Четверг, 19.09.2024, 20:17
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Партнерские связи как фактор эффективного развития предпринимательской деятельности : На примере сферы услуг. Савельев, Владимир бесплатно
03:19
Скачать Партнерские связи как фактор эффективного развития предпринимательской деятельности : На примере сферы услуг. Савельев, Владимир бесплатно
Партнерские связи как фактор эффективного развития предпринимательской деятельности : На примере сферы услуг

Диссертация

Автор: Савельев, Владимир Михайлович

Название: Партнерские связи как фактор эффективного развития предпринимательской деятельности : На примере сферы услуг

Справка: Савельев, Владимир Михайлович. Партнерские связи как фактор эффективного развития предпринимательской деятельности : На примере сферы услуг : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 1999 174 c. : 61 99-8/382-7

Объем: 174 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

Гл 1 Особенности развития предпринимательской деятельности в сфере услуг и формы партнерских связей
11 Предпринимательская деятельность как особый вид социально-экономической активности населения
12 Партнерские связи важная форма поддержки развития предпринимательской деятельности Гл 2 Социально-экономическая характеристика и особенности форм сотрудничества в основных сферах предпринимательской деятельности
21 Особенности организации партнерских связей в производстве и сфере торгово-бытового обслуживания
22 Формы сотрудничества в сфере финансовых и страховых отношений
23 Организационные формы сотрудничества по подготовке кадров для предпринимательских структур Гл 3 Пути совершенствования форм и видов сотрудничества в сфере услуг по отдельным видам партнерских связей
31 Лизинг как ваокнвйишя форма партнерских связей в развитии предпринимательской деятельности
32 Факторинг и страхование рисков — особые виды деловой услуги и сотрудничества в развитии предпринимательской деятельности
33 Бизнес-инкубаторы — эффективная форма сотрудничества и партнерских связей по подготовке кадров для предпринимательских структур

Введение:

Сложная и ответственная задача по социально-экономическим последствиям переходного периода вьшала на долю экономической науки выработать принципиально новые основы жизнедеятельности и развития общества в условиях перехода от изживающих себя вошонтаристских командно-административных методов руководства хозяйственной деятельностью к доказавпшм свои преимущества в мировой экономике методам регулирования хозяйственных процессов с помощью рыночных механизмов. При всей сложности и трудности для общества такой переход объективно необходим для мобилизации собственных ресурсов государства в целях быстрейшего выхода из экономического кризиса, преодоления спада производства, достижения устойчивого роста экономики, решения социальных задач. Развитие предпринимательской деятельности действительно должно стать сердцевиной, двигателем, вытягивающим экономику из кризиса и придающим ей ускорение.Рынок формирует природу, характер и содержание предпринимательской деятельности, определяет ее особенности. Рынок - это экономика, где предприниматель, преследуя свои экономические шггересы, способствует одновременно реализации общественных интересов. Поэтому так важно знать сущностные характеристики развития рынка на современном этапе, его положительные и отрицательные стороны для определения методов регулирования и использования различных форм сотрудничества в развитии предпринимательской деятельности.Естественно, на предпринимательство государство должно воздействовать исключительно экономическими рычагами, такими как гибкая, стимулирующая налоговая система, госзаказ для малого бизнеса на конкурсной основе, кредитно-амортизационная политика, а также через различные формы государственной поддержки развития предпринимательской деятельности на разных уровнях хозяйственного регулирования с учетом отраслевой специализации.Среди многообразньЕх форм поддержки развития предпринимательской деятельности особое внимание следует уделить такому малоизученному направлению как формирование и совершенствование различных видов партнерских связей, позволяющих выбрать самую эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером-предпринимателем для достижения коммерческой выгоды.Постановка проблемы. Партнерские связи в сфере бизнеса выступают не только важным составным элементом предпринимательских действий по реализации делового проекта /взаимоотношения с рынком, с коллективом наемных работников, с партнерами/, но и необходимым условием договорных отношений между несколькими предпринимателями, дают возможность каждому из них получить определенный уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности. Каждый предприниматель заинтересован найти наиболее эффективную форму партнерских связей, а это можно лишь путем сравнительного анализа вариантов сотрудничества.В экономической отечественной литературе этой проблеме посвящено немного публикаций, но и они, как правило, освещают правовые и организационно-техни:ческие вопросы сотрудничества в отдельных видах деятельности через систему лизинговых отношений, совместного предпринимательства, франчайзинга и других, не отражая отраслевых особенностей видов сотрудничества, и не давая сравнительного анализа вариантов форм возможных партнерских связей. Эти обстоятельства и определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.Цель и задачи исследования. Целью выполняемой диссертационной работы является изучение особенностей форм сотрудничества и совершенствования партнерских связей в предпринимательской деятельности как важного фактора эффективного развития деловой активности в различных сферах приложения труда и новых условиях хозяйствования.В соответствии с этой целью в диссертационной работе поставлены и решаются следуюпще задачи: - выявить основные особенности становления форм сотрудничества между партнерами и определить их роль в развитии предпринимательства в различных сферах деятельности; - оценить роль партнерских связей, выступающих в качестве важной формы поддержки развития предпринимательской деятельности в условиях формирования российской рыночной экономики; - обосновать основные направления развития форм партнерских связей и дать их классификацию по видам деятельности /на материале сферы услуг/ обобпщть опыт лизингового обслуживания как важнейшего элемента партнерских связей в развитии малого предпринимательства и наметить пути его совершенствования; - изучить специфику факторинговых услуг и страхования рисков, определить возможности их развития и совершенствования; - обосновать развитие системы бизнес-инкубаторов как нового и эффективного вида сотрудничества по подготовке предпринимательских кадров и дать предложения по ее совершенствованию.Объектом исследования являются виды хозяйственного сотрудничества между партнерами в предпринимательской деятельности сферы услуг.Предметом исследования являются партнерские связи и особенности их развития в сфере предпринимательства, а также договорные отношения, формирующиеся в новых условиях рыночного хозяйствования.Методология исследования. Методологическую и методическую основу диссертационного исследования составляют научные труды отечественных ученых-экономистов и практиков в области рыночной экономики и ^ предпринимательской деятельности сферы услуг, в частности, большой вклад ! внесли Антонов А.Н., Балалов В.Д., Блинов А.О., Бусыгин А.В., Горемыкин Ю.М., Ерохина Л.И., Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Корчагин В.П., Маннапов Р.Г., Морозов В.Ю., Новицкий А.Г., Осипов Ю.М., Платонова Н.А., Сульповар Л.Б. и др. автороы, а также труды зарубежных ученых и специалистов, таких как П.Друкер, Ф. Котлер, Й.Шумпетер и др.В работе использованы методы экономико-статистического и социального анализа, методы сравнения и группировок, контент-анализ и др.Кроме того, использовались государственные нормативно-правовые акты, правительственные документы, относящиеся к развитию предпринимательской деятельности, а также специальная отечественная и зарубежная экономическая и правовая литература по изучаемой проблеме.Информационной базой исследования являются официальные статистические материалы Российской Федерации, данные акционерных обществ и банков России, а также результаты эмпирических исследований и анкетных обследований в предпринимательских структурах, выполненных при участии автора /методическое обеспечение/.Особенностью диссертационного исследования является не только то, что в работе широко используются данные по сотрудничеству в отраслях сферы услуг, но и в том, что изучение партнерских связей ведется по элементам функциональной предпринимательской деятельности с акцентом на обслуживающие составляющие.Научная новизна исследования состоит в следующем: - определены особенности развития основных видов предпринимательской деятельности и возможные формы партнерских связей; - выявлены основные факторы, влияющие на эффективность использования различных фирм партнерских связей в сфере предпринимательской деятельности и дана их классификация по пяти признакам /правовым, экономическим, социальным, организационным и техническим/; - разработаны предложения по развитию и совершенствованию лизинга как важнейшего элемента формирования партнерских связей по материальнотехническому обеспечению предпринимательских структур; - определены основные направления по развитию факторинговой деятельности и страхования рисков как новых эффективных форм деловых услуг для развития предпринимательства, в том числе и в сфере услуг; - обоснованы рекомендации по развитию региональных и отраслевых бизнесинкубаторов по подготовке предпринимателей, которые определяются как эффективный вид сотрудничества в формировании цивилизованных и конкурентоспособных кадров для рыночной экономики.Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические разработки и эмпирические исследования доведены до конкретных рекомендаций по развитию и совершенствованию видов партнерских связей, являющихся эффективной формой поддержки развития предпринимательской деятельности в новых условиях хозяйствования. В частности, обоснованы и классифицированы факторы, влияющие на эффективность использования форм партнерских связей, что позволяет определить их место на разных уровнях управления; даны предложения и разработаны требования к лизинговому кодексу, к созданию единого российского информационного поля по лизинговой деятельности и вхождению в мировую сеть и др.; определены возможности развития факторинговой деятельности и страхования предпринимательских рисков, приобретающих а I особую значимость в период экономических и финансовых обострений; даны рекомендации по развитию бизнес-инкубаторов по подготовке предпринимателей как наиболее эффективной формы партнерских связей.Апробация диссертационной работы. Основные положения диссертации докладывались соискателем на научно-практической конференции и семинарах профессорско-преподавательского состава Государственной академии сферы быта и услуг и производственных совещаниях акционерного общества Торгово-инвестиционной компании "Группа СТИЛТЕКС" в 19971998 гг. Отдельные положения диссертационной работы использованы при подготовке учебного пособия "Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере услуг" (раздел, посвященный партнерским связям предпринимательских структур).1 гл. Особенности развития предпринимательской деятельности в сфере услуг и формы партнерских связей. J.J. Предпринимательская деятельность как особый вид социальноэкономической активности населения.Слово "предпринимательство" ассоциируется прежде всего с экономической активностью. Экономическая активность - это все энергетические процессы, связанные с производством и обменом материальных или духовных благ. Ни производство, ни обмен не могут совершаться стихийно, поскольку всегда обладают относительно сложным характером и требуют сознательного участия человека. Следовательно, экономическая активность может бьггь либо вынужденной, либо свободной. Экономическая активность всегда выступает как деятельность, т.е. как свободная трата жизненной энергии, осуществляемая под определенным видом обстоятельств.Главным таким обстоятельством является потребность в продуктах труда, т.е. в таких материальных или духовных благах, которые не могут бьггь получены как божий дар, а являются продуктом деятельности. В процессе труда между людьми складываются определенные отношения, первым результатом которых является разделение труда. В результате разделения труда происходит специализация отдельных людей или группы людей по выполнению определенных трудовых функций, а также по производству определенных продуктов или видов услуг. Если первое обстоятельство приводит к возникновению профессий, а последнее - к возникновению обмена, тогда производители одного продукта /услуги/ удовлетворяют потребности в других продуктах /услугах/, меняясь своим достоянием с другими производителями.Предпринимательство есть разновидность экономической активности.Экономическая активность стимулируется потребностями в продуктах /услугах/ труда. Труд есть первая форма экономической активности, связанная с созданием и получением таких благ, которые нельзя получить не трудясь.Поскольку труд является абсолютно вынужденной активностью, человек может свободно заниматься любым видом труда, даже если в этом нет не только жизненной, но и вообще никакой экономической необходимости.Человек может заниматься предпринимательской деятельностью в любой момент и при любых условиях, однако скорее он будет заниматься тогда, когда это будет действительно необходимо. Что же это за условия, при которых предпринимательство становится необходимым? Одним из таких условий являются совместные организационные усилия по добыче каких-либо благ, т.е. эти усилия организуются в предприятия, 1; 1^ которые позволяют другим обеспечить себе относительно стабильные гарантии ,1 спокойного существования. Предприниматель выступает как инициатор той или иной попытки совместной добычи тех или иных благ, т.е. предприниматель выступает родоначальником образования всякого предприятия.Развитие предпринимательства предполагает наличие ряда социальноэкономических и правовых условий: во-первых, предприниматель должен быть экономически обособленным субъектом хозяйства; во-вторых, должно быть наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и распределение дохода, а также наличие многообразных форм и видов собственности с учетом особенностей развития той или иной отрасли национальной экономики; в-третьих, необходима определенная социально-экономическая, правовая и политическая среда, при которой не только декларируются, но и реально обеспечиваются свобода хозяйственного выбора и развитие предпринимательской деятельности на базе конкурентной среды; в-четвертых, создание свободной экономической деятельности с помощью комплекса гражданского, хозяйственного права и антимонопольного законодательства; в-пятых, создание с помощью социального законодательства льготных условий в целях стимулирования развития предпринимательской деятельности /создание механизма поддержки развития малого бизнеса, а также создание специального органа, ответственного за реализацию государственной политики в отношении малых предприятий и т.д./; в-шестых, создание благоприятной общественно-политической атмосферы.Современная экономическая наука определяет предпринимательство как особый вид активной профессиональной деятельности, в основе которой лежат следующие отличительные признаки: - самостоятельность в выборе видов деятельности и методов их реализации, - конкурентная борьба и стремление к успеху, - присутствие обоснованных факторов риска, - ориентация на достижение коммерческого успеха и извлечение прибыли; - персональная имущественная ответственность, - инновационный творческий характер деятельности, - особый тип хозяйственного поведения /поиск нетрадиционных решений, обоснованный риск, целеустремленность и нгютойчивость и постоянная самообновляемость, информированность, инициативность и поиск эффективных новаторских, нетрадиционных решений и т.д./.Предпринимательство в широком смысле как способность найти что-то новое, осуществить задуманное, реализовать свои планы прямо связано с творческой природой человека. Предприниматель, как правило, изобретает новый товар /услугу/, но он также должен быть способен превратить это изобретение в коммерчески успешный продукт бизнеса. По своему содержанию и характеру предпринимательство с полным основанием может быть идентифицировано и как социально активный вид трудовой деятельности, основанный на самозанятости, инициативе отдельного лица или группы лиц.Поэтому противопоставление предпринимательской деятельности профессиональному труду неправомерно. Можно лишь говорить о специфическом характере предпринимательского труда как труда творческого, интеллектуального, связанного с поиском и реализацией организационных решений технических, производственных, социально-экономических задач в условиях, присущих рыночным отношениям.Таким образом, предпринимательство следует рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: как движущую силу рынка и как особую сферу приложения труда.Соответственно этому определяется и фигура предпринимателя как субъекта рьшка и как субъекта специфического, сопряженного с хозяйственными рисками вида трудовой деятельности. Предпринимательство немыслимо без новаторства, которое стимулирует конкурентная борьба.Особую роль новаторство приобретает в конкурентной борьбе фирм за рьшки сбыта своей продукции /услуг/ пос|№дством повышения требований к надежности, качеству товара, дизайну и другим качественным параметрам.Если попытаться выделить главное в определении сущности предпринимательства, как вида трудовой деятельности, то оно сведется к следующему: - целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной вьфучки, полученной от реализации товара /услуг/ над затратами /издержками/ на его производство и реализацию; - содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций и партнерских связей с имеющимися в распоряжении предпринимателя ресурсами /денежными, материальными, трудовыми и т.д./, которые обеспечивают ему достижение поставленной цели; - субъектами предпринимательской деятельности /предпринимателями/ могут быть только граждане и их объединения.Вместе с тем фигура предпринимателя не тождественна фигурам собственника и менеджера /управляющего/. Предприниматель может быть, а может и не быть собственником используемых им ресурсов, /например, применять заемный капитал/, а собственник может получать доход от своей собственности, не занимаясь предпринимательством, например, сдавая в аренду принадлежащие ему, согласно праву собственности, оборудование, помещения (производственные и офисные), а менеджер в зависимости от объекта управления не обязательно имеет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли /например, менеджер - начальник службы, цеха, отдела и т.д./.Российское законодательство определяет предпринимателей как субъектов, деятельность которых нацелена на получение прибыли и ведется ими на условии собственной имущественной ответственности.Предприниматель, являясь участником рыночной экономики, преследуя свой экономический интерес, способствует одновременно и реализации общественного интереса. Это обстоятельство должно найти отражение в определении понятия "предпринимательство", т.е. к традиционным характеристикам - инициативная, рискованная, самостоятельная деятельность, преследующая получение прибыли или дохода, следует добавить "на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой" [58, вьш. 8, с. 70].Таким образом, предпринимателем мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный агент, т.е. сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых экономических возможностей и партнерского сотрудничества, хараьсгеристика делового поведения, а не только вид особой профессиональной деятельности.Действительно, рад функций, таких как принятие решений, партнерские связи, несение ответственности, связывают предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует, функциональные характеристики того и другого различны. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, с щ)угой, эффективное управление - менеджмент по силам не каждому предпринимателю. Хорошо об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента [51, с. 46]: "Такие характеристики как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе необязательно свидетельствует о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше". Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий - менеджер.Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" нередко совпадают, хотя один из них собственник, а другой, как правило, - наемный управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджера и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства и т.д.Вплотную к понятию "предприниматель" примыкает и понятие "предпринимательство". Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству или оказанию услуг, или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.К важнейшим чертам предпринимательства, как аетивному виду профессиональной деятельности, на наш взгляд, следует отнести: " самостоятельность^ независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм; - экономическая заинтересованность. Главная цель предпринимательства получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы в получении высокого дохода, предприниматель способствует достижению обш;ественного интереса; - хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются; - нововведения. Эта сторона экономической деятельности в сфере предпринимательства состоит в том, что своими новшествами бизнесмены не только создают новый порядок, но, что очень важно, ускоряют процесс уже конструктивно созревающей в обществе. Предприниматель постоянно осуществляет "социальное разрушение", являясь главной фигурой в экономическом развитии общества, т.е. предпринимательство и новаторство в современном обществе представляются взаимосвязанным целым.Предпринимательству в разных странах мира присущи свои особенности, отражающие основные черты национального характера. Эта деятельность была распространена и в нашей стране в дореволюционный период, во времена нэпа.Наши предприниматели тоже имели свой национальный интерес и колорит.Сейчас нам необходимо быстрее возродить лучшие российские предпринимательские традиции и опыт.В мировой экономической литературе, посвященной теме предпринимательства, утверждается, что только 4-5% от общей численности трудоспособного населения развитых стран составляют люди, которые могут войти в ряды цивилизованных предпринимателей - "золотой фонд нации".Для более углубленной характеристики и выявления особенностей предпринимательской деятельности, оценки ее экономической активности, в том числе и в развитии партнерских связей, рассмотрим ее с различных позиций: экономической, социальной, психологической и физиологической.Так, с экономической точки зрения предприниматель - это тот, кто соединяет капитал, труд, природные ресурсы таким образом, что их совокупная функциональная стоимость возрастает и он получает прибыль, но не любой ценой, а с учетом принципа устойчивого развития, когда экономический рост и окружающая среда рассматриваются как единое целое. Более того, соблюдение предпринимателем норм природопользования, экологических требований к качеству продукции и услуг выступают как основа их конкурентоспособности на внутреннем и вненшем рынках.Сохщальная сущность предпринимательства прежде всего характеризуется степенью его свободы, что означает необходимость рассмотрения социальных проблем в органической взаимосвязи с трудовым правом, социальной экономикой и сохщологией труда. Степень свободы сама по себе также должна быть предметом свободного выбора /в том числе выбора форм собственности/, обусловленного складом характера и желанием человека, готовностью к самостоятельным действиям, идти на риск или выполнять полученные указания и распоряжения, т.е. заниматься творческой предпринимательской деятельностью или рутинной работой.Помимо проблем, непосредственно касаюнщхся трудовой предпринимательской деятельности, социальный аспект труда предпринимателя находит отражение при решении вопросов уровня жизни и социального развития, складывающихся в результате трудовой деятельности.Для этого используется ряд нормативно-ценностньсс социальных характеристик и показателей: определение места труда в системе ценностных ориентации работников; иерархия труда по их объективной значимости; чувство моральной ответственности за использование рабочего времени коллегами по работе; ответственность за работу своего предприятия /фирмы/, коллектива и собственную работу; стремление добиться лучших результатов в работе. Кроме того, в группу социальных показателей трудового поведения входит: степень трудовой отдачи, выполнение сменных заданий (по количеству и качеству) или других параметров, а также повышение уровня организации труда, качество работы, величина потерь рабочего времени по вине работника, трудовая дисциплина, рост активности и оказание помопщ своим товарищам по работе, повышение своей квалификации и другие социально-экономические показатели.Роль предпринимательского труда как основы формирования жизнедеятельности нового социального слоя общества обусловливает необходимость выработки и осуществления во взаимодействии с профсоюзами и работодателями государственной политики в решении связанных с ним проблем. Основными направлениями государственной политики в области предпринимательской деятельности, по нашему мнению, должны быть: создание экономических и социальных условий для усиления мотивов и стимулов к высокопроизводительному труду; совершенствование налогового регулирования (превращение его из фискальной системы в стимулирующую), формирование фондов зарплаты и индивидуальных размеров оплаты труда, в том числе и через регулирование минимальных ставок заработной платы, а также развитие и совершенствование подготовки предпринимательских кадров для рыночной экономики.Необходимо создание системы регулирования ставок и оплаты, стимулирующих компенсационные выплаты /на федеральном и региональном уровнях/ для работников хозрасчетных отраслей независимо от форм собственности; проработка государственных программ развития и поддержки предпринимательской деятельности не только в целом по Российской Федерации, но и по ее регионам.Знание мотивов, отражающих потребности и интересы человека/предпринимателя, наемного работника/, является необходимым условием выработки эффективной системы стимулирования его труда, отражающим средства и методы воздействия на трудовое поведение каждого работника в коллективе. Оценка потенциальных возможностей работников предпринимательских структур осуществляется путем профдиагностики и профотбора, которые предшествуют заключению трудового договора, давая возможность установить степень соответствия нанимающегося возлагаемым на него трудовым функциям. Посредством диагностики проводится профориентация с целью выработки направлений получения или изменения профессии и специализации работников. Профориентация призвана оказать помощь работникам, включая молодежь и другие группы населения, в выборе или перемене профессии или рода деятельности в соответствии с общественными потребностями. Формирование рабочей силы в предпринимательских структурах должно отражать потребности фирмы и интересы работников, руководствующихся главным мотивом - получить работу, устраивающую по содержанию, условиям труда и его оплате.Выявленные особенности характера, содержания труда предпринимателей позволяют более четко и целенаправленно сформулировать требования не только к отбору потенциальных бизнесменов, но и к их деловому образованию, профессиональной подготовке, увидеть, что тормозит их развитие и что влияет на повышение эффективности их деятельности. Важнейшая роль в решении этих проблем отводится системе социального мониторинга.Связь предпринимательского труда как формы экономической активности с его физиологической сущностью обусловлена тем, что в процессе труда человек расходует мышечную и нервную психологаческую энергию, в результате чего в его организме возникают эмоциональные изменения, допустимые в определенных пределах. Они не только не носят необратимого характера, но и полезны и даже необходимы для жизнедеятельности как тренирующий фактор, поскольку неиспользованные способности к труду в течение времени угасают. Но при превышении этих приемов могут возникать необратимые изменения, оказывающие вредное влияние на здоровье и работоспособность человека. В этом случае требуется затрачивать определенные средства на улучшение условий труда, обеспечение его безопасности, а также на предоставление разного рода льгот и компенсаций работникам. Изучением функциональных изменений в организме человека в процессе труда занимается специальная отрасль науки - психология труда, вырабатывающая рекомендации по рациональному использованию физиологических способностей личности, выявлению и устранению отрицательных факторов производственной среды, влияющих на организм, введению физиологически обоснованных режимов труда и отдыха, снижению утомляемости, применению техники и технологии, облегчающих тяжелый физический и напряженный умственный труд.Особый интерес представляет оценка предпринимательской деятельности с психологической точки зрения, где трудовая деятельность в предпринимательстве рассматривается как процесс сознательной деятельности, в котором важное значение имют и психологические качества человека, его поведение в отнощении цели, содержания, предмета, орудий и методов труда, что позволяет выработать рекомендации по двум основным направлениям: Во-первых, обеспечение наибольшей привлекательности содержания и условий труда применительно к определенной специализации работников бизнеса и виду деятельности на основе использования положений инженерной психологии, эргономики и эстетики; Во-вторых, в связи с тем, что понятие предпринимательской деятельности относится и к области хозяйственной психологии. С психологической точки зрения предпринимателем является человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата.Во главе предпринимательских структур должны стоять люди, обладающие специальными психологическими свойствами и способностями к созидательной деятельности, профессионально-компетентные и лично заинтересованные. При системе частной собственности и конкуренции отбор людей, наиболее пригодных для руководства предпринимательскими структурами происходит удачно при распределении между различными типами предприятий сообразно характеру и призванию, а независимость коммерческих структур, конкуренция приводят к тому, что одно предприятие испытывает жизнеспособность другого.Важной психологической характеристикой предпринимателя является предприимчивость - это добавочное свойство, которое проявляется в результате работы сознания, когда требуется обеспечить удовлетворение основных потребностей в деятельности и приспособиться к новой обстановке.Предприимчивость может быть удачна лишь при наличии двух свойств - ума и решительности. Ум выражается в находчивости, приспособляемости, а решительность - в длительном осуществлении задуманного и готовности к риску [27, 31]. Предприимчивость предполагает смелость, гибкость, сознание и настойчивость. Максимальное выражение предпринимательской психологии - это ненасытная склонность организовать, развивать свое дело, побеждать конкурентов. и. Шумпетер подчеркнул [83, с. 159], что предпринимательская роль доступна лишь обладающим определенными качествами, тесно связав экономическую функцию предпринимателя с особенностями его личности.Исследование этих качеств стало прерогативой психологов и социологов.Психологи основной акцент при изучении предпринимателей делают на необходимости отслеживания их мотивации и персональных характеристик.Социальная психология пришла к выводу, что предпринимательская роль предполагает индивидуальную ответственность, при этом ответственность, такого рода предполагает индивидуализм, включающий в себя вероятность успеха и вину за неудачу, свободу принятия последствий, какими бы они не были.Главное направление, изучаемое социальными психологами, связано с рассмотрением риска.Предпринимательская функция, по мнению многих исследователей, изначально содержала изменение риска и принятие риска, т.е. принятие решения стать предпринимателем включает в себя понимание степени риска и понимание возможности неудачи, ассоциируемой с финансовым неуспехом предприятия. Предпринимательский риск имеет кгж правило три составляющих: - общественную склонность к риску предпринимателя; - понимание им возможности неудачи специфического предприятия; - понимание последствий неудач.Естественно, и эта особенность оказывает существенную роль в установлении партнерских связей.Для формирования предпринимательской деятельности, включая и деловые связи, необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые, организационные и др. Осуществление предпринимательской деятельности в первую очередь связано с человеком, обладающим определенными качествами. Не будет таких людей - не будет предпринимательства, какими бы выгодными не были внешние условия для его осуществления. Однако, поскольку предпринимательство является формой экономической активности, оно находится в определенной зависимости от экономических условий жизни общества. К таким условиям стоит прежде всего отнести рынок, наличие соответствующих отношений собственности, капитала, соответствующее состояние производства и коммуникации, а также организационные основы предпринимательства. Численно предпринимательство может осуществляться и развиваться через систему партнерских связей только в условиях рынка. Нет рынка - нет и предпринимательской деятельности как сферы экономических отношений, позволяющей осуществлять обмен. При этом в зависимости от того, что является предметом обмена, различают виды рынков: товарный рынок, рынок ценных бумаг, рынок сырья, рынок рабочей силы, рынок услуг и др. Таким образом, экономические условия - это в первую очередь спрос и предложение товаров на рынке, это виды товаров, которые могут приобрести покупатели, это объемы денежных средств, которые они могут истратить на покупки, это избыток или недостаточность рабочих мест и рабочей силы, влияющих на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретения товаров. Кроме того, на экономическую обстановку существенно влияет наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов и инвестирования, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций, и которые готовы предоставить им кредитные учреждения с различными формами партнерских связей. Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помопц>ю которых предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции и организовывать партнерские связи.Другим важнейшим элементом экономических условий, необходимых для развития предпринимательской деятельности, является собственность.Собственность - это система исторически мен5НОШихся объективных отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления. Фактически существующие отношения собственности, как правило, закрепляются и защищаются государством.Посредством законодательства устанавливаются правовые нормы, которые регулируют отношения между людьми, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежаш;им различным лицам, группам и всему обществу в целом. Но в конечном счете распределение объектов собственности межд^ субъектами зависит от результатов общественного производства, в процессе которого экономически реализуется право собственности.Важнейшим элементом экономических условий является наличие капигала. При этом под капиталом мы понимаем все ресурсы, используемые в процессе предпринимательской деятельности. В этом смысле капиталом могут служить деньги, средства производства, сьфье и т.д.К экономическим факторам примыкают социальные условия формирования предпринимательской деятельности, прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам. На разных этапах эти потребности могут меняться. Существенную роль играет нравственные и религиозные нормы в зависимости от социальнокультурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого - на их спрос на товары. Сощ^альные условия влияют на отношение отдельного индивида к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда и отдыха. От предпринимательской деятельности бизнесмен должен получать удовлетворение: он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников, охране их здоровья, сохранении рабочих мест и др. Важную роль в формировании предпринимательства играет такой социальный фактор как подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах и получение делового образования, организация и подготовка преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, производяпщх профессиональный отбор и ориентацию работников предпринимательских структур, развитие новьсс форм подготовки кадров, таких как социальноделовые центры, бизнес-инкубаторы по подготовке предпринимателей и др.Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличие законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятия; запщта предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развитие совместной деятельности предпринимателей России с зарубежными странами и т.д. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.Важную роль также играют законодательные инициативы по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, вкшючая в первую очередь право на собственность, соблюдение договорных обязательств, а также нормативных актов, регламентирующих все виды и формы поддержки развития малого предпринимательства.Все попытки выявления особой экономической функции предпринимателя, особого типа предпринимательства можно разделить на несколько принципиальных направлений.1. Предпринимательство обозначается как разновидность социальной деятельности, как специфическая деятельность, связанная с инновациями и в некоторых случаях с риском.Инновационность рассматривается как особый инструмент предпринимательства, а само предпринимательство должно рассматриваться как действие, направленное на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы /капитал, труд, управление и время, которое одинаково для всех видов социальной деятельности/новые свойства с целью получения благ.2. Предпринимательство трактуется как тип хозяйственной деятельности, т.е. ограничивается экономической сферой. Предприниматель рассматривается как агент экономического роста, несущий бремя различных рисков в условиях неопределенности спроса.3. Предпринимательская деятельность рассматривается как процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощаюпщй время и силы, предполагаюпщй принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и моральное удовлетворение достигнутым.Анализ наиболее важных интерпретаций понятия "предпринимательская деятельность", дисциплинарных подходов к его определению, рассмотрение основных методологических подходов в изучении предпринимательства показывает, что научные знания относительно этого важного социальноэкономического феномена в своем развитии еще не достигли этапа систематизации: нет общепринятого определения предпринимательства, существует путаница в понимании предпринимательства как социального явления, как вида профессиональной деятельности, нет разграничения понятия предпринимательства с "пограничными понятиями", такими как предприниматель и бизнесмен, предпринимательство и бизнес и т.д.Вместе с тем, рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров.Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес сохранение, развитие и запщта частной собственности, чем обусловлены черты их поведения во всех отношениях, связанных с собственностью.Вместе с тем, предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяюпще стратегию экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к экономическим и социальным проблемам; свой объем и систему партнерских связей. Малое и среднее предпринимательство представляют самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной степени определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны. По уровню жизни, социальному положению они принадлежат к большинству населения, определенно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти 50% трудоспособного населения всего мира. Объем производства в сфере малого и среднего предпринимательства в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта /Материалы 3-его Международного конгресса "Российский малый и средний бизнес", Москва 2325 ноября 1994 г. с.26/. Кроме того, этот сектор экономики более динамично создает новые рабочие места. Так, например, в США за период 1976-1990гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тысяч рабочих мест, а сектор малого предпринимательства за этот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечив 65% чистого прироста рабочих мест по стране [46, с. 8].Предпринимательская деятельность является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой рыночная экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя основы любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мопщой экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой экономической зюнзни страны в системе рыночного хозяйствования является малое предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная, гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, являющихся основной питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость малых предприятий и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики, способствуют стабильности политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отнощении собственности с крупным и средним капиталом, с другой стороны, представителей малого предпринимательства отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают повседневно к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными партнерами и потребителями из различных социальных групп населения. Это определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанного на прямой зависимости от местных социально-экономических и национальных интересов.Социально-экономическая значимость малого предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников, владельцев малых предприятий и их наемных работников, а общая их численность и удельный вес являются одной из наиболее существенных качественных характеристик развития рыночной экономики. 11менно эта группа экономически активного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.Кроме того, показатели социально-экономической активности занятых предпринимательской деятельностью могут быть дополнены результатами социологических обследований, позволяюпщх дать оценку удовлетворенности предпринимательским трудом; социальной защищенности в сфере малого бизнеса; мотивов, побуждающих к той или иной деятельности; причин, тормозящих развитие малого предпринимательства и др. [прилож.1].Для более полной оценки особенностей развития малого предпринимательства в России нами обобщены основные показатели, характеризующие его формирование в новых условиях хозяйствования, в частности: - дано состояние малого и среднего предпринимательства в России и развитых капиталистических странах /табл.!/; отраслевая структура изменения количества малых предприятий в России за 1991-1997ГГ./табл.2/; Табл. 1. Состояние малого и среднего предпринимательства /МСП/ в России и развитых капиталистических странах [46, с. 11].Страны Россия Великобритания Германия Италия Франция США Япония Количество МСП на 1000 жителей Численность занятых в МСП /млн. чел./ 10,0 13,6 18,5 16,8 15,2 70,2 39,5 Уд. вес МСП в общей численности занятых /%/ Доля МСП в ВВП/%/ 11-12 50-53 50-54 57-60 55-62 50-52 52-55 Табл.2. Отраслевая структура изменения количества малых предприятий в России /по данным Госкомстата РФ/ Отрасль Всего предприятий в том числе - промьшшенных - строительных - торговли и общепита - науки и научного обслуживания - других отраслей экономики 1991г. тыс.шт 268,0 37,9 51,9 124,4 10,6 43,2 в% 100,0 14,1 0,4 46,4 4,0 16,1 1993г. тыс.пгг 805,0 94,7 92,2 397,5 64,8 159,0 в % 100,0 10,8 10,7 46,0 7,5 25,0 1995г. тыс.пгг 835,0 108,0 137,0 358,0 47,0 175,0 в% 100,0 14,1 16,4 42,9 5,6 21,0 1.1. тыс.пгг 861,1 134,8 142,1 372,8 43,8 131,6 1998г. в% 100,0 15,6 16,5 43,3 5,1 19,5 - динамика занятости на малых предприятияк России по видам деятельности /табл.3/. - соотношение отраслевых показателей и производительности труда, в частном и государственном секторах экономики /табл.4/.Табл. 3. Динамика занятости на малых предприятиях России по видам деятельности /по данным Госкомстата РФ/ /млн. человек/ Отрасли Всего занятых на малых предприятиях в том числе - промышленности - строительстве - торговли и обществ. питания - общекоммерческой деятельностисти - науки и научного обслуживания - других отраслей экономики 1991г.5,44 1,84 1,81 1,11 1,04 0,12 0,52 1993г.8,6 2,33 2,38 2,34 0,38 0,31 0,89 1995г.8,1 2,38 2,40 1,93 0,33 0,22 0,84 1.1.1998г.8,6'^ 1,9 2,2 2,4 0,21 0,51 1.4 х/ с учетом совместителей и работаюпщх по контракту Табл. 4. Соотношение показателей производительности труда по секторам экономики х/ /В%%/ Отрасли 1. Промьшшенность 2. Транспорт 3. Строительство 4. Торговля и общественное питание Частный сектор к государственному сектору экономики 1994г.160,1 201,0 58,1 90,1 1995г.137,1 271,8 75,1 88,1 х/ См. Частный и малый бизнес России на рынке труда. М., ИСАРП, 1996, с.36 Рассмотрение предпринимательской деятельности с различных позиций, f определение особенности ее развития /структуру, динамизм и место в национальной экономике/, позволило не только оценить всевозрастающую роль частного сектора в социальных и экономических преобразованиях страны в целом, но и подойти к осуществлению цели диссертационного исследования; определить особенности и увидеть динамизм развития партнерских связей как фактора, обеспечивающего поддержку развития предпринимательской деятельности; классифицировать формы сотрудничества с учетом факторов развития производства и сферы услуг, выделив в самостоятельные группы партнерские связи по основным видам предпринимательской деятельности.По нащей экспертной оценке, на долю партнерских связей в сфере производства приходшгся примерно до 45 % заключенных договорных соглашений, на сферу услуг - до 55%. Особое место занимают партнерские связи по материально-техническому обеспечению (18%), а также по финансовому обслуживанию (20%) и на подготовку кадров (15-16%).Следует также отметить, что за последние 2-3 года в развитии форм сотрудничества все большее место стали занимать связи по социальному • партнерству, развитию делового образования, социальной защиты и др.Более подробно проблемы формирования партнерских связей в области предпринимательской деятельности будут рассмотрены в следующем параграфе диссертационной работы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 199 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz