Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства бесплатно
21:35
Скачать Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства бесплатно
Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона : На примере Тюменской области

Диссертация

Автор: Неволина, Валентина Алексеевна

Название: Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона : На примере Тюменской области

Справка: Неволина, Валентина Алексеевна. Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона : На примере Тюменской области : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.07 Екатеринбург, 2005 173 c. : 61 05-13/1736

Объем: 173 стр.

Информация: Екатеринбург, 2005


Содержание:

Введение
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
11 Народные традиции как фактор освоения культурного пространства региона
12 Творческое развитие ребенка как субъекта деятельности в приобщении к народным традициям региона
13 Моделирование авторской педагогической технологии как условие приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям
Выводы по главе 1
Глава И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ РЕГИОНА (на примере Тюменской области)
21 Цели, задачи и этапы осуществления экспериментальной работы
22 Методическое обеспечение и условия реализации педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям Тюменской области
23 Диагностика приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона
Выводы по главе II

Введение:

Актуальность проблемы и темы исследования. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос t необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.
Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов. Круг проблем, которые можно обсуждать в данном контексте, достаточно широк; одной из наиболее значимых среди них является региональная культура (B.JI. Козлова, С.П. Литенкова, И .Я. Мурзина, А.А. Сергунин); ее можно рассматривать как модель жизни, как объект культурного пространства, в которое с рождения включен человек, живущий на данной территории (А.Н. Быстрова, B.JI. Каганский, С.Т. Мелюхин, И .Я. Мурзина).
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.
Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Таким образом, приобщение к народным традициям Тюменской области обуславливает необходимость образования в освоении «близкого», эмоционально окрашенного культурного пространства, в ходе которого происходит освоение культурных артефактов.
К проблеме изучения народных традиций и их места в образовательной парадигме обращались многие научные деятели. Но необходимо отметить, что исследования народных традиций, предпринятые ранее, проводились преимущественного в рамках отдельно взятого народа (Д.И. Воробьева, М. Забылин, С.Д, Кириенко, O.J1. Князева, В.М. Кулемзин, И.Э. Куликовская, J1.A. Лар, В.П. Мельников, И.А. Панкеев, И.Н. Полынская, Р.Г. Решетникова и мн. др.).
Хотя вопросы приобщения детей к народным традициям многонациональных районов нашли отражение в теоретических положениях и работах методического характера отечественных исследователей (Н.И. Каплан, З.И. Теплова, А.В. Шестакова и др.), однако до настоящего времени не предпринималось попытки создания педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона.
На основании вышеизложенных положений определяется ряд противоречий:
• между общественной потребностью в повышении эффективности освоения культурного пространства региона и реальным состоянием приобщения к народным традициям региона в ДОУ;
• между целостностью человека как субъекта освоения культурного пространства многонационального региона и односторонностью разрабатываемых технологий приобщения к народным традициям;
• между потребностями общества в освоении культурного пространства региона и недостаточной разработанностью ответствующих возрасту ребенка средств приобщения к народным традициям региона.
Наличие обострившихся противоречий свидетельствует об актуализации проблемы создания педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям, которая была бы адекватна ожидаемым результатам, возрастным особенностям детей и целостности человека как субъекта освоения культурного пространства региона.
Социальный заказ на приобщение детей к народным традициям, отставание процесса разработки педагогических технологий приобщения детей к народным традициям от потребности в них практики, их недостаточная адекватность возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обострение противоречий в практике приобщения детей к народным традициям региона обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области)».
В основе выбора темы лежит идея о том, что освоение культурного пространства региона через приобщение к народным традициям - это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития личности ребенка.
Цель исследования: создание и апробация педагогической технологии приобщения дошкольников к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области).
Объект исследования: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям региона (Тюменской области).
Предмет исследования: педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона (Тюменской области).
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой приобщение детей дошкольного возраста будет эффективным, если педагогическая технология: основана на культурологической концепции образования; на интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельностного подходов в образовании; теории целостности человека;
• создана с учетом выделения компонента творческого развития;
• реализована с учетом образности продуктивного воображения как новообразования дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. определить степень разработанности проблемы в философской, психолого-педагогической, научно-методической литературе и в практике образования;
2. разработать педагогическую технологию приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области);
3. апробировать педагогическую технологию приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона;
4. оценить эффективность применения педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства Тюменской области в практике дошкольного образования.
Методологические и теоретические основы работы определены целью и задачами исследования, призванного разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям Тюменской области.
Существенное значение для теоретико-методологической базы диссертации имеют работы философов, культурологов и этнологов (М.М. Бахтин, И.Е. Берлянд, М.Е. Бершацкий, B.C. Библер, Н.А. Быстрова, Г.Н. Волков, М.С. Каган, Ю.В. Ларин, И.Я. Мурзина и др.); научно-теоретические основы педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, B.C. Безрукая, К.Ю. Белая, В.И. Загвязинский, С.А. Козлова, М.А. Скаткин,
В.А. Сластенин и др.); концепции и теории гуманного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.Г. Воронцова, Н.Б. Крылова, Т.Ф. Кузнецова, А. Маслоу, Е.И. Рерих, К. Роджерс и др.); теории о возрастных психолого-педагогических и физиологических особенностях детей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Бажович, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко,
A.В. Запорожец, И.А. Зимняя, Т.С. Комарова, Т.В. Кудрявцев, А.А. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.); исследования региональных образовательных систем (B.C. Безрукова,
B.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, Ю.В. Громыко, М.П. Зайцев, В.Г. Новиков, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова) и др.
Значительную помощь в обосновании и разработке педагогической технологии оказали научно-теоретические основы исследований В.А. Беляевой, В.П. Беспалько, A.M. Воронина, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, В.В. Монахова, Т.С. Назаровой, Н.Н. Паранчера, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, М.А. Чошанова и др.
При решении поставленных задач были комплексно использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, этнологической и психолого-педагогической литературы; сравнение основных положений и обобщение; системный анализ, обобщение педагогического опыта; длительное (прямое и косвенное) наблюдение; псйхолого-педагогические диагностики; качественный и количественный анализ полученных данных исследования и др.
Организация, база и этапы исследования.
Экспериментальной базой исследования являлись ДОУ № 2, 21 г.Ишима, ДОУ «Синеглазка» г.Ноябрьска и ДОУ № 6 г.Тобольска. В эксперименте принимали участие 170 детей, 36 воспитателей и 25 родителей.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа с 1997 по 2005 год.
Первый этап - организационно-подготовительный (1997-2001гг.) -был посвящен изучению проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона.
В этот период были осмыслены противоречия, обусловившие выбор проблемы и темы, выработаны и определены цели, задачи и методы исследования, анализировалась философская, культурологическая, психолого-педагогическая литература по выбранной проблематике с целью обеспечения методологической основы исследования: теоретически определены сущностные и специфические аспекты педагогической технологии; уточнена сущность понятия «культурное пространство региона»; конкретизирована сущность понятия «народные традиции региона»; разработана модель педагогической технологии приобщения дошкольников к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области); разработан диагностический комплект для проведения экспериментальной части исследования; проведен первый срез уровня усвоения детьми народных традиций на раннем этапе приобщения.
Основными методами в этот период были наблюдение, беседы, опросы, методы анализа и синтеза.
Второй этап - содержательно-технологический (2001-2003 гг.) - был посвящен обоснованию и разработке рабочего варианта модели приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям, созданию методического обеспечения технологии.
Формирующий эксперимент проводился в два этапа. Первый этап формирующего эксперимента (2001-2002 гг.) проходил на вариативной основе. Цель этого этапа - поиск наилучших и безопасных методов воздействия на личность ребенка. Второй этап формирующего эксперимента (2002-2003 гг.) проходил на основании результатов первого этапа формирующего эксперимента, т.е. с применением скорректированного варианта педагогической технологии приобщения детей к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона.
Третий этап (2003-2005 гг.) - итогово-диагностический. На этом этапе завершен формирующий эксперимент; проведен анализ его результатов с точки зрения проблематики данной работы, проведена корректировка основных методологических, теоретических, концептуальных положений; сделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезы; оформлены результаты диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит:
• в постановке проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона;
• в конструировании модели технологии приобщения к народным традициям региона, основанной на культурологической концепции образования; интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельностного подходов в образовании; теории целостности человека; в разработке педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области), обеспечивающей творческое развитие ребенка;
• в определении условий реализации педагогической технологии: учет ведущих и значимых видов деятельности; опора на образность детского воображения как новообразование дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании подхода к разработке педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона на основе сочетания различных методологических оснований; внесения корректив в содержание образования детей дошкольного возраста с целью приобщения их к народным традициям региона в процессе освоении культурного пространства региона (на примере Тюменской области).
Разработанная педагогическая технология экспериментально проверена, апробирована и подготовлена к практическому использованию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология, включающая учебно-методический материал, подборку народных игр, сказок, легенд, праздников; коллекцию описаний народных ремесел Тюменской области; видеоматериалы по приобщению к народным промыслам (экскурсии в музей, на фабрику; встречи с народными мастерами; демонстрация способов работы мастеров; знакомство с материалами), отличается доступностью и способностью воспроизводимости в любом ДОУ.
Разработанная технология ориентирована на возрастные особенности детей, не связана с конкретным типом образовательного учреждения и может быть использована в приобщении детей к народным традициям в разных организационных формах образования.
Научная обоснованность и достоверность полученных в ходе исследования результатов обеспечиваются адекватностью методов исследования его задачам; связью педагогических исследований с практической деятельностью и ориентацией на нее, репрезентативностью полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сконструированная педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона основывается на культурологической концепции образования; интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельностного подходов в образовании; теории целостности человека.
2. Педагогическая технология, обеспечивающая освоение ребенком дошкольного возраста культурного пространства региона, включает компонент творческого развития.
3. Условиями реализации педагогической технологии приобщения детей к народным традициям региона выступают: учет ведущих и значимых видов деятельности; опора на образность продуктивного воображения как новообразование дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования апробированы в ДОУ № 2, 21 г.Ишима, № 6 г.Тобольска, ДОУ «Синеглазка» г.Ноябрьска; обсуждены на научно-практических конференциях (Ишим, 1997, 1998, 1999, 2001, 2003); Ершовских педагогических чтениях (Ишим, 1998, 2002, 2004); на научных семинарах кафедры педагогики и методики дошкольного воспитания Ишимского государственного педагогического института; совместных семинарах воспитателей, методистов и заведующих ДОУ г.Ишима.
Всего автором опубликовано 9 работ, из них по заявленной теме исследования -9 общим объемом 12,59 п.л.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы составляет 160 страниц. Список использованной литературы включает 237 источников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 301 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz