавательной деятельности учащихся в системе развивающего обучения -коллективно-распределенная деятельность - должна строится на сочетании исследовательских и творческих форм и видов работы (интегрированные блок-уроки, уроки-исследования, творческие практикумы, исследовательская и творческая внеурочная деятельность учащихся). Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и Приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 228 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz